Сказание «О любви Бога Солнца Ярилы и Матери Сырой Земли» записанное у Староверов Нижегородской губернии в конце 19 века
СКАЗАНИЕ «О ЛЮБВИ ЯРИЛЫ-СОЛНЦА И МАТЕРИ СЫРОЙ ЗЕМЛИ, И РОЖДЕНИИ ПЕРВОПРЕДКА СЛАВЯН»
записанное в конце 19 века писателем-этнографом Мельниковым-Печерским у Староверов – Кержаков на Севере Нижегородской губернии. Староверов сохранивших легенду, в народе называли «Кержаки», потому что они строили свои скиты и села на берегах реки Керженец Семеновского уезда Нижегородской губернии. Староверы-Кержаки жили в непроходимых лесах севера Нижегородской области они хорошо сохранили древние предания, легенды и мифы.
Самая популярная легенда сохраненная Староверами-Кержаками – это легенда «О граде Китеж и озере Светлояр».
Сказание «О ЛЮБВИ ЯРИЛЫ-СОЛНЦА И МАТЕРИ СЫРОЙ ЗЕМЛИ, И РОЖДЕНИИ ПЕРВОПРЕДКА СЛАВЯН» было напечатано в популярном романе МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ», книга вторая, часть четвертая, глава первая.
Вот сказанье наших праотцев о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных.
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья.
И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?»
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась… Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…»
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки… И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу — Яриле, матери — Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое».
Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека… И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою… И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет… Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и не дышащей…
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя‑печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими — дождями дробными.
Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре ветрило. Зачем дышишь на меня постылою стужей. Око Ярилино — красное солнышко. Зачем греешь и светишь ты не по‑прежнему. Разлюбил меня Ярило‑бог — лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими. »
«Не себя мне жаль, — плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода,скорбит сердце матери по милым по детушкам».
Говорит Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на‑время — сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на‑время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать‑почивать до моего приходу… Придет время, пошлю к тебе вестницу — Весну Красну, следом за Весною я сам приду».
Плачется Мать Сыра Земля: «Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою… И наг он и слаб — сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света…»
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором деревья дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом‑разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь — дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».
И отошел от земли бог Ярило… Понеслися ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино — красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек — у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и тепло.
Так мыслили старорусские люди о смене лета зимою и о начале огня.
Оттого наши праотцы и сожигали умерших: заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А после стали отдавать мертвецов их матери — опуская в лоно ее.
Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой огня человеку. Праздники те совершались в долгие летние дни, когда солнце, укорачивая ход, начинает расставаться с землею. В память дара, что даровал бог света, жгут купальские огни. Что Купало, что Ярило, все едино, одного бога звания.
И доныне в Иванову ночь пылают на Руси купальские огни, и доныне по полям и перелескам слышатся веселые песни:
Купала на Ивана!
Где Купала ночевала?
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
Ночевала у Ивана!
РОМАН «В ЛЕСАХ» , КНИГА ВТОРАЯ, ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, ГЛАВА ПЕРВАЯ
Роман Мельникова-Печерского «В ЛЕСАХ»
источник статьи – сайт МАТРЕШКИНА.РУ
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Ярило Солнце славянский миф — читать бесплатно
В школе наверное каждый, хоть краем уха, слышал славянский миф о Ярыле-солнце — древний славянский Бог весеннего солнца. В мифе, Ярило — славянский молодой бог, который представляется людям юношей с прекрасной внешностью. Он имеет светлые волосы, что развиваются на ветру, также красивые голубые глаза, мощный прекрасный торс и, самое главное, красивая улыбка. Наверное из-за этих признаков его и нарекли «ловеласом» так как он всегда любил прекрасных земных женщин и богинь, так и в мифе показывается его любовь с Матерью-Землей.
Начинается этот древний миф с описанием Земли: «Как в стуже и темноте жила Сырая Земля. Темный, жестокий мрак окутал ее с головы до ног, а на поверхности Земли, вообще не было ничего живого, прекрасного и приятного. На ней не было заметно ни движения живого, ни звуков, ни тепла, ни света.» Такой и жила древняя старая Земля, такой ее и видел, прекрасный, лучезарный, жаркий Ярило. Остальные Боги не разделяли желания Ярилы принести на землю тепло и свет, так как до Земли им не было никакого дела. Но упертый Ярило пронзил мрак, тьму своим теплым, светлым взглядом-стрелой и окутало землю прекрасное свечение, тепло, и возродилось на том месте где стоял Ярило прекрасное солнышко которое освещает всю землю и до сегодняшнего дня. И через солнце льется на землю свет и тепло от Ярилы.
Мать-Земля, в свою очередь, под теплым солнышком Ярилы, начала просыпаться и цвести, она раскинулась красками и буйством зелени и цветов. Свет заходил во все уголочки Земли, даже в самые темные, Земля впитывала все светлые и теплые лучи Ярило. После этого Ярило и влюбился в такую Землю, та, в свою очередь, ответила ему взаимностью и наградил ее Ярило синими морями, зелеными лесами и лугами, алыми цветами. От Ярилы и родила матушка Земля множество всего живого. Полюбила Земля Ярило и создала от него самое прекрасное свое творение — человека.
Источник
Бог Солнца Ярило и его день. Приметы, обряды, обычаи
Упоминаний о Яриле не встречается ни в летописи Нестора, ни в других древних памятниках. Однако следы празднования в честь этого бога дошли до наших времен отголосками в виде лингвистических следов и обрядовых песен.
Бог Солнца у древних славян
Солнце играло важную роль в символической картине мира древних славян. Бог Солнца представал в славянской мифологии в разных ипостасях, в зависимости от времени года. Весной, после равноденствия, в свои права вступал Ярило.
Предания описывают это божество как статного юношу. У Ярилы светлые волнистые локоны, а глаза голубые, как весеннее небо. На своем белом коне Ярило разъезжает босиком и с обнаженным торсом. Он весь – воплощение молодости, силы, красоты и страсти.
В его характере – неистовость, стремительность и ярость. Эти качества проявляются во всей весенней природе: в яркости и свежести красок, в том, как быстро сходит снег, превращаясь в бурные талые потоки, как набухают почки и пробивается первая зелень.
«Википедия» приводит различные попытки объяснения имени Ярилы: через связь с санскритским корнем ar («движение вверх»)и по аналогии с рядом славянских лексем, имеющих в своем составе древний корень «яр». Эта морфемная единица подразумевает стремительность, силу, молодость, и вошедший в имя божества, нашел свое отражение во многих языковых единицах и дошел до наших дней.
Молодая овца – ярка. Для обозначения ослепительного света используется слово «яркий». Яровые посевы первыми всходят весной. Такие славянские имена, как Ярополк, Ярослав, Ярина тоже напоминают о связи с корнем «яр». Не случайно считается, что первый визит Ярилы на землю проходит в дни весеннего равноденствия, когда солнце начинает отвоевывать себе время.
Ярило – покровительствует плодородию, ведь с его именем связана легенда о зарождении жизни на Матушке Сырой Земле. Солнечный Ярило освободил Землю от мрака, напитав ее светом. И расцвела Мать-Земля от весеннего солнышка, родив много живого. Куклу Ярило, как покровителя плодородия, мастерили с большим фаллосом.
Так как Ярило – это одна из ипостасей Бога Солнца, то в его арсенале имеются стрелы, символизирующие солнечные лучи. Эти стрелы Ярило посылает на Землю, чтобы побороть холод и безжизненность зимних дней. Одновременно стрелы ассоциируются с оружием, поражающим сердца любовным чувством. Также атрибут Ярилы – золотой щит округлой формы, символизирующий солнце.
Ярилу суждено постоянно умирать и возрождаться вновь с весенними лучами. Об этом свидетельствуют два других символа. В правой руке он держит человеческий череп, ассоциирующийся со смертью и зимой. В левой – пучок золотых колосьев.
Предлагаем посмотреть видео о славянском боге Ярило:
Описание вешнего праздника
Праздник имел разные названия:
- «Ярилки»;
- «Ярилины гулянья»;
- «Ярилино заговенье»;
- «Ярилов день».
Один из вариантов уточняется по времени проведения – «Ярило вешний». Это празднование связано с представлениями предков от «отмыкании земли» весной, когда почва полностью освобождается от снега.
Даже после принятия христианства народные гуляния с чествованием Ярилы не прекратились и продолжались вплоть до XX века. Такие празднества сопровождались шумным весельем, обильными хмельными возлияниями, весёлыми песнями и плясками.
Сразу после празднования Ярилы Вешнего приступали к полевым работам. Это нашло отражение в пословицах:
- «Ярилу первой сошкой встречают».
- «На Ярилу и ленивая соха в поле выезжает».
Традиции и обряды на Руси
На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли. Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок. Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.
Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества. Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня. В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.
В традициях некоторых местностей деву привязывали к дереву и водили хороводы, исполняя ритуальные песнопения.
У некоторых славянских народов существовала традиция на Ярилин день закалывать молодого барана. Эта миссия возлагалась на неженатого юношу. Исполнитель обряда должен был совершить доверенное таким образом, чтобы ни одной капли крови не пролилось на землю. Зато бараньей кровью оставляли отметины на лице и голове у детей.
Обрядовое чествование Ярилы и его невесты Ярилихи выражалось в изготовлении кукол, их изображающих. На празднике виновников торжества развлекали игрищами и угощали подношеньями, а к вечеру закапывали в землю, в знак начала посевной.
Традицией Ярилова дня была ярмарка. Уже в самом слове содержится отсыл к богу Яриле. Этнографами собраны описания множества других традиций: водить хороводы, петь по ночам ритуальные песни о даровании урожая и сохранении стад.
С Яриловым днем связано ожидание первого выпаса. Наши предки заметили, что до этого времени выгонять скотину из хлева не было смысла. Так как первая зелень еще не появилась. Зато пастухи уже начинали готовиться к рабочему сезону – с Ярилы вешнего они переставали стричься.
В Олонецкой губернии мужчины совершали ритуальные действия на дворе. Хозяин брал топор или нож, который кололи скотину и троекратно обходил хлев, чертя топором на земле линию, окружающую место содержания скота. Все это сопровождалось чтением заговора, а в конце процедуры приносилась жертва Яриле в виде тетерева. Считалось, что такое мероприятие убережет животных от нападения волков во время выпаса.
Приметы
- Если на Ярилу вешнего тепло, то лето не за горами.
- В этот день провозглашался запрет на вязание и вообще на шерстяные изделия. Считалось, что нарушившему правило грозит наказание – волки всех овец перегрызут.
- Увидеть утром на Ярилу вешнего росу – к хорошему урожаю проса.
- Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
- Если ночь на Ярилу вешнего теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
- Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
- Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.
Когда празднуется?
Ярило чествовали несколько раз в году.
- Первоначально – в день весеннего равноденствия. Это астрономическое явление имеет фиксированную дату, отклонения крайне редки. В 2019 году весеннее равноденствие выпало на 20 марта.
- Начало посевной отмечали праздником «Ярило вешний» 23 апреля.
- В начале июня праздновали «Ярилу сильного». С этого дня весенняя удаль божества шла на спад.
- И во время летнего солнцеворота, на Ивана-Купалу, с Ярилой прощались. Считалось, что к этому времени он отдал всю свою ярь земле и превратился в последнюю ипостась Бога Солнца – старика Свентовита.
Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае. А сам праздник в честь Ярилы вешнего ждали целый год, так как от него зависел будущий урожай.
Источник