Меню

Сегень солнце земли русской

Сегень солнце земли русской

Невская битва. Солнце земли русской

НЕВСКАЯ БИТВА 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командой зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции.

Солнце земли русской

Аз худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа.

Светлой памяти раба Божия Иадора — Эдуарда Федоровича Володина

Из святого града Иерусалима, от самого живоносного камени Гроба Господня шел инок-паломник повидать Александра. Два разных противоречивых чувства одолевали его. Первое — страшное, чернокаменное, тяжким гнетом лежащее в груди всю эту зиму, покуда он влачился по Земле Русской, видя ее беспримерное и полное разорение. Но чем ближе был Торопец-городок, куда стремился странник, тем больше охватывало его чувство радости, что вот уж скоро встретится он с Ярославичем и порадует его благою вестью, несомой от самих тех земель, где проповедовал и страдал Господь наш Иисус.

Горе мрачное стояло за спиной инока Алексия, жгло ему пешие пяты, дышало огнем в затылок — ничего не осталось от обители, из которой два года назад отправился он в святые земли, никого не пощадила смерть из монастырской братии, провожавшей его тогда в дальнее паломничество. Неведомое племя с востока истребляло русичей. Бог, любя Русь, наказывал ее за многие прегрешения, как карают того, от кого ждешь великих дел. Родной Переяславль, покинутый для края чужого, встретил странника пепелищем, по которому бродили несчастные тени.

Алексий родился в небольшом сельце на берегу Клещина озера[1] за двадцать лет до Александра, рано остался без родителей, отроком подался в Переяславль, в Борисоглебскую обитель к игумену Иадору. Братия была тут немногочисленная, в разные годы от семи до десяти иноков, в основном все хорошие, покладистые и спокойные. Алексий средь них был самый строптивый. Но ни разу не возникало у него желания покинуть монастырь. Постригли его в осемьсотлетнюю годовщину преставления преподобного Алексия, человека Божия, в честь которого и назвали новоиспеченного монаха. Но должное смирение так и не пришло к нему, покуда не родился у князя Ярослава Всеволодовича второй сынок.

В тот день, тридцатого мая двадцать восьмого года[2], словно доброе и спокойное солнце просияло в душе у Алексия. Он бы и сам не смог толком объяснить, что связывало его с новорожденным княжичем, но, когда кто-либо говорил что-то о маленьком Ярославиче, светлое тепло разливалось во всем существе монаха, и он молился о нем — да пошлет Господь Бог в лице этого новоявленного русича мир и спасение всей Земле Русской.

Новый Ярославич появился на свет в день преподобного Исаакия Далматского, игумена и исповедника, и Иадор тогда сказал:

— Приведи нам Бог такого в нем Исаакия, который говорил царю Валенту, что не побьешь варваров, докуда не воспылаешь любовью ко Христу Богу.

А монах Феодор добавил:

— И иже ни в пропастях, ни в болотах не погиб нет.

Святой обряд Крещения совершен был на двенадцатый день по рождению. И дано было Исаакию крестильное имя Александр в честь доблестного воина и мученика Александра Фракийского, память коего в тот день совершалась.

Инок Алексий издалека наблюдал за Крещением и урывком видел сей колобок румяный. И показалось ему, что младенец был при Крещении как-то не по-младенчески разумен, словно понимал важность происходящего; а когда трижды погрузили маленького в купель, яркое солнце озарило окна храма и княжоночек мокрый весело рассмеялся. Рассмеялся и что-то пропел душевное. Многие умилились, и кто-то сказал громко:

— Ой, какой хоро-о-ошенький!

И с той поры никто в Борисоглебском переяславльском монастыре не мог нарадоваться на то, как в добрую сторону переменился нрав инока Алексия, доселе — ретивый и дерзкий, отселе — хоть и немного озорной, но добросердечный и послушный.

В тот год впервые дошли слухи о некоем новом племени, подобном Гогу и Магогу, которое вторглось в Персию, и слышалось в тех слухах нечто особенно тревожное, хотя и до тех пор немало являлось известий о разных саранчах в человечьем обличье. Множество врагов окружало Русь, да и сами русичи в междоусобице заменяли врагов друг другу, но в монголах слышалась настоящая погибель, а не в агарянах[3] и не в немчуре, хотя и те и другие изрядно досаждали. Первые отнимали Русское море — на прибрежье, под Сурожью, войско султана Аладина побило наших крепко. Вторые отнимали Балтику, строили крепости, теснили новгородцев, датский немец возле Колывани[4] оторвал кусок земли и поставил свою крепость Ревель. Но все сие затмилось, когда Мстислав Галицкий, непобедимый витязь и соперник великого князя Юрия Всеволодовича, испытал силу татарскую на берегах реки Калки и, битый, бежал, погубив войско и лучших богатырей числом более семидесяти.

Читайте также:  Ты мое вести ты мое солнце

Тревога росла и по причине дурных знамений — то целую седмицу в небесах являлась непомерно огромная хвостатая звездяга, рекомая кометою; то засуха все лето жгла леса и болота, так что дымом заслоняло небо и невозможно становилось дышать; то в Клещине озере объявлялось странное чудовище, хвостом переворачивающее лодки рыбаков и по ночам истошно хохочущее. И много еще чего такого случалось, о чем суеверные тотчас говорили как о признаках приближающегося конца света, и на исповедях приходилось частенько повторять одно и то же — чтоб боялись не самого пришествия Грозного Судии, а чтоб боялись своего собственного неприуготовления к Страшному Суду Божию.

Когда княжичу Александру исполнилось шесть лет, его отец, Ярослав Всеволодович, прославился ратными и душеполезными деяниями — разбойников литовских наказал в битве близ Усвята, умертвив их более двух тысяч, взяв в плен их главарей и освободив наших пленных. Затем, о другой год, ходил в Сумейскую землю[5] на самый северный ее край, где жили дикари-самоеды, вразумлял их и многих привез пленными в Новгород для очеловечения; а после того с помощью многих священников и без применения силы в Корельской земле крестил жителей, уже готовых к принятию Христова света и радостно вошедших в число народов, познавших благодать.

Источник

Невская битва. Солнце земли русской — Сегень А.Ю.

Нев­ская битва 1240, битва между рус­скими и швед­скими вой­сками на р. Неве 15 июля. Целью втор­же­ния шве­дов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало воз­мож­ность овла­деть важ­ней­шим участ­ком пути «из варяг в греки», нахо­див­шимся под кон­тро­лем Нов­го­рода Вели­кого. Полу­чив изве­стие о появ­ле­нии шве­дов под коман­дой зятя короля Эрика XI Бир­гера, нов­го­род­ский князь Алек­сандр Яро­сла­вич, не ожи­дая под­хода всех своих сил, дви­нулся вниз по р. Вол­хов и раньше шве­дов вышел к Ладоге, где к нему при­со­еди­ни­лась дру­жина ладо­жан; к этому вре­мени шведы с союз­ни­ками (нор­веж­цами и фин­нами) достигли устья р. Ижора. Вос­поль­зо­вав­шись тума­ном, рус­ские неожи­данно напали на швед­ский лагерь и раз­гро­мили врага; только наступ­ле­ние тем­ноты пре­кра­тило битву и поз­во­лило спа­стись остат­кам вой­ска Бир­гера, кото­рый был ранен Алек­сан­дром Яро­сла­ви­чем. В Нев­ской битве осо­бенно отли­чи­лись Гав­рила Олек­сич, Збыслав Яку­но­вич, Яков Поло­ча­нин и дру­гие. Князь Алек­сандр Яро­сла­вич за про­яв­лен­ное в битве пол­ко­вод­че­ское искус­ство и муже­ство был про­зван Нев­ским. Военно-поли­ти­че­ское зна­че­ние Нев­ской битвы состо­яло в предот­вра­ще­нии угрозы вра­же­ского наше­ствия с севера и в обес­пе­че­нии без­опас­но­сти гра­ниц Рос­сии со сто­роны Шве­ции. — (БСЭ. М., 1974, т. 7)

Аз худый и мно­го­греш­ный, малосъмысля,
поку­ша­юся писати житие свя­таго князя Александра,
сына Яро­славля, а внука Всеволожа.

Неиз­вест­ный автор «Жития Алек­сандра Невского»

Свет­лой памяти раба Божия Иадора —
Эду­арда Федо­ро­вича Володина

Венец первый. Свадебный

Глава первая. Благодатный огонь

Из свя­того града Иеру­са­лима, от самого живо­нос­ного камени Гроба Гос­подня шел инок-палом­ник пови­дать Алек­сандра. Два раз­ных про­ти­во­ре­чи­вых чув­ства одо­ле­вали его. Пер­вое — страш­ное, чер­но­ка­мен­ное, тяж­ким гне­том лежа­щее в груди всю эту зиму, покуда он вла­чился по Земле Рус­ской, видя ее бес­при­мер­ное и пол­ное разо­ре­ние. Но чем ближе был Торо­пец-горо­док, куда стре­мился стран­ник, тем больше охва­ты­вало его чув­ство радо­сти, что вот уж скоро встре­тится он с Яро­сла­ви­чем и пора­дует его бла­гою вестью, несо­мой от самих тех земель, где про­по­ве­до­вал и стра­дал Гос­подь наш Иисус.

Горе мрач­ное сто­яло за спи­ной инока Алек­сия, жгло ему пешие пяты, дышало огнем в заты­лок — ничего не оста­лось от оби­тели, из кото­рой два года назад отпра­вился он в свя­тые земли, никого не поща­дила смерть из мона­стыр­ской бра­тии, про­во­жав­шей его тогда в даль­нее палом­ни­че­ство. Неве­до­мое племя с востока истреб­ляло руси­чей. Бог, любя Русь, нака­зы­вал ее за мно­гие пре­гре­ше­ния, как карают того, от кого ждешь вели­ких дел. Род­ной Пере­я­с­лавль, поки­ну­тый для края чужого, встре­тил стран­ника пепе­ли­щем, по кото­рому бро­дили несчаст­ные тени.

Алек­сий родился в неболь­шом сельце на берегу Кле­щина озера [1] за два­дцать лет до Алек­сандра, рано остался без роди­те­лей, отро­ком подался в Пере­я­с­лавль, в Бори­со­глеб­скую оби­тель к игу­мену Иадору. Бра­тия была тут немно­го­чис­лен­ная, в раз­ные годы от семи до десяти ино­ков, в основ­ном все хоро­шие, покла­ди­стые и спо­кой­ные. Алек­сий средь них был самый строп­ти­вый. Но ни разу не воз­ни­кало у него жела­ния поки­нуть мона­стырь. Постригли его в осемь­сот­лет­нюю годов­щину пре­став­ле­ния пре­по­доб­ного Алек­сия, чело­века Божия, в честь кото­рого и назвали ново­ис­пе­чен­ного монаха. Но долж­ное сми­ре­ние так и не при­шло к нему, покуда не родился у князя Яро­слава Все­во­ло­до­вича вто­рой сынок.

Читайте также:  Если горячее солнце проснется

В тот день, трид­ца­того мая два­дцать вось­мого года [2] , словно доб­рое и спо­кой­ное солнце про­си­яло в душе у Алек­сия. Он бы и сам не смог тол­ком объ­яс­нить, что свя­зы­вало его с ново­рож­ден­ным кня­жи­чем, но, когда кто-либо гово­рил что-то о малень­ком Яро­сла­виче, свет­лое тепло раз­ли­ва­лось во всем суще­стве монаха, и он молился о нем — да пошлет Гос­подь Бог в лице этого ново­яв­лен­ного русича мир и спа­се­ние всей Земле Русской.

Новый Яро­сла­вич появился на свет в день пре­по­доб­ного Иса­а­кия Дал­мат­ского, игу­мена и испо­вед­ника, и Иадор тогда сказал:

— При­веди нам Бог такого в нем Иса­а­кия, кото­рый гово­рил царю Валенту, что не побьешь вар­ва­ров, докуда не вос­пы­ла­ешь любо­вью ко Хри­сту Богу.

А монах Фео­дор добавил:

— И иже ни в про­па­стях, ни в боло­тах не погиб нет.

Свя­той обряд Кре­ще­ния совер­шен был на две­на­дца­тый день по рож­де­нию. И дано было Иса­а­кию кре­стиль­ное имя Алек­сандр в честь доб­лест­ного воина и муче­ника Алек­сандра Фра­кий­ского, память коего в тот день совершалась.

Инок Алек­сий изда­лека наблю­дал за Кре­ще­нием и урыв­ком видел сей коло­бок румя­ный. И пока­за­лось ему, что мла­де­нец был при Кре­ще­нии как-то не по-мла­ден­че­ски разу­мен, словно пони­мал важ­ность про­ис­хо­дя­щего; а когда три­жды погру­зили малень­кого в купель, яркое солнце оза­рило окна храма и кня­жо­но­чек мок­рый весело рас­сме­ялся. Рас­сме­ялся и что-то про­пел душев­ное. Мно­гие уми­ли­лись, и кто-то ска­зал громко:

— Ой, какой хоро-о-ошенький!

И с той поры никто в Бори­со­глеб­ском пере­я­с­лавль­ском мона­стыре не мог нара­до­ваться на то, как в доб­рую сто­рону пере­ме­нился нрав инока Алек­сия, доселе — рети­вый и дерз­кий, отселе — хоть и немного озор­ной, но доб­ро­сер­деч­ный и послушный.

В тот год впер­вые дошли слухи о некоем новом пле­мени, подоб­ном Гогу и Магогу, кото­рое вторг­лось в Пер­сию, и слы­ша­лось в тех слу­хах нечто осо­бенно тре­вож­ное, хотя и до тех пор немало явля­лось изве­стий о раз­ных саран­чах в чело­ве­чьем обли­чье. Мно­же­ство вра­гов окру­жало Русь, да и сами русичи в меж­до­усо­бице заме­няли вра­гов друг другу, но в мон­го­лах слы­ша­лась насто­я­щая поги­бель, а не в ага­ря­нах [3] и не в нем­чуре, хотя и те и дру­гие изрядно доса­ждали. Пер­вые отни­мали Рус­ское море — на при­бре­жье, под Суро­жью, вой­ско сул­тана Ала­дина побило наших крепко. Вто­рые отни­мали Бал­тику, стро­или кре­по­сти, тес­нили нов­го­род­цев, дат­ский немец возле Колы­вани [4] ото­рвал кусок земли и поста­вил свою кре­пость Ревель. Но все сие затми­лось, когда Мсти­слав Галиц­кий, непо­бе­ди­мый витязь и сопер­ник вели­кого князя Юрия Все­во­ло­до­вича, испы­тал силу татар­скую на бере­гах реки Калки и, битый, бежал, погу­бив вой­ско и луч­ших бога­ты­рей чис­лом более семидесяти.

Источник

Невская битва. Солнце земли русской

Роман современного писателя-историка А. Сегеня посвящен ратным подвигам новгородского князя Александра Ярославича (1220–1263). Центральное место занимают описания знаменитых Невской битвы и Ледового побоища, победа в которых принесла молодому князю славу великого полководца Руси.

Невская битва 1

Александр Сегень — Солнце земли русской 1

Венец первый — СВАДЕБНЫЙ 1

Венец второй — НЕВСКИЙ 23

Венец третий — ЛЕДОВЫЙ 59

Александр Сегень
Невская битва. Солнце земли русской

Невская битва

НЕВСКАЯ БИТВА 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командой зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции.

БСЭ. М., 1974, т. 7

Александр Сегень
Солнце земли русской

Аз худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа.

Неизвестный автор «Жития Александра Невского»

Светлой памяти раба Божия Иадора — Эдуарда Федоровича Володина

Венец первый
СВАДЕБНЫЙ

Глава первая
БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

Из святого града Иерусалима, от самого живоносного камени Гроба Господня шел инок-паломник повидать Александра. Два разных противоречивых чувства одолевали его. Первое — страшное, чернокаменное, тяжким гнетом лежащее в груди всю эту зиму, покуда он влачился по Земле Русской, видя ее беспримерное и полное разорение. Но чем ближе был Торопец-городок, куда стремился странник, тем больше охватывало его чувство радости, что вот уж скоро встретится он с Ярославичем и порадует его благою вестью, несомой от самих тех земель, где проповедовал и страдал Господь наш Иисус.

Читайте также:  За сколько времени свет доходит от солнца до земли 58 сек

Горе мрачное стояло за спиной инока Алексия, жгло ему пешие пяты, дышало огнем в затылок — ничего не осталось от обители, из которой два года назад отправился он в святые земли, никого не пощадила смерть из монастырской братии, провожавшей его тогда в дальнее паломничество. Неведомое племя с востока истребляло русичей. Бог, любя Русь, наказывал ее за многие прегрешения, как карают того, от кого ждешь великих дел. Родной Переяславль, покинутый для края чужого, встретил странника пепелищем, по которому бродили несчастные тени.

Алексий родился в небольшом сельце на берегу Клещина озера за двадцать лет до Александра, рано остался без родителей, отроком подался в Переяславль, в Борисоглебскую обитель к игумену Иадору. Братия была тут немногочисленная, в разные годы от семи до десяти иноков, в основном все хорошие, покладистые и спокойные. Алексий средь них был самый строптивый. Но ни разу не возникало у него желания покинуть монастырь. Постригли его в осемьсотлетнюю годовщину преставления преподобного Алексия, человека Божия, в честь которого и назвали новоиспеченного монаха. Но должное смирение так и не пришло к нему, покуда не родился у князя Ярослава Всеволодовича второй сынок.

В тот день, тридцатого мая двадцать восьмого года , словно доброе и спокойное солнце просияло в душе у Алексия. Он бы и сам не смог толком объяснить, что связывало его с новорожденным княжичем, но, когда кто-либо говорил что-то о маленьком Ярославиче, светлое тепло разливалось во всем существе монаха, и он молился о нем — да пошлет Господь Бог в лице этого новоявленного русича мир и спасение всей Земле Русской.

Новый Ярославич появился на свет в день преподобного Исаакия Далматского, игумена и исповедника, и Иадор тогда сказал:

— Приведи нам Бог такого в нем Исаакия, который говорил царю Валенту, что не побьешь варваров, докуда не воспылаешь любовью ко Христу Богу.

А монах Феодор добавил:

— И иже ни в пропастях, ни в болотах не погиб нет.

Святой обряд Крещения совершен был на двенадцатый день по рождению. И дано было Исаакию крестильное имя Александр в честь доблестного воина и мученика Александра Фракийского, память коего в тот день совершалась.

Инок Алексий издалека наблюдал за Крещением и урывком видел сей колобок румяный. И показалось ему, что младенец был при Крещении как-то не по-младенчески разумен, словно понимал важность происходящего; а когда трижды погрузили маленького в купель, яркое солнце озарило окна храма и княжоночек мокрый весело рассмеялся. Рассмеялся и что-то пропел душевное. Многие умилились, и кто-то сказал громко:

— Ой, какой хоро-о-ошенький!

И с той поры никто в Борисоглебском переяславльском монастыре не мог нарадоваться на то, как в добрую сторону переменился нрав инока Алексия, доселе — ретивый и дерзкий, отселе — хоть и немного озорной, но добросердечный и послушный.

В тот год впервые дошли слухи о некоем новом племени, подобном Гогу и Магогу, которое вторглось в Персию, и слышалось в тех слухах нечто особенно тревожное, хотя и до тех пор немало являлось известий о разных саранчах в человечьем обличье. Множество врагов окружало Русь, да и сами русичи в междоусобице заменяли врагов друг другу, но в монголах слышалась настоящая погибель, а не в агарянах и не в немчуре, хотя и те и другие изрядно досаждали. Первые отнимали Русское море — на прибрежье, под Сурожью, войско султана Аладина побило наших крепко. Вторые отнимали Балтику, строили крепости, теснили новгородцев, датский немец возле Колывани оторвал кусок земли и поставил свою крепость Ревель. Но все сие затмилось, когда Мстислав Галицкий, непобедимый витязь и соперник великого князя Юрия Всеволодовича, испытал силу татарскую на берегах реки Калки и, битый, бежал, погубив войско и лучших богатырей числом более семидесяти.

Тревога росла и по причине дурных знамений — то целую седмицу в небесах являлась непомерно огромная хвостатая звездяга, рекомая кометою; то засуха все лето жгла леса и болота, так что дымом заслоняло небо и невозможно становилось дышать; то в Клещине озере объявлялось странное чудовище, хвостом переворачивающее лодки рыбаков и по ночам истошно хохочущее. И много еще чего такого случалось, о чем суеверные тотчас говорили как о признаках приближающегося конца света, и на исповедях приходилось частенько повторять одно и то же — чтоб боялись не самого пришествия Грозного Судии, а чтоб боялись своего собственного неприуготовления к Страшному Суду Божию.

Когда княжичу Александру исполнилось шесть лет, его отец, Ярослав Всеволодович, прославился ратными и душеполезными деяниями — разбойников литовских наказал в битве близ Усвята, умертвив их более двух тысяч, взяв в плен их главарей и освободив наших пленных. Затем, о другой год, ходил в Сумейскую землю на самый северный ее край, где жили дикари-самоеды, вразумлял их и многих привез пленными в Новгород для очеловечения; а после того с помощью многих священников и без применения силы в Корельской земле крестил жителей, уже готовых к принятию Христова света и радостно вошедших в число народов, познавших благодать.

Источник

Adblock
detector