13. Сложные предложения с различнымивидами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Оба предложения состоят из двух смысловых частей; в первом между частями — сочинительная связь, во втором — бессоюзная.
1) Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях.
холодная злость овладела мной при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. (Л.) 5) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей. (М.-Мак.) 6) Занавес поднялся, и как только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (Купр..) 7) И когда он вернулся в избу, то его лицо, волосы, и одежда были мокры, точно они насквозь пропитались едким болотным туманом. (Купр.) 8) Самолеты гудели уже где-то над самой головой, и, хотя их не было видно, точно чёрная тень от их крыльев прошла по лицам девушек. (Фад.) 9) Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль: передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы. (Л.)
161. 1)По вечерам я приходил к сестрёнке и мы подолгу играли. (Кор.) 2) Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку. (Кор.) 3) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 4) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.
Если в сложносочиненном предложении есть общий для обоих простых предложений, связанных союзом «и», второстепенный член или общее придаточное предложение, то запятая перед сочинительным союзом «и» не ставится.
163. 1) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. (Пришв.) 2) С первыми лучами солнца, когда по полю ещё тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолёты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. (Пол.) 3)Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. (Л.) 4) Мы его [Ву- лича] не понимали, но, когда он взвёл курок и насыпал на пилку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. (Л.) 5) При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звёзды исчезли, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же мес- тах.(Л. Т.) когда?
(Как толькод и ( V ), [ ІТИ[ ].
[. (КОГДА), ‘. ], И[ , I 1, —].КОГДА?
5) [не только ©, но и © ©, но, (как только), . как —
I. Туман (какой?) волнистый — прилаг. II. Н. ф. — волнистый.
Пост.: относит. Непост.: в форме им. пад., ед. ч., м. р.
III.В предложении — определение.
Эскадрилья (какая? которая?) вторая — числит.
Непост.: в форме им. пад., ед. ч., ж. р.
В предложении — определение.
Теснились (как? что делая?) теряясь — деепричастие, особая форма глагола.
В предложении — обстоятельство.
Облака (какие?) набежавшие — причастие, особая форма глагола.
Н. ф. — набежавший. Пост.: действ., прош. вр., сов. в.
Непост.: в форме им. пад., мн. ч.
В предложении — определение.
В храбрости большую роль играет самовнушение. Если человек внушит себе, что ему страшно, то потом очень трудно отделаться от этой мысли.
Возьмём простой пример. Каждый может пройти в комнате по одной половице. Никому и в голову не придёт, что сделать это страшно. А представьте себе, что такая же узкая доска перекинута через пропасть и по ней нужно пройти. Страшно?! Конечно, страшно. Далеко не всякий решится перейти таким образом пропасть, и того, кто перешёл, будут считать храбрым. А между тем он не сделал ничего особенного: доска такая же самая, как половица в комнате.
II. Когда человек видит и сам внушает себе, что пройти над пропастью по одной доске опасно, то руки и ноги перестают ему повиноваться. Делается страшно.
Человек думает: «Сделаю я это или нет?» И, чтобы всё-таки сделать, нужно твердо сказать самому себе: «Да, я это сделаю! Я должен это сделать во что бы то ни стало, несмотря на опасность. Нужно внушить самому себе мысль, что ты должен сделать, и тогда сделаешь.
Не нужно думать, что храбрость — нечто особенное, присущее только отдельным, каким-то необыкновенным людям. Стать храбрым может каждый. Нужно только долгое время систематически воспитывать себя в таком духе, приучить себя слушаться своих приказов, твердо выполнять то, что решил сделать.
Тип речи — рассуждение. Автор доносит до читателя мысль, что храбрость — качество, которое можно в себе воспитать, и доказывает это на простом примере, приводит «упражнение» на храбрость.
I. Играет (в чем?) в храбрости — сущ. II. Н. ф. — храбрость.
Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.
Непост.: в форме предл. пад., ед. ч.
III. Играет роль (где?) в храбрости — обстоятельство.
165. I. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни.
II. Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Был уже весенний месяц, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная, она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось, будто за деревьями в потёмках стоят люди, и где-то за лесом воютсобаки. (А. П. Чехов.)
1) [ ° ^П!?IQ], [ ], [ ], НО [—@ И @ ].
2) [ЕДВА] И ( ),|[ ЇТ], И [ ]
Воют — 2 слога. в [в] — согл., звонк., тв. о [о] — гласн., уд.
ю [й] — согл., звонк., мягк.; [у] — гласн., безуд. т [т] — согл., глух., тв. В слове 4 буквы, 5 звуков. Трескотня — треск (суффиксальный). ^УДІВЛЄННОГО- удивить (суффиксальный).
Не обидел (что сделал?) — глагол.
Пост.: несов. вид., перех., 2 спр.
Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., м.р.
В предложении — сказуемое.
Не обидел (кого?) волчат — сущ.
Пост.: нариц., одуш., имеет форму только мн. ч. Непост.: в форме вин. пад.
В предложении — дополнение.
166. Отец любил делать бумажные змеи. В субботу он приезжал на дачу, мы сидели до позднего вечера, строгали планки, резали бумагу, клеили, рисовали на бумаге страшные рожи. 1) Рано утром выходили через задние ворота на луг, который тянулся до самой реки; но реки не было видно, а был виден только высокий противоположный берег, желтый песчаный откос, сосны, избы, колокольня Троицко-Лыковской церкви, торчавшая из сосен на самом высоком месте берега.
, на какой? I II (Ю Трифонов.)
[СУЩГНПІНО| [ ], А [еое,е,е ,е,
III ], и [
[©,© и©, ©, I—»I, и 1 Каждый человек должен избрать профессию — ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как го-ворится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выпол-няться лучше, отдача, как говорят, будет больше. Но молодой специалист не может быть односторонним в своём развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим своё дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт. (В. А. Обручев.)
Основная мысль: важно не только отдавать все силы любимой работе, но и расширять свой кругозор, быть разносторонним человеком.
Как выбирать профессию?
Сочинение. Моя будущая профессия.
Мы становимся взрослее и неизбежно оказываемся перед выбором: какую профессию избрать? Какому делу посвятить себя?
Выбирая профессию, надо обязательно учитывать свои способности и увлечения. Тогда работа будет не тяжелым грузом, а радостью, тогда ты сможешь полностью реализовать себя в любимом деле.
В современном обществе немало профессий, которые привлекают меня. Я люблю общаться с людьми, помогать им в чем-то, мне нравится каждый день видеть все новые и новые лица. Поэтому я всерьез задумываюсь о работе в сфере торговли. Поступив в торговый техникум, я смогу стать не просто продавцом, а менеджером по продажам.
Но меня немало интересует и техническая сфера.
В любом случае, кем бы ты ни стал, необходимо относиться к работе ответственно и серьезно, всегда учитывать интересы коллектива. Только тогда ты завоюешь уважение коллег, станешь настоящим специалистом.
Мы услышали по радио прогноз погоды. Газета прогнозирует результаты будущих выборов.
Строят новую железнодорожную магистраль, подвозят цемент и бетон, не зависят от климатических условий, слышат отдаленную канонаду, правильно используют трудовые резервы, смотрят по телевизору трансляцию спектакля, сеют яровую пшеницу.
На стройку каждый день подвозят цемент и бетон. Жители осажденного города слышат отдаленную канонаду. Мои родите-ли смотрят по телевизору трансляцию спектакля, в котором я иг-раю главную роль.
Мужское население станицы живёт в походах и кордонах, или постах, как называют казаки.
Лукашка, стоявший на вышке, был высокий, красивый малый лет двадцати, очень похожий на мать. Лицо и всё сложение его, несмотря на угловатость молодости, выражали большую физиче-скую и нравственную силу. Несмотря на то, что он недавно был собран в строевые, по широкому выражению его лица и спокой-ной уверенности позы видно было, что он уже успел принять свойственную казакам и вообще людям, постоянно носящим оружие, воинственную и несколько гордую осанку, что он казак и знает себе цену не ниже настоящей.
несмотря на что? что? №Н.Толстой.)
(Несмотря НХ то, что), те , (чтоХ, I 1, (что ©и©).
Источник
Повесть о настоящем человеке — Полевой Борис Николаевич
— Ложись! — крикнул он Петрову, который, очумело оглядываясь, стоял на коленях на печи, возвышавшейся среди развалин.
Они бросились на кирпичи, прильнули к ним, и в это время большой осколок сшиб печную трубу, обдав их красной пылью и запахом сухой глины.
— Ни с места, лежать! — командовал Мересьев, подавляя и в себе неудержимое стремление вскочить и бежать, бежать неведомо куда, лишь бы двигаться, — стремление, какое всегда испытывает человек при ночных бомбежках.
Бомбардировщиков не было видно. Они кружили в темноте, выше подвешенных ими осветительных ракет. Зато в белесом мерцающем свете было отлично видно, как врывались в освещенную зону и неслись вниз, стремительно вырастая на глазах, черные капли бомб и как затем красные взметы полыхали во тьме летней ночи. Казалось, раскалывается на части земля и гремит протяжно: «Р-рыых! Р-р-рыых!»
Летчики, распластавшись, лежали на печи, качавшейся и подпрыгивавшей от каждого разрыва. Они прижимались к ней всем телом, щекой, ногами, инстинктивно стремясь вмяться, врасти в кирпич. Потом рокот моторов удалился, и сразу стало слышно, как с шипеньем догорают низко опустившиеся на своих парашютиках осветительные ракеты и как гудит пламя пожара, занявшегося на развалинах по той стороне улицы.
— Ну, вот нас и освежили, — сказал Мересьев, с видимым спокойствием отряхивая с гимнастерки и брюк солому и глиняную пыль.
— А они, те, что там спали? — с ужасом воскликнул Петров, стараясь утихомирить нервно дергающуюся челюсть и подавить навязчивую икоту. — А Маринка?
Они спустились с печи; у Мересьева нашелся фонарик. Осветили заваленный досками и бревнами пол разметанной избы. На нем никого не было. Как потом оказалось, летчики, услышав звуки тревоги, успели выбежать во двор и скрыться в щели. Петров и Мересьев облазили все развалины. Маринки и бабки нигде не было. На крики никто не откликался. Куда они делись? Убежали, успели спастись?
По улицам уже ходили комендантские патрули, наводя порядок. Саперы гасили пожар, разбирали развалины, вынося трупы и откапывая раненых. В темноте сновали посыльные, выкликая фамилии летчиков. Полк быстро перебрасывался на новое положение. Летный состав собирали на аэродром, чтобы с рассветом сняться на своих машинах. По предварительным сведениям, потери в личном составе были, в общем, невелики. Ранило летчика, убило двух техников и нескольких часовых, оставшихся во время налета на посту. Предполагалось, что погибло много местных жителей, но сколько — из-за темноты и суматохи установить было трудно.
Под утро, отправляясь на аэродром, Мересьев с Петровым невольно задержались у развалин домика, где ночевали. Из хаоса бревен, теса саперы выносили носилки, на которых лежало что-то прикрытое окровавленной простыней.
— Кого несете? — спросил Петров, весь побледнев от тягостного предчувствия.
Усатый степенный сапер, напомнивший Мересьеву Степана Ивановича, неся передок носилок, обстоятельно ответил:
— Да вот бабку какую-то да девчонку откопали в подвале. Каменьями пригрело. Наповал. Девчонка то или девка, не поймешь: махонькая такая; видать, пригожая была. Камнем в грудь хватило. Дюже пригожа, точно дитя малое.
. В эту ночь немецкая армия перешла в свое последнее большое наступление и, атаковав укрепления советских войск, начала роковое для нее сражение на Курской дуге.
Солнце еще не поднялось, был самый темный час короткой летней ночи, а на полевом аэродроме уже ревели прогреваемые моторы. Капитан Чеслов, разложив на росистой траве карту, показывал летчикам эскадрильи маршрут и точки нового положения.
— Смотрите в оба. Зримого взаимодействия не терять. Аэродром у самых передовых.
Новая точка была действительно у линии фронта, обозначенной на карте синим карандашом, на языке, вдававшемся в расположение немецких войск. Летели не назад, а вперед. Летчики радовались: несмотря на то, что немцы снова взяли инициативу, Красная Армия не только не готовилась к отходу, а собиралась наступать.
С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розовый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг.
Мересьев и Петров в первом своем общем полете так и шли тесной парочкой. За те немногие минуты, что они провели в воздухе, Петров сумел оценить уверенную и поистине мастерскую манеру полета своего ведущего, а Мересьев, нарочно сделавший на пути несколько крутых и неожиданных виражей, подметил в ведомом хороший глаз, смекалку, крепкие нервы и, что было для него главным, — еще неуверенный, но хороший летный почерк.
Новый аэродром размещался в районе тылов стрелкового полка. Если бы немцы открыли его, они могли бы обстреливать его артиллерией мелких калибров и даже крупными минометами. Но им было не до какого-то там аэродрома, появившегося у них под носом. Еще в темноте они обрушили на укрепления советских войск огонь всей своей стянутой сюда в течение весны артиллерии. Красное пульсирующее зарево поднялось высоко в небе над укрепленным районом. Разрывы сразу закрыли все, точно мгновенно поднявшийся густой лес черных деревьев. И когда взошло солнце, на земле не стало светлей. В гудящей, ревущей, сотрясаемой мгле трудно было что-нибудь различить, и солнце висело в небе, как тусклый грязновато-красный блин.
Но недаром советские самолеты за месяц до этого ползали в небесной вышине над немецкими позициями. Намерения немецкого командования были давно раскрыты, позиции и центры сосредоточения нанесены на карту, изучены квадрат за квадратом. Немцы думали, по обычаю своему размахнувшись в полную меру своих сил, вонзить нож под лопатку спящему предутренним сном противнику. Но противник только притворялся спящим. Он схватил нападающего за руку, держащую нож, и рука эта захрустела, сжатая стальными, богатырскими пальцами. Еще не отшумел шквал артиллерийской подготовки, бушевавший на фронте в несколько десятков километров, как немцы, оглохшие от грома собственных батарей, ослепленные пороховым дымом, заволакивавшим их позиции, увидели огненные шары разрывов в своих траншеях. Советская артиллерия била точно и не по площади, как немцы, а по целям, по батареям, по скоплениям танков и пехоты, уже подтянувшимся к рубежам атаки, по мостам, по подземным погребам боеприпасов, по блиндажам и командным пунктам.
Источник