Схема движения солнца днем
Начинающие фотолюбители спрашивают меня: как фотографировать здания днём, чтобы здание на снимке было хорошо освещено солнцем, с деталями, и чтобы было видно голубое небо с облаками.
Рассмотрим несколько факторов, которые нужно учитывать при съёмке зданий днём, когда единственный источник освещения — солнце.
Всё сказанное на этой странице можно отнести не только к съёмке зданий, но и к съёмке любых других объектов на улице при освещении солнцем.
1) Время дня и положение солнца на небе. |
При съёмке мы не можем повернуть здание, чтобы солнце освещало его нужную сторону. Бизнесмены точно определили группу, куда нужно отнести здания — это «НЕДВИЖИМОСТЬ». И только нам, фотографирующим здания, виден крупный недостаток группы «НЕДВИЖИМОСТЬ» — объекты из этой группы стоят неподвижно и не поворачиваются в нужную сторону.
Да и солнце, которое является единственным источником освещения зданий на планете Земля, также недоступно установить в нужном месте.
Поэтому нам остаётся только ожидать того момента времени, когда солнце захочет осветись привлекательную сторону фотографируемого здания. Поэтому мы должны понять: как солнце движется по небу. Для этого я нарисовал примерную схему движения солнца в течении дня с указанием часов, когда солнце будет находиться в определённых сторонах света:
Схема движения солнца в течении дня. Восход солнца — на востоке Заход солнца — на западе ( С севера солнце никогда не светит ) |
---|
|
Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. От восхода до захода солнце оборачивается на небе примерно на полкруга. Всего у здания четыре стороны, а солнце течение дня освещает только три стороны здания. И каждую сторону солнце освещает только в определённый момент времени.
Фотограф должен определить:
1) какую привлекательную сторону здания он будет фотографировать
2) в какое время дня солнце будет освещать эту выбранную вами сторону здания.
Для решения этих задач вам нужно появиться в месте расположения здания и определить положение солнца в данный момент времени.
Будьте морально готовы к тому, что в момент вашего прибытия на место, солнце не освещает нужную вам привлекательную сторону здания!
Вам необходимо определить стороны света в данный момент времени, и возможно вам понадобится компас.
По схеме, нарисованной мною, определите то время, когда солнце будет освещать привлекательную сторону здания.
Запишите нужное время. И постарайтесь быть в этом месте в расчетное время. Если оно наступит попозже, то, может быть, вы ещё сумеете дождаться. А вот если расчетное время уже прошло, то вам придётся: или явиться у этого здания в другой день, или огорчиться невозможностью побывать здесь ещё раз и сделать съёмку при «неудачном» освещении.
2) Взаимное расположение фотографа, солнца, здания. |
Чтобы снимок получился успешным, вы должны найти удачное своё местоположение с фотоаппаратом, чтобы солнце «правильно» освещало привлекательную сторону здания.
Посмотрите на схему взаимного расположения трёх главных участников съёмки:
Схема с вариантами взаимного расположения фотографа, солнца, здания | |||
---|---|---|---|
Правильное освещение | 4) Неправильное «контровое» освещение: Солнце впереди фотографа | ||
1) Солнце сзади фотографа и слева | 2) Солнце сзади фотографа и справа | 3) Солнце точно сзади фотографа | |
| | | |
Наилучшие варианты — 1) и 2), когда солнце находится сзади вас и сбоку. При этом изображение получится объёмным, с освещёнными деталями и нужными тенями, прорисовывающими объём этих деталей.
Вариант 3), когда солнце точно сзади вас. При этом не получится эффективно передать объём деталей из-за отсутствия теней.
Вариант 4), когда солнце «бьёт» вам в глаза и в объектив фотоаппарата — это контровое освещение. При контровом освещении фотографируемая часть здания будет в тени и получится на снимке очень тёмной, а небо потеряет окраску и будет «белёсого» цвета. При контровом освещении получается тёмный силуэт снимаемого объёкта.
3) Влияние облаков на освещение. |
Тучи могут значительно повлиять на изображение снимка во время съёмки на улице.
Привожу пример съёмки восхитительного здания мечети Кул Шариф, расположенной на территории Казанского Кремля. В день съёмки на небе было много туч, которые с ощутимой скоростью перемещались по небу. Тучи то закрывали солнце — и на земле появлялась местная густая тень, то уплывали — и появлялось яркое освещение. И по земле от перемещения облаков двигалось «сито» из ярких и тёмных пятен. Я сделал несколько снимков мечети Кул Шариф — когда это «сито» по разному освещало мечеть и фон вокруг неё:
Фото_1: Мечеть освещена солнцем, а фон в тени. | |
---|---|
| |
Фото_2: Фон освещён солнцем, а мечеть оказалась в тени. | |
|
4) Высота точки съёмки. |
Меняя высоту съёмки, можно получаются разные снимки, которые будут производить различное зрительное восприятие.
На предыдущих снимках мечеть Кул Шариф я фотографировал с высокой точки — из окна смотровой башни. И мечеть выглядит как бы летящей и парящей над нами — особую изящную лёгкость полёта я ощущаю от Снимка_1 (где мечеть освещена солнцем, а фон в тени туч).
А снимок ниже я сделал, стоя на земле. И мечеть на этом снимок уже выглядит без ощущения полёта, более приземлённой:
Фото_3: Снимок мечети Кул Шариф с нижней точки — от земли. | |
---|---|
|
5) Анализ результатов съёмки. |
Для повышения своей фотографической квалификации нам было бы полезно проанализировать свои «нащёлканные» снимки. По моему мнению, анализ отснятых снимков поможет нам обнаружить в своих «шедеврах» определённые приёмы, благодаря которым некоторые наши снимки выглядят более привлекательными. Потом мы должны осознать эти удачные приёмы и вспоминать их во время других съёмок, чтобы наши снимки получались бы более удачными.
А сейчас для наглядности, я проведу анализ фото, размещённых на этой странице — это три снимка мечети Кул Шариф.
Самым удачным оказался снимок на Фото_1. Решающими оказались два фактора:
— Высота точки съёмки.
— Влияние облаков на освещение.
Фото_1 сделано с высокой точки — из окна смотровой башни, а Фото_3 с нижней — с земли.
Из-за высокой точки съёмки на Фото_1 в кадр попало много объектов фона — и ближнего окружения мечети, и дальнего фона с рекой Казанкой и строениями на дальнем берегу реки.
А на Фото_3 из-за низкой точки съёмки в кадр попал только ближний фон.
Богатство фона на Фото_1 зрительно создало как бы «многочисленную свиту», окружающую мечеть. Облака бросили тень на эту свиту, а разрыв в облаках позволил солнцу выборочно осветить только здание мечети, отчего она выделилась ярким пятном. Притемнённый фон на снимке Фото_1 очень важен: он помогает выделить мечеть Кул Шариф на этом кадре, делает его центром зрительного притяжения. А гармоничное сочетание:
• высокой точки съёмки,
• затемнение фона тучами,
• высвечивание мечети
создаёт впечатление изящного полёта мечети.
А из-за отсутствия дальнего фона на Фото-3 создаётся впечатление приземлённости здания, как будто бы это прочнейшая крепость, твёрдо стоящая на земле, и будто бы мечеть готова надёжно защитить тех, кто находится внутри неё.
Но на Фото_1 есть и недостатки — это наклон цифромыльницы при съёмке, отчего здание немножко «скособочилось» влево. Да ещё не хватает пространства выше мечети: колонны как бы упираются в край снимка.
Некоторые выводы из вышеприведённого анализа.
Теперь вы узнали, как «приземлить» фотографируемое здание, и как сделать здание «парящей птицей».
И сейчас вы поняли: обладая элементарными навыками съёмки, вы можете ставить перед собой определённые художественные задачи, и познакомились с простейшими приёмами достижения этих задач.
6) Пример съемки зданий — взято из Интернета. |
В громадных просторах Интернета имеется большое количество привлекательных фото, но я попытался найти такие снимки, где одно и тоже здание было по-разному сфотографировано. Такое условие мне необходимо для того, чтобы найденные мною фото из Интернета послужили бы учебными пособиями для этой моей статьи.
Предлагаю познакомиться с фотоработами Автора фотографий: Д@Vinci
Его фотоработы привлекают и восхищают многих любителей фото.
Я выбрал для учебного показа два снимка из его фотоальбома: «Тихвинский мужской монастырь».
Это снимки Главного собора монастыря, которые сделаны с разных точек съёмки:
— Первый снимок — с земли,
— Второй снимок — с высоты примерно в половину здания монастыря.
Глядя на эти два снимка, вы чувствуете, как сильно влияет точка съёмки на наше восприятие. Поэтому, если вы хотите восхититься изображением снимаемого здания, то экспериментируйте с поиском удачной точки съёмки.
Источник
Схема движения солнца днем
Submit your questions, suggestions
and criticisms here:
Help & API |
SunCalc shows the movement of the sun and sunlight-phase for a certain day at a certain place.
You can change the suns positions for sunrise , selected time and sunset see. The thin yellow-colored curve shows the trajectory of the sun, the yellow deposit shows the variation of the path of the sun throughout the year. The closer a point in the center, the higher the sun above the horizon. The colors in the above time-slider shows the sunlight during the day. The sun on the time slider can be moved by mouse or with the arrow keys of the keyboard
API to link to this page! API for developers |
The same for the Moon |
Donate |
With a small donation you can go to Contribute to the preservation of this website. The amount is free selectable and is done via PayPal .
Thank you
Legal Disclosure / Privacy Policy |
Information in accordance
with section 5 TMG:
Torsten Hoffmann
Robert-Schumann-Str. 17
67304 Eisenberg
Germany
Источник
Путь Солнца в небе Земли
Каждый день наше светило встает на Востоке, делает свой путь по небу, а затем садится на Западе. И вот, спустя несколько часов, весь процесс происходит снова.
Движение Солнца в небе
Смена времен года, схема
Знаете ли вы, что Солнце не повторяет один и тот же путь каждый день? Это происходит потому, что ось вращения нашей планеты наклонена под углом 23,5 градуса по сравнению с плоскостью вращения. На самом деле, это не звезда движется по небосводу, а движение планеты вокруг нашего светила, приводит к тому что мы видим как оно перемещается.
В течение лета, в северном полушарии, Земля наклонена в сторону Солнца, и лучи освещают поверхность более интенсивно.
А потом, в течение зимы, в северном полушарии, происходит все наоборот. Лучи падают на землю под гораздо более крутым углом.
Схема движения Солнца по небу
Путь нашей звезды меняется по мере изменения сезонов, от лета к зиме. Зимой оно проходит самый низкий путь по небу. Каждый день после зимнего солнцестояния, его путь становится немного выше.
В день весеннего равноденствия, продолжительность дня и ночи одинакова. Именно в день летнего солнцестояния, оно достигает своей высшей точки в небе, и затем движется высоко над горизонтом в небе, в течение длительного периода времени.
Вот почему летом день длиннее. Скорость движения Земли вокруг Солнца астрономом известна с очень высокой точностью и равна 30 км/секунду. Ученые могут составлять календари на многие десятки и тысячи лет вперед.
Что такое Аналемма
Если снимаете изображения Солнца в одной и той же точке каждый день, в течение всего года, вы увидите, что оно образует фигуру похожую на цифру 8. Астрономы называют эту фигуру аналеммой, есть много красивых фотографий аналемм, сделанных из разных уголков Земли.
Похожие статьи
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Источник