Самураи — воины страны Восходящего солнца
О, Самураях — воинах страны Восходящего солнца
Из вводного слова к моему историческому роману «Любовь и Честь самурая Исоширо»
Япония одна из самых красивейших стран, глубоко завораживающая, с первого взгляда влюбляющая в себя. На этих благословенных землях ее, живет, ее чарующий народ с открытой, словно книга душой. А история этого героического, самоотверженного, трудолюбивого народа полна не менее удивительных, волнующих до мозга костей событий. Дорогие друзья, пред тем, как вместе с вами углубиться в седину веков, покрывших ее, подобно снегам и ледникам Фулзиямы и начать сказание о, ее сыне Исоширо, главном герое моего повествования, я хотел бы повести речь о ее воинах — самураях. Пусть и не вдаваясь детально в подробности истории их возникновения, все же постараюсь раскрыть тему подробно, но не только с точки зрения чисто воинского мировозрения. Так, как самураи были не только воинами, но были и прекрасными поэтами, мудрыми философами, глубоко романтичными, культурными, этичными людьми.
Прежде всего, раскроем смысл слова — самурай. В японском языке есть древний глагол «самурау», что значит — служить. Отсюда и самурай: служивый, слуга. Синомическим словом обозначающим самурая, является и слово «буси», что значит — воин. На протяжении долгого времени самураи находились на услужении аристократии. Предки же самураев исходят из древней иерархии жрецов синтоизма. Подобное зависимое положение самураев продолжалось вплоть до конца эпохи Хэйян, крововавого, трагического периода междоусобных войн за полтическую власть. Пока сюзерены боролись за влияние в стране и за императорскую власть, самураи не только сражались за них, но и начали организовываться, объединяясь в различные кланы. В конце эпохи Хэйян самурайские кланы вылились в мощнейшие организации. Таким образом, знати пришлось признать над собой их покровительство. Так, кланы самураев силой оружия и благодаря мудрости своих руководителей обретают самостоятельную политическую и экономическую власть в стране.
Как известно, с незапамятных времен, любая политика лишается права на существование либо крайне не дееспособна без наличия военной силы, стоящей за ней. Вожди самураев прекрасно понимали эту аксиому и своевременно ею воспользовались. Их авторитет, еще более возрос, когда был учрежден институт власти сёгуна — военного правителя Ямато (древнее название Японии). Сёгун формально, de jure подчинявшийся императору, de facto становится его покровителем — протектором. Многие века самурайские кланы вели борьбу за получение данного титула. Кажлый клан был организацией с четкой внутренней иерархией, непререкаемыми ценностями и мощной идеологией. Вожди — генералы самураев были самыми богатыми и влиятельными людьми по всей Японии. Могущество самурая определял размер доходов и ленных владений. Чем большими доходами он расспологал, тем большее количество воинов мог привести в армию опекаемого им своего сюзерена из аристократии. Самурай в свою очередь одаривал своих прямых подчиненных. Эти земли не являлись их собственностью и могли быть отняты в любое время и переданы другому простому буси, что является отличительной чертой от западноевропейского владения феода. Особым показателем богатства самурая являлись его лошади. Разведение лошадей, уход за ними в Японии требует больших затрат, так как условия страны крайне тяжелы для их содержания. Посему, конницу формировывали только очень богатые самураи. Обычные же самураи, состоящие у них на службе формировывали тяжеловооруженную, но вместе с тем, очень маневренную пехоту. Каждый буси, будь то всадник или пехотинец умел обращаться с любым вооружением и вести, как стрельбу из луков, так и ближний бой (Тут необходимо рассказать и о ронинах — самураях без хозяина, аналогичных странствующим рыцарям в средневековой Европе. В отличие от европейских собратьев, они всегда были пешими и часто становились наемниками).
Обучение самурая являлось долгим и кропотливым трудом. Занятия состояли из множества этапов, таких как: верховая езда, овладение любым видом вооружения, тренировки по развитию выносливости, физической силы, воли, практики искусств рукопашного боя без оружия на основе борьбы и кулачного боя (вылившееся позднее в различные виды единоборств), медитаций и т.п. Основой же идеологии самураев являлся дзен-буддизм и складывавшееся веками учение — «Буси-До» (Путь воина — кодекс чести самурая), а также культы героев и предков. Согласно учению Буси-До 1-й священной заповедью для самурая являлось полное подчинение своему хозяину-сюзерену. Но это не означало слепое подчинение. Так, если хозяин отдавал заведомо преступный приказ, то согласно кодексу чести, самурай, вначале был обязан смиренно постараться переубедить его. В случае же неудачи, то совершить сеппуку — ритуальное самоубийство. Смысл сеппуку заключался в том, что вскрывая свой живот, самурай обнажает перед всем миром свою душу сокрытую в ХАРА (гармоничная середина, центр тяжести, золотая середина тела), позволяя судить себя по тем законам, которые угодны хозяину, но тем самым убивая себя самурай указывал на промахи господина, дабы они не повторялись в будущем. Сеппуку совершалось также при «потере лица» — поражении на поле боя, ради очищения чести и имени своего рода, семьи. Вся жизнь, быт, традиции и обычаи самурайского сословия отличалась от остальных членов японского общества всем, и даже стилем прически, одежды, вплоть до самых мельчайших деталей обихода. К примеру, только самураи имели право носить два кена — меча: большой и малый (малый кен аналог дагестанского кинжала средних размеров). Остальное взрослое, мужское население также имевшее право ношения оружия, однако имели право носить, лишь малый кен.
Самурай был не только мастером боя меча, искуссным фетовальщиком. Он должен был быть и мастером кисти, т.е. уметь очень красиво писать. Как известно изучение японского письмо весьма и весьма трудоемкое занятие. Но каллиграфия не только являлась одним из элементов в длинном перечне обучение самурая, но занимало одно из главных мест в нем, являясь основополагающей, фундаментальной дисциплиной. Считалось, владеющий искусством кисти, может в точности сразить и врага мечом. Вдобавок, богатые самураи получали дополнительное, первоклассное образование, писали прекрасные стихи, декламировали их. Философия, история, ораторское искусство, танцы, игра на музыкальных инструментах, пение, правила обихода, этики, эстетики, искусство ведения светских церемоний, к примеру таких как чайная церемония, искусство любви и вежливого обращения с дамами и т.п. являлись важнейшими элементами их образования. Конечно, не все из обычных, простых самураев были искушены в тонкостях различных наук и познаний. Все эти прелести бытия, вне программы обучения школы самураев, были доступны лишь богатым из их числа.
До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой удачливый человек, но всегда способный, начиная от самого императора и князей, вплоть до простого крестьянина или рыбака. Но с началом правления Токугавы были установлены жесткие, кастовые различения закрывшие доступ обычным смертным в ряды самураев. И даже люди из знати теперь удостаивались чести получить звание самурая, лишь при особых подвигах на поле боя. Право стать самураем стало переходить по наследству от отца к сыну. Сословие стало замкнутым. После начала использования огнестрельного оружия, самураям приходится приспосабливаться к новым условиям ведения войн. Но, несмотря на это меч сохранял все свои позиции, как и в древние времена. Так как, согласно древним поверьям Японии, меч — вместилище души самурая, а самурай символ, самой страны Восходящего солнца!
Источник
Синицын А.Ю. Самураи — рыцари Страны восходящего солнца. История, традиция,
оружие. СПб, 2001.
Синицын А.Ю. Традиции японского рыцарства: история, оружие, культура // Самураи.
Аспекты японской культуры XVIII – XX вв. Каталог выставки. Ораниенбаум, 2003. С.11-33
Сказание о Ёсицунэ. Перевод со старояпонского А. Стругацкого. М., 1984.
Синто. Т.1, 2. СПб., 2002.
Скраливецкий Е.Б. Цуба. Легенды на металле. СПб, 2006.
Слово о живописи из сада с горчичное зерно. М., 1969.
Сондерс Э.Д. Японская мифология. // Мифология древнего мира.М., 1977.
Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов. М., 1988.
Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981.
Стэнли-Бэйкер, Джоан. Искусство Японии. – М., 2002.
Сэнсом Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. СПб, 2002.
Тадзава Ютака. История культуры Японии. Токио, 1992.
Свод законов «Тайхорё». Вст. ст., пер. и комм. К.А.Попова. Т.1-2. М., 1985.
Свод законов «Тайхо рицурё». 702-718 гг. Рицу (Уголовный кодекс). Вст.ст., пер., комм. и
словарь К.А. Попова. М., 1989.
Соколов С.Н. Эстетические основы и художественные принципы живописи хайга.//
Искусство Японии. М., 1965.
Соколов-Ремизов С.Н. Гармония мироздания. Японский художник Томиока Тэссай. – М., Прогресс-Традиция, 2005. – 247 с.
Танге Кендзо. Архитектура Японии. Традиции и современность. — М.,1976.
Театр и драматургия Японии. Сборник. Под редакцией акад. Н.И.Конрада. М., 1965.
Торопыгина М.В. Рассказы эпохи Муромати – отоги-дзоси. //Месть Акимити. Средневековые
японские рассказы. Перевод с японского, вступительная статья, комментарии М.В.
Торопыгиной. СПб, («Гиперион»)2007.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. – СПб, 1999.
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993.
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб, 2000.
Успенский М.В. Куниёси и его время. Японская гравюра XIX века школы Утагава.
Каталог выставки. СПб.,1997.
Успенский М.В. Нэцкэ. Л., 1986
Успенский М.В. Самураи Восточной столицы, или сорок семь преданных вассалов в
гравюрах Итиюсая Куниёси и биография Иппицуана. Калиниград, 1997.
Успенский М.В. Из истории японского искусства. СПб, 2004.
Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя
Наследника Цесаревича Николая Александровича. Лейпциг, 1897. Т.III.
Файнберг Э. Я. Русско- японские отношения в 1697-1875 гг. М.: Наука, 1960.
Фесюн А.Г. Буддийский эзотеризм // Кукай. Избранные труды. М., 1999.
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.
Фуллер Р., Грегори Р. Японское военное и гражданское холодное оружие. М., 2002.
Ханин З.Я. Социальные группы японских париев. М., 1973.
Ханин З.Я. Низшие социальные группы японского общества в IX-XVI вв. // Рабство в странах
Востока в средние века. М., 1986.
Хасэгава Син. Пленники войны. Традиция и история отношений к военнопленным в Японии. Пер. с яп. и предисловие К.Г. Маранджян. СПб, 2006.
Хироаки Cато. Самураи. История и легенды. СПб, 1999
Хо:гэн моногатари. Сказание о годах Хогэн. Пер. со старояп., пред. и комм. В.Н. Горегляда. СПб, 1999.
Цыбульский В.В. Календари и хронологии стран мира. – М.1982
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., Наука, 1985.
Черевко К.Е. Зарождение русско-японских отношений XVII – XIX века. М., 1999.
Юрнева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003 (С. 190 – о «восковых головах» Содзы и
Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. – М., 2000
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Раздел «Япония».
Штейнер Е.С. Иккю Содзюн.-М.: Наука, 1987.
Штейнер Е.С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. СПб, 2006.
Ягю Мунэнори. Хэйхо: кадэнсё. Переходящая в роду книга об искусстве меча. СПб, 1998.
Ямамамото Цунэтомо. Хагакурэ. //Книга самурая. СПб, 1998.
Ямато-моногатари. Пер., иссл. и комм. Л.М.Ермаковой. М., 1982.
Ямаори Тэцуо. Лицо. Портрет и культура Японии. Перевод К.Г. Маранжян. –СПб, Петербургское востоковедение, 2011.
Японское искусство. Сборник статей. М., 1959.
Японские легенды о чудесах. IX-XI вв. Пер., предисл. и комм. А.Н.Мещерякова. М., 1984.
Японские народные сказки. Пер. В.Н. Марковой. Предисл. и прим. В.Н.Марковой и
А.Р.Садоковой. М., 1991.
Японские народные сказки. Десять вечеров. Пер., предисл. и комм. В.Н.Марковой. М., 1991.
Большой японско-русский иероглифический словарь. Под редакцией Н.И. Конрада. Т. 1, 2. М., 1970.
Фельдман-Конрад Н.И. Японско-русский учебный иероглифический словарь. М., 1977
Акутагава Рюноскэ. Избранные произведения. СПб, 2002.
Акутагава Рюноскэ. Беседа с богом странствий. СПб, 2000.
Ивасаки Минеко, Браун Рэнд. Настоящие мемуары гейши. СПб, 2006
Ихара Сайкаку. Пять женщин, предавшихся любви. Перевод с японского Е.Пинус,
В.Марковой. СПб, 2000
Ихара Сайкаку. Заветные мысли о том, как лучше прожить на свете. Перевод с японского Т.
Редько-Добровольской. СПб, 2001
Кэндзабуро Оэ. Опоздавшая молодежь. М., 1973.
Мацуока Такаси. Стрелы на ветру. СПб, 2004.
Мисима Юкио. Хагакурэ нюмон. //Книга самурая. СПб, 1998.
Мисима, Юкио. Золотой храм. СПб, 2001.
Мори Огай. Семейство Абэ.
Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. В 4-х кн. с прил. Пер. с яп., предисл. и
комм.Т.Л.Соколовой-Делюсиной. М., 1991-93.
Мурасаки Сикибу. Дневник. Пер. с яп., предисл. и комм. А.Н.Мещерякова. СПб, 1996.
Осараги Дзиро. Ронины из Ако, или повесть о сорока семи верных вассалах. Т.1,2. Перевод с японского и вступ. Ст. А. Долина. СПб, 2006.
Сиба Рётаро. Последний сёгун. М., 2005
Сайго Такамори. М., 2005.
Облако над склоном.
Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Перевод со старо-японского В.Марковой. СПб, 1999.
Такаси Мацуока. Стрелы на ветру. СПб, 2004.
Танидзаки Дзюнитиро. Похвала тени. Перевод с японского А.Долина, В.Мазурика и др. СПб, 2001.
Иноуэ Ясуси. Сны о России. М., 1977.
На иностранных языках:
Adachi B.C. Backstage at Bunraku. N.Y., Tokyo, 1985.
A Dictionary of Japanese Art Terms. Tokyo, 1990.
Art of the Samurai. Japanese Arms and Armor, 1156-1868. Edited by Morihiro Ogawa. N.Y., The Metropolitan Museum of Art, 2009. 344 p.
Berry M.E. The Culture of Civil War in Kyoto. Berkeley, Los Angelos, L., 1993.
Blomberg, C. The Heart of the Warrior. Origins and Religious Backgrounds of the Samurai System
in Feudal Japan. Sangate, Folkstone, Kent. 1995.
Bushell R. Netsuke Familiar and Unfamiliar. N.Y., 1975.
Clark T. Ukiyo-e Paintings in the British Museum. Washington, 1992.
Earle E. The Kabuki Theatre. Honululy, 1974.
Elison G., Smith B.L. Warlords, Artists and Commoners. Japan in the Sixteenth Century. Honululu,
Gunsaulus H.C. Japanese Sword-Mpunts in the Collection of Field Museum. Chicago, 1923.
Handbook of Japanese Popular Culture. Edited by Powers R.G. and Kato Hidetoshi. L., 1989.
Japan. An Illustrated Encyclopedia. Tokyo, 1993.
Japanese Culture in the Meiji Era. Ed. By Yanagida Kunio. Tokyo, 1969.
Joly H.L. Legend in Japanese Art. Leiden, 1918.
Kakuzo Okakura. The Book of Tea. Tokyo, N.Y., L. 1989.
KANZAN Sato. The Japanese Sword. A Comprehensive Guide. Tokyo, New York, London. 1992.
Sources of Japanese Tradition. Compiled by Ryusaku Tsunda, Theodore de Bary Wm., Keene
Donald. Volume I, II. New York, 1958.
Kapp L., Kapp H., YOSHINDO Yoshihara. The Craft of the Japanese Sword. Tokyo, New York,
KATO Shuichi. Japan. Spirit and Form. Rutland, Tokyo, 1994.
KAWATAKE Toshio. Japan on Stage. Japanese Concept of Beauty as Shown in the Traditional
KISHIBE Shigeo. The Traditional Music of Japan. Tokyo, 1984.
Jansen M.B. China in the Tokugawa World. L., 1992.
Matsunaga A. The Buddhist philosophy of Assimilation. Tokyo, 1969/
Masterpieces of Japan. Tokyo, 1999
McCallum D.F. Zenkoji and its Icon. Princeton, 1994.
Medieval Japan. Essays in Institutional History. Edited by Hall J.W. and Mass J.P. Stanford, 1988.
Ouwehand C. Namazu-e and Their Themes. An Interpretive Approach to Some Aspects of Japanese
Plutschow H.E. Chaos and Cosmos. Ritual in Early and Medieval Japanese Literature. Leiden, N.Y.,
Kobenhavn, Köln. 1990.
Paine R.T., Sober A. The Art and Architecture of Japan. New Haven, L., 1981.
Roberts L.P. A Dictionary of Japanese Artists.Painting, Sculpture, Ceramics, Prints, Lacquer. Tokyo, N.Y. 1976.
Robinson B.W. The Arts of the Japanese Sword. L., 1961.
Robinson B.W. Japanese Armor.
G.B. Sansom. Japan. A short Cultural History . Appleton-centur-crofts, inc., New-York, 1943.
Shaver K.M. Kabuki Costume. Tokyo, 1966.\
Shono-Sladek M. The Splendour of Urushi. The Lacquer Art Collection at the Museum of East Asian Art in Cologne. Cologne, Museum of East Asian Art in Cologne, 1994. 628 c.
Suzuki Bokushi.Snow Country Tales. Life in the Other Japan.N.Y., Tokyo, 1986.
Nakekoshi Yosaburo. The Economic Aspects of History of the Civilization in Japan. L., 1930.
Takie Sugiyama Lebra. Japanese Patterns of Behaviour. Honululu, 1976.
Takie Sugiyama Lebra. Japanese Women: Constraint and Fulfillment. Honululu, 1984.
Takie Sugiyama Lebra. William P. Lebra.Japanese Culture and Behaviour. Selected Readings.
Takie Sugiyama Lebra. Japanese Social Organization. Honululu, 1992.
Ueda M. Literature and Art Theories in Japan. Cleveland, 1967.
Varley, P.H. Japanese Culture. Honululu, 1984.
Varley, P.H. Warriors of Japan as Portraited in the War Tales. Honululu, 1994.
Varley, P.H. The Onin War. N.Y., 1966.
Yamakawa Kikue. Women of the Mito Domain. Tokyo, 1992.
Yumoto J.M. The Samurai Sword. A Handbook. Tokyo, 1958.
Сиба Рё:таро: Сакано-уэ-но кумо
Jansen Marius. Sakamoto Ryoma and rgw Meiji Restoration. Prinston, 1961.
Сасама Ёсихико. Сирё:. Сирё: Нихон рэкиси дзуроку. 笹間良彦。資料
日本歴史図録.[Японские исторические рисунки]. Токио, Касива Сибо:, 2001. 348 с.
Сасама Ёсихико.Сугу вакару нихон каттю: то бугу. 笹間良彦。すぐわかる日本甲冑・武具。Токио, Г.и.н.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник