Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 62. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Легенда и сказка
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Рассказ о Русалочке. Отражение в авторской сказке романтических легенд Дании
Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.
Глоссарий по теме
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Пейзаж в литературе — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока.
Урок проходит в форме диалога двух персонажей: мальчик Витя10 лет ученик 4 класса, его младшая сестра Аня.
А: Вчера мы читали сказку Русалочка
В: Эту сказку написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. Тебе понравилась сказка? Какая она по настроению?
А: Я сказку не дочитала. Поэтому дать полный ответ на твой вопрос не могу. Мне очень понравилось главная героиня — Русалочка. Я обратила внимание на сравнения и эпитеты в начале повествования, они придают сказке особую поэтичность и красочность. Эта поэтичность помогает подчеркнуть особенность Русалочки. Она отличалась от своих сестер: Для описания главной героини автор использует прием сравнение. «Милее всех»; «тихая, задумчивая»; мечтает о мире людей, который притягивал ее своей необычностью.
В: «Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, — не то что здесь, на морском дне, — леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься».
А: Андерсен красочно описывает родные места русалочки: сад, дворец. «В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины — одна-единственная была бы великим украшением в короне любой королевы.» Великолепие морского дна не радовало Русалочку. Она не могла дождаться, когда ей исполнится 15 лет, и можно будет всплывать на поверхность.
В: Обрати внимание, какую картину рисует автор, когда Русалочка поднимается на поверхность моря. «Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Именно в этот день она впервые увидела принца и полюбила его.»
А: Красочные описания солнца, корабля, фейерверка, создают необычный фон для встречи героев. И вдруг буря, беда на корабле.
В: Появление бури именно в тот день, когда русалочка первый раз оказалась на поверхности моря не случайно. Можно предположить, что автор как бы намекает нам о её трагической судьбе.
А: Русалочка очень добрая и бесстрашная. Она бросилась спасать принца. Проплывая между бревнами и досками от разбитого корабля, совсем не думает о том, что они могут ее раздавить.
В: Этой сказке датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый, пусть и без тебя.
А: ЛЮБИТЬ это заботиться, внимательно относиться к окружающим, быть готовым к самопожертвованию. Что такое самопожертвование?
В: Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Давай дочитаем сказку, и ты все поймешь.
Поскольку сказка имеет большой объем, ее прочитывание может сопровождаться выделением основных частей и их озаглавливанием. Можно выделить пять основных частей сказки. Возможные формулировки пунктов плана:
- Безмятежная жизнь Русалочки до ее пятнадцатилетия.
- Необыкновенная встреча Русалочки с принцем. (Первый урок)
- Первое страшное испытание героини: «чудный голос» за «две маленькие ножки».
- Страдания «немой крошки».
- Прекрасная смерть Русалочки.
А: В тексте встретились незнакомые для меня слова: стрельчатые окна и гавань.
В: Стрельчатые — окна в готическом стиле арочной формы завершающиеся острием, ассоциируются со средневековьем и величественными замками. Гавань — как правило, гаванью называют акваторию порта, непосредственно примыкающую к причалам, где производится погрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров. Также в гавани суда могут находиться на длительной стоянке.
А: Мне очень грустно от того, что у сказки оказался такой печальный конец. Но я поняла, что такое самопожертвование. Русалочка больше жизни любила принца, даже больше чем отца и мать.
В: Именно это чувство отправило ее к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Обрати внимание, что пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. «Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные — полурастения, похожие на стоглавых змей, выраставших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уж: больше не выпускали.»
А: Это описание говорит о том, что Ведьма — явно отрицательный персонаж, жестокий и злобный. Она ничего не делает просто так. За все нужно платить большой ценой.
В: Русалочка заплатила очень высокую цену: потеряла чудесный голос, возможность жить беззаботно триста лет. Кроме мучительной физической боли («ей было так больно, будто она ступала по острым ножам»), она испытывает еще более сильную душевную боль. Девушка не могла рассказать принцу о своей любви, и ее мучила тоска по дому. Принц, любя ее, и не помышлял «сделать ее своей женой».
А: Мужество, бесстрашие, верность своим идеалам, твердость характера. Эти качества мы видим у главной героини и это удивительно, ведь в начале повествования автор подчеркивал хрупкость и слабость Русалочки.
В: Нельзя кого-то обвинить в смерти главной героини. Это был ее выбор. Принц не смог полюбить русалку более, чем как чудесное и нежное дитя, это любовь больше походит на отношение брата к сестре. Он любил другую девушку, которая, как он считал, спасла ему жизнь.
А: Даже когда сестры предложили ей спасти свою жизнь, русалочка отказалась, она предпочла, чтобы её возлюбленный остался жить и был счастлив.
В: Я думаю, нельзя сказать, что у этой сказки печальный конец. Посмотри, как изображается смерть Русалочки. Для ответа на этот сложный вопрос нужно выполнить следующее задание: найти в тексте эпитеты, с помощью которых автор рисует картину смерти. Результаты запиши.
А: русалочка не чувствовала смерти.
создания – «прозрачные», «чудные».
В: Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе таинственной обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Это существо связано с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.
А: Картина смерти печальна, но и одновременно светла, возвышенна и прекрасна. Русалочка улетает в заоблачный мир, где она сможет обрести любовь и счастье, каких не нашла на земле. Автор дарует ей возможность самой, не завися от чужой воли, обрести бессмертную душу.
В: В бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился Андерсен, установлен памятник русалочке. Бронзовая Русалочка один из самых известных в мире символов Копенгагена (а, может быть, и всей Дании)
А: Русалочке поставлен в Дании памятник за мужество, волю, преданность и настоящую любовь. Своим подвигом она заслужила право на бессмертную человеческую душу.
В: Как ты думаешь, почему автор так печально закончил эту сказку?
- Андерсен хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию.
- Смертью своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и самоотверженной.
- Автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).
Разбор типового тренировочного задания
Восстанови правильное описание предметов в сказке. Измени если нужно окончание.
облака – «белые», «прозрачные»,
создания – «прозрачные», «чудные».
Текст вопроса: Найди в тексте, каким цветом Андерсен разукрашивает перечисленные предметы.
песок _________________________, ______________________________
песок белый, голубоватый, как серное пламя
Небо было сплошь золотое
облака красные и фиолетовые, розовые
деревья огненно-красные и темно-синие, розовую плакучую иву
Разбор типового контрольного задания
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Текст вопроса: Вставь пропущенные слова в текст.
Она видела ……… солнце и какие-то ………. ………. создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них ……… паруса корабля и . облака в небе; голос их звучал как ………, но такая ………. что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.
Она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.
Источник
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 62. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Легенда и сказка
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Рассказ о Русалочке. Отражение в авторской сказке романтических легенд Дании
Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.
Глоссарий по теме
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Пейзаж в литературе — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока.
Урок проходит в форме диалога двух персонажей: мальчик Витя10 лет ученик 4 класса, его младшая сестра Аня.
А: Вчера мы читали сказку Русалочка
В: Эту сказку написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. Тебе понравилась сказка? Какая она по настроению?
А: Я сказку не дочитала. Поэтому дать полный ответ на твой вопрос не могу. Мне очень понравилось главная героиня — Русалочка. Я обратила внимание на сравнения и эпитеты в начале повествования, они придают сказке особую поэтичность и красочность. Эта поэтичность помогает подчеркнуть особенность Русалочки. Она отличалась от своих сестер: Для описания главной героини автор использует прием сравнение. «Милее всех»; «тихая, задумчивая»; мечтает о мире людей, который притягивал ее своей необычностью.
В: «Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, — не то что здесь, на морском дне, — леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься».
А: Андерсен красочно описывает родные места русалочки: сад, дворец. «В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины — одна-единственная была бы великим украшением в короне любой королевы.» Великолепие морского дна не радовало Русалочку. Она не могла дождаться, когда ей исполнится 15 лет, и можно будет всплывать на поверхность.
В: Обрати внимание, какую картину рисует автор, когда Русалочка поднимается на поверхность моря. «Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Именно в этот день она впервые увидела принца и полюбила его.»
А: Красочные описания солнца, корабля, фейерверка, создают необычный фон для встречи героев. И вдруг буря, беда на корабле.
В: Появление бури именно в тот день, когда русалочка первый раз оказалась на поверхности моря не случайно. Можно предположить, что автор как бы намекает нам о её трагической судьбе.
А: Русалочка очень добрая и бесстрашная. Она бросилась спасать принца. Проплывая между бревнами и досками от разбитого корабля, совсем не думает о том, что они могут ее раздавить.
В: Этой сказке датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый, пусть и без тебя.
А: ЛЮБИТЬ это заботиться, внимательно относиться к окружающим, быть готовым к самопожертвованию. Что такое самопожертвование?
В: Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Давай дочитаем сказку, и ты все поймешь.
Поскольку сказка имеет большой объем, ее прочитывание может сопровождаться выделением основных частей и их озаглавливанием. Можно выделить пять основных частей сказки. Возможные формулировки пунктов плана:
- Безмятежная жизнь Русалочки до ее пятнадцатилетия.
- Необыкновенная встреча Русалочки с принцем. (Первый урок)
- Первое страшное испытание героини: «чудный голос» за «две маленькие ножки».
- Страдания «немой крошки».
- Прекрасная смерть Русалочки.
А: В тексте встретились незнакомые для меня слова: стрельчатые окна и гавань.
В: Стрельчатые — окна в готическом стиле арочной формы завершающиеся острием, ассоциируются со средневековьем и величественными замками. Гавань — как правило, гаванью называют акваторию порта, непосредственно примыкающую к причалам, где производится погрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров. Также в гавани суда могут находиться на длительной стоянке.
А: Мне очень грустно от того, что у сказки оказался такой печальный конец. Но я поняла, что такое самопожертвование. Русалочка больше жизни любила принца, даже больше чем отца и мать.
В: Именно это чувство отправило ее к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Обрати внимание, что пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. «Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные — полурастения, похожие на стоглавых змей, выраставших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уж: больше не выпускали.»
А: Это описание говорит о том, что Ведьма — явно отрицательный персонаж, жестокий и злобный. Она ничего не делает просто так. За все нужно платить большой ценой.
В: Русалочка заплатила очень высокую цену: потеряла чудесный голос, возможность жить беззаботно триста лет. Кроме мучительной физической боли («ей было так больно, будто она ступала по острым ножам»), она испытывает еще более сильную душевную боль. Девушка не могла рассказать принцу о своей любви, и ее мучила тоска по дому. Принц, любя ее, и не помышлял «сделать ее своей женой».
А: Мужество, бесстрашие, верность своим идеалам, твердость характера. Эти качества мы видим у главной героини и это удивительно, ведь в начале повествования автор подчеркивал хрупкость и слабость Русалочки.
В: Нельзя кого-то обвинить в смерти главной героини. Это был ее выбор. Принц не смог полюбить русалку более, чем как чудесное и нежное дитя, это любовь больше походит на отношение брата к сестре. Он любил другую девушку, которая, как он считал, спасла ему жизнь.
А: Даже когда сестры предложили ей спасти свою жизнь, русалочка отказалась, она предпочла, чтобы её возлюбленный остался жить и был счастлив.
В: Я думаю, нельзя сказать, что у этой сказки печальный конец. Посмотри, как изображается смерть Русалочки. Для ответа на этот сложный вопрос нужно выполнить следующее задание: найти в тексте эпитеты, с помощью которых автор рисует картину смерти. Результаты запиши.
А: русалочка не чувствовала смерти.
создания – «прозрачные», «чудные».
В: Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе таинственной обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Это существо связано с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.
А: Картина смерти печальна, но и одновременно светла, возвышенна и прекрасна. Русалочка улетает в заоблачный мир, где она сможет обрести любовь и счастье, каких не нашла на земле. Автор дарует ей возможность самой, не завися от чужой воли, обрести бессмертную душу.
В: В бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился Андерсен, установлен памятник русалочке. Бронзовая Русалочка один из самых известных в мире символов Копенгагена (а, может быть, и всей Дании)
А: Русалочке поставлен в Дании памятник за мужество, волю, преданность и настоящую любовь. Своим подвигом она заслужила право на бессмертную человеческую душу.
В: Как ты думаешь, почему автор так печально закончил эту сказку?
- Андерсен хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию.
- Смертью своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и самоотверженной.
- Автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).
Разбор типового тренировочного задания
Восстанови правильное описание предметов в сказке. Измени если нужно окончание.
облака – «белые», «прозрачные»,
создания – «прозрачные», «чудные».
Текст вопроса: Найди в тексте, каким цветом Андерсен разукрашивает перечисленные предметы.
песок _________________________, ______________________________
песок белый, голубоватый, как серное пламя
Небо было сплошь золотое
облака красные и фиолетовые, розовые
деревья огненно-красные и темно-синие, розовую плакучую иву
Разбор типового контрольного задания
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Текст вопроса: Вставь пропущенные слова в текст.
Она видела ……… солнце и какие-то ………. ………. создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них ……… паруса корабля и . облака в небе; голос их звучал как ………, но такая ………. что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.
Она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.
Источник