Меню

Сделать морфологический разбор деепричастия солнцем

Морфологический разбор деепричастия «Следя»

Для слова «следя» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «следя» — деепричастие
  2. Морфологические признаки.
    1. следить (неопределённая форма глагола)
    2. неизменяемая форма, несовершенный вид, настоящее время
  3. Двое ребятишек — мальчик и девочка лет четырёх-пяти — стояли позади него, с любопытством следя за его манипуляциями.

    Выполняет роль обстоятельства.

    План разбора деепричастия

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (неопределенная форма глагола)
      2. Неизменяемость
      3. Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
      4. переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
      5. Возвратность (-сь)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор деепричастия «следя» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Морфологический разбор деепричастия

    Морфологический раз­бор дее­при­ча­стия — это опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков осо­бой гла­голь­ной фор­мы, обла­да­ю­щей при­зна­ка­ми гла­го­ла и наречия.

    Укажем план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра дее­при­ча­стия. Приведем образ­цы раз­бо­ра дее­при­ча­стий совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

    Прежде чем узнать, как выпол­ня­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор дее­при­ча­стия, напом­ним, что назы­ва­ет­ся дее­при­ча­сти­ем в рус­ском языке.

    • (что делая?) про­гу­ли­ва­ясь, рас­смат­ри­вая;
    • (что сде­лав?) узнав, поощ­рив.

    Грамматические признаки деепричастия

    Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи — гла­го­ла и наре­чия. Деепричастия обра­зу­ют­ся от гла­го­лов, поэто­му сохра­ни­ли их неко­то­рые признаки:

    • вид (совер­шен­ный или несовершенный);
    • пере­ход­ность (спо­соб­ность управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме в.п. без предлога);
    • воз­врат­ность (нали­чие или отсут­ствие пост­фик­са -ся /-сь).

    Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся одно­вре­мен­но с основ­ным дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным сказуемым.

    Мы идем по шат­ким мост­кам, хва­та­ясь за перила.

    Идем и хва­та­ем­ся одновременно.

    Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит до нача­ла основ­но­го дей­ствия, одно­вре­мен­но с ним либо после основ­но­го действия.

    Прищурившись, он посмот­рел на солнце.

    Прищурился, потом посмот­рел.

    Несовершенного вида

    Совершенного вида

    Деепричастия
    Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное действие Обозначают закон­чен­ное доба­воч­ное действие
    Отвечают на вопрос что делая? Отвечают на вопрос что сде­лав?
    Образуются:
    осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
    Образуются:
    осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
    Примеры
    слу­ша я , дума я , реша я про­слу­ша в , замах­ну вши сь, испек ши

    Вид, пере­ход­ность и воз­врат­ность дее­при­ча­стия опре­де­ля­ем по гла­го­лу, от кото­ро­го была обра­зо­ва­на эта осо­бая форма.

    К при­ме­ру, дее­при­ча­стие «при­щу­рив­шись» обра­зо­ва­но от гла­го­ла «при­щу­рить­ся», кото­рый име­ет совер­шен­ный вид (что сде­лать?), явля­ет­ся воз­врат­ным (пост­фикс -сь) и непе­ре­ход­ным, так как все воз­врат­ные гла­го­лы непереходные.

    С наре­чи­ем эту осо­бую гла­голь­ную фор­му род­нит неиз­ме­ня­е­мость и син­так­си­че­ская функ­ция обсто­я­тель­ства в предложении.

    Так как дее­при­ча­стие неиз­ме­ня­е­мое сло­во, у него нет и не может быть непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских признаков.

    Выяснив эти грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, соста­вим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра деепричастия.

    План морфологического разбора деепричастия

    I. Часть речи. Общее зна­че­ние (вопрос; гла­гол, от кото­ро­го дее­при­ча­стие образовано)

    II . Морфологические признаки:

    III . Синтаксическая роль

    В соот­вет­ствии с этим пла­ном при­ве­дем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра деепричастия.

    Образцы морфологического разбора деепричастий

    Улыбнувшись, отец одоб­ри­тель­но похло­пал сына по плечу.

    I. Слово «улыб­нув­шись» — это осо­бая фор­ма гла­го­ла — дее­при­ча­стие, обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие,, отве­ча­ет на вопрос что сде­лав? Образовано от гла­го­ла «улыб­нуть­ся».

    II . Морфологические признаки:

    III . Синтаксическая роль — обстоятельство

    Вороны и соро­ки, гал­дя, сидят в густых кро­нах деревьев.

    I. Слово «гал­дя» — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие, отве­ча­ет на вопрос что делая? Образовано от гла­го­ла «гал­деть».

    II . Морфологические признаки:

    • несо­вер­шен­ный вид
    • непе­ре­ход­ное
    • невоз­врат­ное
    • неиз­ме­ня­е­мое

    III . Синтаксическая роль — обстоятельство

    Над окрест­но­стя­ми вста­ет круг­лая луна, зали­вая все блед­ным светом.

    I. Слово «зали­вая» — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми (дее­при­част­ный обо­рот), обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что делая? Образовано от гла­го­ла «зали­вать».

    II . Морфологические признаки:

    • несо­вер­шен­ный вид
    • пере­ход­ное
    • невоз­врат­ное
    • неиз­ме­ня­е­мое

    III . Синтаксическая роль — обстоятельство

    Свернув впра­во, тро­пин­ка выве­ла нас к реке.

    I. Слово «свер­нув» — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие, обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лав? Образовано от гла­го­ла «свер­нуть»

    II . Морфологические признаки:

    • совер­шен­ный вид
    • непе­ре­ход­ное
    • невоз­врат­ное
    • неиз­ме­ня­е­мое

    III . Синтаксическая роль — обстоятельство.

    Видеоурок «Морфологический разбор деепричастия (7 класс)»

    Источник

    Морфологический разбор деепричастия: план, образец. ВИДЕОУРОК

    Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

    Как сделать морфологический разбор деепричастия?

    Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

    Грамматические признаки деепричастия

    Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи — гла­го­ла и наре­чия. Деепричастия обра­зу­ют­ся от гла­го­лов, поэто­му сохра­ни­ли их неко­то­рые при­зна­ки:

    • вид (совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный);
    • пере­ход­ность (спо­соб­ность управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме в.п. без пред­ло­га);
    • воз­врат­ность (нали­чие или отсут­ствие пост­фик­са -ся /-сь).

    Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся одно­вре­мен­но с основ­ным дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным ска­зу­е­мым.

    Мы идем по шат­ким мост­кам, хва­та­ясь за пери­ла.

    Идем и хва­та­ем­ся одно­вре­мен­но.

    Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит до нача­ла основ­но­го дей­ствия, одно­вре­мен­но с ним либо после основ­но­го дей­ствия.

    Прищурившись, он посмот­рел на солн­це.

    Прищурился, потом посмот­рел.Деепричастия

    Несовершенного вида Совершенного вида
    Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие Обозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие
    Отвечают на вопрос что делая? Отвечают на вопрос что сде­лав?
    Образуются:
    осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
    Образуются:
    осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
    Примеры
    слу­шая, думая, решая про­слу­шав, замах­нувшись, испекши

    Вид, пере­ход­ность и воз­врат­ность дее­при­ча­стия опре­де­ля­ем по гла­го­лу, от кото­ро­го была обра­зо­ва­на эта осо­бая фор­ма.

    К при­ме­ру, дее­при­ча­стие «при­щу­рив­шись» обра­зо­ва­но от гла­го­ла «при­щу­рить­ся», кото­рый име­ет совер­шен­ный вид (что сде­лать?), явля­ет­ся воз­врат­ным (пост­фикс -сь) и непе­ре­ход­ным, так как все воз­врат­ные гла­го­лы непе­ре­ход­ные.

    С наре­чи­ем эту осо­бую гла­голь­ную фор­му род­нит неиз­ме­ня­е­мость и син­так­си­че­ская функ­ция обсто­я­тель­ства в пред­ло­же­нии.

    Так как дее­при­ча­стие неиз­ме­ня­е­мое сло­во, у него нет и не может быть непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков.

    Выяснив эти грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, соста­вим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра дее­при­ча­стия.

    Значение

    Оно состоит одновременно в:

    • характеристике основного действия;
    • указании второстепенного действия.

    («Лена улыбнулась, прикрыв глаза от смущения.» Основным действием выступает слово «улыбнулась», а «прикрыв» детализирует действие.) Важно, чтобы два действия относились только к одному субъекту. «Девочка шла по улице, прыгая по лужам.» «Шла» и «прыгая» относятся к одному субъекту — девочке.

    Начальная форма

    Начальная форма самого деепричастия не обозначается. Данная особенность связана с наличием неизменяемости, признака, который передался от наречия. Можно выделить только начальную форму глагола.

    Постоянные признаки

    Они такие же, как у глаголов, от которых произошло образование.

    Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать — читая; поступать — поступая; гулять – гуляя).

    Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать — прочитав; испечь – испёкши).

    Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. «Необходимо нарисовать портрет сказочного героя.» Здесь присутствует дополнение «портрет», которое отвечает на вопрос «что?».

    Нарисовать — нарисовав (Мальчик закончит домашнее задание, нарисовав портрет сказочного героя.)

    Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. «Собака любит бегать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «бегать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»

    Бегать — бегая (Собака любит прогуливаться по улице, бегая за голубями.)

    К возвратным относятся глаголы, у которых есть на конце:

    • «-ся» — пишется после согласной (отдышаться, занимаешься);
    • «-сь» — пишется после гласной (усмехались, боритесь).

    Занимаешься спортом — занимаясь спортом.

    К невозвратным — у которых отсутствуют постфикс «ся» / «сь» (рисовать, решить).

    Рисовать картину — рисуя картину.

    Непостоянные признаки

    Отсутствуют в связи с неизменяемостью (не склоняются и не спрягаются). Деепричастия не имеют непостоянных признаков.

    Синтаксическая роль

    • зависит от глагола, выраженного сказуемым (признак наречия);
    • является обстоятельством ([когда?] Отдав долг, он жил спокойно.)

    Образец морфологического разбора деепричастия:

    Заяц смотрел на меня, прижав от страха уши.

    Прижав [что сделав?]:

    1. Деепричастие. Характеризует основное действие — «смотрел». Указывает на второстепенное действие — «прижав».
    2. Образован от глагола — прижать
    3. Признаки (постоянные):
    • совершенный — действие уже свершилось;
    • переходный (прижав [что?] уши);
    • невозвратный (нет постфикса «ся»).
    1. Не изменяется.
    2. Обстоятельство (смотрел [как?] — прижав).

    Прогуливаясь по парку, мы увидели снегиря.

    Прогуливаясь [что делая?]:

    1. Деепричастие. Характеризует основное действие — «увидели». Указывает на второстепенное действие — «прогуливаясь».
    2. Образован от глагола — прогуливаться.
    3. Признаки (постоянные):
    • несовершенный — действие еще происходит;
    • непереходный (нельзя поставить вопрос что?);
    • возвратный (есть постфикс «сь»).
    1. Не изменяется.
    2. Обстоятельство (увидели [когда?] прогуливаясь).

    И еще один пример морфологического разбора деепричастия:

    Старичок шёл, опираясь на палку.

    Опираясь [что делая?]

    1. Деепричастие. Характеризует основное действие — «шёл». Указывает на второстепенное действие — «опираясь».
    2. Образован от глагола — опираться
    3. Признаки (постоянные):
    • несовершенный — действие еще происходит
    • переходный (опираясь на что?)
    • возвратный (есть постфикс «сь»)
    1. Не изменяется.
    2. Обстоятельство (шёл [как?] опираясь).

    Источник

Читайте также:  Зимнее солнце простое предложение
Adblock
detector