Задачи по астрономии в стихах
Разделы: Астрономия
Ах, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
(А.С.Пушкин)
Астрономия — счастливая наука: она, по выражению французского ученого Араго, не нуждается в украшениях. Достижения ее настолько захватывающи, что не приходится прилагать особых забот для привлечения к ним внимания. Однако наука о небе состоит не только из удивительных открытий и смелых теорий. Ее основу составляют факты обыденные, повторяющиеся изо дня в день: восход и заход Солнца, смена лунных фаз, звезды на ночном небе.
Исследуя стихи В.Тушновой, Э. Асадова, А.С.Пушкина, Е.Баратынского, А.Фета, С.Есенина, Ю.Кима, Б.Пастернака, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Лермонтова, прозу М.Булгакова, А.Конан Дойла, можно проанализировать астрономические явления, описанные в них, оценить их с точки зрения достоверности, составить астрономические задачи. Обыденные факты можно облачить в необычную, нередко парадоксальную форму, показать их с неожиданной стороны, чтобы обострить внимание к ним и освежить интерес. В каждой прочитанной строчке пытливый ум обнаруживает открытия нового, видит свежим взглядом интересные явления, придумывает необычную задачу.
Эта работа представляет собой сборник задач по астрономии, составленный на основе обработки стихов и прозы известных авторов. В сборнике представлены задачи с «изюминкой», разного уровня сложности, из различных разделов астрономии. Данный сборник задач можно использовать в работе астрономического кружка, для проведения школьных олимпиад по астрономии.
Решение этих задач будет способствовать развитию творческих способностей учащихся, заинтересует их, поможет выработать качество видеть в обыкновенном и обыденном значимое, настроит на серьезное изучение астрономии, научит быть внимательным.
Данный сборник задач представляет собой эксклюзивный материал, ибо таких задач нельзя найти в других сборниках. Он уникален уже потому, что дает возможность любознательному школьнику придумывать свои задачи, вдумчиво читая стихи и прозу. Значит, в свете новых требований к учащимся этот сборник задач будет способствовать саморазвитию и самопознанию, подтолкнет к созиданию, к деятельности.
ЗАДАЧИ
Срываются звезды
С десятков орбит,
Их росчерк мгновенен и светел.
Тревогу, тревогу трубит
В ущельях полуночный ветер
Пока фосфорящийся след не потух
Желанье шепну я поспешно.
К осеннему небу прикован мой взгляд
Авось я судьбу переспорю
А звезды летят и летят,
И падают в черное море. (В. Тушнова)
Найдите астрономическую ошибку в этом стихотворении.
К рассвету все замолкло
Тишина
Медлительная, важная луна
Опутав звезды сетью золотой
Загадочно повисла над водой. (Э. Асадов «Дикие гуси»)
Последним сияньем за лесом горя,
Вечерняя тихо потухла заря
Безмолвна долина глухая
В тумане пустынном клубится река,
Ленивой грядою идут облака,
Меж ними луна золотая. (А.С. Пушкин)
Почему луна золотая?
Все было тихо и студено
Мерцала инея слюда
На мир глядела удивленно
Большая синяя звезда. (В. Тушнова)
О какой звезде идет речь?
У моста, поеживаясь спросонок
Две вербы ладошками пьют зарю
Крохотный месяц, словно, котенок
Карабкаясь, лезет по фонарю. (Э. Асадов «На рассвете»)
Найдите астрономическую неточность.
На небесах печальная луна
Встречается с веселою зарею
Одна горит, другая холодна
Заря блестит невестой молодою
Луна пред ней, как мертвая, бледна. (А. С. Пушкин)
Почему луна утром имеет белый цвет?
Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна
Справа – запад темно-красный
Слева бледная луна. (А.С. Пушкин)
Определите в какой фазе была Луна и почему она названа близкой?
Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда. (Б. Пастернак «На пароходе»)
Определите склонение этой звезды.
Пусть тоща, как щепа,-
Вязь цветочного шипа,
Новолунью улыбаясь,
Как на шапке шалопая,
Сохнет краска голубая
На сырых концах серпа. (Б. Пастернак)
Найдите астрономическую ошибку.
На небе сходились тяжелые,
Грозные тучи.
Меж них багровела луна
Как смертельная рана… (Н. Гумилев «Греза ночная и темная»)
О каком астрономическом явлении идет речь?
Так зверь безрадостных лесов
Почуявший весну
Внимает шороху часов
И смотрит на луну
И тихо крадется в овраг
Будить ночные сны
И согласует легкий шаг
С движением луны. (Н. Гумилев «Свидание»)
С какой скоростью должен двигаться зверь, чтобы его шаг совпал с движением Луны?
Небес сокрылся вечный житель,
Заря потухла в небесах;
Луна в воздушную обитель
Спешит на темных облаках. (А.С.Пушкин)
Какие явления описывает А.С. Пушкин?
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает, (А.С. Пушкин)
О какой звезде идет речь?
За кормою струйки вьются,
Мы несемся в челноке,
И далеко раздаются
Звуки «Нормы» по реке.
Млечный Путь глядится в воду-
Светлый праздник светлых лет!
Я веслом прибавил ходу-
И луна бежит вослед. (А. Фет)
Уж сумраком пытливый взор обманут
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста, вот с неба звезды глянут
И как река засветит Млечный Путь. (А. Фет «Степь вечером»)
Найдите астрономическую ошибку.
Лунный свет сверкает ярко,
Осыпая мрамор плит;
Дремлет лев святого Марка,
И царица ночью спит. (А. Фет «Венеция»)
Вычислите звездную величину Луны, сравнив ее с Солнцем.
Жарко веет ветер душный
Солнце руки обожгло
Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло. (А. Ахматова)
Весенним солнцем это утро пьяно
И на террасе запах роз слышней,
А небо ярче синего фаянса… (А. Ахматова)
Почему цвет неба синий?
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. (С. Есенин «С добрым утром»)
О каких явлениях идет речь?
Там, за млечными холмами,
Средь небесных тополей
Опрокинулся над нами
Среброструйный Водолей. (С. Есенин)
О каком времени года идет речь?
Только выше все всплывает
Месяц золотой,
Только стадо обегает
Пес сторожевой.
Редко, редко кочевая тучка
Бросит тень,
Неподвижная, немая ночь светла,
Как день. (А. Фет)
Найдите астрономическую ошибку.
Шесть раз менялась Луна,
Давно окончена война. (М. Лермонтов «Песнь ингелота»)
Сколько времени прошло?
Тиха, прозрачна ночь была,
Светила на небе блистали,
Луна за облаком спала,
Но люди ей не подражали. (М. Лермонтов «Черкесская песня»)
О каких светилах идет речь?
Взгляни на звезды:
Много звезд в безмолвии ночном горит. (Е. Баратынский)
Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом?
Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна Луна, но еще не золотая, а белая. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Какую неточность допустил писатель?
Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. (А. Конан Дойл «Собака Баскервилей)
Оцените видимую звездную величину глаз собаки.
Оцените с точки зрения астрономии куплет из песни Ю. Кима:
А на Луне, на Луне – на голубом валуне, лунные люди смотрят, глаз не сводят, как над Луной, над Луной шар голубой, шар земной, очень красиво восходит и заходит.
Этот листочек календаря
Особенным кажется почему – то
24 декабря, день прибавился на минуту.
Вчера еще солнце щурило глаз
Так, словно, было на всех надуто
И вдруг улыбнулось, и день сейчас
Семь часов и одна минута. (Э. Асадов «24 декабря»)
Оцените с точки зрения астрономии эти строчки.
И скрылся день; клубясь туманы
Одели темные поляны широкой, белой пеленой,
Пахнуло холодом с востока
И над пустынею пророка встал тихо месяц золотой. (М. Лермонтов «Беглец»)
Найдите астрономическую ошибку.
Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует… (Н. Некрасов «Рыцарь на час»)
В какой фазе находится луна?
Шаганэ, ты моя, Шаганэ,
Потому что я с севера что – ли,
Что Луна там огромней в сто раз. (С. Есенин)
Действительно ли на севере Луна огромней в сто раз?
РЕШЕНИЯ:
Падают не звезды, а метеоры, которые представляют собой осколки комет. Осенью можно наблюдать метеоры от кометы Биела.
Такой цвет Луны обусловлен отражением солнечных лучей от поверхности Луны и бывает вечером.
Звезды по температурам разделяются на голубые, белые, желтые, красные. Большая синяя звезда – это скорее всего Кастор (α Близнецов), так как она имеет температуру 10000 К и наблюдается в средних широтах.
На рассвете может быть видна только старая Луна.
Белая Луна бывает утром. К отраженному от поверхности от Луны свету добавляется голубой свет неба. Смешение этих цветов и воспринимается глазом, как чистый белый цвет.
Фаза Луны – полнолуние, невысоко над горизонтом Луна кажется больше, следовательно, ближе.
Чтобы звезда отразилась в воде, она должна быть в зените. Найдем ее склонение.
h = 90 – φ + δ, φ = 55º, δ = 55º. Вероятнее всего это звезды Большой Медведицы.
В новолунье Луна не видна.
Речь идет о лунном затмении.
Орбитальная скорость Луны 1 км/с, значит такого зверя нет.
Речь идет о заходе Солнца, наступлении сумерек.
Звезда кульминирует в полночь над незамерзшей рекой Невой. Скорее всего это осень и яркой звездой может быть α Кассиопеи (склонение 58º, прямое восхождение 0 ч 35 мин).
Луна и Млечный Путь не наблюдаются одновременно, так как свет звезд Млечного Пути очень слабый.
2,5 m c -m л = Dc 2 /Dл 2
видимая звездная величина Солнца = -26,8 m
Синее небо обусловлено рассеянием солнечного света атмосферой Земли.
Рассвет, колебания воздуха.
Водолей – это зодиакальное созвездие. Оно видно в конце лета, август – сентябрь.
Чтобы ночь была светла, как день, Луна должна быть полной, а не в виде месяца.
Речь может идти помимо Луны о планетах Юпитер, Сатурн, которые видны ночью.
Невооруженным глазом можно увидеть до 3000 звезд.
Речь идет о вечере, значит полная Луна должна была только что появиться из – за горизонта и никак не могла быть в высоте.
Поскольку Луна всегда обращена к Земле одной стороной, то на большей части ее видимого полушария, Земля видна постоянно и никогда не заходит.
22 декабря – день зимнего солнцестояния, начиная с 24 декабря, день будет прибавляться.
Поздним вечером на востоке могла появиться Луна в фазе близкой к полнолунию, но никак не месяц.
Луна находится в фазе новолуния.
Максимальную высоту над горизонтом Луна имеет зимой, минимальную – летом.
Источник
Шесть раз менялась луна давно окончена война сколько времени прошло
Ах, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
(А.С.Пушкин)
Астрономия — счастливая наука: она, по выражению французского ученого Араго, не нуждается в украшениях. Достижения ее настолько захватывающи, что не приходится прилагать особых забот для привлечения к ним внимания. Однако наука о небе состоит не только из удивительных открытий и смелых теорий. Ее основу составляют факты обыденные, повторяющиеся изо дня в день: восход и заход Солнца, смена лунных фаз, звезды на ночном небе.
Исследуя стихи В.Тушновой, Э. Асадова, А.С.Пушкина, Е.Баратынского, А.Фета, С.Есенина, Ю.Кима, Б.Пастернака, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Лермонтова, прозу М.Булгакова, А.Конан Дойла, можно проанализировать астрономические явления, описанные в них, оценить их с точки зрения достоверности, составить астрономические задачи. Обыденные факты можно облачить в необычную, нередко парадоксальную форму, показать их с неожиданной стороны, чтобы обострить внимание к ним и освежить интерес. В каждой прочитанной строчке пытливый ум обнаруживает открытия нового, видит свежим взглядом интересные явления, придумывает необычную задачу.
Эта работа представляет собой сборник задач по астрономии, составленный на основе обработки стихов и прозы известных авторов. В сборнике представлены задачи с «изюминкой», разного уровня сложности, из различных разделов астрономии. Данный сборник задач можно использовать в работе астрономического кружка, для проведения школьных олимпиад по астрономии.
Решение этих задач будет способствовать развитию творческих способностей учащихся, заинтересует их, поможет выработать качество видеть в обыкновенном и обыденном значимое, настроит на серьезное изучение астрономии, научит быть внимательным.
Данный сборник задач представляет собой эксклюзивный материал, ибо таких задач нельзя найти в других сборниках. Он уникален уже потому, что дает возможность любознательному школьнику придумывать свои задачи, вдумчиво читая стихи и прозу. Значит, в свете новых требований к учащимся этот сборник задач будет способствовать саморазвитию и самопознанию, подтолкнет к созиданию, к деятельности.
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА 1.
Срываются звезды
С десятков орбит,
Их росчерк мгновенен и светел.
Тревогу, тревогу трубит
В ущельях полуночный ветер
Пока фосфорящийся след не потух
Желанье шепну я поспешно.
К осеннему небу прикован мой взгляд
Авось я судьбу переспорю
А звезды летят и летят,
И падают в черное море. (В. Тушнова)
Найдите астрономическую ошибку в этом стихотворении.
ЗАДАЧА 2.
К рассвету все замолкло
Тишина
Медлительная, важная луна
Опутав звезды сетью золотой
Загадочно повисла над водой. (Э. Асадов «Дикие гуси»)
Последним сияньем за лесом горя,
Вечерняя тихо потухла заря
Безмолвна долина глухая
В тумане пустынном клубится река,
Ленивой грядою идут облака,
Меж ними луна золотая. (А.С. Пушкин)
Почему луна золотая?
ЗАДАЧА 3.
Все было тихо и студено
Мерцала инея слюда
На мир глядела удивленно
Большая синяя звезда. (В. Тушнова)
О какой звезде идет речь?
ЗАДАЧА 4.
У моста, поеживаясь спросонок
Две вербы ладошками пьют зарю
Крохотный месяц, словно, котенок
Карабкаясь, лезет по фонарю. (Э. Асадов «На рассвете»)
Найдите астрономическую неточность.
ЗАДАЧА 5.
На небесах печальная луна
Встречается с веселою зарею
Одна горит, другая холодна
Заря блестит невестой молодою
Луна пред ней, как мертвая, бледна. (А. С. Пушкин)
Почему луна утром имеет белый цвет?
ЗАДАЧА 6.
Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна
Справа – запад темно-красный
Слева бледная луна. (А.С. Пушкин)
Определите в какой фазе была Луна и почему она названа близкой?
ЗАДАЧА 7.
Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда. (Б. Пастернак «На пароходе»)
Определите склонение этой звезды.
ЗАДАЧА 8.
Пусть тоща, как щепа,-
Вязь цветочного шипа,
Новолу
Источник