Окружающий мир 2 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 51
👉 Ответы к странице 51. Окружающий мир 2 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Путешествие по зодиаку
Подумай, сколько всего созвездий в зодиаке. Проверь себя по рисунку.
Сколько всего созвездий в зодиаке
Всего в зодиаке 12 созвездий. Они носят такие названия:
С каким из созвездий, входящих в зодиак, мы познакомились в 1 классе? Чем оно интересно?
В первом классе мы познакомились с созвездием Лев. Оно входит в зодиак. Лев интересен тем, что его легко отыскать на небе. Потребуется всего лишь найти несколько звезд, который напоминают фигуру серпа.
В атласе-определителе прочитай о созвездиях Близнецы и Дева. Как найти их на звёздном небе?
Как найти созвездия Близнецы и Дева на звёздном небе
Созвездие Близнецы находится левее и выше Ориона. Оно названо в честь легендарных братьев, которые по мифу являлись сыновьями бога Зевса. Близнецы носят имена Кастора и Поллукса. Именно так и называются самые яркие звезды. Созвездие напоминает фигуры двух братьев, которые идут рядом.
Созвездие Девы находится недалеко от Льва. Найти созвездие легко на небе. Сначала потребуется найти «парашют», которым является созвездие Волопас. Под самой яркой звездой «парашюта» располагается Дева. Ее созвездие похоже на девушку, которая лежит на звездном небе.
С какими созвездиями мы познакомились на уроке?
На уроке мы познакомились с созвездиями Кассиопея, Орион и Лебедь. Мы узнали о 12 созвездиях зодиака и подробно познакомились с Близнецами и Девой.
Как можно показать расположение звёзд в созвездии с помощью модели?
С помощью модели мы можем показать расположение звезд в созвездии. Для этого нам нужно сделать аппликацию и расположить в ней звезды так, как показано в атласе-определителе.
Источник
Созвездия знаков зодиака по порядку
1. Первым созвездием знаков зодиака назван Овен, Солнце идет по нему с 21 марта по 20 апреля. Наименование этого созвездия возникло на основе древнегреческого мифа о двух детях, которых хотела уничтожить мачеха, а спас их златорунный овен.
2. Созвездие Телец царит на небе с 21 апреля по 21 мая. Телец по легенде – это Зевс, который стал животным, чтобы похитить прекрасную Европу.
3. Созвездие Близнецы, под которым рождаются с 22 мая по 21 июня, названо в честь двух преданных братьев – Поллукс и Кастор.
4. В созвездие знаков зодиака Рак Солнце входит 22 июня, а покидает его 23 июля. Рак – это морское чудище, которое пыталось нанести вред Гераклу, за что было поощрено Герой и вознесено на небо.
5. Созвездие Лев воцаряется с 23 июля по 23 августа. Название этого созвездия также восходит к легенде о Геракле, который сразился с Немейским львом.
6. Созвездие Дева Солнце походит с 24 августа по 23 сентября. Девой по разным источникам называли и Рею, и Гею, и Фемиду.
7. Зодиакальное созвездие Весы Солнце проходит в период 24 сентября – 23 октября. С помощью весов дочь Зевса Астрея оценивала дела людей.
8. В созвездии знаков зодиака Скорпион Солнце гостит с 24 октября по 22 ноября. Название созвездие получило от скорпиона, убившего охотника Ориона, рядом с которым они и на небе.
9. Созвездие Стрелец покровительствует рожденным с 23 ноября по 21 декабря. Согласно легенде, стрелец – это мощный кентавр, несущийся по небесному своду.
10. Созвездие Козерог Солнце проходит с 22 декабря по 20 января. Козерог был сыном Гермеса, но однажды, сильно испугавшись, он кинулся в бездонную морскую пучину и обратился козлом с хвостом рыбы.
11. Предпоследнее созвездие знаков зодиака – Водолей – воцаряется с 21 января по 20 февраля. В греческой мифологии – это хозяин всех вод.
12. Последнее зодиакальное созвездие – Рыбы, в него солнце попадает с 21 февраля по 20 марта. В рыб ради спасения были превращены двое влюбленных молодых людей, которых преследовал циклоп. Боги же даровали им вечную жизнь на небе.
Источник
Зодиакальные созвездия
Это созвездия, которые находятся вдоль эклиптики. Напомним, что это круг, по которому движется Солнце в течение года.
Вдобавок, зодиакальные созвездия имеют множество ярких звёзд. Благодаря им и выделили участки неба и их границы.
Эклиптика
Зодиак в переводе с греческого означает звериный.
Как известно, ещё в древности были выделены участки звёзд. По своей форме они напоминали те или иные фигуры. Часто их связывали с образами животных. Поэтому большинство созвездий названо в их честь. Несмотря на то, что зодиакальные созвездия выступали древними ориентирами, они представляют собой целую систему. Между тем люди научились применять их в своей повседневной жизни.
На самом деле существует 13 зодиакальных созвездий:
К удивлению, последнее известно не всем. Действительно, на вопрос: сколько созвездий в зодиаке, многие отвечают-12. Но это не совсем верно.
Созвездие Змееносца
Интересные сведения
12 созвездий используют астрологи при составлении гороскопов. Однако, важно понимать, что астрология не является наукой.
Привычное, не означает правильное.
На самом деле, существует 13 созвездий. Они отличаются друг от друга по размеру. А, например, зодиакальный круг подразделяется лишь на 12 частей. Причём каждая равна предыдущей. В этих частях располагается определённое созвездие, по которому они получают аналогичное название. К тому же, именно по этим участкам движется Солнце. По этой причине, созвездие Змееносца, которое лишено данного движения, часто исключают из зодиакального круга.
Таким образом солнечное круговое движение создало традиционный зодиакальный круг.
Круг знаков зодиака входит в Солнечную систему. В отличие от них созвездия находятся вне её границ.
Зодиакальный круг
Поскольку по знакам зодиака планеты перемещаются, то Земля располагается в самом центре. В итоге получается, что период прохождения Солнца по зодиакальному кругу составляет год.
Знаки зодиака имеют точку отсчёта. Начало принято вести от точки весеннего равноденствия и точки, где пересекаются эклиптика и экватор. К тому же, зодиак, берущий начало от первой точки, принято называть тропическим. То есть он связан с солнцестоянием. А другой, приблизительно совпадает с созвездием по знаку зодиака, носит название сидерический.
Другими словами, тропический круг напрямую зависит от времени года. Потому как Солнце проходит по нему каждый месяц в разное время. Как известно, такой цикл повторяется практически каждые 4 года.
Все всегда рождаются не под своей звездой, и единственная возможность жить по-человечески — это ежедневно корректировать свой гороскоп.
Умберто Эко. Маятник Фуко
Собственно говоря, знаки зодиака, или символы животных в астрономии, появились в Древней Греции. Разумеется, каждый имеет свой миф и легенду. Что делает их ещё более загадочными и сказочными объектами.
Древнегреческие изображения знаков зодиака
Зодиакальные созвездия в жизни человека
Люди давно привыкли верить в гороскопы. Но кто их за это осудит? Вероятно, астрономические наблюдения несут не только научные результаты. Возможно, прогнозирование, основанное на знаках Зодиака, действительно помогает в судьбе человека.
Так или иначе большинство людей верят в то, что определённый знак во многом определяет их судьбу. Более того, они считают, что рождение под отдельным зодиаком формирует характер человека.
Несомненно, что зодиакальные созвездия являются необходимым разграничителем и путеводителем по небесному пространству.
В конце концов, значительную роль играет интерес, вызванный ими. Можно сказать, неважно, является ли он научно-астрономическим, или же астрологическим.
Источник
«Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку». Урок окружающего мира для 2-го класса
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-путешествие.
Основной вопрос урока: Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?
Проблемные вопросы урока:
- Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?
- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
- Что такое Зодиак?
Дидактические цели урока: Формировать мышление, воображение, умение видеть проблему и находить пути её решения.
Методические задачи урока:
- Расширить представление учеников о звёздном небе, о созвездиях в частности.
- Научить приёмам работы с атласом – определителем “От земли до неба”.
Темы самостоятельного исследования:
- Природа небесных тел.
- Сравнительный размер звёзд.
- Форма созвездий.
- Истории созвездий.
- Путешествие по Зодиаку.
- Графические символы созвездий.
Необходимый дидактический и организационный материал:
Для фронтальной работы: СD проигрыватель, СD диски, проектор, экран для демонстрации слайдов, табло- “копилка” для демонстрации итогов выполнения заданий, нарезанные макеты звёздочек для награждения.
Для индивидуальной работы: учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 2 класс, атлас – определитель “От земли до неба”, образцы 6 заданий урока для самостоятельного исследования, таблички с названиями команд.
Планируемый результат:
- Развитие интереса к изучению звёздного неба.
- Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.
- Самостоятельное составление “Карты – путешествия по Зодиаку”.
I. Формулирование обучающимися темы и цели урока.
Все учащиеся сидят за 4 столами, образуя 4 рабочие группы – “небесные обсерватории” с названиями “Альдебаран”, “Регул”, “Солнце”, “Сириус”.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Звучит музыка, и одновременно с музыкой на экране проектора появляются слайды с изображением звёздного неба, созвездий, небесных тел.
Учитель: Ребята, какую тему урока Вам навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки?
Ученики: ………………. (предлагают свои варианты).
Учитель: Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звёзд – всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в XXI веке, зрелище звёздного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звёзд. А вот знаете ли вы природу звёзд, сейчас я проверю.
II. Подготовительная работа. Повторение изученного 1 классе.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №1.
ЗАДАНИЕ №1 “Природа небесных тел”
Учитель: Предлагаю Вам, ребята, выполнить задание №1. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. Нужно стрелкой соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Из каждой группы выходят по 1 представителю и демонстрируют выполненное задание.
Учитель: Ребята, вы, верно определили природу солнца. Солнце – это звезда. А скажите мне, как вы понимаете, что такое звёзды?
Ученики: Звезды – это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца (знания программы 1 класса).
Учитель: И вот настало время поговорить о названиях ваших групп. Что обозначают эти названия “Альдебаран”, “Регул”, “Солнце”, “Сириус”?
Ученики: Это названия звёзд (знания программы 1 класса).
Учитель: Верно. И вот путешествуя по звёздному небу, мы проведём соревнования звёзд 2 “А” класса.
Учитель подводит итоги выполнения задания №1 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.
Учитель: Ребята, вы сказали, что многие звёзды гораздо больше Солнца. Сейчас я проверю, как вы помните из программы 1 класса размеры звёзд.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №2.
Учитель: И вот задание №2. Ребята, на слайде вы видите изображения 4 звёзд и их названия. Вам необходимо узнать их по цвету и размеру, а затем расположить в порядке возрастания их сравнительного размера. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.
ЗАДАНИЕ №2 “Природа небесных тел”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.
Учитель подводит итоги выполнения задания №2 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.
Учитель: Верно, ребята. Звёзды отличаются размерами. Бывают звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики. А вот Солнце – самая маленькая из представленных звёзд. Так почему же тогда Солнце светит нам днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками?
Ученики: Солнце – это ближайшая к Земле звезда (знания программы 1 класса).
Учитель: Верно. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны. А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд?
Ученики: ………………. (предлагают свои варианты).
Учитель: Да, обитательницы безграничного космоса – звёзды – давным – давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу. А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии известных людей, сделавший большой вклад в развитии астрономии: Аристотель, Клавдий Птолемей, Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Учитель: Астрономия – это очень серьёзная трудная, но и самая удивительная из всех наук. И только в 11-ом классе вы частично будете знакомиться с основами науки астрономии. Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо?
Учитель открывает следующий слайд на экране, где демонстрируются различные виды телескопов.
Учитель: Телескоп появился в 1609 году, почти 400 лет назад и назывался он прибор – дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в ясную безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. Можно при нормальном зрении увидеть около 6000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала Ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо?
Ученики: Я видел (видела) ……………… (предлагают свои варианты).
III. Физминутка №1.
IV. Изучение нового материала. 1 часть – “Понятие о созвездиях”.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии созвездий.
Учитель: Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек-звёзд, астрономы назвали созвездиями. Одни созвездия напоминали им изображения любимых героев, другие – фигуры животных и предметы. Теперь учёные делят всё звёздное небо на участки. Эти участки они называют созвездиями.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №3.
Учитель: Итак, задание №3 для команд. Воображаемое звёздное небо поделили на 4 участка – созвездия, каждое из которых состоит из нескольких точек. С помощью атласа-определителя “От земли до неба”, находящегося в рабочей тетради по окружающему мира на стр.38, нужно соединить звезды линиями, чтобы получились знакомые вам созвездия: Большая Медведица, Лебедь, Орион, Кассиопея. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.
ЗАДАНИЕ №3 “Форма созвездий”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.
Учитель подводит итоги выполнения задания №3 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.
Учитель: Сейчас мы на воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые мы можем наблюдать в своей части света. На самом деле созвездий очень много – 88 и каждое имеет своё название. История названия созвездий очень интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования рассмотренных созвездий.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №4.
Учитель: Итак, задание №4 для наших небесных обсерваторий. На столе у каждой команды находится листочек с информацией об одном их созвездий. Вы должны внимательно прочитать предложенный текст, а затем ответить на вопросы. Каждый правильный ответ добавит в вашу звёздную копилку новую победу и дополнительную звёздочку. На работу 3 минуты.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №4 “Истории созвездий”
Информация для команды №1 о созвездие “Большая Медведица”
7 ярких звёзд, расположенных в виде ковша, образуют созвездие Большая Медведица. Одна из семи звёзд называется Мицар, рядом с ней едва заметна звезда Алькор. По этим звёздам проверяют зрение, их обычно видно невооружённым глазом отдельно. У киргизов раньше это созвездие называли “Конь на привязи”, а у египтян “Гиппопотам”
Информация для команды №2 о созвездие “Кассиопея”. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за “ножки” букву “М”. Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.
Информация для команды №3 о созвездие “Лебедь”
Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает силуэт прекрасной птицы с широко раскинутыми крыльями, летящую вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на небе, имеющей название Денеб.
Информация для команды №4 о созвездие “Орион”
Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! По форме похоже на бант. Посредине цепочка из трёх звёзд, расположенных по прямой линии. А названо по имени охотника древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют – Пояс Ориона.
Учитель: Ребята, сейчас каждая команда изучила свои созвездия, а теперь нужно правильно ответить на мои два вопросы, получив звёздочку в копилку побед команды.
Вопросы, составленные по материалам задания №4.
Для команды №1 “Альдебаран” о созвездие “Большая Медведица”
1. Как созвездие “Большая Медведица” раньше называли киргизы и египтяне?
2. Сколько звёзд в созвездие “Большая Медведица” и на что похож образ созвездия?
Для команды №2 “Регул” о созвездие “Кассиопея”
1. В какое время года можно на небе увидеть созвездие “Кассиопею”?
2. По имени кого получило своё название созвездие?
Для команды №3 “Солнце” о созвездие “Лебедь”
1. Где находится самая яркая звезда в созвездие и как она называется?
2. Куда летит силуэт прекрасной птицы, составляющей созвездие?
Для команды №4 “Сириус” о созвездие “Орион”
1. В честь кого названо созвездие?
2. Сколько звёзд составляет пояс охотника?
Учитель подводит итоги выполнения задания №4 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильные ответы.
Учитель: Знание созвездий – азбука астрономии. Она необходима и любителю – астроному, и астроному – учёному. Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики. Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?
Ученики: …………..(предлагают свои варианты).
Учитель: Верно. Это созвездия Зодиака. Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. А кто знает, сколько всего созвездий включает созвездия зодиака?
Ученики: …………..(предлагают свои варианты).
Учитель: Созвездия Зодиака одни из самых древних. Их изображения археологи находят на многих памятниках, нередко вместе с изображением Солнца, Луны и планет. Пояс зодиака разбит на 12 созвездий, а число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, в индии колёса изготавливали их 12 спиц, герои и полубоги совершали по преданиям 12 подвигов. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года “гостит” у каждого созвездия примерно один месяц.
VI. Изучение нового материала. 2 часть – “Путешествие по Зодиаку”.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №5.
Учитель: И вот мы подошли к заданию №5. Зодиак – это пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется солнышко. Каждая команда, двигаясь за солнышком, должна составить “Карту путешествия” по зодиаку, начиная, с созвездия Овен. Для выполнения задания использовать материал учебника на стр.33 или слайд на экране. Макет карты и фигурки, изображающие созвездия, у всех находятся на столе. Изображение знака зодиака нужно приклеить на соответствующее ему место в поясе созвездий зодиака. Правильно выполненное задание добавит в вашу звёздную копилку новую звёздочку. На работу 4 минуты. Приступаем.
МАКЕТ “КАРТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗОДИАКУ” ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №5 “Путешествие по Зодиаку”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Свои “Карты путешествия по зодиаку” ребята вывешивают для демонстрации на доску.
Учитель подводит итоги выполнения задания №5 и вешает звёздочки в копилки командам, верно составившим “Карты путешествия по зодиаку”.
Учитель: Учёные астрономы в звёздных атласах, каталогах звёзд, на звёздных картах изображают знаки зодиака не в виде рисованных образов, а с помощью графического символа.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №6.
Учитель: Задание №6 проверит не знания темы, а вашу интуицию и воображение, ведь изучать звёздное небо могут люди, обладающие не только глубокими знаниями, но и имеющие хорошую интуицию и богатое воображение. Каждая команда должна выполнить следующее задание. Нужно стрелкой соединить название созвездия и соответствующий ему графический символ. Правильно выполненное задание добавит в вашу звёздную копилку звёздочку. На работу 3 минуты. Приступаем.
ЗАДАНИЕ №6 “Графические символы созвездий”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания.
Учитель подводит итоги выполнения задания №6 и вешает звёздочки в копилки командам, верно выполнившим задание №6.
VII. Подведение итогов урока. Подведение итогов соревнования команд.
Вопросы, составленные учителем для подведения итогов урока:
- Как вы считаете, мы смогли ответить на вопрос: “Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?”
- Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?
- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
- Что такое Зодиак?
- Что удалось на уроке?
- Что не получилось, над чем нужно поработать?
VIII. Домашнее задание: определить по дате рождения знак зодиака всех членов своей семьи, друзей.
Источник