Театр Луны
Когда «Маленькая Луна» вырастает
История «Театра Луны» началась в 1992 году со спектакля-концерта «Уникальный голос» студии фантастики «Луна» Сергея Проханова.
В 1990 Сергей Проханов открыл при Союзконцерте студию фантастики «Луна». Через 3 года он получил для нее помещение в доме 30 в Большом Козихинском переулке.
Проханов на собственные деньги отремонтировал выделенные ему площади и превратил небольшую студию в полноценный театр. Датой открытия считается 14 февраля 1993 года.
В 2004 Театр Луны переехал в дом на Малой Ордынке 1912 года постройки. Здание предназначалось для «Товарищества Учительского института». Деньги на его строительство собирали по всей стране, продавая открытки с изображениями памятников и шедевров мирового искусства. Но большую часть средств выделили все же благотворители.
В 1950-1960-х здание занимал военкомат, в 1970-1980-х — оркестр русских народных инструментов при клубе Первой образцовой типографии имени Андрея Жданова. В 1990-х здесь были электромонтажное училище, клуб завода «Гознак» и «Театр Комедии».
Сейчас здесь дают спектакли. А по соседству в 2004 году открылся детский театральный центр «Маленькая Луна». Однажды Сергею Проханову понадобились юные актеры, и пришлось «занять» их в студии «Непоседы». Так родилась идея детского театра. И теперь юные актеры нередко выходят на сцену вместе со взрослыми.
Источник
Сергей Борисович Проханов
В 1977 году на экраны вышел фильм «Усатый нянь» режиссера Владимира Грамматикова, и вся страна от мала до велика влюбилась в веселого и бесшабашного паренька Кешу, а заодно с персонажем фильма — в замечательного актера Сергея Проханова. Вслед за «Усатым нянем» последовали десятки работ в кино и в театре, признание, успех, создание собственного театра.
Сергей Проханов родился в Москве 29 декабря 1952 года. В 1974 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова по специальности «Актер драмы и кино». В кино Сергей Проханов снимается с 1970 года. На его счету более 50 фильмов, среди которых «Завтрак на траве», «Корпус генерала Шубникова», «Коррупция», «Трижды о любви», «Магистраль», «Ты помнишь», «Деревенская история», «Оставить след», «Молодая жена», «Гений», «Привал странников» и многие другие.
Окончив училище, Сергей Проханов поступил в Академический театр им. Моссовета, где работал до 1994 года. Был занят в спектаклях: «Миллион за улыбку» (1975), «Последняя жертва» (1975), «Глазами клоуна» (1976), исполнил главную роль в спектакле «Сашка» (1981), «Инфанты» (1991). Выступил в качестве сорежиссера и исполнителя роли царя Ирода в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда» (1990).
В 1986 году за большие творческие достижения в области культуры и искусства был удостоен звания «Заслуженный артист России».
В 1992 году создал театр-студию фантастики «Луна», где поставил спектакли «Уникальные голос» (1992), «Византия» (по пьесе Н.Гумилева «Отравленная туника», 1993). «Луна» была авторским проектом со своей художественной концепцией и своим стилем. Она должна была занять особую нишу среди московских театральных площадок: стать театром «романтических фантазий». Играть открыто, наслаждаясь игрой, придумывать – вот та самая благодатная почва, на которой начало формироваться новое амплуа Сергея Проханова – амплуа яркого режиссера и педагога.
В 1994 году студия была преобразована в Московский государственный «Театр Луны» под руководством Сергея Проханова. Стойкий внутренний бунт Сергея Проханова против неприемлемого для него бытового реализма заставляет его постоянно искать альтернативные методы творческого самовыражения. Особенность его стиля — романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны. В спектаклях Сергея Проханова привлекают космическое мироощущение и высокая поэзия, его персонажи существуют между небом и землей. Оригинальная стилистика спектаклей, изящное музыкальное оформление, подобно дорогой раме обрамляющее полотно художника, создают особую притягательную атмосферу.
На сцене «Театра Луны» Сергей Проханов поставил спектакли «Мечты маленького Робинзона» (по пьесе О.Михайловой, 1994), «Сны взрослого Робинзона» (1995), «Фанта-инфанта» (1996), «Ночь нежна» (1997), «Фауст» (1997), «Таис сияющая» (1998), «Путешествие дилетантов» (1999), «Чарли Ча…» (2000), «Старый новый Фауст» (2000), «Губы» (2002), «Я… скрываю» (2002), «Диагноз: Эдит Пиаф» (2004), «Лиромания» (2005), «Природный экстрим» (2007), «Коррида, или Роман с бессонной ночью» (2008), «Мэри Поппинс — Next» (2009), «Прокурорская притча» (2010), «Шантеклер» (2012), «Дали и испанская королева из Казани» (2013), а также «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон» (2016).
В декабре 2005 года Сергей Проханов был удостоен звания народного артиста Российской Федерации. Помимо работы над спектаклями, Сергей Проханов активно занимается педагогической деятельностью. Многие его выпускники уже стали актерами «Театра Луны». Кроме того, долгие годы при театре существует детский театральный центр «Маленькая Луна», занимаясь в которой юные актеры не только постигают азы актерского мастерства, но и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.
Источник
Сергей Проханов: «У меня роман со шпионкой Кондулайнен!»
10 сентября Московский театр Луны начал новый сезон с легендарного спектакля «Ночь нежна» по роману Фицджеральда. Половина зала – врачи, которые спасают всех нас от пандемии, и этот показ – благотворительный. Только в роли красавицы Николь – не Анна Терехова, а ее однофамилица – ученица Сергея Проханова Анастасия Терехова. В этом интервью создатель и худрук театра Луны рассказывает о том, как непросто он и его детище пережили пандемию, что происходит со звездами театра, о своей новой музе – роковой даме с богатым любовным прошлым.
— Сергей Борисович, где же ваши примы: Анна Терехова, Елена Захарова?
— С нашими девушками-звездами особой любви сегодня нет. В основном они доигрывают старые спектакли. У них появилась какая-то фанаберия причем на пустом месте. К потерям я уже привык. Над моей головой фотография, на которой 50 самых популярных артистов, которые играли в моих спектаклях, среди них и Чулпан Хаматова, и Евгений Стычкин, и многие другие.
— Злые языки говорят, что Проханов меняет возлюбленных, как перчатки, и одна моложе другой. Вы – мужчина свободный, и право имеете…Кто сегодня дама сердца «усатого няня»?
— Попали не в бровь, а в глаз. Никого сегодня нет. Даже сам удивился, что во время коронавируса мало, кто приехал – даже по большой любви. Разумеется, я как-то находил выход из положения, но факт остается фактом – ни одна дама сердца не поддержала меня во время карантина.
— Бросили на произвол судьбы?
— Не то, чтобы бросили – просто не откликнулись. С начала пандемии театр поскучнел, и все стали кислыми. Когда мы вместе творили, создавали спектакли, — были желание, кураж… А сейчас остановка. Невольно пришло понимание, что счастье – это путь к нему. Да и студентки мои повзрослели. У кого-то уже семья, дети… В одно время будто сговорились и пошли рожать, хоть самому играй. Стали совсем другими девушками, с другим химическим составом. Остался «близкий сталинский круг» из самых любимых, но и он во время пандемии сузился. Были возлюбленные, которые по газетам прошлись, и с которыми я жил по пять лет, но сейчас один. Извините, что ничем вас удивить. При этом новых артисток взять не могу – нет денег. Даже если и понравится какая-нибудь длинноногая муза, — нечего ей предложить. Не будет же она работать в театре за 20 тысяч рублей? Когда это кончится?
Настя Терехова в роли Марлен Дитрих в спектакле «Диагноз: Эдит Пиаф». Фото: lunatheatre.ru
— Какая из молодых артисток вам очень нравится?
— Сейчас любая молодая артистка стоит денег. Больших денег. А театру на новый сезон на постановки пока не дали ни копейки. Правда, сейчас не до романов…Пережить бы этот страшный високосный год.
— Как без музы создавать спектакли?
— Сейчас я ставлю спектакль «Шпионка», на которую меня вдохновляет общая любовница Сталина и Гитлера – актриса Ольга Чехова. Материал – потрясающий. На роль Ольги Чеховой хочу пригласить свою ученицу Настю Стоцкую. Уж больно роль хороша.
— Разве Ольга Чехова была любовницей Сталина? Она работала на НКВД, но вряд ли спала со Сталиным?
— Была-была – поверьте человеку, который много лет был вхож в Кремль (Сергей Проханов был женат на внучке двух маршалов Советского Союза – Жукова и Василевского. – А.З.).
— А у вас не было романа со шпионками?
— Разве только с финской шпионкой – Еленой Кондулайнен.
— Что произошло с Еленой Кондулайнен в августе на самом деле? Как она себя сейчас чувствует?
— Я был рядом с ней, когда ей стало плохо. Мы отдыхали компанией в ресторане, Лена выпила глоток шампанского и спросила: «Кто мне насыпал яда?». И я сижу рядом – она на меня смотрит. Но у меня с Леной очень хорошие отношения. Она предлагала мне жить вместе с ней в Финляндии во время коронавируса, но я остался в Москве, и она там, бедная, одна скучала. Из ресторана ее забрали на Скорой, поместили в Боткинскую больницу, телефон отобрали, навещать запретили. В наше время все возможно. Вон какая беда с Михаилом Ефремовым произошла – восемь лет колонии общего режима дали.
— Что вы думаете о наказании для Ефремова?
— Если он больной человек, то его надо лечить. Да, он виноват, и должен быть наказан. Но наказание должно быть осмысленным. Пусть Михаил Ефремов поработает на свою страну, на семью погибшего по его вине человека. В конце концов, пусть у него заберут квартиру в пользу потерпевших. Когда говорят, что «пьяный за рулем Ефремов, если останется без наказания, будет плохим примером для молодежи», то, извините, эта молодежь сама по себе гуляет – и без Ефремова, что даже Михаилу да нее далеко. Еще нельзя не учитывать заслуги Михаила. Допустим, что врач Рошаль сбил человека, но при этом он спас тысячи жизней, и что ему давать 8 лет тюрьмы? А разве Михаил Ефремов своим искусством не спас души людей? Если так думать, значит необходимо официально сказать, что сегодня кино и театр не спасают, не помогают, не лечат, а так – развлечение за деньги, без всякой духовности и высокого предназначения.
— Сергей Борисович, вы были элитой-элитой в СССР, и лично знали и генсеков и всю «золотую молодежь». Если бы эта трагедия с представителем знаменитой династии – произошла в СССР, какой был бы приговор?
— Уверен, что в СССР Ефремова бы отмазали. Быть может, отправили бы на поселение как героя Олега Басилашвили в фильме «Вокзал для двоих». Все-таки Михаил Ефремов – не злостный уголовник, чтобы сидеть в колонии общего режима. Точно бы отмазали!
Елена Захарова отлично провела лето в Крыму. Фото: Instagram.com
— Как вы куралесили в СССР?
— Гуляли в ресторанах, гоняли по Москве с превышением скорости… Молодость… Да, всегда это было…и сейчас есть…То, что сегодня позволяют себе дети олигархов, — не идет ни в какое сравнение с выходками советской «золотой молодежи».
— Есть театр «Современник», который создал со своими учениками Олег Ефремов, но сегодня от того театра ничего не осталось. У нового худрука Виктора Рыжакова свои взгляды на искусство, которые не имеют ничего общего с ценностями «Современника». Что делать?
— Театры Москвы нуждаются в большой и серьезной перестройке. То, что творится на театральном пространстве столицы сегодня, — ненормально. Со смертью титанов, руководителей театров, больших артистов уходит большая часть публики, и необходимо проводить чистку. На мой взгляд, нужно менять названия театров, если прежние не соответствуют своему назначению. Театр на Таганке не имеет ничего общего с театром Любимова, а ассоциации продолжаются. И «Современник» сегодня, как правильно вы заметили, это не «Современник» Олега Ефремова.
Я бы не стал отдавать театр с историей, традицией полностью новому худруку, который пришел извне. Было бы правильно назначить коллегию из старейшин театра, чтобы не сбиться с курса и при этом развиваться. Кстати, в Голландии есть практика, согласно которой режиссеру дают право поставить спектакль за государственные деньги, и допустить только один провал. Если второй спектакль оказывается неудачным, режиссеру выдают «желтый билет». Да и вообще в Москве большой перебор театров. Не нужно столько театров в нашей столице. Должен быть Художественный Совет, который наблюдает за качеством спектаклей в театрах, а не только распределяет деньги между собой.
— Почему же не нужно много театров? Москва большая и каждый второй гость столицы хочет посмотреть спектакль!
— Какой гость пойдет в театр «Сопричастность»? А департамент тратит на него бюджетные средства. Юрий Лужков так сильно любил театры, что каждый год открывал новый и теперь большинство из них пожирает деньги налогоплательщиков.
— Что конкретно делать департаменту культуры в нынешних реалиях, когда практически с каждым театром связан скандал, бунт и дефицит кадров?
— Нужно смотреть репертуар, разбираться в театре. В этом плане театром федерального значения везет больше – министр культуры России Ольга Любимова – из театральной семьи. А там посмотрим…
— Что значит «чистить» театр?
— Разные способы, один из которых – объединение мелких театров с более крупными. Например, наш театр Луны объединился с театром музыкальной комедии, и все остались только в выгоде. Давно пора объединить два МХАТа – Горького и Чехова. Зачем их два, когда они были задуманы как один? Непонятна история и двух сцен, филиалов – как Малого театра, так и театра Маяковского… Бесконечная путаница с этими филиалами и сценами. Здания требуют обслуживания. Увеличения штата, техники, и зачем? У нас и так огромные по площади театры! Сократить, а там глядишь, и деньги появятся. Может мелкие театры все-таки отдать префектурам и частникам?
— В вашем театре какие проблемы?
— У нас еще одна большая проблема – отсутствие эффективного менеджмента. Скамейка запасных с хорошими продюсерами, худруками – пустая, и в этом сегодня – главная проблема. Остались глыбы – как Константин Райкин, но почему-то никто ему не предлагает возглавить ни «Современник», где он работал, ни Московский Художественный театр. Бояться Константина Райкина. А зря! Он из новеньких! Хотя мы и учились в одно время.
Источник