7 книг о космосе для детей
Мерцание звезд, млечный путь, лунное затмение… Космос всегда привлекал как взрослых, так и детей. К 160-летию Константина Циолковского — выдающегося ученого, основоположника теоретической космонавтики и философа — «Фома» сделал подборку книг о космосе для детей.
Александр Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам»
Для младшего школьного возраста
В книге увлекательно и доступно рассказывается о том, кем был гениальный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь, оказывается, полна приключений, интересных происшествий и удивительных открытий. Именно Циолковский научно доказал значимость ракеты для полетов в космическое пространство. Судьба Циолковского была непростой. Он прошел сложный путь от ученого-самоучки до всемирно известного изобретателя. Обо всем этом ярко и занимательно рассказывает писатель Александр Ткаченко.
Отрывок из книги:
«Простейший реактивный двигатель вы и сами можете сделать из обыкновенного воздушного шарика. Попробуйте надуть его, но не завязывать хвостик, а выпустить из рук. Шарик тут же начнёт метаться в разные стороны, пока из него не выйдет весь воздух, толкающий его вперед. Это и есть реактивное движение — такое же, как и в ракете. Только ракету толкает вперёд не воздух, а струя раскалённого газа. И летит она не как попало, а по строго рассчитанному курсу.
Вот такую ракету и предложил Циолковский отправить в космос. Правда, в его время технических возможностей для этого ещё не существовало. Автомобили только учились ездить, теплоходы — плавать, а самолёты — летать. Но Циолковский верил, что когда-нибудь люди создадут такие двигатели, с по- мощью которых смогут вырваться за пределы Земли. Как мы теперь видим, он оказался прав».
Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»
Для детей от 5 до 8 лет
Книга известного педагога и популяризатора астрономии Ефрема Левитана знакомит детей с занимательной наукой — астрономией. Изложение материала в основном построено в форме увлекательных бесед героев: маленьких детишек и их папы, который рассказывает им истории о Гноме Кнопкине, который очень любит астрономию и хочет поделиться своими знаниями о Солнечной системе, фазах Луны и многом другом. Каждый раздел книжки сопровождается яркими иллюстрациями.
Отрывок из книги:
— Гном Кнопкин сообщил мне очень интересную новость!
— Какую? — закричали дети.
— Скоро вы увидите на небе три планеты: Венеру, Марс и Юпитер.
В один из вечеров Папа показал детям на звездном небе три светила. Они не мерцали, как звезды, а светили ровным светом: Марс красноватым, а Венера и Юпитер — ярко-белым. Они были даже ярче звезд.
— Папа, планеты ведь не звезды, значит, можно на них жить?
— Конечно, — сказал Папа. — Ведь ты живешь на планете Земля.
— И на других планетах живут люди? — спросила Света.
— Нет, — ответил Папа. — В семье Солнца люди живут только на Земле.
Ефрем Левитан «Сказочная вселенная»
Для младшего школьного возраста
Эта красочная книга предназначена для любознательных ребят, которые интересуются астрономией и космонавтикой. Известный российский педагог и автор большого количества книг о космосе для детей Ефрем Павлович Левитан отвечает на самые популярные и непростые вопросы. Главные герои «Сказочной вселенной» — дети Алька и Света — попадают в необыкновенный мир, о котором рассказывает их папа. В этой волшебной вселенной гномы Кнопкин и Недоучкин помогают ребятам проникнуть в космические тайны.
Отрывок из книги:
— Запомнить цвета радуги очень просто, — сказал Папа. – Нужно только выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дети не поняли, при чем здесь охотник с каким-то фазаном.
— Конечно, ни при чем, — сказал Папа, — но разве трудно запомнить эти слова?
— Легко, — ответили дети.
— Слово «каждый» напомнит вам о красном цвете, «охотник» — об оранжевом, «желает» — о желтом, «знать» — о зеленом, «где» — о голубом, «сидит» — о синем, «фазан» — о фиолетовом.
Дети все поняли и были очень довольны. А Света нашла книгу о животных и птицах и успокоилась лишь тогда, когда отыскала в этой книге фазана…
Юрий Гагарин «Вижу землю»
Это документальный рассказ летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина о подготовке и проведении первого в мире полета космического корабля с человеком на борту. В этих воспоминаниях Гагарин просто и понятно рассказывает о своей жизни, работе, устройстве космического корабля, своих ощущениях и чувствах во время полета.
Для детей от 10 лет
Отрывок из книги:
«Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой (…). Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба».
Юрий Усачев «Один день в космосе»
Для детей от 7 до 14 лет
Эта книга предлагает читателям совершить увлекательное путешествие — провести один день в космосе. Автор книги — летчик-космонавт и Герой России Юрий Усачев, совершивший четыре космических полета и несколько раз выходивший в открытый космос. Здесь он предстает как опытный гид-командир корабля, в котором дети — его экипаж. Читатели словно совершают путешествие на космическую станцию (МКС), пробуют двигаться в невесомости, проводят эксперименты и многое другое.
Отрывок из книги:
«Вы, как и большинство людей, думаете, что космонавты до сих пор питаются, выдавливая пищу из туб, как из тюбиков с зубной пастой, верно? Увы, должен вас разочаровать. Космическое питание очень изменилось за последние 40 лет (…). С появлением пластиковой упаковки появилась возможность иметь в рационе питания космонавтов не только пюреобразные продукты, но и то же самое печенье, рыбу, мясо».
Яков Перельман «Занимательная астрономия»
Книга русского ученого Якова Перельмана знакомит читателей с различными вопросами астрономии и научными открытиями. Автор разворачивает перед читателем картину мирового пространства и происходящих в нем явлений. Большая часть книги построена в форме вопросов и ответов (Почему Луна не падает на Солнце? Видны ли звезды днем? Когда мы ближе к Солнцу: в полдень или вечером? и проч.).
Для детей от от 12 до 18 лет и для всех, кто интересуется астрономией, в том числе учителей.
Отрывок из книги:
«Читатель, пожалуй, задаст вопрос: если телескоп не увеличивает звезд, то зачем же употребляют его при их наблюдении? Телескоп бессилен увеличивать видимые размеры звезд, но он усиливает их яркость, а следовательно, умножает число звезд, доступных зрению (…). Телескоп открывает нам двойные, тройные и еще более сложные звезды там, где невооруженный глаз видит одиночную звезду. Звездные скопления, для простого глаза сливающиеся за дальностью расстояния в туманное пятнышко, а в большинстве случаев и вовсе невидимые, рассыпаются в поле телескопа на многие тысячи отдельных звезд».
Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
Для дошкольного и младшего школьного возраста
Эта небольшая книжка — сборник стихов поэта Генриха Вениаминовича Сапгира, посвященных различным созвездиям. В предисловии к «Звёздной карусели» автор писал: “И ещё в этой книжке вы найдёте стихи о ребятах, мечтающих полететь в космос. Может быть, это вы или ваши друзья. Ведь это вам дано первыми проложить маршруты к далёким планетам”. “Звёздная карусель” замечательно подходит для первого знакомства детей с темой космоса и с картой звёздного неба.
Одно из стихотворений сборника:
В небе — Медведицы,
Псы и Телец,
В небе — Весы,
Волопас и Стрелец,
Рыбы, Дельфины,
Рак и Дракон.
Сколько созвездий —
Столько имён.
Кто их сумеет
На карте найти,
Тот не собьется
В полете с пути.
На заставке фрагмент фото Tom Simpson
Источник
«Детские космические сказки»
Фролова Александра Викторовна
«Детские космические сказки»
Детская сказка про космос
Сколько звёзд на небе, больших и малых, сияющих и
сверкающих? Так много, что нам и не снилось. Но есть среди них самая любопытная,
самая весёлая звездочка по имени Алида. Про неё и сказка.
Сказка «Звездочка Алида»
Автор: Ирис Ревю
В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по
имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной
и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля.
Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на
которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много
Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка
потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.
Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по
Космическому государству и собирался навестить планету Земля.
Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле
вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно? Мама отпустила Алиду.
И путешествие звёздочки началось. Много километров пролетели они в Космическом
пространстве, и, наконец, оказались у планеты Земля. Внимательно смотрела Алида
на незнакомую планету. Там бегали дети, и, увидев звезду Алиду,закричали: «Новая
звезда, новая звезда!» И тогда Алида засияла ещё ярче.
А дети прыгали и хлопали в ладоши.
«Весело там», — подумала Алида, и решила по возвращении домой рассказать о
необыкновенном путешествии к планете Земля звёздам-сестричкам и, конечно, маме.
Сказочная история о планете Марс
На сказочной планете Марс творятся удивительные вещи. Всё там
не по земному. Диковинно и странно.
Дети с планеты Земля думают о волшебном космосе и о планете Марс. Как там,
далеко-далеко, где нет деревьев, но есть вулканы, где не течёт река, но есть её русло?
«Путешествие на Марс»
Автор сказочной истории: Ирис Ревю
Когда узнали Маша и Витя про далёкий космос, никто и не знает. Но всё время
думали ребята о далёких планетах. Особенно им полюбилась планета Марс. А
полюбилась она потому, что есть у Марса шапки. Совсем как у людей. Только у Марса
Эти две шапки называются так: северная полярная шапка и южная полярная шапка.
И так ребятам захотелось посмотреть на шапки эти, что они всё время про это думали,
и в какой-то момент неведомая сила сама собой перенесла их на Марс.
Идут они по сказочной планете, шапками любуются. А шапки на Марсе – это
огромные скопища водяного льда. Но на планете оказались не только шапки. А ещё
барханы, дюны, гребни, долины, овраги.
Погода на Марсе не детская. Днем, как на Земле – плюс двадцать пять градусов, а
ночью очень холодно – минус восемьдесят. Как ночь настала, ребята домой и
засобирались. Только вот как выбраться-то обратно?
И тут им попался суровый господин Ветер. Самый настоящий Ветер, который есть и
на Земле. Только он гораздо сильнее, чем на родной планете.
— Ветер, Ветер, ты умеешь и можешь многое, — закричали они ему. — Помоги нам
Зашумел Ветер, и в следующее мгновенье неведомая сила подхватила ребят. Они и
не заметили, как очутились на Земле.
— Как хорошо, что мы побывали на Марсе! – подумали они. — Как хорошо, что мы
посмотрели на удивительные шапки этой сказочной планеты.
Волшебная сказка про космос для детей.
Хорошо, если сказок про космос станет больше. Ведь,
как известно, мы рождены для того, чтобы сказку сделать былью. «Жила-была
планета Земля. Её освещало Солнышко. Оно было большое, золотое…»
Сказка «Про находчивую девочку и щедрое Солнце»
Автор: Ирис Ревю
Жила-была планета Земля. Её освещало Солнышко. Оно было большое,
золотое, доброе. Солнышко вставало утром и начинало свою работу. Его тёплые лучи
освещали Землю и согревали всё живое. Люди, звери, птицы – все были довольны. Но
когда Солнышко ложилось спать, на Земле наступала такая темнота, что и рассказать
Но вот однажды одна маленькая девочка сказала Солнышку:
— Спасибо, Солнце, за то, что ты светишь днём. Хорошо, если бы кто-то светил и
ночью. А то я так боюсь темноты.
Солнышко нахмурило свой прекрасный лобик,подумало и решило:
—С помощью своих лучей я совершу волшебство: мои лучики подарят Луне свет, а
она будет посылать свет на Землю.
Так и случилось. Теперь ночи на Земле не были такими тёмными. Кроме того,
вызвались освещать Землю ночью и звезды.
Люди были очень довольны. А маленькая девочка теперь спокойно спала ночью. Ей
снились сны про Землю, Луну, звезды и, конечно же, про Солнце.
Вопрос: Кто совершил волшебство в сказке?
Волшебная сказка про космос
Про космос сочиняются волшебные сказки. Потому что
все, что связано с космосом, волшебно, захватывающе, увлекательно. Далекому
космосу чужды земные законы, там свой свод правил. Многое в космосе удивляет
нас, но не удивляет звезды.
Сказка «Космическое чудо»
Где-то в далекой Галактике жили-были звёзды. Они чувствовали себя
счастливыми, потому что были свободными, красивыми и доброжелательными. Они
дарили свой волшебный свет просто потому, что родились звездами. Они были горды
тем, что являлись частью огромного и волшебного Космоса.
Все звезды чем-то отличались друг от друга. Звезды белого и голубого цвета нрав
имели спокойный, а желтые, оранжевые и красные звезды были побойчее.
И вот однажды в космосе случилось чудо. Дело было так. Много лет ничто не
нарушало покой звёзд. И вдруг в космическом пространстве появилось нечто –
огромное, блестящее. Оно появилось без спросу и неслось на огромной скорости. У
звёзд даже рты раскрылись. От изумления они ничего не могли произнести. И
только одна маленькая красная звездочка восхищенно сказала:
…В Космосе, как и на Земле, есть свои феи. Они тоже творят волшебство. Одна из
космических фей, Чудея, заметила, как маленькая красная звездочка восторженно
смотрит на блестящую новинку.
— Хочешь взглянуть на неё поближе? — спросила фея звездочку.
— Это было бы чудесно, — тихо произнесла та.
— Я здесь для того, чтобы творить волшебство, — сказала фея.
Своей волшебной палочкой фея дотронулась до звездочки, и та вмиг оказалась
неподалеку от блестящего чуда. Звездочка засмеялась и начала сиять на все лады. А
Вскоре она успокоилась, и долго, с восторгом, смотрела на блестящую диковину. В
какой-то момент ей показалось, что оттуда кто-то приветливо помахал ей рукой…
Вопросы к волшебной сказке про космос
1. Почему звезды чувствовали себя счастливыми?
2. Звезды какого цвета были спокойными?
3. Что нарушило покой звёзд?
4. Кто на Земле и в Космосе творит волшебство?
5. Какое желание было у маленькой звёздочки?
6. Исполнилось ли оно?
Главная мысль сказки заключается в том, что в жизни всегда есть место чуду.
Важная мысль сказки также заключается в том, что как это волшебно, когда наши
желания исполняются! В сказках их исполняют феи, чародеи, маги, а в жизни
волшебство нам порой приходится совершать самим. Достичь волшебного,
невозможного можно – надо совершать волшебное по чуть-чуть каждый день!
Какие пословицы подходят к сказке?
Доброе волшебство творится добрыми людьми.
Добрым мечтам – добрые крылья.
Детям о космосе. Сказка о млечном пути.
Как-то раз Павлуша с папой отправились в поход. Не на прогулку, а в самый
настоящий поход с палаткой и ведром картошки.
Доехали до леса, долго шли по тропинке. Даже нашли пару грибочков. И вышли на
Здесь папа поставил палатку и начал собирать хворост, показывая Павлуше как
определять, годен он для костра или нет.
А вокруг звенели, надрываясь, трели невидимых глазу птиц. Летали бабочки и
плескалась в чистой воде реки маленькая рыбка.
Павлуша, глядя на круги воды,спросил:
— Папа, а мы рыбачить будем?
— Не сейчас, Павлик, сейчас мы приготовим легкий ужин, накупаемся. А как только
солнце коснется краешка земли, будем доставать удочки.
— Эх… а я хочу сейчас. Ты посмотри, пап, сколько там рыбы — она даже в воде не
помещается, наружу выпрыгивает.
Папа улыбнулся, погладил Павлушку по голове, и сказал:
— Помещается, просто ей сейчас весело. День-то вон какой веселый, солнечный. Вот
и плещется юная рыбка. Но такую мелочь мы ловить не будем, пусть растет.
Дождемся когда крупная рыба на вечерний клев пойдет.
Павлик сделал серьезное лицо и отправился в лесок, еще хворост собирать.
Начало темнеть. Уставший от плескания в воде и отлично поужинавший
походной кашкой Павлик задремал на одеяле возле палатки.
Папа не стал будить сорванца и один отправился к реке с удочкой.
Но Павлик заснул не надолго. В ночной темноте что-то треснуло. Наверное ночной
зверек случайно наступил на сухую ветку. Звук был подобен грому. И от него
Проснулся, и увидел ясное, полное ярких звездочек небо.
Он лежал на спине на мягком одеяле и пытался сосчитать крохотные ночные
светильники. Но сколько не пытался, постоянно сбивался со счета. Так их было
Поняв, что считать звезды — дело не простое, Павлик сдался. Он просто лежал и
смотрел в небо. Одни звезды еле светили, другие были яркие, как лампочки. Но вот
он заметил среди них какое-то странное явление. Вроде и не звезды, и не чернота. А
как будто белое пятно между ними.
— Что это? — вслух спросил Павлик у папы.
— Ты уже не спишь? — вопросом на вопрос ответил папа. Он закрепил удочку в
ближайшем кусте и пошел к сыну.
— Что ты там увидел? — переспросил он.
— Вон там, что-то белое. Везде небо черное, а там — нет.
— А, это… это млечный путь. — Ответил папа.
— Путь? Это дорога для звездочек?
— Нет, малыш. Это так называют скопление большого числа звезд. Их очень много и
они очень далеко от нас. Поэтому каждую звездочку рассмотреть невозможно, а все
вместе они выглядят как белое пятно.
— О… — издал удивленный звук Павлуша, — как это интересно. А почему они так
все вместе собрались, в белое пятно?
— Это долгая история, но если не боишься уснуть, то могу рассказать.
— Да-да, папа! Я не усну!
— Хорошо, тогда слушай. Когда-то очень давно, когда еще ни меня, ни тебя не было
— И дедушки тоже не было. Ты не перебивай, а слушай.
— В те времена не было так много звезд, как сейчас. А была одна большая, очень
большая и горячая звезда.
— Как солнце, только еще больше.
— И в этой большой звезде жили светлячки. Они жили очень дружно. Вместе пели,
танцевали, вместе плакали, когда кому-то из них было плохо.
Но однажды они поссорились. Уже никто не знает из-за чего. Разругались, и все тут.
И не просто два светлячка, а все. Ни один ни с одним даже говорить не хочет, чтобы
И как только перестали они дружить, как большая звезда распалась. Бах, и
разлетелась маленькими звездочками по всему нашему небу.
Потом часть светлячков, ставших звездочками, все же помирились, и решили
сблизиться. Но соединиться в одну большую звезду они так и не смогли. До сих пор
стараются держаться рядом, но подальше от других звезд.
А нам они видны как млечный путь, словно кто-то из космонавтов пролил кружку
молока, которую хотел выпить на ночь.
— Павлуш, ты спишь…. Спит… А я еще так много хотел рассказать о звездах…
Сказка про звезды и космос: откуда взялись созвездия.
Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько на небе звезд? А может и хотели их
посчитать? Звездное небо — это большая тайна, которая издавна манит к себе
взрослых и детей необычными яркими огоньками и интересными явлениями. Но
оказывается то, каким мы видим его, — только красивая обертка, а на самом деле
существует целый звездный мир со своими историями, приключениями и другими
интересными событиями. Какими именно? Об этом расскажет наша сказка
Детские сказки Детские сказки это совершенно особый жанр народных сказок и это не только средство забавы, но одно из важнейших средств развития мышления.
Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна «Светофор»Светофор — наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.
Детские стихи и сказки про животных Уважаемые коллеги! Мне очень приятно, что Вам понравилось стихотворение про слоника. Хочу предложить Вам еще несколько миниатюр. Докучная.
Фотоотчет «Космические старты» Фотоотчет «Космические старты» (средняя группа) День космонавтики наша группа решила отметить космическими стартами. В соревнованиях приняли.
Коллективная работа «Космические дали» Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе. Задачи: Продолжать знакомить с космическими объектами; Уточнить знания детей о планетах.
Источник