Луна как символ
Луна в символике наряду с Солнцем является наиболее значимым из всех небесных светил. В большинстве случаев Луна воплощает женское начало, а Солнце — мужское. Ее соотносят с такими понятиями, как женщина, вода, плодородие, смерть, возрождение, интуиция, чувства, ночь. Кроме того, это образ становления и вечного возвращения, символ циклических процессов. Она выступает в качестве олицетворения пассивного начала, поскольку, не имея собственного света, отражает солнечный.
Луна
значение в символике
Луна считается символом матери, отражая непостоянство мира и его неотвратимые изменения, она берет под свое начало эмоциональные всплески и мысли. Луна как покровительница ночи ассоциируется с целомудрием и потому наделяет девушек своей силой женского начала. В древности луна была главным женским символом, который несет свет во тьме, помогая находить нужный путь, защищая путников. У народов майя она была покровительницей беременных женщин, и начала, «нарождения» новой жизни, в индуизме она помогает ребенку быстро и энергично развиваться, познавая мир.
Серебряный месяц – один из главных символов природы. Лунный месяц управляет необходимыми преобразованиями природы и человека, поскольку всем известна постоянная цикличностью этого небесного светила. Смена ее фаз символизирует бессмертие и вечность, ее суть — в силе интуиции и стремлении к этой эмоции. Луна управляет судьбой и направляет людей в выборе верного пути. Ее ежемесячный рост сравнивался с ростом всего живого, она оказывала сильное влияние на действия и поступки людей, вдохновляя их и наделяя силой воли и уверенностью. Издревле она приносит изобилие, олицетворяет бессмертие интуицию.
Луна исполняет желания, направляя свою энергию на их достижение. Недаром она считается проводником к завуалированным феноменам самой жизни, а месяц связан с отражательной способностью женской природы, символом тайной мудрости. Лунный серп, наклоненный вниз, символизирует собой чашу изобилия, тот напиток жизни, что питает природу. Она обладает внутренним знанием и помогает обрести его тем, кто прибегает к ее помощи.
Луна в мифологии
Культ луны, характерный для различных эпох и культур, породил богатую мифологию и связанную с нею символику.
- Издревле люди верили в то, что луна влияет на сумасшедших (отсюда происходит понятие «лунатизм»)
- Лунным божествам (подобным греческой Гекате) приписывалась власть над призраками
- Образы «умирающего» и «возрождающегося» месяца связывают луну с мифами о смерти
- У многих народов имеются особые мифы о происхождении пятен на луне
По Луне следовало ориентироваться при стрижке волос и при кровопускании. Лунные растения (растения, расцветающие ночью) назначались при женских болезнях. Фазы Луны управляли всеми сторонами жизни. Прибывающая Луна считалась благоприятной для посадки урожая и новых предприятий, для успеха и приумножения денег, убывающая луна подавала сигнал к завершению дел и разрушению.
Луна в астрологии
В астрологии Луна символизирует женщин, но в первую очередь, мать, которая вводит ребенка во внешний мир, прививает ему правила общества, в котором ему предстоит жить. Отвечает за врожденные рефлексы, подсознательные реакции и привычки, выработанные в детстве. Луна также показывает тип реакции и поведения человека, ответственна за смену настроения. От нее зависит потенциал интуиции человека и возможные его феноменальные и сенсорные способности. Именно Луна определяет характер повседневных событий в жизни человека, во многом отвечает за его физическое состояние, а вместе с Солнцем управляет и общим состоянием здоровья. Она управляет жизненной силой у женщин и чувствами у мужчин. Читать далее»
Источник
С чем ассоциируется луна
Дневное светило – Солнце олицетворяет стабильность, постоянство. Оно может прятаться за облака, но ход его появления, за исключением редких случаев затмений, всегда предсказуем, его размеры, заходы и восходы постоянны. Луна же, напротив — растет, убывает и исчезает; светило, чья жизнь полна загадок и недоговоренностей… Подобно человеку, Луна имеет свою собственную и весьма драматическую «историю», ибо ее ущерб, как и дряхление человека, завершается «смертью». В течение трех ночей звездное небо остается безлунным, но за этой «смертью» всегда следует «возрождение: «молодой месяц», новолуние. Исчезновение Луны во мраке, ее «гибель» никогда не бывают окончательными. В одном вавилонском гимне, обращенном к Сину, сказано, что Луна — это «плод, который растет сам из себя» (Furlani, La religione babilonese — assira, vol. I. Bologna, 1929, p. 155).
Эту особенность Луны тонко чувствовал М.А.Булгаков, который использовал наследие мировой культуры, вводя традиционные символы в канву своего гениального романа.Так произошло и с понятиями “тьмы” и “света”, ассоциативно связанными со злом и добром. Привычная антитеза в романе трансформировалась: появилось противопоставление двух основных астральных образов — солнца и луны. Роман “Мастер и Маргарита” начинается с изображения мучений от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Бездомным — в первой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума председателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того, “час небывалого заката” — это указание на время появления на Патриарших прудах Сатаны.
Удушающий зной четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страшного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изображением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает страдания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно с появлением луны на небосклоне “все обманы исчезли”, “утонула в тумане колдовская нестойкая одежда” Воланда и его свиты. Уже этого достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова к отраженному лунному свету по сравнению с прямым солнечным. Анализ проявления оппозиции “солнце — луна” на страницах романа позволяет лучше понять некоторые стороны философии автора.
Этическая проблематика “Мастера и Маргариты” непосредственно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведении образ “света”. Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во время допроса “сторонится от солнца”, жгучие лучи которого несут ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лунной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот свет, который предлагает нам Иешуа.
Основной принцип построения романа “Мастер и Маргарита” — трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом, фантастическом или московском — находит отклик в других. У ершалаимского проповедника был свой последователь в московском мире (Мастер), но идеи добра и человечности не нашли понимания среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества задолго до появления Воланда — с момента ареста. Создатель романа о Пилате — единственный параллельный Иешуа образ. Однако новый “евангелист” духовно слабее Га-Ноцри, и это отражено в астральной символике.
Во время визита к Ивану Бездомному Мастер прячется даже от лунного света, хотя постоянно смотрит на его источник. Появление возлюбленного Маргариты у Воланда в лунном потоке подтверждает родство Мастера с Иешуа, но, по словам Левин Матвея, Мастер заслужил покой, а не свет. Если говорить точнее, то он недостоин именно лунного света, связанного с безостановочным движением к Правде, потому что для Мастера это движение прервалось в момент сожжения рукописи. Дарованный ему вечный дом освещают первые утренние лучи солнца или горящие свечи, и только в счастливом сне Ивана Бездомного-Понырева, получившего Откровение именно от Мастера, бывший “номер сто восемнадцатый” уходит со своей спутницей к луне по дороге Иешуа.
Лунный свет содержит в себе элемент мрака, поэтому Булгаков, осознающий единство сталкивающихся крайностей бытия, награждает им за приближение к Истине. Упорствующий в своих заблуждениях, ни во что не верящий Берлиоз в последний момент жизни видит разваливающуюся на куски луну, поскольку так и не понял, что Высшее знание лежит не в грубой эмпирической реальности, доступной человеческому зрению. Зато переродившийся Иванушка Бездомный, ставший профессором Института истории и философии Поныревым, обретает счастье в своих возвышенных снах, исцеляющих его память лунным наводнением.
Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из исторических глав романа. Но Левий Матвей стремится “наслаждаться голым светом”, поэтому он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь к солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возможность “смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”, Левий демонстрирует неспособность к восприятию диалектических противоречий и претендует на обладание Истиной, тогда как цель Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в своих записях искажает слова Га-Ноцри, то есть распространяет лжеистины. Не случайно бывший сборщик податей появляется перед Воландом на каменной террасе в тот момент, когда зажглось “изломанное ослепительное солнце”.
Так же как Иешуа, который не является воплощением Абсолюта, Воланд не только “дух зла и повелитель теней”. Он олицетворяет начало, гармонизирующее крайности, в его “ведомство” входят и свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов. Уже внешний облик Воланда рисуется Булгаковым с явной целью подчеркнуть диалектическое единство противоположностей. Правый глаз сатаны — “с золотою искрой на дне”, а левый — “пустой и черный. как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней”.
“Золотая искра” прямо ассоциируется с солнечным светом: в сцене на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в окнах домов, “хотя Воланд был спиною к закату”. Тьма сочетается в этом образе и с ночным светом: в финале повод коня сатаны — лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость воззрений Булгакова к дуализму, признающему сотрудничество Бога и сатаны, что отличается от концепции официального христианства о непримиримой борьбе двух начал.
Явственно соотносится с луной главная героиня романа. “Светлая королева Марго” возникает в потоке разлившейся лунной реки в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто она появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую луну на ночном небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным светом: Маргарита означает “жемчужина”, цвет которой серебристый, матово-белый. С луной связаны все похождения Маргариты в образе ведьмы, лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся поиск — вначале настоящей любви, затем — потерянного возлюбленного — равноценен поиску Истины. Значит, Любовь открывает Знание, лежащее за пределами земной реальности.
Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаима. Луны они не видят. Оба города ночью залиты искусственным освещением. Горят фонари на Арбате, сияет электричеством бессонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный знак того, что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим окружением. Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него души и совести. Понтий Пилат выстрадал возможность пойти по лунной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний. Нестерпимая тоска, вызванная неясной самому прокуратору мыслью о бессмертии, связана с раскаянием и чувством вины, не уменьшенными светом двенадцати тысяч лун.
Бессовестный Иуда из искусственно освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает заслуженную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумавшись о совершенном предательстве. Не понимает знаков, посылаемых позлащенной луной, Берлиоз, у которого нет души, потому что нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начинающегося рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не тронутые смыслом и не согретые чувством стихи Рюхина бездарны.
Вне философской символики света находится бесстрашный воин Марк Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает собой солнце, факел в его руках перебивает свет луны, которую ищет глазами измученный прокуратор. Это живой автомат, находящийся вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только приказу, заслоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те, чья жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенгальский, напивается “до ужаса” в компании только “с полной луной” Никанор Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.
Таким образом, используя символику лунного света, Булгаков углубляет характеристику персонажей, проясняет авторское отношение к героям, облегчает читателю постижение философского смысла произведения.
Источник
С чем ассоциируется луна
Луна является самым близким к Земле небесным телом и занимает в символике второе по значению место после Солнца. Лунарный символизм очень сложен и вобрал в себя множество образов и мотивов. Эта многогранность обусловлена тем, что Луна — ночное светило, которое светит отраженным солнечным светом, она умирает и рождается на небе так же, как живые существа на земле, ее фазы связаны с женскими циклами и влияют на психическое состояние человека. Кроме того, Луна имеет выраженный рисунок на поверхности, управляет морскими приливами и ростом растений.
Лунные ритмы использовались как мера времени задолго до солнечных. Слово «месяц» в русском языке тождественно обозначению одной из фаз Луны, а в большинстве других языков напрямую связано с названием этого небесного тела. Само понятие месяца связано с циклом Луны, данная единица времени примерно равна периоду обращения этого тела вокруг Земли.
Люди отсчитывают дни в соответствии с лунными фазами начиная с палеолита. За это время были вычислены несколько типов лунных месяцев: синодический, который равен промежутку между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны, как правило, новолуниями; звездный, равный промежутку между возвращениями Луны в одно и то же место небесной сферы; тропический — период обращения вокруг Земли, отсчитываемый относительно одной и той же долготы; аномалистический — период между двумя последовательными прохождениями этого небесного тела через перигей в его движении вокруг Земли; драконический, равный промежутку между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же узел орбиты в движении вокруг нашей планеты.
У древних охотников и скотоводов лунное божество было мужским. Таким образом, первоначально люди представляли Луну и месяц в виде зооморфного бога. Однако затем все чаще образ Луны воплощали богини. Ученые объясняют это тем, что с развитием общества значение лунного символизма постепенно изменялось. Тем не менее почти все великие женские богини прошлого были лунарными божествами. Лунными богинями являлись античные Селена, Гера и Диана. Кроме того, в христианстве Луна считается символом Девы Марии. Луна — это покровительница и защитница женщин.
Луна прежде всего выступала как символ плодородия, поскольку в первые 14 дней лунного месяца растения растут быстрее. Издревле земледельцы сеяли только в полнолуние, данная традиция сохраняется и поныне.
Затем Луна — символ воды и водной стихии. Считалось, что это небесное тело управляет росами, дождями, реками и океанами. С этим связана ее символика как великого питающего начала.
Поскольку Луна «умирала», то она также стала символом траура и царства мертвых. Образ невидимой «черной» Луны был связан с богинями ночи Лилит, Гекатой, ночными демонами, смертью и траурными церемониями.
Луна в ведической астрологии
Ведические астрологи называют Луну Чандрой или Чандрамой. Эта астрологическая планета — отец Будхи (Меркурия). Он был рожден из разума вселенской формы Бога, поэтому управляет человеческим интеллектом, но может и вызывать безумие. Сфера Чандры — это прежде всего вода, как пресная, главным образом дождевая, так и соленая морская. Также он управляет растениями, их развитием и ростом, материнством и молоком. Считается, что Чандра покровительствует рыбакам, охотникам, врачам, поварам и проституткам.
Лунный оберег славян
Древние славяне считали фазу молодого месяца крайне благоприятным временем. В форме месяца изготавливали женские обереги — лунницы, которые должны были сохранить здоровье и фертильность. Полнолуние было периодом, удачным для сельскохозяйственных работ, символом надежд на хороший урожай. Безлуние же, наступавшее в конце лунного месяца, трактовалось как очень опасное время, в которое желательно воздержаться от каких-либо работ и действий. Славяне верили, что в это время Луна не видна, потому что освещает царство мертвых. Человек, родившийся в эти дни, мог либо рано умереть, либо остаться бесплодным.
Источник