Сфера неподвижных звезд юпитер солнце земля венера сатурн меркурий луна марс
§8. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
1. Астрономия в древности. Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные сверхъестественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им. На протяжении многих веков обожествлялись Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части — земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше «земное» противопоставлялось «небесному». Думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.
2. Геоцентрические системы мира. Представление о центральном положении Земли во Вселенной впоследствии было положено учеными Древней Греции в основу геоцентрических систем мира. Так, крупнейший греческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель (384—322 гг.до н. э.), уже знавший (из наблюдений лунных затмений) о шарообразности Земли, считал, что Земля неподвижна. Он отмечал, что если бы Земля двигалась, то это движение можно было бы обнаружить по изменению положений звезд на небе. На самом деле такие кажущиеся (или параллактические) смещения звезд происходят, но из-за огромной удаленности звезд эти смещения ничтожно малы и были впервые обнаружены лишь в XIX в.
Достижения античной астрономии во II в. н. э. обобщил александрийский астроном Клавдий Птолемей. Он разработал геоцентрическую систему мира, согласно которой вокруг неподвижной Земли движутся Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и «сфера неподвижных звезд». На протяжении многих веков церковь поддерживала геоцентрическую систему мира, в которой, как и в самом церковном учении, Земле отводилось положение «центра Вселенной».
Несмотря на то что система мира Птолемея основывалась на совершенно ошибочных представлениях о строении Вселенной, она все же объясняла многие особенности видимого движения небесных светил, и в частности петлеобразное движение планет. Этого Птолемей добился, рассматривая движение каждой планеты как комбинацию нескольких равномерных движений. Например, считалось, что планета не просто движется вокруг Земли, а движется около точки, которая сама обращается вокруг Земли. Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и, пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.
3. Гелиоцентрическая система мира. Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543) изложил в книге «О вращениях небесных сфер», вышедшей в год его смерти. Согласно его учению, в центре мира находится не Земля, а Солнце. Вокруг Земли движется лишь Луна. Сама же Земля является третьей по удаленности от Солнца (после Меркурия и Венеры) планетой. Она обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. За орбитой Земли расположены орбиты Марса, Юпитера и Сатурна. На очень большом расстоянии от Солнца Коперник поместил «сферу неподвижных звезд».
Отношения | Солнце | Меркурий | Венера | Луна | Марс | Юпитер | Сатурн |
---|---|---|---|---|---|---|---|
С Солнцем | — | Вражда | Любовь | Вражда | Вражда | Любовь | Дружба |
С Меркурием | Вражда | — | Дружба | Вражда | Вражда | Дружба | Дружба |
С Венерой | Любовь | Любовь | — | Любовь | Любовь | Любовь | Вражда |
С Луной | Вражда | Вражда | Дружба | — | Вражда | Дружба | Дружба |
С Марсом | Вражда | Вражда | Любовь | Вражда | — | Вражда | Вражда |
С Юпитером | Дружба | Дружба | Дружба | Дружба | Вражда | — | Дружба |
С Сатурном | Дружба | Дружба | Вражда | Дружба | Вражда | Дружба | — |
Планеты и божества
Семь планет всегда были связаны с конкретными богами, обладавшими особыми характеристиками. Обычай соотносить планеты с богами, очевидно, возник еще в Древнем Вавилоне, а позднее был заимствован и другими народами. Например, Венера, которая в Вавилоне считалась звездой богини любви Иштар, была отождествлена с греческой богиней Афродитой.
Считалось, что каждая планетарная сила является образом божества и может оставлять в человеческой душе некий отпечаток или вызывать в ней соответствующий отклик.
Планетарные часы
См. также: Планетарные часы
Руководствуясь наблюдениями и опытом, маги сделали вывод, что каждый час дня и ночи состоит под покровительством одного из семи планетных божеств, порядок чередования которых был определен по установленному древней наукой отдалению соответственных планет от Земли т. е. следующим образом: 1) Сатурн, 2) Юпитер, 3) Марс, 4) Солнце, 5) Венера, 6) Меркурий, 7) Луна. Этим был задан цикл в семь дней — та же планета, которая начинала собою первый день, начинала также и восьмой, пятнадцатый и т. д. Так была создана «астрологическая» неделя.
Такое соответствие между планетами и днями недели было установлено еще в древнем Вавилоне. При этом учитывалась относительная орбитальная скорость планет и расстояние планет от Солнца. Планетарные часы использовались халдеями (вавилонянами) для того, чтобы делить время суток на часы. Каждый планетарный час того или иного планетарного дня управляется определенной планетой. Планета, которая управляет днем, управляет и первым часом (после восхода) этого дня и дает ему свое имя. В воскресенье первый час после восхода принадлежит Солнцу, в понедельник — Луне и т. д.
Важно отметить, что управители часов идут в ином порядке, чем управители дней недели: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс). Этот порядок соответствует Звезде Магов. Он устанавливается следующим образом: если расположить семь планет в порядке их традиционного соответствия дням недели (понедельник — Луна, вторник — Марс, среда — Меркурий, четверг — Юпитер, пятница — Венера, суббота — Сатурн, воскресенье — Солнце) на лучах уникурсальной (т. е. начерченной без отрыва от бумаги) гептаграммы по мере ее начертания, то вдоль окружности, заключающей в себе эту гептаграмму, выстроится алхимический порядок планет: Сатурн — Юпитер — Марс — Солнце — Венера — Меркурий — Луна. Именно эту схему называют Звездой Магов.
Планетарный опыт человеческой души
Древние считали, что как дурные, так и хорошие свойства мы получает от планет. Душа человека, проходя для воплощения через планетные сферы, «заражается» от медленного Сатурна ленью и интертностью, от властолюбивого Юпитера спесью, от воинственного Марса вспыльчивостью, от прелестницы Венеры сладострастием, от корыстолюбивого Меркурия жадностью, от сверкающего Солнца иллюзиями, от бледной Луны мнительностью.
Поднимаясь по духовной лестнице, которой в некоторых эзотерических системах соответствуют семь планетарных образов, мы избавляемся от негативных планетарных свойств и приобретаем позитивные.
Первая ступень — это Луна, которая в принципе вводит нас в духовный мир. Пока, на данном этапе, это фантазии, сновидения, в лучшем случае, чувствование магических энергий. Вторая ступень — Меркурий; здесь начинается осмысление полученных образов. Меркурий расширяет и углубляет наш интеллект, дарует нам ключ к расшифровке символов Вселенной. Венера, представляющая третью ступень, уже учит нас управлять своими чувствами и энергиями, которые мы можем использовать в магической работе. Четвертая ступень — Солнце, которое учит уравновешивать эмоции и интеллект и дарует нам познание нашей истинной воли. На пятой ступени расположен Марс, который дает нам силу и смелость. На шестой ступени Юпитер интегрирует все эти способности в единую Божественную искру, которая разгорается в нас и становится нами. После этого мы совершаем «прыжок» через бездну — к древнему богу — Сатурну, который принимает нас и рождает нас уже в новом Божественном мире, где каждый из нас перестает быть человеком и становится Богом. Говоря иначе, мы учимся управлять временем. Той, самой сложной, субстанцией, перед которой человек, казалось бы, бессилен. И которая так резонирует со Смертью. Но также и с жизнью. Как сказал один мудрый человек, «Время — это мы».
Иерархия сущностей семи планет
Большинство античных и средневековых философов считали, что небеса имеют одушевленную и божественную природу. Ими управляют некие «умы» (intelligentia), которые иногда отождествлялись с ангелами, а иногда (в исламе и каббалистической традиции) — с Божественными эманациями. В традиции Герметического ордена Золотой Зари к каждой планете относились пять сущностей: Божественное Имя (соответствующее сефире каббалистического Древа Жизни), архангел, разум, дух, а также один из олимпийских духов (впервые об «олимпийских духах» (без указания их имен и особых функций) упоминает в своих работах Парацельс, ссылаясь на неназванные каббалистические источники), перечисленных в магическом гримуаре XVI века «Арбатель. О магии древних», к ведению которых относились судьбы людей, определенные области земной жизни и временные эпохи.
К разумам и духам планет обычно обращаются лишь в операциях по изготовлению и зарядке планетных талисманов и амулетов.
В гримуаре «Арбатель» олимпийские духи определяются следующим образом:
Олимпийскими духами называют тех, кто обитает на тверди небесной и во звездах тверди; обязанность же духов этих — в том, чтобы возвещать судьбы и исполнять предначертания судьбы, насколько Господь им дозволит; ибо никакой дух зла и никакая злая судьба не причинит вреда тому, кто обрел свое прибежище во Всевышнем. И если кто из олимпийских духов научит или возвестит о том, что предвещает назначенная ему звезда, то и тогда не сможет он этого исполнить, если не будет на то соизволения Божьего. Один лишь БОГ дает им власть исполнять знамения.
При работе с планетарными сущностями надо правильно определять, подходят ли они для вашей операции. Как напоминает Алистер Кроули, Разумы, которые задействуются в операциях прорицания, не являются совершенными Микрокосмами, в отличие от Человека. Каждая сущность такого рода осведомлена лишь о том, что принадлежит к ее собственной Сфере, не имея почти или вовсе никакого представления о том, что находится за ее пределами.
Астрологические символы планет
Одним из видов планетарных сигил являются их астрологические символы. Они образуются путем различных комбинаций круга (символа Солнца, Божественности, бесконечности, цикличности), полумесяца (символа Луны, отражения света, времени) и креста (символа материи, ржавления, коррозии металлов). Изучая расположение этих знаков, можно сделать выводы о природе и характере планетарных сил, которым они соответствуют. Стрела (в символе Марса) рассматривается здесь как разновидность креста.
Высшие планеты
Как уже было сказано, высшие планеты были открыты относительно недавно, поэтому традиции их толкования и использования в магии в полной мере еще не сложилось. Алистер Кроули замечает в «Восьми лекциях по йоге» с присущем ему сарказмом:
Плутон — страж самых дальних рубежей; мудрее всего было бы не говорить о нем вовсе… После такой загадочной, темной и зловещей рекомендации, самые смелые непременно спросят: «Почему это было бы мудро не говорить о Плутоне?» Ответ будет глубок: потому, что о нем ничего не известно.
Однако, в этой же работе он отмечает, что «эти три планеты [Уран, Нептун и Плутон] встраиваются в астрологическую систему с такой же точностью, с какой новые химические элементы, открытые за последние пятьдесят лет, заполняют пробелы в таблице периодических элементов Менделеева».
В «Книге Тота», впервые опубликованной в 1944 году, Кроули соотнес Плутон с сефирой Кетер, Нептун — с Хокмой, а Уран — с Даат. Таким образом, все сефирот Древа Жизни обрели астрологические соответствия.
Очевидно, Плутон соотносится с Кетер именно по причине максимальной отдаленности и пограничности. Можно сказать, что о Кетер, так же как и о Плутоне, ничего сказать невозможно.
Свойства же Нептуна и Урана Кроули описывает так:
Гершель [Уран] символизирует высшую форму Истинной Воли, и потому тот факт, что он не входит в число семи священных планет, представляется правильным и естественным — ибо Истинная воля превосходит все эти сферы. «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда». Гершель определяет орбиту звезды, вашей звезды. Но Гершель — это динамика; Гершель — это взрыв; Гершель, с астрологической точки зрения, не движется по орбите — у него свой собственный путь. Поэтому нияма, соответствующая этой планете, состоит прежде всего и исключительно в открытии своей Истинной Воли. Это знание тайно и совершенно священно; каждый из вас должен принять и усвоить влияние и качества Гершеля. Влияние Нептуна — еще более отдаленное и разреженное. Здесь перед нами предстает нияма бесконечной тонкости, духовной интуиции, невероятно далекой от любых человеческих качеств. Это вся полнота фантазии, в мире которой обитают бесконечные наслаждения и бесконечные же злосчастья. Истинная нияма Нептуна — сила воображения, отражение природы безграничного света.
Источник
➤ Adblockdetector