Описание картины шишкина «березовая роща», 1896
Хотя береза повсеместно распространена в Северном полушарии от Сибири до Аляски, именно в России она стала чем-то большим, чем просто растение, для России береза – это национальный символ. Вне зависимости от эпох и правителей, это дерево всегда находило свое место в культуре: в песнях, стихах, прозе, фильмах и картинах.
Живописность березовых рощ всегда привлекала русских, и не только (например «Лужайки весной» А. Сислея) художников. Практически у любого пейзажиста есть картина или даже несколько с таким названием, что уж говорить про трех мастеров русского пейзажа: И. Шишкина, И. Левитана и А. Куинджи. Последнего вообще называли «певцом березовых рощ».
Архипу Куинджи принадлежит несколько картин с названием «Березовая роща», но самая известная, принесшая художнику славу, датирована 1879 годом. Картина написана в стиле романтического пейзажа.
Необычные комбинации цвета и света, резкий контраст солнца и тени создают впечатление яркого солнечного освещения. Вершины берез не показаны, видны только черно-белые стволы и небольшие зелёные ветки, выделяющиеся своим нежным цветом на фоне более темного леса.
Схожа по настроению и сюжету «Березовая роща» (1889) Исаака Левитана. Композиция картины построена на игре светотени на стволах берез, на листве и свежей зелёной траве. Полотно излучает оптимистичную энергию благодаря использованию широкой гаммы оттенков зелёного цвета.
Левитан частично использует приемы импрессионистской живописи: солнечные блики на деревьях, вибрацию воздуха.
А вот «Березовая роща» (1896) Шишкина разительно отличается от предыдущих работ, прежде всего своей реалистичностью и подробностью. Художник прописывает каждую деталь изумрудной травы, серой жесткой древесной коры, сочных березовых листьев. На картине все говорит о любви к земле, а березы символизируют светлое отечество.
Шишкин использовал оригинальный прием — поверхность земли на картине неровная, она поднимается в левую сторону. Среди других «березовых» картин Шишкина: «Ручей в березовом лесу» (1883), «Березовый лес» (1871), «Березовая роща» (1875). Именно березы облюбовали грачи на знаменитой картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Другая замечательная картина художника – «Березы. Половодье». Любил березы и Ефим Волков. Среди его замечательных пейзажей («Старые березы», «Золотая осень. Тихая речка», «В лесу. По весне», «Осень»), есть одна картина («Октябрь»), которая знакома многим еще со школьной скамьи.
Среди зарубежных живописцев особое внимание березам уделял Густав Климт. Его кисти принадлежат картины «Березовый лес», «Дом с березой», «Озеро с березами». Это только лишь малая часть картин, которые изображают это простое русское дерево.
А все потому что, каждый месяц и каждую неделю появляются новые картины, фотографии, акварели, рисунки с березовой тематикой.
Алексей Кондратьевич Саврасов. Ранняя весна. Берёзы у реки. 1893.
- Печальная берёза У моего окна. И прихотью мороза
- Разубрана она.
- Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, — И радостен для взгляда
- Весь траурный наряд.
- Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы
- Стряхнут красу ветвей.
Андрей Шильдер. Берёзовый лес. 1908.
1. Лиственное дерево с белой корой.
На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. (Бубеннов. Белая берёза.)
Словарь русского языка. «Русский язык». 1981.
Андрей Андреевич Мыльников. Берёзы в Краснополье. 1986.
В стародавние времена люди её нарекли деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечил настой из берёзовых почек.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Архип Иванович Куинджи. Стволы берез. 1879.
«Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза. Сердце моё сжалось». А. Пушкин.
Архип Иванович Куинджи. Лесок с березой. 1885-1890.
- Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Знаете ли вы, как много имён учёных и путешественников присвоено берёзе:
- берёза Шмидта, берёза Прохорова, берёза Сапожникова, берёза Келлера, берёза Медведева, берёза Эрмана, берёза Гмелина,
- берёза Миддендорфа.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Борис Михайлович Козмин. Берёзовая аллея. Старая дорога, ведущая в Петровское. 1988.
Берестой в древности обёртывали покойников при захоронении.
Виктор Бердинских. История кладоискательства в России.
Борис Михайлович Козмин. Старые берёзы. Петровское. 1992.
Дерево-пионер. Дерево, поставленное самой природой в первые ряды атакующих пустоши, гари, выбитые пастбища, заброшенные земли. Мало того, дерево это прокладывает дорогу хвойным и широколиственным.
Вот что говорится о ней в «Лесном словаре» прошлого века: «Берёза не имеет нужды в тени других деревьев, меж тем как ствол полезен им своею тенью: ибо мы видим, что под лёгкими ветвями берёзы возрастают дуб, бук, особенно хвойные деревья.
По этой причине берёза служит надёжною защитой вновь посеянному или посаженному лесу и уступает ему место в то время, как он достигает уже совершенной возмужалости и может сам составить полные рощи…»
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Иван Иванович Шишкин. Срубленные березы. 1864.
Не случайно, в старину берёзе воздавали должные почести. В семик, праздник весны, девушки шли в лес, завивали берёзу венками, «сестрились» — водили вокруг нее хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай!
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Иван Иванович Шишкин. Берёзовый лес. 1871.
Берёза (Betula) – род деревьев и кустарников семейства Берёзовых (Betulaceae). В Псковской области отмечено четыре вида. Светолюбивые, быстрорастущие, нетребовательные к почвам породы. Повсеместно распространена берёза повислая, или берёза бородавчатая (B. pendula).
Дерево с ажурной кроной, свисающими вниз ветвями, маленькими бугорками «бородавочками» на молодых побегах. Берёза пушистая (B. pubescens) также широко распространена. Это дерево с распростёртыми вверх ветвями, опушёнными молодыми побегами.
Оба вида имеют белую кору, могут расти вместе, хотя берёза пушистая мирится с повышенной влажностью почв, встречается на болотах, а берёза бородавчатая предпочитает более сухие высокие места. Имеют большое значение в возобновлении хвойных пород. На верховых и переходных болотах встречается берёза карликовая (B.
nana) – берёзовый стланик высотой до 100 сантиметров с мелкими листьями. Образует разреженные заросли на окраинах верховых болот. Реликт ледникового периода. Размножается семенами и подземными побегами. Берёза низкая (B. Humilis) – кустарник высотой до 150 сантиметров, сильно ветвящийся, с бурой корой и молодыми побегами с бородавочками.
Встречается довольно редко и заслуживает охраны. Берёза используется в лесоразведении и озеленении. Листья, почки и растущий на берёзах гриб (чага) применяются в медицине. Из надрезов стволов весной получают пасоку – берёзовый сок. Из древесины делают мебель, колёса, полозья, лыжи, ружейные ложа, паркет, катушки, фанеру, гонят уксус, древесный спирт.
Из коры делают берестяные изделия, получают дёготь, сажу. Из корней плетут корзины. Берёза даёт лучшее древесное топливо и лучший уголь. Ветви – корм для овец, кроликов, лосей и бобров. Почки, побеги – важнейший осенний корм тетерева, рябчика, летяги.
Псковская энциклопедия. Псков. 2007.
Иван Иванович Шишкин. Сломанная берёза. 1872.
- Берёза, берёзынька, Берёза кудрявая, Стоишь ты, берёзынька,
- Посередь долинушки.
- Народная песня.
- * * *
Иван Иванович Шишкин. Берёза и рябинки. 1878.
Как и любой гороскоп, гороскоп деревьев, составленный друидами [друиды – жрецы и маги древних галлов и кельтов], весьма условен. Но всё же он нередко довольно выпукло и точно соотносит черты, присущие тому или иному дереву, с характером человека, которому оно покровительствует.
БЕРЁЗА (24.06). Гибкая и деликатная, аристократичная и лёгкая, милая в совместной жизни. Пользуется успехом, но никогда не злоупотребляет ничьей любезностью. Она полна чувства меры и терпимости, не выносит одного – вульгарности. Без снобизма, несмотря на деликатную внешность. Вырастает в труде.
А. Капков. Это дерево – моё. «Крестьянка» №9 1990.
Иван Иванович Шишкин. Ручей в берёзовом лесу. 1883.
Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян, их лёгкости, невесомости почти. …Чем-то напоминает семечко чечевицы. Орешек снабжён прозрачными, перепончатыми крылышками. …Подул ветер, полетело семечко, паря, словно планер, в воздушных струях. По дальности полёта орешек с двумя крылышками – чемпион среди всех других древесных семян.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Иван Иванович Шишкин. Березняк. 1885.
Берёзовый сок хорош, когда получаешь его «из рук берёзы».
Излияние влаги привлекает многих любителей сладкого – дятлы сами долбят в берёзах отверстия для питья, а на пеньки, где собираются лужицы сока, прилетают птицы поменьше, прилетают бражничать мотыльки, бабочки и разная мелюзга. На воздухе сок окисляется, пузырится, делается хмельным. Лесное кондитерское заведение постепенно превращается в пивную, и всем от этого в лесу хорошо.
В. Песков. Сладкие слёзы. «Комсомольская правда». 24 марта 1995 года.
Иван Иванович Шишкин. Сухие берёзки. 1888.
Была такая примета: надо встать под берёзу и взглянуть на солнце. Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. Только семена зря выкидаешь. Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь неё, то день-два ещё можно сеять.
В. Белов. Лад. Москва. «Молодая гвардия». 1982.
Иван Иванович Шишкин. Летний пейзаж с берёзой.
- Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой покатились слёзы. Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй, Рана не смертельна, вылечишься к лету, Будешь красоваться, листьями убрана, —
- Лишь больное сердце не залечит раны!
А. К. Толстой. Лето 1856.
Илья Ефимович Репин. Берёзы. Солнечный день.
Михаил Ильич Кузнецов, замечательный знаток материально-бытовой культуры русского Севера, пишет: «Редкий случай, когда житель Севера, проживающий в окружении леса, не найдет возможности заменить металл деревом.
Чего нет в ельнике, в приречных ивовых и черемуховых зарослях, он непременно находил в березовой роще. Это для него обширная кладовая, где было все, что ему надо: полоз, вилы, грабли, топорище, оглобля, черенок, коромысло и любых размеров, стройная, еще не успевшая побелеть березка.
Из березовых виц плели канаты, пачужки к сохе. Делали кольца от ювелирно малых размеров до полуметрового диаметра. Такими перевитыми, свернутыми в кольцо березовыми вицами связывали бревна при сплотке перед сплавом. Кольца требовались чаще всего и очень много.
Так, для устройства качелей их надо было 6-8 штук, для дровней 18-20, для бороны более 50 штук и т.д.».
Лесные освоенные угодья назывались по-разному: гари, подсека, лядина, полянка, стожье, курья. Все это имело еще и собственные имена, порою довольно поэтические. Дикий и дальний лесной пейзаж, облагороженный покосом, уютным мостиком через ручей, лавами через чистую то каменистую, то спокойно-осоковую речку, становился таким же родным, как и все находящееся близко от дома.
Поперечная гать через болотину в дальней дали вызывает ощущение надежности, устойчивости бытия. Костер дров или поленница в лесу действуют успокаивающе, если заблудишься. Мотушка ивового корья, затесь* (* Затеси через несколько лет «заплывали», березовая рана зарастала, затягивалась с обеих сторон двумя наплывами.
Эти наплывы отличались особой прочностью и назывались рубцами, из которых изготовляли грабли.
Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.
Исаак Ильич Левитан. Осень. Березки. 1899.
- Под оскудевшим солнцем, Осенней, позднею порой, Их каждый лист блестит червонцем
- Над серебристою корой.
Исаак Ильич Левитан. Березы. Опушка леса. 1880-е.
Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
К. Х. Вроблевский. Хата среди берез. 1907.
Лучше самой подробной карты берёза своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская берёза, киргизская берёза, маньчжурская берёза, байкальская, памирская, алтайская, туркестанская, даурская…
Названия говорят не только о географической прописке берёзы, но и о её особенностях: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, кустарниковая, низкорослая, тощая, карликовая.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
Береза Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзу русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнётся, но не ломится. А.Прокофьев
- Борис Кустодиев В берёзовой роще.
Борис Кустодиев Хоровод. Новгород. 1912 г. Русский музей
Иван Шишкин Около дачи (На даче). 1894 г. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Иван Шишкин Берёзовая роща. 1889-90-е гг. Березы Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю, и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно.
Отзовется в сердце и крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Русь моя, люблю твои березы: С ранних лет я с ними жил и рос! Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез…
Ефим Волков Старые березы. 1880-е г.
Игорь Грабарь Под березами (Неоконченный портрет детей Мещериных).1904 г.
Середина августа Середина августа… Дождь навис стеной… Не грусти, пожалуйста, Поделись со мной… Приклонилась милая, Не поднять ветвей… Или отнял силы ей Ливень-водолей? Или опечалена, Что поблёк наряд, Не встречая чаянный Восхищённый взгляд? Не грусти, берёзонька, Не грусти, сестра! За дождями-грозами… — Осени пора. Золотое платьице Будет у тебя… «Русская красавица!» — Скажут все, любя. Подними головушку, Не клони ветвей… Проглянуло солнышко! Грусть свою развей! Нина Севостьянова, 2012
- Николай Богданов-Бельский На работу.
- Константин Васильев Сестра Людмила.
Сочинение по картине Куинджи Березовая роща описание
Полотно «Берёзовая роща» — шедевр девятнадцатого века. Навевает романтические чувства первозданной красоты и свободы природных просторов.
Если внимательно рассмотреть пейзаж художника, то можно заметить, как играют лучи солнца с тёмными оттенками тени. Моё впечатление от картины положительное. Вызывает чувство умиротворённого настроения.
Между деревьями протекает прозрачный, быстрый ручей, разделяющий холст на две части. Чередование тёмных и светлых объектов оказывает ощущение таинственности и неизведанности участков природы. Картина, как бы разделена на две части. Вдали виднеется густой лес.
Здесь стоит умиротворённая тишина. Не слышны птицы, вокруг только растения и деревья, мелодично журчит ручей. Могучие стволы берёз устремляются высоко в небо. Под ними можно укрыться от палящего, знойного, летнего солнечного тепла.
Художник восхищается стройными, устремлёнными высоко в небо берёзами. И делится с нами своей наблюдательностью. Он захотел оставить на память потомкам этот сказочный уголок.
Природа чиста и невинна. Так и хочется прилечь на мягкую, зелёную травку. Воздух чист и прозрачен. Деревья стоят неподвижно, нет ни малейшего дуновения ветра. При просмотре картины в душе слышна спокойная, умиротворённая мелодия. Мне хочется побывать в этом лесу полном берёз.
Ощутить прохладу ручья, вдохнуть частицы чистого воздуха. Увидеть, растущие в нём диковинные растения. Пройтись босиком по мягкой, сочной траве. Собрать ароматный букет экзотических цветов. Узнать больше об особенностях берёз. Различных внешних данных. Одно дерево слегка наклонилось, другое растёт ровно.
И отдохнуть на зелёном ковре под их листвой.
В царстве природы хорошо отдыхается и думается. Забываются проблемы, чувствуется ощущение покоя. Время останавливается. Не хочется уходить. Больше бы таких уголков в нашем родном крае!
Надо сохранять и ценить дикие уголки природы, каждую травинку и живое существо. Их становиться всё меньше. Исчезают ценные растения. Засоряется нежный и чистый воздух. Вырубаются леса, засоряются реки. Пропадают ценные травы и грибы. Нарушается природный баланс.
Описание картины Березовая роща
Что сразу бросается в глаза на этой картине — игра света и тени. Куинджи делал это мастерски.
Вот на зелёной полянке застыли красавицы берёзки. Кучками по две и три штуки, как подружки на лужайке группками разбились и шепчутся о чём-то, секретничают.
Склонили свои кроны друг к другу, как девчонки склонили головки с пышными гривами волос. За счёт этого на зелёной лужайке образовался шатёр с тенью. Где можно отдохнуть от палящего летнего солнца.
А оно светит, старается, лето ведь, на небе ни облачка.
Но верхушки берёз не попали в картину. Деревья как будто обрезаны, как на фотографии. Видны только стволы берёз. На заднем плане изображена ещё одна берёзовая роща.
Но она не интересует художника, поэтому те деревья изображены темно-зелёным цветом. Только изредка мелькают белые стволы. На фоне голубого неба они выделяются большим тёмно-зелёным пятном.
Художника больше интересуют берёзки на переднем плане.
Берёзовую идиллию нарушает лишь протекающий ручей. Он пересекает полянку и бежит куда-то в зелёную даль.
В принципе, художник при написании картины использует несколько цветов. Зелёный, голубой, белый. Но сколько оттенков у зелёного цвета! Это и темно-зелёный на заднем плане. Этим же цветом изображены тени от деревьев на переднем плане.
Зелёная трава, растущая вдоль ручья. Полянка тоже зелёная, но это какой-то другой зелёный цвет. И на ней видны прорисованные зелёные цветочки, и прорисованные зелёные листочки кроны берёз.
Они чётко выделяются на фоне темно-зелёной рощи на заднем плане.
Такую берёзовую полянку можно найти почти в каждом лесочке, почти за каждой российской деревней. Не зря берёза считается символом России.
Если чуть-чуть пофантазировать, то можно представить себе этот жаркий летний день, чуть-чуть дует лёгкий ветерок, весело журчит ручеёк, щебечут птички, жужжат пчёлы, перелетая с цветка на цветок. Просто идеальное местечко для отдыха в тени деревьев.
А можно устроить пикник на природе. Костёр разводить не нужно, он только испортит идиллию. Расстелить на траве покрывало, и выложить на него все припасы из большой плетёной корзинки или берёзового короба.
В ручей можно опустить бутылку с питьевой водой или банку с приготовленной дома окрошкой, чтобы она была прохладной. На свежем воздухе даже самая простая еда кажется такой вкусной. После сытного перекуса лечь в траву на спину, устремить глаза в бездонное голубое небо, помечтать о чём-то своём, сокровенном.
Может быть, даже вздремнуть на свежем воздухе. После такого отдыха можно снова с новыми силами идти на работу.
Описание настроения картины Березовая роща
Популярные сегодня темы
Описание картины ивана шишкина «дебри» — Описание картин
О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его “царем леса”, и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.
Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.
(Картина “Дождь в лесу”)
Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.
На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием “Бурелом”. Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.
(Картина “Вид на остров Валаам”)
Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин – “Вид на острове Валаам”. Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.
(Картина “Сосны освещенные солнцем”)
Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на “трех соснах”.
- (Картина “Дебри”)
- (Картина “Рожь”)
- (Картина “Дубовая роща”)
- (Картина “Утро в сосновом лесу”)
- (Картина “Зима”)
Одна из интересных картин художника – “Дебри”. На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью.
Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи.
На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево – след бушевавшей стихии.
(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее)
Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.
Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 имени М.Е. Катукова СЗОУО г. Москвы Тема урока 3-4 класс: «Картины Ивана Ивановича Шишкина 1832-1898». Сорокина Елена Юрьевна Учитель: Изобразительного искусства и технологии
Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса (1856 г.)
Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв.
Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г.
художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».
Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов.
В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.
Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Записать в тетрадь: Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.; медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие.
Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.), на этих экспозициях.
Умер 20 марта 1898 г. в Петербурге.
Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дебри 881г, холст, масло, 142×93 см Несмотря на суровое название, это, пожалуй, один из самых интимных и лирически окрашенных холстов Ивана Шишкина.
Картина проникнута особым ощущением таинственности, своеобычной малозаметной прелестью скрытой жизни лесной природы. Глухомань. Невероятно тонко прочувствовал художник незримый рост елей, сосен.
Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Дубы. Вечер Этюд для картины Дубовая роща” 1887г, холст, масло, 42×62 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Рожь 1878г, холст, масло, 107×187 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Особенный, тихий, погожий выдался день.
- Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
- Невероятная тишина царит в пейзаже.
- Cлайд 9
«Рожь» Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек – ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, – нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит.
И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует – быть грозе… Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати.
Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине.
Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.
«Рожь» Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю.
И только тогда ты увидишь бездонную глубину “простоты и наивности” Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы – туда, в благоухающее царство хлеба.
Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы. Это глубокое заблуждение… Ведь поэзия бывает разная.
Глядя на его „Рожь”, слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета… Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч. (рассказ И.Долгополова)
Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Полдень. Окрестности Москвы. Братцево. Этюд к картине “Полдень. В окрестностях Москвы” 1866г, холст, масло, 65×59 см Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань
Картины И.И. Шишкина 1898 г, холст, масло, 43,3×67,1 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Kартины Третьяковской галереи И.И.Шишкин (1832-1898) Пруд в старом парке Этюд для одноименной картины
Картины И.И. Шишкина И.И.Шишкин (1832-1898) Шалаш 1861г, холст, масло, 36,5×47,5 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Картины И.И. Шишкина Картина «Лес»
Картины И.И. Шишкина Картина «Дорога»
ЗАДАНИЕ: Кроссворд «13 картин И. И. Шишкина» ВОПРОС: Найдите в предложенном кроссворде 13 картин Ивана Ивановича Шишкина.
Названия не пересекаются между собой и могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали, в виде прямых или ломаных линий (см. образец – слово «Рожь», уже отмеченное в кроссворде).
Дали Шалаш Перелесок Дубы Косогор Дорога Лес Деревья Дебри Рожь Прудик Лето Полдень
ЗАДАНИЕ: Кроссворд «13 картин И. И. Шишкина» Р О Ж О С О Г Р Д П Е Ь К К Л Ь Р Е Р Е Л О Е Н Е Р Л А Ш Е С С Е В Д А Д У Р О Л Д Ь Е Ш И Л П П У Б Я Б Д К Е Т О Д Ы И Р А Л И Д О Р О Г А
- Cлайд 18
- Проверяем ответы: Р О Ж О С О Г О Д П Е Ь К К Л Ь Р Е Р Е Л О Е Н Е Р Л А Ш Е С С Е В Д А Д У Р О Л Д Ь Е Ш И Л П П У Б Я Б Д К Е Т О Д Ы И Р А Л И Д О Р О Г А
- Cлайд 19
2. Придумать кроссворд на тему: «Русские художники» Используя фамилии художников, название картин. Практическое задание на выбор: 1.
Сделать презентацию на компьютере по теме «Любимые художники» 1 слайд – титульный лист (название учреждения, темы, автора, руководителя) 2 слайд – ИФО художника 3 слайд – портрет художника и его краткая биография 4 слайд – картины художника и их краткое описание Приветствуется стихотворное написание, творческие задания, загадки, ребусы.
Источники: 1. Краткая биография И.И. Шищкина http://shishkin-art.ru/bio 2. Краткая биография И.И. Шишкина http://citaty.su/kratkaya-biografiya-shishkina 3. Картины И.И. Шишкина http://www.art11.ru/kartiny_shishkin.html 4. Картины И.И. Шишкина http://to-name.ru/biography/ivan-shishkin.htm
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт
- 516115161251613516145161551616516175161851619516205162151622
- Скачать эту презентацию
- Источник:
Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
Описание картины Ивана Шишкина «Березовая роща»
Описание картины Ивана Шишкина «Березовая роща»
Шишкин завершил работу над произведением «Березовая роща» в 1896 году. Полотно выставляется в залах Ярославского художественного музея. Этот русский мастер пейзажа создал поистине натуралистичное изображение родного пейзажа. Шишкин использует сложную технику рисунка, его картины очень подробны. Он прописывает каждую мельчайшую деталь в тонких лепестках изумрудной травы, в серой жесткой древесной коре и сочных березовых листьях, обильно заполонивших стволы деревьев. Все здесь говорит о неистовой любви к земле и природе, березы будто символизирую светлое отечество.
Картина написана преимущественно зелеными, голубыми, коричневыми и белыми оттенками. Она полна солнца и теплоты летнего леса.
Смотря на нее, вы словно погружаетесь с атмосферу жаркого дня, вокруг опьяняющий воздух, наполненный мягкими ароматами трав и коры деревьев.
Все пронизано множеством звуков, издаваемых птицами, насекомыми и лесными животными, что притаились от вас неподалеку. Картина не застывшая, она находится в движении.
Легкими мазками по холсту автор пишет саму жизнь. Это читается, прежде всего, в ее нижней части, где расположились маленькие, дикие белые цветы. Их лепестки отрываются от соцветий под порывами свежего ветра и разлетаются по всему полотну, мягко озаряя его. Эта жизнь видна в наклоне трав, которые тянутся к свету, чтобы напитать свои силы и вырасти до самых небес.
Заметьте, что поверхность земли неровная, она будто поднимается в левую сторону.
Кажется, словно усталый путник по дороге к живописной вершине на краю леса присел отдохнуть на пару минут с этой густой, березовой роще. Но, лицезрея все это великолепие, он застыл на месте. Теперь он не может пошевелиться, поскольку все окружающее пьянит его своей естественной красотой и силой.
(4 votes, average: 4.00
Сочинение по картине Шишкина «Березовая роща»
Глядя на эту картину, мы моментально переносимся в солнечную березовую рощу. Березу художник выбрал не случайно, с древних времен она считалась национальным символом. Березовая роща хорошо освещена солнцем. Кажется, будто сама картина излучает какой-то таинственный свет.
Чтобы подчеркнуть истинную красоту природы, Шишкин выбрал самые простые цвета. Яркие краски автор использовал для того, чтобы естественно передать великолепие лиственного леса, изысканность сочных трав и цветов. Он использовал белые краски, различные оттенки зеленого и коричневого. И это сочетание простых цветов дает удивительный эффект живой картины.
Художник изобразил небо без единого облачка, такое ясное и голубое, что кажется, стволы высоких берез утопают в нем. Природа просто светится изнутри. Ее волшебная красота завораживает зрителя. Ее неповторимое очарование привносит в полотно безусловную гармонию и жизнерадостность.
Как тонко переданы все неуловимые моменты, как четко изображены все малейшие детали в этом произведении. Березовая кора удивляет своей белизной, а молодая трава поражает своей шелковистостью. Солнечный погожий день наполняет этот пейзаж яркостью, насыщенностью и лучезарностью.
Глядя на картину, мне хочется радоваться теплым летним дням, солнечному свету, чистому лесному воздуху. Удачно применяя яркие краски, Шишкин смог создать такой родной и неповторимый образ русской природы. Березовая роща поднимает настроение, наполняет энергией, вселяет оптимизм.
Для того, чтобы гармонично передать красоту леса, художник выбрал весьма обычные цвета и благодаря их удачному сочетанию данный пейзаж отражает максимальную естественность. Эта картина понравилась мне своей правдивостью, которая выделяет и другие полотна художника. Лишь в таком единении с природой ощущаешь истинную ценность жизни.
Шишкин создал по праву достойное произведение, вложив в него частицу своей души. Великий русский пейзажист любил свою родину всем сердцем. Его безукоризненный, гениальный талант остался в картинах, которые он написал с любовью.
Источник