Атрибуты Селены
Богиня Селена – это покровительница луны в древнегреческой мифологии. Так же как Гелиос с приходом дня выезжает на небо, чтобы светить и дарить людям лучи солнца, так и Селена ночью выплывает среди звёзд. Она – само олицетворение луны. Легенды про эту богиню тоже представляют с собой рассказ о движении небесных тел и процессов, касающихся их. Атрибуты Селены также во многом были связаны с ночным светилом.
Полумесяц
Самый важный символ Селены, который, по сути, является её прямым воплощением, отображением – это полумесяц. Селена часто изображалась с диадемой, в середине которой как раз был помещён подобный элемент. Полумесяц лежал на боку рогами вверх. Именно от этой диадемы и исходило сияние, которое люди могли наблюдать на небе.
Селена сама по себе была фактически луной, что подтверждает даже имя богини. Оно переводилось с древнегреческого как «луна». Второе имя богини, Мене, значило абсолютно то же самое.
Селена – воплощение луны
Имя Селены можно рассматривать как нарицательное название самой луны. По этой причине легенды и мифы о ней легко трактовать. Обычно они имеют одно значение, которое сводится к объяснению через мифологию процессов, происходящих на небе.
Среди исследователей даже появилось мнение, что образ Селены находится в самом начале появления мифов про луну. Причём этот процесс задерживается из-за того, что легенды излагают именно мифологический взгляд на луну, они ограничены реальными небесными процессами.
Эндимион и Селена. Джон Вуд. Даличская (также Далиджская) картинная галерея, Лондон.
Если бы во время зарождения культа Селена получила другое имя, имевшее меньшую связь с луной, легенды о ней могли бы быть более разнообразными. Так случилось, в частности, с Артемидой, мифы о которой подчас достаточно пространны и не связаны напрямую с луной.
Полумесяц мог венчать голову богини, быть элементом её диадемы. В этом она была схожа с Артемидой – на лоб последней также часто помещали перевёрнутый рогами вверх полумесяц. Но иногда подобную форму принимал длинный плащ Селены. В любом случае изображение луны было неотъемлемой частью её облика.
Мифы про Селену-Луну
В именах других персонажей, связанных с Селеной, можно также увидеть намёки на лунные циклы и процессы. Особенно это видно по мифу про Селену и Эндимиона. Эндимион – прекрасный юноша, который погружён в вечный сон на горе Латм в Турции. Его имя происходит от греческого глагола endyein, что значит «нырять». Таким образом сам Эндимион (Endymion) – это «ныряльщик».
В результате легенда о Селене и Эндимионе – это рассказ о погружении Солнца (Эндимиона) в море и его дальнейшая встреча с луной перед началом дня.
Дети этой пары представляли собой воплощение фаз луны и 50 лунных месяцев, которые вместе составляли 4 года, проходившие между двумя Олимпийскими играми. Этот период назывался Олимпиада, а сами дети были 50 дочерьми. Среди них наиболее известными были следующие богини:
- Немея – новая, зарождающаяся луна;
- Месомена – пребывающая луна;
- Пандея – убывающая луна;
- Мениск – полумесяц;
- Мена – луна в полнолуние, полная луна.
Луна и Солнце
В легендах можно также явственно проследить то, как противопоставляются Луна и Солнце, т.е. Селена и Гелиос. По некоторым источникам, они – брат и сестра, дети титанов Тейи и Урана. В других сам Гелиос порождает Луну.
Это тоже является достаточно интересным вариантом, ведь именно солнечный свет позволяет светить луне. Тем более, что впервые узнали о подобном явлении именно в Древней Греции. Такое открытие сделал учёный Анаксагор живший ок. 500 г. до н.э. Он же объяснил и солнечные и лунные затмения.
У Селены было даже имя, перекликающееся с именем Солнца, а именно Аполлона. Также, как Аполлона звали Феб, Селену могли называть Фебой. Причём имя Феб использовались также по отношению к Гелиосу, а Феба – к Артемиде. Но первоначально Феба была отдельным божеством, титанидой, тётей богини луны и матерью Лето и Астерии. Соответственно, она же – бабушка Аполлона и Артемиды.
Селена. Музей Пио-Клементино (Дворец Бельведер) в Музеях Ватикана, Рим.
Интересным было также и имя Селены Мене, ещё одно нарицательное название Луны. В греческом языке mene было женским вариантом от men, которое обозначало мужчин. Кроме значения «луна» это слово также переводилось как «лунный месяц». Подобное название носили и лунные люди-боги из Фригии (историческая область на западе Малой Азии, нынешняя Турция).
Селена как аспект Триединой богини луны
Со временем связь Селены с луной и другие её черты определили также ещё одну трактовку её образа. Эта трактовка относится к так называемой Триединой богине, которая воплощает собой циклы женской жизни, а также процессы, происходящие в природе и обеспечивающие плодородие и жизнь людей, других существ.
Архетип Триединой богини впервые описал Роберт Грейвс в книге «Белая богиня».
По мнению Грейвса, Триединая богиня – это женское божество, особо почитаемое в каждой языческой религии. Она включает в себя трёх богинь, которые в свою очередь обозначают три времени женской жизни, а также три цикла луны. Это триединство элементов связано и с плодородием, созреванием урожая. Грейвс называл подобное божество «Богиней Рождения, Любви и Смерти». Эта богиня была в чём-то близка Великой Богине-Матери.
Специалисты в области изучения истории религий, а также некоторые другие учёные в основном восприняли эту теорию скептически. Однако подобные женские образы и правда часто мелькают в разных религиях. Триединая богиня же стала популярной в различных современных языческих религиях. Особенно её почитают в викке, неоязыческой религии, где центральное место отводится природе.
Селене отводилось в этой триаде роль матери-богини, полной луне, которая олицетворяет зрелость, плодородие.
В целом же образ Триединой богини состоял из следующих элементов:
- Дева – это начало, рост, рождение, начало всего нового и юность природы и самого мира; в качестве Девы выступала Артемида, девственная богиня, также этот аспект олицетворяла молодая луна;
- Мать – зрелость, стабильность, а также сексуальность, рождение детей, плодородие, зреющий урожай; в её роли и выступала Селена, а символом Матери становилась полная луна в самом её прекрасном и ярком проявлении;
- Старуха – окончание цикла, смерть, но она же представляет собой опыт, мудрость, покой; Старухой была Геката из-за её связи с миром мёртвых и покровительства колдовства, а также чёрная луна.
Колесница
Колесница – ещё один из неотъемлемых атрибутов Селены. Именно на ней лунная богиня каждую ночь выезжает на небо, чтобы начать по нему своё путешествие в качестве светоносной богини. В Гомеровых гимнах описывается, как она омывает своё тело в океане, надевает прекрасные одежды и, приготовив колесницу, отправляется в путь.
Мозаика с Селеной. Римская вилла Орбе-Боскеаз (на месте), рядом с Орбе.
Этот атрибут роднит Селену с богом Гелиосом, которого называют либо её братом, либо отцом.
У Гелиоса колесница золотая, как солнечный свет, и запряжена четвёркой лошадей. Селена же разъезжает на колеснице из серебра, так как она – лунная богиня. Но у некоторых авторов, например, Пиндара, лирического поэта, колесница Селены тоже выполнена из золота. Лошадей же у богини две, они белоснежны, как лик луны.
Саму богиню Селену также иногда называют любительницей этих прекрасных животных (скакунов).
Но иногда лошадей, тянущих колесницу Селены, заменяют на быков. Они тоже были важным символом Селены и луны самой по себе. Причём как лунный атрибут быки (иногда волы) известны в разных культурах с древних времён. С луной их в первую очередь связывали изогнутые рога, которые воспринимались как изображение полумесяца, лежащего на боку.
Селена на колеснице управляет быками. Лувр.
Самое первое изображение Селены в колеснице можно найти на краснофигурной вазе, которая датируется V в. до н.э. Сцена на вазе показывает, как богиня спускается в море на своей колеснице и погружается в его воды. По-видимому, это тоже было отражением процессов, происходящих с луной, и её захода после прохождения по небу.
Создание этой вазы приписывают древнегреческому художнику Бригу, автору ещё 12 краснофигурных сосудов. Его имя можно найти на каждом из них. Однако ведутся споры относительно того, имя ли это художника или гончара. Также есть предположения, что это одно лицо.
Из-за таких расхождений художника часто называют не «Бриг», а «мастер Брига» или «вазописец Брига». Это подчёркивает факт, что художник расписывал сосуды гончара Брига.
Факел Селены
Факелы стали символом богини не сразу. Подобные изображения начали появляться лишь с приходом периода Эллинизма (323-146 гг. до н.э.). В работах мастерах того времени Селена держала в руках факел. Она могла вести за собой звёзды, выходя на небосклон. Вся богиня была прекрасная, сияющая, блистательная. На её голове горел полумесяц, одежда сверкала. Сияли и белые кони, впряжённые в колесницу.
Факел, по-видимому, играл роль не только источника света как такового. Он также воплощал свет в метафорическом смысле – свет знания, прозрения.
Подобный смысл её факелов виден даже в некоторых эпитетах Селены. Например, её называли всевидящей, знающей всё, бдительной, противницей раздоров. Подобный облик богини в первую очередь прослеживается в Орфических гимнах, сборнике гимнов к различным греческим богам. Селена могла выступать как поборница мира и правды.
Бюст Селены с факелом. Рим.
В этом она схожа с ещё одной лунной богиней Гекатой. Геката также изображалась с факелом, иногда она держала по факелу в каждой руке. Причём этот атрибут выступал как символ тайного знания, сокрытого мраком от непосвящённых. Видимо, Селена также могла приоткрыть завесу над неизведанным.
Другие атрибуты и символы
Другие атрибуты Селены были связаны в первую очередь с её внешним обликом. Это, например, сияющий (сверкающий) плащ богини. Во многих текстах описано, как она облачается в него, прежде чем выйти на небо ночью. Иногда плащ сам по себе становился луной, принимая её форму. Многие статуи богини, её барельефы украшены летящей тканью, окутывающей фигуру Селены.
Видение Эндимиона. Эдвард Джон Пойнтер. Манчестерская художественная галерея, г. Стретфорд.
В Орфических гимнах голову Селены венчают рога.
Возможно, этот атрибут также связан с «рогами» полумесяца. В этом случае Селена опять же становится похожа на Гекату, лунную богиню, воплощающую свет ночного светила и часто носящую на голове корону из шипов.
Быки и лошади Селены
Среди священных животных Селены обязательно упоминаются быки (или волы) и лошади. Они – также символы богини луны. Эти прекрасные животные везли её колесницу по небу, без них было невозможно путешествие луны, которое та совершала каждую ночь в вышине.
Голова лошади богини Селены. Британский музей, Лондон.
Как и Селена, быки тоже были непосредственно связаны с ночным светилом и в какой-то мере символизировали луну. Его рога воспринимались как полумесяц. Причём подобные верования были распространены не только в Греции, но и далеко за её пределами. Подобные ассоциации возникли у разных народов без связи друг с другом. Также бык считался священным животным Великой матери-богини и имел похожую трактовку.
Вертишейка – ритуальная птица лунной богини
У Селены и других лунных богинь (Артемиды, Гекаты) была ещё одна свящённая, ритуальная птица – это вертишейка, птица, которая вертит головой, когда попадает в руки к человеку. С движениями её шеи связаны разные поверья, а сама вертишейка использовалась в магических ритуалах.
Вертишейка.
В древнегреческой мифологии была девушка по имени Йинкс или Иинга. За свои проступки она была наказана богами и превращена в вертишейку. По одной версии, Йинкс дала Зевсу напиток, после которого он влюбился в Ио, и Гера покарала девушку за то, что та, по сути, толкнула громовержца на измену.
В другой Йинкс с сёстрами бросила вызов музам и соревновались в пении. Смертные девушки проиграли, за что и были обращены в птиц.
Источник
Селена – лунная богиня-загадка Древней Греции
Не только в древние времена, но и сегодня людей очаровывает красота лунной ночи. В Древней Греции Луна была не просто ночным светилом, но и символом перемен и вечного цикла, магии и таинственности. Мне кажется, было бы несправедливо оставить её без своей покровительницы, а потому греки видели Луну в образе прекрасной богини, притягательной и загадочной Селены.
Если вам интересна мифология, то вы наверняка встречались с неким родством Артемиды или Гекаты с Луной. Но если эти богини были лишь связаны ней косвенно, то Селена сама по себе и являлась тем самым сияющим объектом на небе. Что же мифы рассказывают об этой богине?
Мир дня и ночи в мифах
Древнегреческие авторы открывают нам удивительным мир мифологии. Известно, что, помимо богов, миром правили и титаны. И пусть они были не столь могущественны, как божества, их отпрыски порой вершили судьбы всего живого.
У титана Гипериона и его супруги Теий родились удивительные дочь и сын. Мальчика назвали Гелиосом, и вскоре он занял место на небосклоне дня, олицетворяя свет солнца. А вот дочь Селена превратилась в “ночное солнце”. Сестрой таких непохожих близнецов была красавица Эос, что оповещала мир о приходе вечерней или утренней зари.
Невероятно красивым и поэтичным мне кажется мифическое представление о смене дня и ночи. В воображении древних греков была полная картина происходящего, а нам её поведал Эсхил в своих бессмертных творениях.
Итак, когда Гелиос опускался к закату на своей сверкающей колеснице, Эос открывала ворота для Никты (Ночи), что мчалась на тёмной повозке, запряжённой чёрными лошадьми. Её плащ сверкал звёздами, что озаряли небо. Всюду, где появлялась Никта, вступали в права густые сумерки, что сменялись темнотой.
Когда Никта преодолевала весь небосвод, к звёздной дороге неторопливо и величественно выезжала Селена. Её колесницу медленно тянули быки, что мерно ступали по небу.
Селена изображалась молодой женщиной в диадеме-полумесяце, облачённая в наряд цвета шафрана. Богиня эта считалась могущественной и сильной. Даже морские воды не могли противостоять влиянию Селены, которая звала их к себе. В момент её появления волны накатывали на берег, ей подчинялись приливы и отливы.
Селена и Эндимион
Любовь и печали Селены
Луна, бледно сияющая среди звёзд, вызывала в душе людей томление и неясные порывы. Именно потому нрав Селены был достаточно легкомысленным. У греков была распространена легенда о том, что однажды бог Пан решил соблазнить богиню.
Набросив на себя белоснежную овечью шкуру, он изменил облик. Селена решила прокатиться на нём, а потом предалась любви с богом. В честь этого странного союза в Древней Греции устраивались празднества, посвящённые майским мистериям.
В ночь полнолуния одна из жриц “превращалась” в Селену, которая садилась верхом на “Пана” и повторяла весь сюжет предания. Сегодня подобный ритуал может показаться дикостью, но в те далёкие времена люди верили, что с помощью таких праздников можно попросить помощи у высших сил, вымолить благополучие и богатство.
Благодаря Селене и её страсти к Зевсу на свет появилась Пандия, которая воплощала силы весны, а торжества в честь неё проводили в день весеннего равноденствия.
Но есть и такие мифы, где Селена показана искренне любящей женщиной, чью историю нельзя назвать счастливой. Одно из таких сказаний связывает богиню с Эндимионом. Прекрасный юноша очень боялся старости. Когда ему выпала возможность заключить договор с самим Зевсом, он попросил подарить ему вечную молодость. Конечно, бог не мог просто так расщедриться, а потому высказал условие: только в состоянии вечного сна Эндимион не будет стареть. Юноша согласился.
Несчастная Селена, влюблённая до безумия в человека, получившего молодость и бессмертие, вынуждена была страдать, любуясь красотой спящего. Она не могла признаться ему в своих чувствах. Тем не менее, каждое утро, покидая небосвод, Селена отправлялась в пещеру, где вечным сном спал Эндимион.
Величественная и сильная богиня Луны
Селена была не только лунной богиней, но и символом женского начала, образом любовницы и невесты. Каждый месяц она давала жизнь месяцу, который к исходу своего срока исчезал, однако вскоре на небе снова появлялся его “брат”.
Сила богини сравнивалась с влиянием Луны на людей. Ночное время олицетворяло мистическую составляющую, различные видения и даже решения, что нередко приходят во сне. Древние греки считали, что всё это находится во власти Селены, которая может помочь, а может и испугать, сбить с толку.
В записях географа Страбона можно увидеть, что культ Селены был распространён даже у отдалённых уголках Древней Греции. До наших дней сохранилось изображение Селены в Олимпии, где богиня показана всадницей на светлой лошади. Скульптуры богини чаще всего делали из мрамора, который своим бледным оттенком несколько напоминает призрачный лунный свет.
Луна была не просто светилом, а ориентиром. В поэмах Пиндара и Эсхила её сравнивают со сверкающим оком, с факелом, что горит в руке Селены. Благодаря знаниям, что богиня подарила людям, человечество узнало о самых разных вещах – от магии до морской навигации.
Изображение Селены на сосуде
Я думаю, порой стоит смотреть на мир глазами не современного человека, а представителя далеко ушедших веков. Пример тому – представления греков о Селене. Очеловечивание светил, всего, что окружает нас, позволяет понять, что все мы находимся в вечной связи с природой, с тем, что находится вокруг нас. И глядя на Луну в ночном небе, невольно понимаешь, что наша планета – лишь крошечная частичка огромной Вселенной.
Источник