Как татар в космос не пускали
История о том, почему среди космонавтов нет ни одного татарина.
За всю историю полетов человека в космос, начавшуюся с первого полета Юрия Гагарина, в космосе побывало около 500 человек — граждан десятков стран, даже Монголии и некоторых стран Африки. Как в советское время, так и сейчас не принято говорить об этническом происхождении космонавтов. Но при всем интернационализме советской и российской государственной системы никто не может объяснить, почему среди космонавтов нет ни одного татарина.
Иван Иванович приземлился в Заинске
После запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года встала задача отправить в космос человека.
9 марта 1961 года корабль « Восток-0», запущенный с испытательными целями, заблудился в космосе, потерял связь с Землей и, не добравшись до запланированной точки посадки ( в Саратовской области), приземлился в глубокий сугроб в девяти километрах от Заинска, около деревни Старый Токмак. Аппарат успел сделать вокруг Земли один виток.
От корабля « Восток-1», который ровно месяц спустя прославит Гагарина на весь мир, этот корабль отличался только составом экипажа: в его кресле сидел не человек, а манекен по прозвищу « Иван Иванович». Кроме того, на корабле были собака по кличке « Чернушка», двенадцать мышей и мухи.
« Ивана Ивановича» и упавший корабль найти удалось благодаря местному трактористу, который увез на санях огромный парашют, «бабам на кофточки».
До этого было несколько подобных полетов, и на этой стадии погибло несколько собачьих экипажей. До Чернушки с космической орбиты повезло вернуться только Белке и Стрелке ( 19 августа 1960 года), после нее — Звездочке ( 25 марта 1961 года). Следующим в космос отправился Юрий Гагарин, однажды публично пошутивший: «До сих пор не пойму, кто я — первый человек или последняя собака…».
Чернушка, которая приземлилась возле Заинска
Для самой Чернушки приземление на татарстанской земле не стало таким счастливым, как для ее других четвероногих коллег по цеху. Ее образ долгое время оставался в тени, потому что информация была частично засекречена. Хоть население Старого Токмака и стало свидетелем этого чрезвычайного происшествия, но никакая информация не просочилась за пределы села, поскольку все было объявлено государственной тайной.
Быть может, все дело в неудачном полете и неприлично далеком приземлении от запланированной точки? Тем не менее, в памяти местных жителей это приземление оставило свой след — в домах хранятся разобранные местными жителями на сувениры фрагменты снаряжения и оборудования аппарата. К примеру, в одной из школ хранится кусок парашюта, на котором спустился « Иван Иванович».
Так или иначе, но неудачный с точки зрения поставленных задач полет Чернушки и приземление в татарском селе словно наложило какое-то проклятье на прорыв татар в космос…
Татарский космонавт предпочел развод космосу
В начале 1960 года из первоклассных летчиков СССР была сформирована специальная группа, которая получила название « Отряд Икс». Отсев был очень жестким — из 300 собранных со всей страны летчиков было отобрано всего 20. Среди тех 20 человек, которые входили в группу, был и татарин — Марс Закирович Рафиков, чья мать была родом из села Исаково Буинского района Татарстана.
И хотя значился в списке под номером 16, но сумел зарекомендовать себя как один из лидеров. Но из этих 20 членов « Отряда Гагарина» полететь в космос смогли лишь 12 человек, а остальные 8 по тем или иным причинам не смогли реализовать свою мечт
Счастье первым улыбнулось 26-летнему лейтенанту Юрию Алексеевичу Гагарину — уроженцу деревни Клушино Смоленской области. Этот человек с солнечной душой 12 апреля 1961 года на космическом корабле « Восток-1» со скоростью 28 тысяч километров в час и на высоте 88 км за 108 минут совершил полет вокруг земного шара. Корабль Гагарина стартовал в 9 часов 07 минут утра на Байконуре ( Казахстан) и благополучно приземлился в 10 часов 55 минут возле деревни Смеловка Энгельсовского района Саратовской области.
После завершения в декабре 1961 года полной программы подготовки Марс Рафиков был включен в список космонавтов, которые должны были в скором времени полететь в космос… Его близкий друг Юрий Гагарин сказал ему: «Я свой долг выполнил, Марс Закирович! Теперь наступает твоя очередь — готовься!»…
Главной причиной того, что Рафиков так и не полетел в космос, был неудачный брак. С женой Людой из Москвы отношения не сложились. Рождение сына Игоря ситуацию не изменило. Тогда было решено развестись. Но это совершенно не устраивало ни руководителя Центра подготовки космонавтов, ни Главного конструктора. Марса не раз вызывали « на ковер», пытались уговорить, но он не изменил своего решения. Наконец ему был предъявлен ультиматум: «Если помиришься с женой и наладишь семейную жизнь, полетишь в космос, а нет — пеняй на себя…».
Марс Рафиков выбрал личное…
Исламский след в Америке
Еще один парадоксальный случай татарской космической невезухи произошел примерно в то же время, но на другой стороне земного шара.
Саит Салах, инженер-ядерщик, проживающий в городе Виена, штат Вирджиния США. Представитель старой татарской эмиграции. Его мать, Фаиза-апа, родилась в 1912 году в деревне Татарское Тенишево Атюрьевского района. В 1964−65 годах Салах был кандидатом в отряд астронавтов, но, пройдя все этапы отбора, получил отказ. Позже Дональд Слейтон, один из первых семи американских астронавтов, извинился перед ним, сказав, что было указание из Белого Дома не пускать мусульманина в космос…
Здоровье подкачало
Еще один татарский рывок в космос был прерван из-за здоровья.
Ансар Ильгамович Шарафутдинов, уроженец города Сатка Челябинской области, РСФСР, в 1965 году успешно прошел медицинскую комиссию в ЦВНИАГ и 23 октября 1965 года был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС № 942 от 28 октября 1965 года назначен на должность слушателя-космонавта 1 отряда ЦПК ВВС.
Шарафутдинов с ноября 1965 по декабрь 1967 года проходил общекосмическую подготовку, но уже 5 января 1968 года приказом Главкома ВВС № 3 был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья. Какая внезапная болезнь послужила причиной, остается лишь гадать — Ансар Шарафутдинов умер в 1995 году в возрасте 56 лет, работая учителем по трудовому воспитанию в средней школе поселка Воронок Щелковского района Московской области…
Занесло « Бураном»
Чуть позже еще два татарина остались за бортом космической программы. Оба летчики экстра-класса, которых готовили к пилотируемому полету « Бурана».
Урал Назибович Султанов, уроженец села Никифорово, Альшеевский район, Башкирская АССР. До зачисления в космическую программу он успел установить 10 мировых авиационных рекордов.
В 1978 году участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой « Бурана», снижающегося по крутой глиссаде, на самолете Ил-18. В 1979—1980 годах участвовал в эксперименте « Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия невесомости на технику пилотирования. В феврале 1982 года был отобран для работ по программе « Буран» и позже приказом МАП № 213 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.
Два года Султанов проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года ему была присвоена квалификация « космонавт-испытатель». Казалось бы, космос рядом. К сожалению, программу « Буран» закрыли, хотя один полет в 1988 году в автоматическом режиме все же состоялся.
Другой случай еще драматичнее.
Наиль Шарипович Саттаров, уроженец деревни Кабаковской Кармаскалинского района Башкирской АССР, РСФСР, в 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им. В.П.Чкалова для проведения атмосферных испытаний того же «Бурана». С января 1979 по май 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А.Гагарина в качестве слушателя-космонавта.
Чтобы будущие космонавты постоянно находились в летной форме, их время от временя откомандировывали летать на свои базы. Задания, учитывая перерывы, планировались, естественно, не очень сложные. Но какой же испытатель смирится с тем, что его заставляют просто « утюжить» небо. Когда до выпуска оставались считанные дни, Наиль Саттаров « сорвался»…
В мае 1980 года этот пилот выполнил несанкционированную фигуру высшего пилотажа — «бочку» на… серийном пассажирском ТУ-134! Причем с пассажирами ( полет был технический, гражданских лиц не было) на борту. Никому ни до, ни после сделать « бочку» на этом типе самолетов не удавалось!
Самолет легонько, как пушинка, повернулся вдоль продольной оси и пошел дальше. Остается только гадать, что же послужило причиной такого неординарного поступка. За это Саттаров был понижен в звании и отчислен из группы летчиков-испытателей, проходивших подготовку по программе « Буран». Самое интересное, что Родина его « не забыла» — Саттарову как испытателю стали поручать сложнейшие задания — он летал на ТУ-160 со сброшенным фонарем на сверхзвуковых скоростях, пролетал через ядерный взрыв. На том же ТУ-160 участвовал в установлении нескольких мировых рекордов.
Так и не складывается у татар до сих пор с полетами в космос… Может быть, они сами из космоса?
Альберт Бикбов
История написана и впервые опубликована в 2014 году
Источник
Созданный в России египетский спутник снял Землю с космоса
«Роскосмос» опубликовал видео Земли из космоса, снятого бортовыми камерами созданного в России египетского спутника EgyptSat-A.
Видео опубликовано на официальном YouTube-канале «Роскосмос ТВ», передает РИА Новости.
«Космический аппарат создан в интересах правительства Арабской Республики Египет. Космический аппарат для съемки земной поверхности с высоким пространственным разрешением», — сообщается в аннотации к опубликованному видео.
Отмечается, что спутник EgyptSat-A создали в подмосковной Ракетно-космической корпорации «Энергия».
Сейчас египетский спутник проходит летные испытания под управлением российских специалистов. После окончания испытаний он будет передан египетской стороне.
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Арестантское уголовное единство» (АУЕ)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76209 от 08.07.2019. При использовании материалов сайта просьба ссылаться на телеканал РЕН ТВ, используя гиперссылку.
Источник
Расстояние между городами
Примеры расчета расстояний:
Когда может пригодиться расчет расстояний?
Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:
- Сервис расчета расстояний помогает проложить маршрут автопутешественнику, например, для летнего отдыха с семьей или при планировании деловой поездки на автомобиле. Зная расход бензина и среднюю цену за литр топлива, нетрудно рассчитать обязательные финансовые затраты в поездке.
- Водителю-дальнобойщику расчет расстояния между городами позволяет проложить маршрут на карте при подготовке к дальнему рейсу.
- Калькулятор расстояний пригодится грузоотправителю, чтобы определить километраж и в соответствии с тарифами транспортной компании оценить стоимость грузоперевозки.
Как пользоваться расчетом расстояний?
Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле «Откуда» название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле «Куда» и нажмите кнопку «рассчитать».
На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.
Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.
Другие методы прокладки маршрута
Пожалуй, самая простая альтернатива — это открыть атлас автодорог и на глаз проложить маршрут по карте. Затем, прокатив по маршруту курвиметр, можно получить приблизительный километраж. Оценить время поездки будет сложнее: для этого придется разбить маршрут на фрагменты с одинаковым классом дорог и измерить сумму длин фрагментов каждого класса. Далее, зная среднюю скорость для каждого класса дорог, нетрудно рассчитать время, поделив путь на скорость.
Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.
Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.
Алгоритм расчета расстояния между городами
Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.
Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:
- расстояние по автодорогам включает в себя длину автотрассы и соединяющих ее с городом дорог;
- расстояние по прямой, или как его еще называют «по птичьему полету«, характеризуется меньшей протяженностью, но практически менее ценно, т.к. перемещение обычно происходит по дорогам.
В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.
Источник