Меню

С первыми лучами солнца когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман синтаксический разбор

Повесть о настоящем человеке — Полевой Борис Николаевич

— Ложись! — крикнул он Петрову, который, очумело оглядываясь, стоял на коленях на печи, возвышавшейся среди развалин.

Они бросились на кирпичи, прильнули к ним, и в это время большой осколок сшиб печную трубу, обдав их красной пылью и запахом сухой глины.

— Ни с места, лежать! — командовал Мересьев, подавляя и в себе неудержимое стремление вскочить и бежать, бежать неведомо куда, лишь бы двигаться, — стремление, какое всегда испытывает человек при ночных бомбежках.

Бомбардировщиков не было видно. Они кружили в темноте, выше подвешенных ими осветительных ракет. Зато в белесом мерцающем свете было отлично видно, как врывались в освещенную зону и неслись вниз, стремительно вырастая на глазах, черные капли бомб и как затем красные взметы полыхали во тьме летней ночи. Казалось, раскалывается на части земля и гремит протяжно: «Р-рыых! Р-р-рыых!»

Летчики, распластавшись, лежали на печи, качавшейся и подпрыгивавшей от каждого разрыва. Они прижимались к ней всем телом, щекой, ногами, инстинктивно стремясь вмяться, врасти в кирпич. Потом рокот моторов удалился, и сразу стало слышно, как с шипеньем догорают низко опустившиеся на своих парашютиках осветительные ракеты и как гудит пламя пожара, занявшегося на развалинах по той стороне улицы.

— Ну, вот нас и освежили, — сказал Мересьев, с видимым спокойствием отряхивая с гимнастерки и брюк солому и глиняную пыль.

— А они, те, что там спали? — с ужасом воскликнул Петров, стараясь утихомирить нервно дергающуюся челюсть и подавить навязчивую икоту. — А Маринка?

Они спустились с печи; у Мересьева нашелся фонарик. Осветили заваленный досками и бревнами пол разметанной избы. На нем никого не было. Как потом оказалось, летчики, услышав звуки тревоги, успели выбежать во двор и скрыться в щели. Петров и Мересьев облазили все развалины. Маринки и бабки нигде не было. На крики никто не откликался. Куда они делись? Убежали, успели спастись?

По улицам уже ходили комендантские патрули, наводя порядок. Саперы гасили пожар, разбирали развалины, вынося трупы и откапывая раненых. В темноте сновали посыльные, выкликая фамилии летчиков. Полк быстро перебрасывался на новое положение. Летный состав собирали на аэродром, чтобы с рассветом сняться на своих машинах. По предварительным сведениям, потери в личном составе были, в общем, невелики. Ранило летчика, убило двух техников и нескольких часовых, оставшихся во время налета на посту. Предполагалось, что погибло много местных жителей, но сколько — из-за темноты и суматохи установить было трудно.

Под утро, отправляясь на аэродром, Мересьев с Петровым невольно задержались у развалин домика, где ночевали. Из хаоса бревен, теса саперы выносили носилки, на которых лежало что-то прикрытое окровавленной простыней.

— Кого несете? — спросил Петров, весь побледнев от тягостного предчувствия.

Усатый степенный сапер, напомнивший Мересьеву Степана Ивановича, неся передок носилок, обстоятельно ответил:

— Да вот бабку какую-то да девчонку откопали в подвале. Каменьями пригрело. Наповал. Девчонка то или девка, не поймешь: махонькая такая; видать, пригожая была. Камнем в грудь хватило. Дюже пригожа, точно дитя малое.

. В эту ночь немецкая армия перешла в свое последнее большое наступление и, атаковав укрепления советских войск, начала роковое для нее сражение на Курской дуге.

Солнце еще не поднялось, был самый темный час короткой летней ночи, а на полевом аэродроме уже ревели прогреваемые моторы. Капитан Чеслов, разложив на росистой траве карту, показывал летчикам эскадрильи маршрут и точки нового положения.

— Смотрите в оба. Зримого взаимодействия не терять. Аэродром у самых передовых.

Новая точка была действительно у линии фронта, обозначенной на карте синим карандашом, на языке, вдававшемся в расположение немецких войск. Летели не назад, а вперед. Летчики радовались: несмотря на то, что немцы снова взяли инициативу, Красная Армия не только не готовилась к отходу, а собиралась наступать.

С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розовый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг.

Читайте также:  Свод правил для наблюдения за солнцем

Мересьев и Петров в первом своем общем полете так и шли тесной парочкой. За те немногие минуты, что они провели в воздухе, Петров сумел оценить уверенную и поистине мастерскую манеру полета своего ведущего, а Мересьев, нарочно сделавший на пути несколько крутых и неожиданных виражей, подметил в ведомом хороший глаз, смекалку, крепкие нервы и, что было для него главным, — еще неуверенный, но хороший летный почерк.

Новый аэродром размещался в районе тылов стрелкового полка. Если бы немцы открыли его, они могли бы обстреливать его артиллерией мелких калибров и даже крупными минометами. Но им было не до какого-то там аэродрома, появившегося у них под носом. Еще в темноте они обрушили на укрепления советских войск огонь всей своей стянутой сюда в течение весны артиллерии. Красное пульсирующее зарево поднялось высоко в небе над укрепленным районом. Разрывы сразу закрыли все, точно мгновенно поднявшийся густой лес черных деревьев. И когда взошло солнце, на земле не стало светлей. В гудящей, ревущей, сотрясаемой мгле трудно было что-нибудь различить, и солнце висело в небе, как тусклый грязновато-красный блин.

Но недаром советские самолеты за месяц до этого ползали в небесной вышине над немецкими позициями. Намерения немецкого командования были давно раскрыты, позиции и центры сосредоточения нанесены на карту, изучены квадрат за квадратом. Немцы думали, по обычаю своему размахнувшись в полную меру своих сил, вонзить нож под лопатку спящему предутренним сном противнику. Но противник только притворялся спящим. Он схватил нападающего за руку, держащую нож, и рука эта захрустела, сжатая стальными, богатырскими пальцами. Еще не отшумел шквал артиллерийской подготовки, бушевавший на фронте в несколько десятков километров, как немцы, оглохшие от грома собственных батарей, ослепленные пороховым дымом, заволакивавшим их позиции, увидели огненные шары разрывов в своих траншеях. Советская артиллерия била точно и не по площади, как немцы, а по целям, по батареям, по скоплениям танков и пехоты, уже подтянувшимся к рубежам атаки, по мостам, по подземным погребам боеприпасов, по блиндажам и командным пунктам.

Источник

Конспект урока по теме «Сложное предложение» в 9 классе

Тема: Обобщение по теме «Сложное предложение» в 9 классе

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – практикум

— организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ГИА;

— проверить знания учащихся по данному разделу.

— развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.

— помочь учащимся осознать ц енность совместной деятельности;

— воспитывать бережное отношение к языку.

Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.

II. Проверка домашнего упражнения № 248 ( 1-5)

Работу на уроке мы начнем с проверки домашнего задания. На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с прави льными ответами. Слайд 2

1.Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. 2. С первыми лучами солнца, когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолеты, не теряя друг друга из виду, взяли курс на юг. Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Мы его [Вулича] не понимали, но, когда он взвел курок и насыпал на полку пороха, то многие, невольно вскрикнув, схватили его за руки. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезды исчезали, но, как только потухала молния, опять, как брошенные какой-то меткой рукой, появлялись на тех же местах.

Читайте также:  То солнце спрячется то светит слишком ярко разобрать предложение

1. (Как только) и (…), [..], и [..].

С какими предложениями вы работали?

III. Запись темы, целеполагание

— На прошлом уроке мы изучили последнюю группу сложных предложений – сложные предложения с разными видами связи. Какова же будет тема данного урока? ( Повторение темы «Сложное предложение»). Слайд 3

— Какие цели урока вы поставите перед собой? Слайд 4

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения

правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,

развивать языковые и коммуникативные умения.

IV. Повторение и обобщение изученного материала. Учебные задания

1. Опрос по теме

— Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)

— Кроме предложений, что еще изучает синтаксис? (Словосочетания)

— На какие группы делятся все сложные предложения? (Союзные и бессоюзные)

— Какие виды союзных предложений вы знаете? (ССП и СПП)

Работа в группах

— Расскажите о ССП . Най дите сложносочиненное предложение, в котором одно — односоставное, а другое – дв усоставное, выпишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Приведите пример, когда в ССП запятая не ставится.

Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский)

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. ( Л. Толстой)

Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.

— Дайте определение бессоюзного сложного предложения, расска жите об употреблении знаков препинания в бессоюзн ых сложн ых предложени ях. Расставьте знаки препинания в данных предложениях , объясните их постановку.

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( Короленко В. Г)

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков. ( Достоевский Ф. М)

— Дайте определение СПП; наз овите основные группы по значению. Определите в ид придаточных предложений, составьте схемы предложений:

Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров. (Д. А.Фурманов)

— Запишите предложение, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание . Слайд 5

— Перестройте данное предложение – высказывание К.Паустовского соответственно схемам:

[ Тот. (кто…), …]. Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.

(Если …), […]. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания .

[ … , ]. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

3. Тест (задания части 2 ГИА)

— Укажите в каком значении употребляется в предложении слово «привести»? (А3)

1) ведя, помочь дойти;

2) довести до к-н результата;

3) огласить, напомнить;

4) сделать, произвести ч-н.

Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне ( А5, выделить).

— Замените книжное слово «фраза» стилистически нейтральным синонимом ( В1, высказывание, выражение).

— Замените словосочетание «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование ( В2, выделенная мысль).

— Выпишите грамматическую основу из главной части ( В3, Знаки препинания существуют).

— При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. Ориентироваться на интонацию очень опасно. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми. Вспомним ряд примеров:

Читайте также:  Черное солнце символ тату

1. Древнегреческий богач оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ». Отсутствие запятой вызвало долгие споры. Одни считали, что запятую нужно поставить после слова «золотую» («Статую золотую, пику держащую»), другие — после слова «статую» («Статую, золотую пику держащую»), так как в противном случае можно вконец разорить наследников.

2. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.

3. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.

— Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация) — Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом)

— Укажите виды предложений, опираясь на правила русской пунктуации: Слайд 6

1.Хочешь добиться уважения – начинай с себя. (БСП, условие)

2. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский) (ССП)

3. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (СПП, изъяснительное)

4. Мы знаем главное предназначение человека: оставить свой добрый след на земле. (БСП, дополнение)

5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (БСП)

6. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (ССП)

7. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат . ( БСП, результат)

8. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (СПП, определительное)

9. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. (БСП, быстрая смена действий)

10. Знаки препинания – это нотные знаки. (Простое)

11. Помните, что в придаточном определительном, что можно заменить словом который. (СПП, изъяснительное)

12. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (БСП, пояснение)

7. Устная разминка

— Укажите верные утверждения:

1. СПП – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (нет)

2.СП делятся на три группы. (да)

3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)

4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)

5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)

6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)

7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)

8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)

9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)

10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)

8 . Самостоятельная работа

Заполните таблицу « Типы сложных предложений». Слайд 7

— Согласны ли вы с высказыванием о русском языке? (эпиграф к уроку), авторов научно-популярной книги «О культуре русской речи» Зои Николаевны Люстровой, Виктора Яковлевича Дерягина, Льва Ивановича Скворцова.

— Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». Слайд 8

VI. Контроль-проверка своих знаний

Карта для оценки своей деятельности.

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока, о впечатлениях об уроке.

VII . Домашнее задание. Слайд 9

Повторить словарные слова.

Выполнить тестовую работу. (см. приложение)

Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 9 классе». — М: Просвещение, 2003 г.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», ч. 2.- Издательство «Учитель», 2006 г.

Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове». — М.: «Знание», 1978 г.

Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок». — М.: «Педагогическое общество России», 2006 г.

5. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.- М.:Издательство «Экзамен», 2011г.

Источник

Adblock
detector