Бог солнца и его семья
Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике скарабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана Ату на («создавший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.
Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком мифе рассказывается, как бог земли Ггб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не беспокоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невредимыми следующим вечером.
Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.
Дочери солнца
Дочери солнца, другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда принимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, воплощалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.
Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизненно важное для существования египетского космоса и государства понятие.
Рождение порядка из хаоса
В Египте знали несколько мифов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.
В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из хаоса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космический порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца представлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца — дневного, месячного, годового, именуемого также царским. За сотворением следовали смерть, или умирание, и вновь возрождение в вечно повторяющемся цикле.
Синкретизм — слияние богов
Иногда происходило слияние египетских богов, и появлялись новые божества, наделяемые другими или более обширными функциями и иконографией.
Первая часть имени бога содержала его главную характеристику, а дополнительные имена касались особых функций или черт, различавшихся в зависимости от контекста. Так, имя Ра-Шу означает, что это солнечный бог, разделяющий небо от земли с помощью солнечного света, поскольку Шу был богом света.
Имя Шу-Онурис характеризует бога Шу как «того, кто приводит издалека» — возвращающего солнечное око в Египет. Солнечным оком была далекая львица Хатор-Сехмет, с гневом оставившая свой отпечаток на лбу бога Ра.
Хатор-Тефнуг-Сехмет (Бает) — полное олицетворение солнечного ока в его различных аспектах: солнечный диск Хатор в сочетании со свирепой львицей Сехмет или ее более миролюбивой ипостасью — кошкой Бастет (Бает).
Боги провинций
В Мемфисе богом-демиургом считался Птах. Его изображали ремесленником и расписывали, как мумию. Его женой была львица Сехмет. Их сын — дитя солнца и бог лотоса Нефертум.
В Эсне почитался бог Хнум, изображавшийся с головой барана. Считалось, что он создал на гончарном круге весь мир и человека. Его женой была богиня-воительница Нут (Нит), которая несла стрелы и шит. Ее символ — красная тиара, которую она носила на голове, но Нут могла предстать и в образе небесной коровы. На острове Элефантина Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила. Его супругой была богиня Сатис («женщина из Сехеля»), а их дочерью — газель Анукис.
С эпохи Среднего царства все большее влияние завоевал фиванский бог Амон (imen — «сокрытый», «потаенный»). В итоге он слился с богом Ра и стал главой пантеона богов. В легенде о рождении царя он предстает отцом фараона. Как бога плодородия его изображали с поднятыми рукой и фаллосом. Супругой Амона была богиня с головой львицы Мут («мать»). У них был сын — лунный бог-ребенок Хон-су (с эпитетом «проходящий»).
Источник
Русские боги. Ра. Хорс. Ярило
Солнце почиталось нашими предками издавна. Их ещё называли солнцепоклонниками.
Славянский Бог Солнца. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток, и реку Ра.
Поэтому его называют Сурья Ра.
В египетской мифологии Ра, рожденный Хаосом, был властелином всей Вселенной, победил силы Мрака, сотворил мир и стал его полновластным господином и властелином.
У староверов Ра-М-Ха – Единый Творец — Созидатель, Вышняя непознаваемая сущность излучающая изначальный Жизньродящий Свет Радости и Первичный Огонь Мироздания, из которого появились все ныне существующие, а также существовавшие в прошлом видимые и невидимые Вселенные и всевозможные обитаемые Миры. Род – неотъемлемая часть Ра-М-Хи.
Жена Корова Амелфа, сын Велес.
Жена Волыня Свароговна, которая стала девой Водяницей (владычицей Океана). Сын Хорс и дочь Рада, дочь Пленка.
Жена Дану, сын Дон
УРА – это значит «у солнца» или «у света»! УРА! – и поныне означает торжество света над тьмой.
УВЫ – антоним УРА, потому что ВЫ – множественное число и означает тьму (у тьмы). И люди говорят: увы мне, увы, когда все плохо и что то не удается. Князь Святослав шел на тьму войной, провозглашая: иду на вы! Поэтому бога нужно называть на «ты», ибо он есть Свет и нельзя говорить ему – «тьма».
Праздник Рамха — Инта у староверов совпадает с Новолетием, ещё отмечается в середине июня.
ХОРОС, ХОРС, ХАРС
Харс, Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (италийск.), Херс (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.)
Бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Бог Зимнего Солнца, солнечного диска и лунного света, сын (ипостась) Солнца Ра, брат Велеса Сурьевича (Книга Коляды).
После того, как Ра обратился в реку, колесницей Солнца стал править его сын Хорс.
Жена — Заря Заряница. Дети: дочь Радуница и сын Денница.
Хорс упомянут в русских летописях — пантеон кн. Владимира, в «Слове о полку Игореве»
Он считается одним из родовых Богов казаков, в честь него назван их базовый остров Хортица. Хорсу молился основатель казачества Мамай (см. «Задонщину»).
Город Корсунь раньше именовался Хорсунь (от «хоро» — солнечный диск). (С)
С именем Хорса в русском языке связаны многие слова.
«Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хор, хоровод, хоро, коло, хорошо, хорувь, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный – все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнём, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ Солнца, описанный иносказательно» (С).
Любопытно, что на английском языке horse — это конь.
День Бога Хорса староверы отмечают в конце июня.
Бог солнечного Света, хранитель нашего Солнца. Ярило связан с началом творения, началом нового дня.
Ярило — Солнце находится в галактической структуре Звёздной Системы Свати, именуемой также Перунов Путь или Небесный Ирий (Млечный путь).
Свати представлена в виде левосторонней свастики. В нижней части одного из свастичных рукавов Свати и располагается Ярило — Солнце. Он является Трисветлым, т.к. освещает три Мира: Явь, Навь, Правь. Ярило — Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица), являясь восьмой звездой этого созвездия.
В Книге Коляды Ярило — сын Велеса и Дивы Додолы.
Жена Тайя — Ярина, дочь Святогора и Пленки.
Образ Ярилы — Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.
На Руси говорили: «Ярило – добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях венок, во левой руке ржи пучок, в правой – палица. Взмахнёт Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся. Палицей взмахнёт – громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шёлковая с лазоревыми цветами стелется». (С)
«Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селений. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области». (С)
Источник
Путь Карны с позиции йоги
Моё знакомство с описанием жизни Карны началось на лекциях Андрея Вербы. Точнее сказать, что до этого момента, конечно же слышал о существовании такого персонажа Махабхараты, главного героя на стороне «зла», который бился с Арджуной, и был убит, но это сложно назвать знакомством. Стоит, наверное, также отметить, что с первого занятия йогой, карнапидасана остаётся самой любимой асаной по необъяснимым для меня причинам.
Когда Андрей Верба перевёл название асаны и рассказал историю о дарении брони и серёжек брахману, у меня реально встали волосы дыбом, так как я физически ощущал ту боль, испытанную Карной в момент срезания даров. Именно эти ощущения и вызвали огромный интерес к описанию жизни Карны и выбор темы реферата.
Карна был сыном Кунти и бога Солнца Сурьи. Стоит упомянуть, что именно Сурья в своё время боролся за престол на Небесах с Индрой и в итоге уступил. И (по иронии ли?) сын Индры — Арджуна, становится главным соперником Карны в битве на Курукшетре, ставшая не только полем битвы во времена событий Махабхараты, а также бывшая местом, где Брахма сотворил Вселенную, а также местом, где Вишну спасал в облике Варахи Землю от погружения в Пучину, в которую её (Землю) увлёк очередной демон. Отсюда напрашивается вопрос, является ли Курукшетра местом географическим или же это место, где боги проводят важные события?
Но вернёмся всё же к Карне. Его рождение было непорочным с позиций чистоты Кунти, хоть и омрачено баловством матери, которое в итоге привело к тяжёлой жизни сына, быть приёмным ребёнком у возничего. С позиций рядового человека, может показаться суровым и несправедливым такой исход событий, однако с позиции жизни йога — наилучший вариант — Карна оказывается в ситуации, когда он не окружён роскошью, отвлекающей от самосовершенствования. Низкое происхождение позволяет достичь всего в жизни самому, воспитать в себе необходимые качества. Благодаря усилиям, аскезам и стойкости, Карна переходит из низшего сословия практически на уровень властелина мира. И как все описания Махабхараты, здесь нужно не забывать о метафоричности описания. Только личная практика в сочетании со стойкостью в Пути и аскезами, а также чистое, незамутнённое сознание позволяют пробиться сквозь невежество к свету (смотрим символизм Сурьи). Благодаря этому же «низкому» рождению, Карна так и не получил посвящения как кшатрий, хотя был и царевичем, и самым сильным воином на стороне Кауравов. На протяжении почти всей жизни, не смотря ни на что, он сражается со своим комплексом низкорождённого, ставшим причиной вражды с братьями, насмешками, унижавшими его до самого момента его смерти.
По воле судьбы, Карна попадает на учёбу к Дроне. Но отношения у них не складываются, так как Дрона отдал уже предпочтение Арджуне, как лучшему ученику, и статус-кво нельзя было нарушать. Поэтому Карна не получил от Дроны самые действенные мантры для превосходства в бою. Одержимый страстью, Карна идёт учиться к Парашураме — предыдущему воплощению Вишну, учителю Дроны, а также известному своей нелюбовью к кшатриям. И чтобы получить учение, Карна притворяется брахманом. И эта ложь раскрывается, хоть и после передачи знаний, и напоследок Парашурама проклинает Карну, тем, что в последний момент он забудет эти знания. Эта история учит нас соблюдению сатьи, честности перед собой. Это самый существенный промах Карны, и в классической модели самый губительный. Но и эти события ещё не способны повлиять на сознание Карны.
Переломный же момент происходит после разговора с Кришной, открывшего Карне правду о его рождении и родителях. И этот разговор, по моему мнению, был бы особо важен для идущих по пути йоги в современности, но почему-то он скрыт. То есть в этом месте должна быть Бхагавад-Гита для йогов, а не для бхакти, как в случае в Арджуной. Что сказал Кришна Карне? Это уже не прочесть, так как письменных источников не сохранилось.
Жизнь Карны до этого откровения можно сравнить с продавливанием мира под себя — достижения высокого положения в обществе; обучение у Дроны, который невзлюбил Карну за превосходство над любимчиком Арджуной; обучение с помощью обмана у Парашурамы и первое проклятье; становление главным военнокомандующим после смерти Бхишмы и Дроны; и так далее. И после разговора с Кришной у Карны (также, как и у Арджуны впоследствии) появляется особое сознание, зрелость. Он уже не увлекаем страстями, он принимает тот Путь, который ему открыт, сквозь слёзы и боль он двигается вперёд каждый раз несмотря на страдания (особенно при смерти Бхишмы, признавшего напоследок его внуком) и продолжает биться. Он не сломим, не сгибаем, его сознание направлено только на одно — поединок с Арджуной. Всё остальное — или как ведущее к нему или как мешающее этому. В рамках этого реферата невозможно охватить все толкования, которые мне кажутся важными, но некоторые из них не могу не описать.
Во-первых, всю жизнь Карны до разговора с Кришной можно рассматривать как жизнь в миру, жизнь в теле, жизнь в эго. И после приходит к пониманию своей божественности, к понимаю своего предназначения, к единению с Богом, со своим Высшим Я. Здесь приходит понимание зачем в его жизни всё так сложилось. Всё было путём к этому осознанию. Не это ли цель йоги на первых ступенях развития?
Во-вторых, не видим ли мы в действиях Карны ту самую однонаправленность мысли, то медитативное состояние, в котором он живёт после? Тут можно рассмотреть это с позиции перехода из сознания «внешнего пути» (буддизм), к переходу к внутренней работе. Карне уже не интересно играться с внешними проявлениями себя, он уходит от борьбы с миром в отрешение от эго. Все его действия несут в дальнейшем завершающий характер.
В-третьих, это путь от невежества (низкое рождение) и страсти (царевич, сильный воин) к благости. И этот тон прослеживается во многих вещах.
Но давайте всё же вернёмся опять немного назад и поразмышляем над сменой эпох. Карна, как представитель Двапара-юги уже ощущает на себе смену эпох. Это выразилось и предательстве побратима Дурьодханы, и нечестности боёв со стороны Пандавов, и невозможности найти махагуру. В некоторых источниках есть сравнение, что Карна является основанием мощи Кауравов, на нём зиждется их мощь, и не спроста после его гибели битва заканчивается в один день.
Однако не стоит ни здесь, ни далее воспринимать Карну, как воина — его образ куда глубже этой плоскости. Если смотреть на битву как на жизнь, как на лилу (санскр. игру) Богов, то образ Карны становится душой, пробирающейся сквозь тернии к Свету и достигающей Его. Борьба Карны за социальный статус можно рассмотреть как сломление невежества, общественных заблуждений с помощью верности своему Пути. Уважение и почести, отданные сразу после обряда посвящения в царевичи сморщенному старику, оказавшемуся его приёмным отцом — и как сломление страстей, и как отказ от стяжательства. А молитва к Солнцу (настоящему отцу) в этот момент — как понимание заботы Богов. Срезание доспехов и серёжек — как верность обетам, как самопожертвование, как принятие воли Богов. И этот список продолжит любой, кто может думать и сравнивать.
Отдельно хотелось бы отметить образ Карны, как символ верности. Верность приёмным родителям, верность Дурьодхане (предавшего его впоследствии), верность слову, данному Кунти, верность обетам. Особенно интересны последние два. Карна отличался с самого детства тонким чутьём (не зря его имя переводится как «чуткий»), не зная о том, кто его отец, он каждый день начинал с похода к Ганге, где совершал Сурья-Намаскар (ни главный ли завет практикующего йога, как регулярность практики?), питавшей его силой и пробуждением. Карна не отказал ни одному брахману, отдавая должное принципу служить вышестоящим на духовном развитии, чем впоследствии и воспользовался Индра. Судя по писаниям, Карна был один из самых щедрых героев, посвящая плоды своей деятельности другим душам. Твёрдость в обетах, с одной стороны можно назвать догматизмом, и есть даже отсылки к писаниям, что обеты могут стать препятствием на Пути йога, но в образе Карны, в образе Бхишмы, в сказаниях о Шиве проскальзывает красной нитью верность слову и направлению. Здесь не случайно три этих персонажа стоят в одном предложении. Именно Бхишма был славен, как человек верный обетам, и именно он на Курукшетре является эманацией Шивы, и по стечению обстоятельств (случайно ли?) место Бхишмы (после его смерти) занимает Карна.
И смерти этих героев очень похожи. Оба умерли только в силу того, что сами осознанно потратили свою неуязвимость ради блага и исполнения воли своих родственников. Оставим сказания о Бхишме на домашнее чтение, и разберём, что же случилось с Карной, и в чём его было служение и скорбь. Как уже было не единожды упомянуто, он был сыном Кунти и Сурьи, и что немаловажно, старшим сыном! То есть объяви Карна о своём происхождении, битва при Курукшетре бы не случилась. Ведь вопрос престола, точнее в его незаконного перехода, исчезал бы сам собой, потому что царствовать должен был бы не Юдхиштира, а именно Карна, как самый старший из братьев. Причём в лагере Пандавов, он был принят и матерью, которая была на правах вдовствующей императрицы, и, как показывает реакция братьев после его смерти и раскрытии правды, — и ими тоже. В лагере же Кауравов, он также был очень уважаем, да и кто были бы Кауравы без Карны? Но после разговора Карны и Кришны, первый остаётся верен и обетам, данным Дурьодхане, и своим приёмным родителям, сохраняя статус-кво (не этого ли хотел Вишну в образе Кришны и не поэтому ли их разговор сокрыт?).
Впоследствии, при встрече с матерью, Карна осуждает её на словах за отказ от него. Но со свойственным для него благородством, обещает матери не убивать четверых из братьев, и только с Арджуной собирается биться до последнего. Однако вся мудрость и сострадание братьям выражается в другом. Уже в этот момент он делает выбор быть убитым в поединке с Арджуной, прося мать не говорить о их родстве с братьями, тем самым развязывая им руки для убийства! Карна как бы просыпается, понимая своё единство со своими кровными врагами, дважды кровными. Если отойти от прямого чтения текста, то можно сравнить это с осознанием единства всех душ, неразрывности существования. И Карна совершает поступок согласно Пути Будды — позволяет себя убить во благо другим.
Сам факт убийства брата Пандавами, которые только после смерти Карны узнали от матери об их родстве, очень сильно подавил сознание героев. И хотя в момент встречи в царстве Индры, Карна мило обращается с братьями, проявляя заботу старшего и совершенно забыв о прежней вражде, но для оставшихся в живых этот факт не прошёл бесследно. В дальнейшем повествовании, они почти все теряют свою яркость, превратившись в блёклых персонажей, занятых богоугодными делами и жертвоприношениями. Исключение составляет Юдхиштира, оставленный царём, но и он отягощён тем грузом войны и осознанием принципа: «цель не оправдывает средства». И не поэтому ли Юдхиштира без колебания делает выбор уйти с собакой в Ад, нежели одному в Рай, как сделал это Карна, выбрав приёмных родителей, а не честь, славу и богатство?
Поэтому вопрос о победителях в битве на Курукшетре остаётся весьма дискуссионным. Фактическая ли победа в теле, или всё же духовная победа значима для души? Карна, Дрона, Бхишма, сохранили верность себе до момента смерти, уйдя из этого мира так, что не могут быть осуждены ни шудрами и вайшу, так как были мощны и непобедимы, ни кшатриями, так как ни на момент не поступились честью и справедливостью, ни брахманами, так как проявили стойкость и — самое важное — обрели знание.
Особо хотелось бы отметить ряд вопросов, которые мне показались очень интересны, но ответы на них я так и не нашёл. Во-первых, как можно трактовать победу Карны на Юдхиштирой (эманацией бога Дхармы [Справедливости, Предназначения]), Бхимасемой (эманацией бога Ваю [Ветра]), Накулой и Сахадевом (эманацией богов Ашвинов [Рассвета и Заката]), причём оставив им жизнь? Ни освоением ли знания (Дхармы) и праны (Ваю), но как расшифровать рассвет и закат мне сложно. Можно лишь предположить — как понимание колеса рождений.
Во-вторых, почему Кришна (как олицетворение раджаса), помогает и направляет Арджуну (представителю саттвы), а Карне, олицетворяющему раджас, мешает Брахма, как никак, а саттва под его контролем? Ни есть ли это образ перехода от эпохи благости к эпохе страстей?
В-третьих, как объяснить необходимость случайного убийства Карной брахмана, превратившегося в оленя?
Источник