Меню

Схема движения земли вокруг солнца для детей

Веселое познание мира. В помощь учителю. Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси. Почему же бывает зима?

Я — не Агния Барто, но географ. Когда собственные дети были маленькими, пыталась объяснить тему «Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси» стихотворением собственного сочинения. Возможно, оно пригодится мамам или учителям начальных классов. В веселой форме дети могут узнать: а) о вращении Земли вокруг своей оси; б) о вращении Земли вокруг Солнца; в) о смене дня и ночи; г) о смене времен года. Желаю нескучного общения!

Почему зима?

Сын маму сегодня спросил: «Почему

Бывает зима? Я никак не пойму!»

И мама ответила: «Шар наш земной

Не может на месте стоять, мой родной.

Он словно огромный, волшебный клубок

Заранее путь свой продумал, дружок!

Невидимой спицею –осью земною –

Пронизан клубок, от тебя я не скрою.

И плавно вращается шар голубой

С домами, деревьями, лугом, с тобой.

Шар в вальсе часами способен кружиться.

И в это же время по кругу стремится.

А в центре чудесного этого круга

Есть Солнце. Земля ему словно подруга.

День смениться ночью. Ночь – днем, как обычно.

Все вертится шар вокруг «спицы» привычно.

Но путь вокруг Солнца гораздо длиннее.

На год повзрослеешь ты, станешь умнее,

Когда совершит по орбите виток

Земля наша. Вот и ответ мой, сынок.

У Солнца бочок свой Земля отогреет,

Другой же от холода так онемеет, Что люди, живущие в той половинке,

Источник

Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. 3-й класс

Класс: 3

Цели:

  • уточнить знания детей о планете Земля;
  • уточнить представление детей о движении Земли вокруг Солнца;
  • дать понятие о причинах смены времен года.

Оборудование:

  • учебник Л. М. Цветовой «Окружающий мир. 3 класс»;
  • глобус;
  • лампочка – модель Солнца;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • карточки-помощники;
  • презентация «Движение Земли вокруг Солнца»;
  • проектор;
  • экран;
  • понятийная гроздь на доске.

I Организационный момент

– Посмотрите на экран. Что вы видите?

На экране фотографии планеты Земля.

– Что вы можете рассказать о Земле?
– Как называется модель Земли?
– Как расположена воображаемая ось планеты?
– Посмотрите на экран.

На экране фотографии разных времен года.

– Что вы сейчас увидели?
– Знаете ли вы почему на Земле происходит смена времен года?
– Сегодня на уроке мы узнаем почему бывают осень, зима, лето, весна и с каким движением Земли это связано.

На доске вывешивается надпись «Времена года» и ?

II Работа по теме урока

– Что является источником света на Земле?
– Что вы можете сказать о солнечных лучах?
– Что значит прямолинейны?

На экране рисунок Земли и солнечных лучей.

– Обратимся вновь к экрану. Рассмотрите рисунок.
– Какое движение Земли здесь изображено?
– Одинаково ли освещается Солнцем поверхность Земли?
– Какая часть освещается больше, а какая меньше?
– Как связана освещенность Земли с наклоном ее оси?
– Откройте учебник на странице 33. прочитайте самостоятельно второй абзац после рисунка.
– Какая часть поверхности Земли освещается больше?
– Какая часть поверхности Земли освещается меньше?
– Откройте страницу 34. Найдите второй абзац сверху. Давайте прочитаем.

Читает один ученик вслух.

– Какие главные причины для смены времен года вы можете назвать?
На доске добавляются надписи «постоянный наклон оси» и «движение Земли вокруг Солнца»
– Что бы все это представить яснее, давайте проведем опыт.

Готовится модель Солнца – лампочка и модель Земли – глобус с человечком в одной точке.

– Как движутся Солнце и Земля?
– На одну точку поставим человечка и будем за ним наблюдать.

– Всегда ли человек был повернут к Солнцу?
– Отчего это зависело?
– Какое время года будет, когда Солнце освещает поверхность?
– Какое время года будет, если Солнца нет?

Релаксационная пауза

Спокойная музыка, звёздное небо, гимнастика глаз – слежение за движением звезд.

– Давайте снова обратимся к учебнику и прочитаем, что там сказано о смене времен года. Стр. 34-35 под вторым рисунком.

Ученики читают цепочкой.

– Рассмотрите рисунок на стр. 35.
– Посмотрите на экран. Похожи рисунки? Что добавилось?

В это время 4 ученика получают индивидуальное задание.

– За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
– Какое время года будет на участке земной поверхности , которая отклонена от Солнца?
– Какое время года будет на участке земной поверхности , которая повернута к Солнцу?
– Какие еще времена года бывают на Земле? Почему?

Читайте также:  Насколько меркурий далеко от солнца

III Закрепление

– Прочитайте правило на стр. 35. Расскажите его соседу как запомнили.
– У ребят было индивидуальное задание. Давайте проверим, как они с ним справились.
«Наступили зимние каникулы. Ваню и Катю родители отправили в путешествие. Ваня полетел в Санкт-Петербург, а Катя – в Австралию. Помогите ребятам собрать вещи в чемодан.

Список вещей: пальто, купальник, солнечные очки, зимние ботинки, шарф, варежки, сланцы, панама, шорты, майка, шапка».

Дети дают ответ по карточкам-помощникам.

– Правильно справились ребята с заданием?
– Как такое может быть? В одно время на Земле разные времена года? Вы уже можете это объяснить.
– Какой вывод можно сделать?

IV Итог урока

– Рассмотрите схему на стр. 36.
– О каком природном явлении идет речь?
– Каковы причины этого явления?
– Сколько таких причин?
– Сравните схему из учебника со схемой на доске.
– Ответили мы на вопрос урока? Заменяем «?» на «!»
– Дома вы еще раз прочитаете параграф и ответите на вопросы на стр. 36.

Отметить активных учеников.

Резервный материал:

Даны утверждения. Если согласны, поднять белый жетончик, если нет, поднять красный.

1. Солнце – это единственная звезда Солнечной системы.
2. Все планеты вращаются вокруг своей оси и вокруг звезды.
3. Звезды вращаются вокруг своей оси и других звезд.
4. Звезды состоят из газов.
5. Звезды и планеты светят собственным светом.
6. В Солнечной системе 8 планет.
7. Земля 4 планета от Солнца.
8. Самая ближайшая планета к Солнцу – Меркурий.
9. Смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.
10. Смена времен года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.

Источник

Интегрированное занятие из цикла «Круговорот планеты Земля» для детей старшего дошкольного возраста

Кузнецова Светлана
Интегрированное занятие из цикла «Круговорот планеты Земля» для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие: Кружится планета.

— Формировать временные представления; подвести детей к пониманию таких явлений, как смена дня и ночи, смена времен года;

— развивать творческую фантазию детей, стремление детей выразить свою радость;

— словарная работа: ось, вращение, полюса, экватор, сутки, полушария;

— воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

— презентация; глобус; веревка; мячик; фонарик, обозначения частей суток;

Для эксперимента: большой контейнер с водой, цветная бумага, ножницы, клей, трафареты цветка.

Ход занятия:

Слайд 1. Звездное небо.

— Ребята, вы когда-нибудь видели звездное небо? Расскажите, какое оно? (ответы детей)

-Как вы думаете, звезды маленькие, как мы их видим, или они очень большие? (ответы детей)

— Правильно, видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие. Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли, но до звезд они не долетели. Зато они видели сверху нашу Землю. Оказывается, наша Земля – голубая и маленькая, по сравнению со звездами. Космонавты сфотографировали из космоса Землю. Вот она, наша планета!

Слайд 2. Планета Земля из космоса.

— Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они научились строить сначала небольшие лодки, а затем суда, на которых можно было отправиться в далекие странствия по морям и океанам вокруг света. Странствия эти продолжались много дней и ночей. Как же мореплаватели не сбивались с пути? Что помогало им в путешествиях? (ответы-предположения детей)

Слайд 3. Компас, карта, глобус. (1-й щелчок – карта, 2-й – компас, 3-й – глобус)

— Правильно, ребята, необходимы карта, компас, глобус. Когда-то очень давно мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появлялись только ночью и только при хорошей погоде. А такие помощники, как компас, карта и глобус, использовались и светлое время суток, и в непогоду.

Предлагается для рассмотрения глобус.

— Посмотрите, глобус, это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, сегодня мы с вами узнаем, какие изменения происходят на нашей планете в течение суток, а также целого года. Для этого мы отправимся в сказочное космическое путешествие по планете Земля.

Сказка о планете Земля

Слайд 4. Сказочная картинки планеты Земля.

Итак, слушайте. Жила-была маленькая планета. Звали ее Земля. Ну, не такая уж она была маленькая, просто по сравнению с Солнцем, большим и горячим, вокруг которого она вращалась, просто малышка.

Читайте также:  Образование солнца когда образовалось

Слайд 5. Земля на веревочке.

Двигалась она вокруг Солнца так, как будто ее за веревочку крутят. На одной половине, обращенной к Солнцу, всегда было лето, и стоял день, а с другой стороны всегда зима и ночь.

Показ детьми кружения Земли на веревочке вокруг Солнца – работа парами.

Так как газа Земли были расположены именно со стороны, обращенной к Солнцу, то они скоро разболелись от яркого света. Планета попыталась отвернуться, но слишком сильно дернулась, и ее закружило.

Слайд 6. Земля вертится. Кружение детей вокруг себя.

Остановиться она уже не могла. Так и пришлось ей, кружась вокруг себя (вращаясь вокруг своей оси) и продолжать движение вокруг Солнца.

Работа парами – Солнце и Земля.

Вращаться все время было трудно, и по-началу, кружилась голова, но потом Земля привыкла. Зато теперь свет не все время слепил ее, а мягко освещал по очереди то одну половину, то другую.

Слайд 7. День и ночь.

День сменялся вечером, а потом и ночью, на смену которой приходило утро. Красота!

Подвижная игра «Сутки»

Подготовка к игре

На полу выкладывается крест-накрест две веревки (или рисуются мелом две черты). Дети встают в круг, веревки в середине.

Педагог: — Наш круг, который вы создали, будет изображать сутки, а каждая его четверть какую-то часть суток (какие части суток вы знаете? что делают люди в это время суток? и т. д.)

Каждую часть суток выделяют своим значком (солнце, звезды).

Педагог: — Понедельник начинается.

Дети идут по кругу до определенного сигнала педагога (хлопок и т. д.). Остановившись у определенной четвертушки круга, каждый ребенок выполняет действия, соответствующие каждому оттенку суток (умываются, чистят зубы, делают зарядку, обедают, играют и т. д.). Затем педагог выбирает ребенка, который будет ведущим для вторника и т. д.

Работа с презентацией. Продолжение сказки.

Работа с глобусом и фонариком. Показ.

Все бы хорошо, но Земле показалось этого мало. День и ночь одинаковой длины, сезон всегда один и тот же. Выше и ниже экватора всегда весна, не жарко, но и не холодно. Лето только посередине Земли, на ее экваторе, так сказать, на талии. Конечно, как таковой талии не было, ведь это был шар. Экватор был как раз самым широким ее местом. На полюсах стояло вечное утро. Солнце там стояло всегда у самого горизонта. Скучно!

Слайд 8. Наклон Земли.

Тогда Земля решила попробовать наклониться в сторону Солнца. Сразу стало интереснее. Лето, правда, на экваторе так и осталось летом, но зато и выше него тоже потеплело. Дни стали длиннее ночи, солнечного света туда попадало больше, Солнце светило прямо в лоб. А на Северном полюсе так вообще наступил вечный день. Правда ниже экватора наоборот похолодало, наступила зима и дни стали короче. А на Южном полюсе ночь стала такой же вечной как день на Северном.

Земля хотела еще по наклоняться и посмотреть, что из этого получится.

Слайд 9. Сердитое Солнце.

Но Солнце так сердито на нее посмотрело, что охота экспериментировать у планеты пропала. Она замерла в наклонном положении и полетела вокруг Солнца именно так.

Слайд 10. Наклон от Солнца.

Работа с глобусом и фонариком. Показ.

Пролетев половину пути, она заметила, что наклонена к Солнцу уже Южным полушарием, и туда пришло жаркое лето, на Южный полюс полярный день (он оказался не вечным, только очень-очень долгим, в Северном же полушарии наступила зима со снегом, а на Северном полюсе – полярная ночь, длинная-длинная, когда Солнце вообще не всходило.

Слайд 11. Времена года (сезоны).

Продолжая свой полет, Земля с интересом наблюдала, как сезоны сменяют друг друга, за время ее полного оборота вокруг Солнца. Лето-осень-зима-весна, а потом новый оборот вокруг Солнца, и опять лето.

Игра – разминка «Друг за другом»

Педагог предлагает детям проверку на память и внимание. Начинает педагог, называя любое время года, а дети продолжают цепочку пока не дойдут к времени года, названному педагогом. Проводится 3-4 раза.

Ну вот, вы и познакомились с перемещениями Земли в космосе и с тем, что это приносит нам – людям. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете времена года!

Читайте также:  Период обращения земли вокруг солнца составляет 365 суток

Загадки о временах года

1. Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет. (Зима)

2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет. (Весна)

3. Зеленое, желтое, красное, самое в году прекрасное!

Босоногое, щедрое, жаркое, дачное, пляжное, яркое! (Лето)

4. Вот и стали дни короче, и длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг, пожелтели лес и луг. (Осень)

Загадки о явлениях природы (когда это бывает)

1. Большая белая скала всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла скала осела, потекла… (сугроб)

2. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

3. Над лесами, городами. Над просторами полей

Проплывают караваны небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли. (Облака)

4. Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождь)

5. Над лесами, над рекой семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост – я б достал рукой до звезд! (Радуга)

6. Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесется – дерево гнется. (Ветер)

7. Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки. (листопад)

Эксперимент «Распускающиеся цветы»

И закончим мы наше занятие увлекательным экспериментом, который называется «Распускающиеся цветы». Какое у нас сейчас время года? Правильно весна. А весной вся природа просыпается. И сейчас мы с вами разбудим наши цветочки, которые приготовили к этому занятию.

Подготовка к эксперименту

Делаем цветок в форме звезды. Для этого обводим трафарет большой звезды на цветную бумагу размером 15*15. Затем делаем также звезду меньшего размера на цветную бумагу другого цвета размером 5*5. В центр большой звезды приклеить маленькую звезду и свернуть все лепесточки к центру. Затем закрываем маленькую звездочку лепестками большой звезды.

Опускаем цветок в воду. Сначала распускаются лепестки большой звезды, а затем по мере намокания бумаги распускается и маленькая звездочка.

Итог занятия.

Детям задаются вопросы: о чем сегодня они узнали на занятии, что нового они для себя открыли, что показалось наиболее интересным.

Прикреплённые файлы:

vremena-goda-zemlja_ic015.pptx | 1330,29 Кб

«Мечты». Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковский и его музыка» Разработка цикла интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Дети входят в зал под звуки.

«Вальс». Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чайковский и его музыка» Разработка из цикла интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по теме \» Чайковский и его музыка \» Дети входят в.

Дидактическая игра «Обитатели нашей планеты» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Обитатели нашей планеты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковский и его музыка» Осенняя печаль Дети входят в зал под звучание «Старинной французской песенки» П. Чайковского. Слушают ее. М. р: Отгадайте загадку. Кто всю.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Фонариков» «Праздник Фонариков» Цели и задачи: -закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе. — расширять знания.

Конспект НОД по ФЭМП по сказке «Репка» из цикла «Сказки и математика» для детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (развитие логической сферы) для детей старшего.

Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Азбука настроений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Звездочка» Конспект занятия для детей старшего возраста.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Коррекция тревожности» Цель: снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Задачи: совершенствовать.

Разработка цикла музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Ноктюрн Дети входят в зал под пение соловья (фонограмма, слушают его. М. р; Приходилось ли вам наблюдать как наступает вечер? Усталое солнышко.

Итоговое интегрированное занятие «Весна идет, весне дорогу» для детей старшего дошкольного возраста Итоговое интегрированное занятие на тему: «Весна идет, весне дорогу». По образовательной области: познавательное развитие. Цель: развитие.

Источник

Adblock
detector