Сад солнца у инков
Словарь символов . 2000 .
Смотреть что такое «Сад» в других словарях:
сад — сад/ … Морфемно-орфографический словарь
сад — сад … Нанайско-русский словарь
САД — самоходный артиллерийский дивизион самоходно артиллерийский дивизион воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. САД школа «САД»… … Словарь сокращений и аббревиатур
САД — САД, сада, о саде и в саде, мн. сады, муж. 1. Участок земли, засаженный разного рода растениями (деревьями, кустами, цветами), обычно с проложенными дорожками. Развести или разбить сад. Заложить сад (развести; спец. о плодовом саде). «Старый,… … Толковый словарь Ушакова
сад — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сада, чему? саду, (вижу) что? сад, чем? садом, о чём? о саде и в саду; мн. что? сады, (нет) чего? садов, чему? садам, (вижу) что? сады, чем? садами, о чём? о садах 1. Садом называется участок… … Толковый словарь Дмитриева
сад — а; предл. о саде, в саду; мн. сады; м. 1. Участок земли для выращивания садовых растений, садовые растения (цветы, фруктовые деревья и кустарники), произрастающие на таком участке. Выделить землю под сады и огороды. Купить домик с садом. Посадить … Энциклопедический словарь
САД — САД. Рабочие, служащие и колхозники проявляют большой интерес к садоводству и повсеместно закладывают новые сады, а в южных районах также и виноградники, на приусадебных участках и на земельных участках, отводимых коллективам рабочих и служащих в … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
Сад — Сад во сне можно считать метафорой восприятия вами жизни. Сад многое скажет о вашем восприятии самого себя. Какой он, ваш сад: ухоженный или запущенный, плодоносный или чахнущий? Сон, в котором вы со своей возлюбленной проходите через … Большой универсальный сонник
САД — САД, а, о саде, в саду, мн. ы, ов, муж. 1. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; сами растущие здесь деревья, растения. Фруктовый с. Цветущий с. Расцвели сады. Зимний с. (помещение в доме, здании, имитирующее сад, с живыми… … Толковый словарь Ожегова
сад — Парк, роща, сквер. Ср. . .. См. парк. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сад парк, роща, сквер, огород и лес; верт, вертоград, хиранива, городсад, садишко, дендрарий,… … Словарь синонимов
сад — САД, а, м. Место, где много кого чего л.; притон, рассадник. сад идиотов. сад недоумков … Словарь русского арго
Источник
Сокровища храма Солнца и золотой сад Куско
Когда испанцы покоряли империю инков, то были потрясены ее великолепием и богатством. Особенно поразила их столица империи — город Куско. Здание храма Солнца, стоящее в центре Куско, просто сверкало от золота. Про этот храм я уже рассказывала — про его невероятную архитектуру и удивительное качество обработки камней.
Сложно представить, что эти камни еще были облицованы золотом, которое разграбили предприимчивые конкистадоры. Однако это было еще не все — рядом с храмом находился удивительный Золотой сад Куско. Вот как описали его сами испанцы: «В саду этом были высажены самые красивые деревья и самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость.
Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки и дикие кошки. Нашли мы там и птиц, и сидели они на деревьях так, словно вот-вот собирались запеть, другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары, все животные и в малом, и в зрелом возрасте, и каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобает природе».
А на главной площади города потрясенные конкистадоры увидели огромную цепь из чистого золота. Длина ее составляла около 250 метров. Она обрамляла площадь, и во время праздников индейцы танцевали, держа ее в руках. Все это великолепие было расплавлено, разграблено и вывезено из Куско. Об этом можно подробнее прочесть в моей статье «Золото инков и поиски Эльдорадо».
Эта статья была написана уже много лет назад, и тогда я еще не занималась изучением працивилизаций. А сейчас я думаю, что этот золотой сад тоже создавался не без помощи каких-то технологий прошлого — обратите внимание, что на кукурузе можно было разглядеть «листья, зерна и даже волосочки на них». И все это великолепие было разрушено из-за алчности и погони за богатством.
Напомню, что в Перу находится множество других удивительных следов працивилизаций, о которых можно прочесть на нашем сайте.
Источник
Немного о космосе и золотом саде
Из чимуского золота, захваченного во время похода Тупака Юпанки на побережье Перу, был создан огромный золотой клад бога Солнца— отлита статуя легендарной основательницы правящего рода Мамы Окльо и большая статуя бога Творца — Кон-Тики Виракочи, почитавшегося еще в Тиауанако. Из переплавленного чимуского золота была также выкована большая золотая цепь, хранившаяся в святилище инков — храме Солнца.
Инки привели в свою столицу не только плененного владыку государства Чиму, но — как это ни удивительно — множество его подданных, и прежде всего чимуских золотых дел мастеров, ювелиров и чеканщиков. Ведь именно этот вид искусства достиг в стране Чиму исключительно высокого уровня. Инки поселили этих замечательных мастеров в Куско и заставили работать на себя, дабы их талант служил украшением столицы «империи». Одним из замечательных произведений чимуских золотых дел мастеров (или хотя бы частично их произведением) было тончайшее чудо инкской метрополии, фантастический золотой сад, о котором рассказывают хронисты Гарсиласо де ла Вега и Сьеса де Леон.
Золотой сад относился к комплексу Кориканчи, общенародного храма инков, посвященного, естественно, богу Солнца. Сад занимал площадь 200 X 100 метров и с южной стороны— на террасах, спускающихся к реке Уатанайе, — прилегал к главному святилищу, украшенному золотыми статуями и мумиями умерших Инков, покоившимися здесь на золотых скамеечках. В саду было все сделано из чистого золота. Перуанские мастера словно с помощью волшебства создали золотые цветы, здесь на ветру колыхались целые поля золотых кукурузных початков, «росли» золотые травы и кусты. По саду «разгуливали» золотые животные, «ползали» золотые жуки и ящерицы. Не были забыты и жители Перу — выплавленные из золота пастухи, пасущие золотых лам, золотые индейские девушки, собирающие с золотых деревьев золотые яблоки. Короче говоря, в этом чудесном творении была запечатлена в золоте вся повседневная жизнь инков. И это чудо, равного которому, пожалуй, не было на свете, скорее всего, создали в Куско чимуские ремесленники, приведенные в столицу инков после падения государства Чиму.
Сразу после захвата Куско испанцы, разумеется, разграбили это тончайшее филигранное великолепие, так же как за семьдесят лет до этого инки разграбили золото Чан-Чана. Однако в своих хрониках они сохранили для потомков воспоминания о золотом саде. В их рассказах перуанский золотой сад выдавался за творение инков, чью столицу он украшал. Точно так же драгоценности, награбленные испанцами во дворце ацтекского правителя Монте-сумы, приписывались ацтекским, а не миштекским мастерам.
Сказочный золотой сад Куско — доказательство того, как много у инков было доинкского, как много в их культуре, искусстве и государственном устройстве было перенято от более древних перуанских культур и государств. Знаток истории Перу американский археолог Джон Хоуленд Роу в качестве примера того, как инки перенимали наследие чиму, приводит не только искусство золотых дел мастеров, но и организацию государства, плановую застройку городов, массовое производство некоторых товаров, а также методы ткачества и изготовления нарядов из птичьих перьев. Так всегда бывает в истории культуры: те, кто живет сегодня, многое воспринимают от тех, кто жил вчера. Естественно, тут мы не делаем никакого сенсационного открытия. Однако подлинную историю перуанских культур до сих пор скрывала тяжелая завеса— традиционное стремление видеть во всем лишь черты инков. Но эта страна не всегда была «империей» инков, не всегда была «империей Солнца». Об этом-то мне и хотелось рассказать в своей книге.
Поведать вторую половину правды о доколумбовом Перу, бросить взгляд на забытые культуры, предшествовавшие всеми признанной культуре инков, на историю исчезнувших перуанских государств, существовавших ранее восхищавшей всех «империи Солнца».
Интерес инков к Солнцу, а чиму к Луне, всеобъемлющий культ небесных светил, столь характерный для государств древнего Перу, отнюдь еще не означают, что поклоняющиеся звездам индейцы и их культуры были наследием космических цивилизаций, творением, занесенным в Перу из Вселенной. Хотя древнеперуанские индейцы истово почитали звезды, а также с увлечением наблюдали за темными глубинами космоса, они произрастали на нашей планете. И их художественные произведения, храмы и дворцы, золотые украшения и сказочный золотой сад мы должны (пока не получим совершенно достоверных доказательств обратного) считать творением человека, сына земной цивилизации.
Источник
Инки. Религия инков + видео
Многие наверняка не один раз слышали об империи Инков, которая некогда существовала в Южной Америке и которая пала жертвой жадности испанских конкистадоров. Саму историю цивилизации инков мы рассмотрим чуть позже, а пока ознакомимся с религией империи инков. Итак, во что же верили древние инки и какие религиозные ритуалы они проводили.
Культ солнца у цивилизации инков
Обожествление Солнца — явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.
Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же — брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков — город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня. Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.
Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча — загадочный «белый» бог — высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча — Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.
На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них — Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.
Пантеон инков
Весьма почитался также бог огня Пачакамак, заново оживлявший всё, что было создано, а затем погибло по тем или иным причинам. Среди главных инкских богов выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон (бог шума). Некоторые боги были трилики. Так, бог грома имел три ипостаси: «копьё света» — молния, «луч света» — гром и Млечный Путь.
Имелся в инкской мифологии и образ дьявола — олицетворение всего того, что презиралось инками. Дьявол (Супай) во всём старался противостоять богам и стремился причинить как можно больше вреда людям. И конечно, он мешал выполнять главные заветы, по которым жили инки: «ама суа» — «не воровать», «ама льюлья» — «не лениться» и «ама келья» — «не лгать». Но что мог предпринять даже самый искушённый дьявол против такого великого бога, как Инти-Солнце!
Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным. В число священных животных входили лиса, медведь, пума, кондор, голубь, сокол, змея, жабы и др.
Верховный Инка (император) признавался потомком Солнца и посредником между божественным и человеческим мирами. Его считали бессмертным. И даже если Верховный Инка умирал, инки полагали, что он продолжает оказывать влияние на жизнь людей. Примечательно, что в состав императорской семьи помимо жён и детей официально входил и Верховный Жрец (Вилъяк Уму). Тем самым подчёркивалось божественное происхождение последнего.
Жречество у народа инков
Подобно жрецам знаменитого Дельфийского оракула, жрецы крупнейших храмов инков играли огромную роль не только в хозяйственной, но и в политической жизни «империи». Нередко именно они определяли следующего «императора».
Жречество было многочисленным и делилось на несколько категорий. Особую составляли алькас — «девственницы Солнца», проживавшие в специальных храмах — алъкау-асисах. Их набирали из клана (рода) Верховного Инки с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанности входили шитьё одежды для Инки и его приближённых, приготовление пищи и напитков для императорской семьи в праздничные дни.
Представления инков о вселенной
По верованиям инков, вселенная — пача — была создана Верховным Творцом всего сущего из воды, земли и огня. Она состояла из трёх миров: высшего мира (ханан пача), где обитали небесные боги; внутреннего мира (уку пача), где жили люди, животные и растения; и низшего мира (хуРин пача) — царства умерших, живущих в загробном мире (преисподней) и тех, кто должен был родиться. Символическую связь между этими тремя мирами осуществляли две гигантские змеи. В низшем мире они жили в воде. Выползая во внутренний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимала вид огромного дерева — от земли до неба, другая становилась рекой Укаяли. В высшем мире одна превращалась в радугу (Коиче), другая становилась молнией (Ильяпу). Нижний мир, согласно некоторым мифам, считался одновременно и местом происхождения человека. Во многие мифах повествуется о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пачамамы или Мамы Пачи (Госпожи мира), одного из главных женских божеств, — из озёр, источников, пещер.
В отличие от других индейских религий и культур инки не имели концепции периодического обновления мира, хотя и верили, что потоп, уничтожив одно поколение людей — диких людей, подготовил почву для появления другого поколения — воинов.
Религиозные праздники инков
В течении года инки отмечали несколько религиозных праздников. Особенно торжест¬венным был так называемый Инти Райми, когда с большим размахом чествовали своего самого важного бога — Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Праздник завершался всеобщей обильной трапезой и виновозлияниями на протяжении нескольких (обычно восьми) дней. Вообще в солнечные тона были окрашены все праздники инков.
В сентябре отмечался праздник урожая Ситуа, когда чествовали Луну и Койю — главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни своеобразного очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями (высохшими трупами) предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех болезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили помочь не только им, но и растениям и ламам (лама — основное хозяйственное животное инков). Этот праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда.
Религиозные представления и праздники инков находили отражение и в названии месяцев: Капак Райми — праздник императора (декабрь); Койя Райми — праздник императрицы (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Шаркай Килъя — месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, исполнялись ритуальные танцы, так как инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки укладывали на специальные носилки и шествовали с ними из дома в дом по всем улицам и площадям города. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мёртвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда — посуду поскромнее.
Жертвы инков богам
Религиозные верования инков в значительной мере лишены леденящей душу жестокости, присуще ацтекам и майя. Среди даров, приносимых предкам и богам, чаще всего встречались кукуруза, кукурузная мука, листья кустарника коки, морские свинки и ламы. Однако в дни празднования последнего месяца года и первого месяца нового года (декабрь), когда надо было особенно сердечно поблагодарить Инти (Солнце) за всё, что он уже сделал для инков, и заслужить его благосклонность на будущее, инки не только приносили ему в дар золотые и серебряные украшения, но и прибегали к человеческим жертвоприношениям. Для этой цели ежегодно отбиралось 500 девственных юношей и девушек, которых в кульминационный момент праздника погребали заживо.
Инки считали, что после смерти у каждого человека будет своя судьба: добродетельные окажутся вместе с Солнцем на небе, где их ждут изобилие и жизнь, практически не отличающаяся от земной. Грешники же попадут под землю, в преисподнюю, где голодно, холодно и нет ничего, кроме камней. А те молодые люди, которым выпала высокая честь принести себя в жертву Солнцу ради благополучия всех, естественно, принадлежат к самым добродетельным. Они, защитив своих соплеменников от всего злого, попадают прямо в царство Солнца. Культ предков был не менее важен для инков. С ним был связан обычай мумификации умершей знати. В скалах вырубали склепы, в которых погребали мумии в богатых одеждах с дорогими украшениями. Особенно был развит культ мумий правителей. Их мумии помещали в храмах и выносили для проведения торжественных шествий во время больших праздников. Имеются свидетельства, что из-за приписываемого им сверхъестественного могущества их даже брали в походы и выносили на поля сражений.
Храмы инков
Инки прославились красотой и величественностью своих храмов. Столица инков, город Куско, был одновременно главным религиозным центром империи. На площади Радости находился целый комплекс святынь и храмов. Самым величественным среди них был Храм Солнца — Кориканча. Стены его снизу доверху облицованы золотыми пластинами, но не только ради красоты. Золото у инков — символ Солнца, а серебро — символ Луны.
Чешский учёный Милослав Стингл так описывает этот храм: «Внутри храма находился алтарь с огромным изображением солнечного диска, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи. Чтобы ещё больше увеличить блеск этого божественного храма, в восточных и западных его стенах были сделаны большие ворота, через которые солнечные лучи проникали в святыню, отчего массивный золотой диск алтаря вспыхивал тысячами огней…
Помимо огромного изображения Солнца, в национальной святыне Кориканче почитались… мумии умерших правителей. Их помещали вдоль стен храма. Они сидели здесь точно так же, как некогда сидели на величественных тронах».
Видео о религии империи инков из серии проекта Забытые Боги
Источник