Урок по русскому языку для 8 класса «Связь слов в словосочетании»
Урок по русскому языку для 8 класса «Связь слов в словосочетании»
Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.
Сформировать умения определять способ связи слов в словосочетании и преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и примыкания, использовать словосочетания – стилистические синонимы в речи.
I . Организационный момент .
II . Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложения, обозначить изученные орфограммы:
С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии.
Из слов записанного словосочетания записать все возможные именные словосочетания.
( с приближением солнца, утреннего солнца).
Ответить на вопросы :
а) Почему эти словосочетания являются именными?
(Главные слова в этих словосочетаниях – имена существительные)
б) Являются ли словосочетаниями группы слов бледнели и сокращались; бледнели молнии; сокращались молнии?
(Нет, т.к. словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу или грамматически).
в) Как правильно называются эти группы слов?
( Первая группа – однородные сказуемые, вторая и третья – части грамматической основы, а грамматическая основа, как и однородные члены предложения словосочетанием не являются).
В записанных словосочетаниях указать главные слова, доказать, что они являются главными.
Можно ли записать ещё какие-либо словосочетания из слов этого предложения?
(Бледнели с приближением, сокращались с приближением).
Какие это словосочетания? Дайте им характеристику.
(Это глагольные словосочетания, так как главное слово в них – глагол. Эти словосочетания указывают на действие и предмет, на который данное действие направлены).
III . Работа по теме урока, основываясь на записанный материал.
Записать словосочетание, соответствующее схеме:
где главное слово – существительное
Указать род, падеж, число у главного слова
( существительное «солнца» среднего рода, употреблено в форме родительного падежа, единственного числа).
Поставить главное слово в форму дательного падежа (солнцу). Как при этом изменилось зависимое слово? (Также перешло в форму дательного падежа утреннему).
Сделайте вывод из ваших наблюдений. (При изменении формы главного слова в словосочетании прилагательное + существительное, где главное слово существительное, изменяется и зависимое слово. При этом грамматические признаки совпадают и у главного, и у зависимого слова. То есть главное и зависимое слова согласуются в грамматических формах).
Попробуйте заменить зависимое слово сходными с ним по форме частями речи.
(Утреннего солнца – этого солнца (местоимение), первого солнца (порядковое числительное),встающего солнца (действительное причастие)).
Понаблюдав, нетрудно заметить, что при изменении главного слова в словосочетаниях подобного типа зависимое тут же меняет свою форму, подстраиваясь под главное слово. Таким образом, мы можем сказать, что главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже. А следовательно, согласование – это способ связи при котором главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже.).
Постройте логическую цепочку рассуждений со словосочетаниями, соответствующими схемам:
1 вариант – существительное + существительное, где главное слово – 1 существительное;
2 вариант – глагол + существительное, где главное слово – глагол.
(1 вариант – с приближением солнца,2 вариант – бледнели с приближением, сокращались с приближением. При изменении формы главного слова зависимое, также изменяемая часть речи, не меняет своей формы. При этом главное слово требует постановки зависимого в определенной форме, то есть управляет зависимым. Следовательно, управление – это способ связи слов, при котором главное слово требует постановки зависимого, изменяемой части речи, в определённом падеже).
7. Итак, мы с вами посмотрели, каким способом образуются словосочетания, в которых в качестве зависимых слов выступают изменяемые части речи. А как быть со словосочетаниями, в которых есть слова – неизменяемые части речи? Можем ли мы сказать, что слова в этих словосочетаниях связаны грамматически?
8. Определите главные слова (глаголы в форме прошедшего времени) и зависимые (наречие, деепричастие, инфинитив) понаблюдайте, как ведут себя зависимые слова при изменении главных (они не изменяют свою форму, т.к. наречия и деепричастия – неизменяемые части речи, а инфинитив – неопределённая форма глагола).
Вывод: зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, примыкает, а потому и способ связи слов в таких словосочетаниях – примыкание.
9. Работа со схемой на странице 33 (упражнение 70)
IV . Закрепление изученного материала:
1. На доске записаны словосочетания, составить схемы, указать способ связи.
1. сорок пятый год
2. преодолеть препятствие
3. бегающие по траве
4. говорить уверенно
5. смелое решение
6. наивно мечтая
9. устал воевать
2. Упражнение 71 (письменно)
3. Срезовая работа, аналогичная выполненной на доске (задания разделены на 2 варианта, распечатаны,).
V . Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.
Источник
Урок «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка на тему «Словосочетание» в 8 классе (программаМ.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovosochetanie.rar | 11.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения; формирование умения вычленять из предложения словосочетания; орфографический повтор.
- Организационный момент
- Словарная работа
Аляповатый — грубо, неискусно и безвкусно сделанный. Аляповатый рисунок.
Амбиция — 1. Обострённое самолюбие, а также спесивость, чванство. Войти (вломиться, удариться) в амбицию (обидевшись, рассердиться; разг.).
2. обычно мн. Претензии, притязания на что-нибудь (неодобр.). Ничем не обоснованные амбиции.
Амфитеатр — 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим).
2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, места в цирке, в лекционном зале.
Исподтишка, расписаться, возглавить, исчезнуть, восстание, израсходовать, издалека, бесцельный, рассчитать, безжалостный, здешний, сгущать, здание, бесполезный, бесспорный, роспись, расписать, расцветать, вскрыть, расчет, чересчур.
— Вспомните, что такое словосочетание.
Это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных по смыслу и грамматически.
— Как оно строится?
От главного слова задается вопрос к зависимому.
— Какой частью речи может быть выражено главное слово?
Любой частью речи.
- Изучение нового материала.
1. Анализ текста
Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.
С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня. (По И. Тургеневу.)
Задание: озаглавьте текст, определите тип речи.
— Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку? (Глаголы.)
— Сравнить слова и словосочетания: трепетали — слабо трепетали;
вспыхивали — непрерывно вспыхивали, вспыхивали на небе;
молнии — неяркие молнии, разветвленные молнии.
2. Чтение теоретических сведений на стр. 30-31 учебника
3. Работа с таблицей.
1. Люблю косогор
Люблю две рябины
2. Сломанный забор Серенькие тучи
4. Было благородно
5. Очень неожиданно
глаг. + сущ. (глагольное)
глаг. + словосоч. (сущ. с числ.)
прич.+ сущ (именное)
прилаг. + сущ. (именное)
сущ, + сущ. в пред. п. (именное)
глаг.+- нареч. (глагольное)
нареч + нареч (наречное)
действие на предмет (общее грам. знач.)
действие и его признак
4. Анализ словосочетаний.
Задание: из фрагмента очерка К. Г. Паустовского (стр. 29) выпишите выделенные словосочетания, укажите главное слово, постройте схемы, укажите вид.
Постоянное общение Кивает из-под куста
прилагательное + существительное глагол + существительное с предлогом
Время открытий Пришел вовремя
Существительное + существительное глагол + наречие
1. Выборочный диктант.
Задание: среди данных примеров выпишите только словосочетания, в словосочетаниях укажите главные слова.
Интересный спектакль, в партере, прозвенел третий звонок, игра актеров, первое действие, в последнем ряду, реакция зрителей, затаив дыхание, цветы и аплодисменты, получить удовольствие, свет рампы, за сценой, в течение антракта, занавес опущен, спектакль завершен, пройти в вестибюль, зрители расходятся, долго вспоминать, только цветы.
2. Упражнение 58.
3. «Лингвистическая мозаика»
Задание: записать словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в словосочетании — существительного, прилагательного, глагола.
Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, черная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжелый пакет, отчетливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам, вязкий по качеству.
4. Творческий диктант.
Задание: к данным словосочетаниям подберите синонимичные.
Осенние приметы — листья клена — взглянуть с негодованием –
парусная лодка — относиться с уважением — восторженно аплодировать – роман о приключениях — ожерелье из жемчуга — лунный свет —
городские жители — вершины гор —
— Что такое словосочетание?
Упражнение 59, 63 (устно).
- Назовите виды словосочетаний.
- Как связаны между собой словосочетания?
Задание : выписать словосочетания «глагол + существительное» (с предлогом и без предлога).
По песчаному дну, таиться в ущелье, на окраине леса, метаться по площади, письмо матери, подошли к землянке, вырастили на даче, адресовать Марии Ивановне, прекрасно иллюстрировать, присутствовать на лекции, товарищ по работе, сочувствовать товарищу, преследовать на границе, подружиться сразу, нездоровится с утра, горный ключ, зазубрины на лезвии, потребность в алюминии.
Задание: заменить фразеологические обороты словосочетаниями «глагол + наречие».
Ломать голову (долго размышлять), слушать раскрыв рот (слушать внимательно), мчаться высунув язык (бежать быстро), работать засучив рукава (работать быстро, хорошо), жить за тридевять земель (жить далеко), работать не покладая рук (работать много), трудиться не разгибая спины (трудиться упорно), чувствовать себя как рыба в воде (чувствовать хорошо), решать не теряя головы (решать хладнокровно).
Источник
С приближением утреннего солнца
Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь
(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала
к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!
(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.
(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.
– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился
к дородной женщине.
– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.
– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?
– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
– (35)Маленькие ещё – вчера родились.
– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.
– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?
(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.
– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.
(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.
* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.
Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».
Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».
В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.
Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.
2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.
Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.
Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.
Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Источник