Меню

Шива это бог вселенной

Шива это бог вселенной

Шива — верховный бог, вечный и неизменный источник Знания, дарующий благо Освобождения, сопровождающий по Пути духовного самосовершенствования, устанавливающий правила и законы Вселенной и завершающий цикл космического Творения в преддверии наступления нового этапа существования. Ничто в этом мире не происходит без его Воли.

Имя бога «Шива» (санскр. शिव) с санскрита переводится как «всеблагой», «милостивый», «доброжелательный» и «благодушный». Корень «шиву» трактуется в значении «благословлять», «облагораживать», «обогащать». Само слово «шива» в Веде гимнов «Ригведе» упоминается как эпитет в значении «благой», «добрый», которым описывают многих богов ведического пантеона. Всеблагой Шива, не обладающий ни одним из мирских качеств, является воплощением неизмеримой благости.

Он суть Ниргуна — существующий вне влияния гун материальной природы. Он — создавший Вселенную своим желанием как Высшая Душа этого мира. Шива есть изначальная форма Абсолютной Истины. Он есть совершенная Истина, сокрытая в каждом живом существе. Проявивший свою суть в форме всего мироздания и за его пределами, он пребывает в уме и вне ума.

Всё в мире явлено по воле Шивы — он проявил себя в многочисленных формах творения и сам пребывает в своём творении как творец в сотворённом. Шива соединяет в себе два качества, две природы, одна — светлая, благая, умиротворяющая сила, другая — разрушающая, устрашающая. Он объединяет в себе два этих аспекта, противостоящих друг другу. Он суть поддерживающий Майю, но свободный от её влияния, поэтому его величественный образ — вне сравнения

Шива — божество, олицетворяющее силы преобразующего разрушения

Шива, согласно пуранам, один из богов могущественного Тримурти — божественной Триады высших сил мироздания, которую составляют Брахма — бог, ответствующий за сотворение мира, Вишну — хранитель мироздания, поддерживающий его в течение существования оного, и сам Шива, являющий собой разрушающую силу Вселенной, предваряющую её воссоздание на новом витке Творения. В «Брахма-самхите» говорится, что нет разницы между Вишну, Брахмой и Шивой, который есть бог, сотворивший, поддерживающий и уничтожающий Вселенную, действующий посредством проявления своей материальной энергии.

Шива, пробуждая к духовному прозрению, разрушает страсти и чувства, препятствующие на Пути к осознанию своего внутреннего изначального света, сокрытого под покровом Майи, облачающей ограниченное материальным миром сознание. В «Шива-пуране» он предстаёт как беЗсмертный повелитель всех душ и пятиликий уничтожитель пяти великих грехов, пребывающий одновременно внутри и вовне, подобно эфиру. Он всегда исполненный радости, «белый и чистый как камфора».

Вселенная следует циклическому спиральному пути развития, поэтому каждому творению неизменно предшествует разрушение старого, дабы освободить место для нового. Иначе не было бы эволюционного роста сознания всех живых существ в этом мире, и всё существующее остановилось бы в развитии.

Разрушение Вселенной Шива совершает с той лишь целью, чтобы возродить её на более высоком уровне, чем прежде. Всё в мироздании следует законам развития и эволюции. В этом суть всего Творения. Как раз Шива и есть олицетворение той силы, которая движет мир ввысь по спирали эволюционного восхождения. Он разрушает мир материальных форм, властвующих в нём чувств, страстей и умственных концепций, тем самым прокладывая путь новому миру, — в этом состоит его преобразующая миссия.

В «Махабхарате» (Книга «Лесная» III, гл. 41) упоминается об оружии, которым Шива разрушает Вселенную в конце Юги, когда Властелин обитателей третьего неба, средоточие воли, носитель великого разума, царь гор Шива дарует Арджуне своё грозное оружие Раудра, или Пашупата, именуемое также как «Голова Брахмы».

В момент разрушения Вселенной Шива исполняет космический танец «Тандава» (его женский вариант — Ласья, исполняемый супругой Шивы Парвати, символизирует созидание).

В этом же аспекте он также предстаёт в Ведах как разрушающее божество Рудра — прообраз Шивы. Во многих гимнах-обращениях «Ригведы» о нём упоминается как о лучшем из богов, об отце Рудр, добром, сильнейшем и самом радостном для сердца, сияющем словно яркое солнце (I.43), как о беЗсмертном, властвующем над мужами, щедром (I.114), как об отце марутов, самом блистательном из всего рождённого, мягкосердечном, самом исцеляющем из целителей, сильнейшем среди сильных (II.33), как об обладающем высшей властью, наблюдающем за земным и небесным родом, благожелательном и несущем жизнь (VII.46).

В гимне-обращении к Рудре «Атхарваведы» (VII.92.1) к нему взывают как к Повелителю существ, который пронизывает всё сущее: он в огне и в воде, в травах и растениях, он тот, кто придал форму всем живым существам.

«Атхарвашира-упанишада» говорит: «Всё есть Рудра — высшая сущность всего мироздания»

В «Шива-пуранах» о нём сказано как о причине творения, добром защитнике и справедливом судье. В «Махабхарате» Шива предстаёт под такими именами-эпитетами, как Стхану (Незыблемый, Могучий), Трайямбака (Трёхглазый), Шанкара (Благосклонный, Дарующий счастье и благополучие), Пашупати (Покровитель животного царства природы), Бхава (Сущий), Гириша (Обитатель гор), Бхагаван (Всевышний), Махадева (Великий бог), Шамбху (Дарующий счастье). «Махабхарата» также относит Шиву к хранителям стран света, которых всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Читайте также:  Органическая жизнь во вселенной презентация

Самым ранним источником знания, в котором почитается Рудра-Шива, является «Шветашватара-упанишада» (400–200 лет до н. э.). Здесь он предстаёт как Верховный бог, Всевышний, Творец мироздания, всепроникающий владыка, пребывающий во всём сущем. Он есть движущая сила всего существующего, Великий властитель, освобождающий души от перерождения.

Он суть Махакала — верховный бог времени. Он — создавший все миры, вечный владыка всех существ, неистовый Шива, окружённый тысячами духов (бхутов).

Он сам Махешвара, Парамешвара — высшее «Я», вездесущий, всемогущий, безграничный и вечный бог. Ишана — нетленный и вечный. Вишванатха — владыка Вселенной. Он пронизывает

всё мироздание и является воплощением благодати. Он же Махадэв — бог богов, величайший среди дэвов.

В «Шатарудрии» — «Гимне ста Рудрам» («Яджурведа») перечислено сто величественных имён Рудры-Шивы. В этом же гимне есть мантра почитания Рудры: «Oṁ namo bhagavate rudrаya», что означает: «Ом. Всевышнему Богу Рудре — поклонение!»

Он также почитается как избавитель от смерти — Мритьюнджая. В VII книге «Ригведы» приводится гимн, известный как Махамритьюнджая-мантра, защищающая от преждевременной смерти:

Om tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam
urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīyamāmṛtāt

«Почитаем Трёхокого Бога, Благоухающего, Несущего благо! Как созревший огурец от стебля, так и нас да избавит Он от уз смерти ради БеЗсмертия!»

Великий Гуру Шива — покровитель йогов

Он Адийоги (первый йог) или Махайоги — Великий Йог и покровитель йогов и всех людей, вставших на Путь познания Истины и стремящихся к духовному самосовершенствованию. Он сам является совершенным полным Знанием. Он духовный наставник трёх миров, правитель всех воплощённых существ, Верховный Гуру, поскольку он считается создателем учения Йоги. Как Гуру он явлен в форме Дакшинамурти (dakṣiṇā — юг, правая сторона; mūrti — лик) — «ликом обращённый к югу (на правую сторону)», когда он предстаёт как Великий Учитель в окружении мудрецов, получающих от него Высшее Знание.

Он Шарва — избавляющий от невежества, порождения сил тьмы, препятствующего возвышению сознания и единению со Всевышним. Огненная ипостась Шивы как всепоглощающий очищающий огонь, являющийся в конце цикла проявленного существования Вселенной, также отражает его образ, символизирующий огонь просветления, ярким пламенем возносящий сознание к вершинам познания светлых Истин бытия.

«Бхагавата-пурана» описывает его как величайшего среди богов, духовного учителя всего мира, лучшего среди смиренных, милостивого, дающего защиту и благо всем.

Шива считается создателем священного слога ОМ. Величественный божественный звук ОМ на заре мироздания изошёл из наивысшего из богов, создателя миров, Шивы, которого, согласно «Шива-пуране», и именуют как «ОМ».

Маха-мантрой, почитающей Шиву, является «Ом Намах Шивайя» (oṃ namah śivāya), которая впервые встречается в Ведах в гимне Яджурведы «Шатарудрия» и считается формой пранавы, т. е. божественного слога «ОМ».

Бог Шива в Индии

Шива — божество, широко почитаемое не только в Индии, но и во многих других странах: Непале, Шри-Ланке, Индонезии.

Несмотря на то, что индийский бог Шива единственный почитается как Нишкала, что значит безатрибутный, то есть не имеющий формы, он также почитается как Сакала — имеющий явленные формы. Он одновременно и имеющий форму и не обладающий ей. В аспекте Нишкала Шива явлен в форме лингама — символа плодородия и неиссякаемой божественной энергии. Лингамы расположены в храмах Шивы. Сам лингам представляет собой столб цилиндрической формы, установленный на особом месте для подношений. Двенадцать главных объектов поклонения Шивы-Лингараджа именуются как Джьотирлингамы («джьоти» (санскр. ज्योतिस्, jyótis) — ‘свет’) — места почитания его божественного проявления в форме лингамов света, расположенных в разных местах Индии. Самой известной формой поклонения, помимо лингамов, является его изображение в образе повелителя танца — Натараджа (Нартака и Нитьянарта). Танец, исполняемый Шивой в форме Натараджи, олицетворяет собой Великую Истину и является символом избавления от невежества и страданий.

Традиционно в индуизме Шиву почитают в определённые дни, которые называются Шиваратри, главный из которых — «Великая ночь Шивы» — Махашиваратри («ратри» (rā́tri — ‘ночь’; mahā — ‘великая’), отмечаемый в феврале-марте в ночь перед новолунием. В этот день в храмах зажигают множество светильников, совершают пуджи (обряды почитания), воспевают мантры Шиве.

Основными атрибутами бога Шивы, почитаемого в явленной форме, как правило, присутствующими на большинстве его изображений, являются следующие:

— трезубец Шивы-Тришулдхары как символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи, либо трёх миров, подвластных ему как Трилокинатхе (Владыке трёх царств), подчинившего ум, чувства и волю. Также в различных версиях трактовки это могут быть три гуны материальной природы, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три цикла существования Вселенной (создание, поддержание, разрушение);

Читайте также:  Количество цивилизаций во вселенной

— кобра, обвивающая кольцами его шею, является олицетворением разрушающей силы, освобождающей место для нового (как змея обновляет свой покров, сбрасывая старую кожу). Змеи украшают Шиву в форме Бхуджангабхусаны. Змея есть символ мудрости и беЗконечности времени. Помимо этого, её образ означает контроль внутренней энергии;

— изображается Шива в форме Крутаваса («Носящий тигровую шкуру»), как правило, сидящим на тигровой шкуре и облачённым в неё, что символизирует управление чувствами,

— в пуранах также сказано, что Шива восседает на подстилке из травы дарбхи в медитативной позе, являющей собой олицетворение обретения духовной силы;

— чётки из 108 бусин рудракши (семян дерева Рудракши, название которого трактуется как «слеза Шивы», или «глаз Шивы») обвивают его ожерельем, олицетворяя простую аскетичную жизнь отшельника, проживаемую им в духовных исканиях и медитации;

— маленький барабанчик дамару, имеющий форму песочных часов, ритм изначального звука, издаваемый которым, есть олицетворение гармоничного звучания мироздания — этот звук суть биение сердца нашей Вселенной. Это первая вибрация созданного мира, которой было проявлено всё Творение. Также дамару олицетворяет течение времени, которое ведёт к неизбежному уничтожению всего сущего на определённой стадии развития;

— в его руках пылает божественное пламя Агни;

— серебряный лук Пинака, сделанный из горы Сумеру, когда Шива предстаёт в форме лучника Трипурантаки, уничтожающего тройные крепости асуров.

Шива может изображаться в образе Натараджи, исполняющего Тандаву в огненном круге, символизирующем цикличность существования Вселенной. В этой форме он представлен как попирающий ногой Апасмара — символа майи, иллюзии бытия.

Шива изображается с четырьмя руками, в которых он в различных вариациях изображений может держать барабан дамару, трезубец, священный пламень Агни, лук и стрелы, две другие руки сложены в жестах благословения и защиты. Согласно «Шива-пуране», у Шивы десять рук.

На лице Шивы всегда играет умиротворенная спокойная улыбка. Также отличительными признаками его являются: простое аскетичное одеяние без украшений; третий глаз Шивы-Трайамбака означает, что от его вездесущего взора ничто не скроется, он также символизирует проницательность и мудрость (с третьим глазом Шивы связана легенда, согласно которой, он сжигает им дотла Камадэва, олицетворяющего желания); джата или капарда представляют собой скрученные в пучок волосы на макушке, что отражено в его именах Джатадхара и Капардин; синее горло стало также одной из его отличительных черт, когда Шива, прославленный как спасший мир от разрушения, для блага всех живых существ принял в себя яд змея Васуки, которого использовали в качестве верёвки для горы Мандары во время пахтания Млечного Океана дэвами и асурами, — с этого момента его горло приобрело синий цвет, в связи с чем, одно из его имён — Нилкантха («С синей шеей»); полумесяцем-Ардхачандрой, который олицетворяет собой контроль ума, увенчана голова Шивы-Чандрашекхара; трипундра, нанесённая на лоб Шивы тремя линиями священного пепла (бхасма и вибхути), олицетворяющая беЗсмертие, владыкой коего является Шива-Амарнатх, и отрешённость от мирского, тленность всего сущего в материальном мире форм, бренность всего преходящего и временного, ибо всё обращается в прах, — это указывает на то, что единственно важными в нашей жизни должны быть возвышенные стремления и духовные ценности. Как гласит «Сканда-пурана», кто оставляет Шиву и почитает что-то нереальное, оставляет нектар и гоняется за миражом.

Источник

Шива – великий бог разрушения и созидания

В переводе с санскрита имя бога Шивы значит “благой”, “всепонимающий”, “милостивый”. Несмотря на это Шива – один из самых почитаемых и противоречивых божеств Индии. Он входит в триаду верховных богов, исполняя особенные функции.

И если Брахма является хранителем мира, а Вишну следит за порядком и гармонией, то Шива, как ни парадоксально, выступает создателем и разрушителем Вселенной, ездовым же животным (вахана) Шивы является белый бык — Нандин. Многие индийцы считают этого бога могущественнейшим из всех и, надо заметить, это вполне оправданно. Как в Шиве сочетаются силы творца и разрушителя? Что рассказывают о его способностях мифы и древние эпосы?

Как выглядит Шива?

Начиная знакомство с Шивой, я предлагаю сразу обратить внимание на его внешний облик. Шива – тот бог, которого невозможно не узнать среди прочих божеств индуизма. Чаще всего он изображён в позе лотоса, хотя нередко встречаются изображения танцующего Шивы.

Последний вариант стал популярным символом Индии, негласной эмблемой этой страны. У Шивы светлая кожа, длинные тёмные волосы, скрученные на макушке в пучок (он называется джатта).

Читайте также:  Млечный путь его место во вселенной

На шее бога, его ногах и запястьях – необыкновенные “украшения”. Это – змеи, что обвиты вокруг Шивы. Они считаются символом единства с природой и воинственной отваги бога. Кроме того, змеи, свёрнутые в кольцо, ассоциируются со временем, а именно – течением го из прошлого в будущее. Согласно преданиям, в волосах бога живёт священная река Ганга, а его взгляд подобен звёздной ночи.

В отличие от того же Вишну, облачённого в царский наряд, Шива напоминает аскета (которым, по сути, изначально и являлся). Его одежда – это тигриная или слоновья шкура. Лоб бога также украшен символическими знаками.

На нём начертано изображение третьего глаза, а также три линии, которые Шива наносит прахом, оставшимся от сожжения трупов. Наверное, такая подробность кажется жуткой для европейцев, но в Индии всё иначе. Подобная “краска” является отождествлением Шивы со всемогущим божеством, что царит в разных мирах, напоминает нам о единстве с предками, с нашим прошлым.

В индийских храмах можно встретить и необычное изображение Шивы, что называется Ардханари. Половина его принадлежит мужчине, а половина – женщине. Такой образ бога говорит о целостности начал (женского и мужского), что объединяет Шива. Лишь он способен подарить гармонию суетному миру, который создал. Но он же может с лёгкостью разрушить всё окружающее. Почему же так?

Шива – бог-творец и бог-разрушитель

Индийцы верят, что именно Шива стоял у истоков времён. Великий бог сумел создать Вселенную при помощи танца – Тандавы. Исполняя священные движения в энергичном ритме, бог может творить, охранять или разрушать мир. Но зачем же рушить то, что создано?

Ответ на этот вопрос нам даёт индуистская философия. Согласно ей, всё во Вселенной имеет свой срок жизни, и она сама не исключение. Когда время мира истекает, Шива начинает исполнять Тандаву разрушения. Воинственный могучий бог уничтожает ранее построенный им мир, чтобы на его месте начал рождаться новый.

Шива исполняет священный танец, тандаву – символ созидания и победы добра

Самый сильный среди богов

Шиве и его истории посвящено множество индийских легенд. Во многих из них подчёркивается могущество бога. Однажды он даже вступил в состязание с двумя своими верховными “коллегами”. Шива превратился в огромный огненный столб, которому не было начала и конца.

Тогда Брахма принял облик лебедя и взлетел высоко вверх, но так и не смог достичь вершины священного Шива-лингама (столба). Вишну, в свою очередь, превратился в вепря и принялся рыть землю под столбом. Он так и не смог достичь основания. С тех пор боги признали, что Шива – самый сильный среди них.

Семья Шивы

Как мне кажется, предания о семье Шивы принадлежат к наиболее ярким мифам Индии. Согласно легендам, у Шивы есть три супруги. Первой была прекрасная Сати, что принесла себя в жертву, доказав отцу любовь к богу Шиве, которого тот не признавал.

Второй женой Шивы стала Парвати (а она была перерождением Сати). Эта история любви оказалась непростой для девушки. Погружённый в глубокое горе из-за потери возлюбленной, Шива не желал видеть того, что происходит в мире. Лишь бесконечная самоотверженность Парвати, её любовь и преданность помогли богу увидеть то, чего он не замечал ранее.

Третья жена Шивы – Ганга. Это священная река, что проходит через три мира, пересекая небо, землю и таинственные подземелья. Мифы рассказывают, что она начинает свой путь среди звёзд, где однажды увидела Шиву и полюбила его. Прекрасная река попросила его вплести её в волосы, и Шива согласился. С тех пор Ганга – это часть самого бога.

Почитание Шивы

Традиционным символом Шивы является лингам, имеющий форму небольшого столба. Во время праздников, посвящённых этому богу, лингам исполняет функцию святилища. Его украшают цветами, гирляндами и поливают маслами.

Главное торжество, посвящённое Шиве – Махашиваратри, “Священная ночь Шивы” – является одним из самых важных праздников Индии. В этот день после заката верующие отправляются в храмы, где приносят дары богу.

Индийцы считают, что очень важно в праздник не засыпать и бодрствовать всю ночь, занимаясь медитацией. За это Шива одарит человека удачей и благополучием.

Изваяние Шивы в Мурудешваре, его высота более 40 метров

Предания о Шиве – это огромная часть индийской культуре, их можно рассказывать бесконечно. Этот бог может показаться и милостивым, и грозным, но он всегда защищает справедливость и принципы истины. Шива – и великий отец, и бог-защитник, и грозный воин, и добрый покровитель, а потому неудивительно, что его культ не утратил своей силы с глубокой древности до наших дней.

Источник

Adblock
detector