Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Сочинение на лингвистическую тему: «Какова роль двоеточия?»
Исходный текст:
(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов.
(3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.
(5) – Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, – говорит Мери. (6) – Вот послушай – это Галактион:
(7) В сердце мечта таится,
Небо – полоской ясной.
(8) Юноша: «Стой, девица!»
(9) Девушка: «Сгинь, несчастный!»
(10) – Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», – говорю я.
(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. (12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих.
(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.
(16) – Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплёт?! – раздалось вдруг у самого моего уха.
(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.
(19) – Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!
(21) – Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь. (22) Ну, здравствуйте! – Илларион сел.
(23) – Как у вас идут дела?
(24) – Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, – ответила Мери.
(25) – Заканчиваете или только начинаете?
(26) – Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен! – сказал я.
(28) – Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! – улыбнулся Илларион.
(29) – Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу. (30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку. (31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки – это надежнее, вернее.
(35) – Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? – вдруг обратился Илларион к Мери.
(36) – Вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею.
(37) – Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город! (По Н. Думбадзе)
C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли двоеточия.
Помогите Антону доказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Какова роль двоеточия?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Н.Думбадзе.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции двоеточия. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Сочинение
Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.
Двоеточие выполняет разные функции. Во-первых, оно служит для разделения. Например, в предложениях 8,9,10 из текста Н.Думбадзе двоеточие разграничивает слова автора и прямую речь.
Во-вторых, двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, рассмотрим предложение 13: «Через тысячу лет я тебя призываю: иди!» Двоеточие здесь не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и предупреждает о том, что во второй части последует изъяснение, дополнение к сказанному в первой части. К чему «призываю»? В предложении 11 («… Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол.») двоеточие ставится между частями бессоюзной сложной конструкции, сопровождая смысловые отношения причины. Почему Мери закрывает рот рукой?
Двоеточие в любом предложении сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. Значит, этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию.
Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты.
Источник
А в этом тексте глаголы-сказуемые «играют» по-другому.
1. Во 2-ом предложении они помогают для олицетворения, в 15-ом – метафоры.
2. В предложении №9 использован в качестве сказуемого устаревший книжный глагол, что в сочетании с просторечным «батя» создаёт особенную, доверительно-праздничную интонацию.
3. В одиннадцатом предложении просторечный глагол-сказуемое «таращился» подчеркивает глупое, детское поведение мальчика по отношению к отцу. В предложении № 16 Просторечное «горбатится играется уде другую роль: мы видим какую-то обречённость в происходящем.
4. Предложение №20 – побудительное, сказуемое «пускай возвратится» выражено глаголом повелительного наклонения. В этом сказуемом и надежда, и желание, и боль от того, что эта надежда может не осуществиться.
Выберите примеры-доводы, кажущиеся вам самые яркими и попытайтесь сами написать произведение.
Поработаем по теме, содержащей понятие «обращение».
C2. Напишите произведение-рассуждение, раскрывая суть высказывания лингвиста Н.С. Валгиной: «Обращение может иметь целью не только привлечь интерес собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего».
Доказывая собственный ответ, приведите 2 (два) примера из прочтённого текста.
Приводя примеры, показывайте номера нужных предложений либо используйте цитирование.
Вы имеете возможность писать работу в научном либо публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать произведение Вы имеете возможность словами Н. С. Валгиной. Количество произведения обязан составлять не меньше 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочтённый текст (не по этому тексту), не оценивается. В случае если произведение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Произведение пишите бережно, разборчивым почерком.
(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Далеко, на склонах праздничных гор, паслись стада, и воздушное пространство был наполнен весенним запахом полевых цветов.
(3) В школе занятий уже не было, и мы подготовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к ветхой закинутой мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.
(5) – Стихи, выбранные к экзамену, ты обязан знать наизусть, – говорит Мери. (6) – Вот послушай – это Галактион:
(7) В сердце мечта таится,
Небо – полосой ясной.
(8) парень: Находись, женщина!
(9) Женщина: Сгинь, несчастный!
(10) – Моя бабушка тут бы сообщила: «Чтобы ты провалился через почву, бесстыдник», – говорю я.
(11) Я пробую еще что-то сообщить про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, дескать.
(12) Позже я просматриваю собственные стихи, каковые, не смотря на то, что их и нет в программе, необходимой для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а на данный момент желаю прочесть Мери:
(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих…
(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и наблюдает куда-то вдаль, в глубокую синеву неба, где, чуть касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья туч.
(16) – Ты, я вижу, снова стихи придумываешь, стихоплет?! – раздалось внезапно у самого моего уха.
(17) Я подскочил как будто бы ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял радующийся Илларион.
(19) – Мы к экзаменам подготавливаемся. (20) Здравствуй, Илларион!
(21) – Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь… (22) Ну,
здравствуйте! – Илларион сел.
(23) – Как у вас идут дела?
(24) – Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, – ответила Мери.
(25) – Заканчиваете либо лишь начинаете?
(26) – Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен! – сообщил я.
(28) – Э, дорогой мой, экзамены у вас лишь начинаются! – улыбнулся Илларион.
(29) – Людская судьба, дети мои дорогие, похожа на мельницу.
(30) Помнится, выстроили мы колхозную мельницу, что за деревней, и разрешили войти по желобу отечественную речушку. (31) Билась, билась вода, да так и не сумела переместить колесо с места – силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, к тому же как! (34) Две реки – это надежнее, вернее.
(35) – Ты отправишься в город, как школу окончишь, дочка? – внезапно обратился Илларион к Мери.
(36) – Вряд ли я отправлюсь, дядя Илларион, я не сумею…
(37) – Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город!
В предложениях 20, 24 обращения дают наименование адресату речи: мы выясняем имя человека, подошедшего к ребятам.
В предложениях № 16, 21, 28, 29, 35 их роль другая: они делают стилистические функции и являются носителями экспрессивно-оценочных значений. В 16-ом предложении Илларион насмешливо именует Илико «стихоплётом», в 21-ом, иронизируя над парочкой, обращается к ним «профессоры». Обращения «дорогой мой», «дети мои», «дочка» в предложениях № 28, 29, 35 говорит о симпатии участника диалога к собеседникам.
Vladus — У Влада (Премьера Видеоклипа 2017, Пародия)
Источник
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (подготовка слабоуспевающих и немотивированных учащихся к ГИА 9 по русскому языку)
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Статья просмотрена: 13595 раз
Библиографическое описание:
Александров, И. Н. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (подготовка слабоуспевающих и немотивированных учащихся к ГИА 9 по русскому языку) / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4018/ (дата обращения: 16.06.2021).
Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу учащимися экзамена в новой форме. Данные материалы нацелены на подготовку слабоуспевающих и немотивированных учащихся. При работе с такими детьми необходимо искать такие формы и методы, которые заинтересуют ребёнка, пробудят в нём активную познавательную деятельность.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо выстроить урок по принципу наглядности. Одной из первостепенных задач является показать ребёнку схему выполнения задания. Это позволит выделить основное в учебном материале, установить существенные связи между понятиями и свойствами, анализировать, абстрагировать и обобщать.
В приведённом ниже материале мы будем использовать стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций. Для нас важно показать учащемуся, как лучше написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему без потери баллов по критериям С1К1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос), С1К2 (наличие примеров-аргументов), С1К3 (смысловая цельность, речевая связанность), С1К4 (композиционная стройность работы), ГК1-ФК1 (критерии оценки грамотности и фактической точности речи).
Написание каждого отдельного элемента сочинения-рассуждения начинается с объяснения критериев С1К1-С1К4, ГК1-ФК1. Следующим этапом становится написание под диктовку вступления, основной части (тезис-примеры-аргументы-вывод), заключения. Завершающий этап работы — написание своего собственного сочинения по предложенному тексту из сборника А. Ю. Кузнецова, А. С. Задорожной, Л. И. Кузнецовой «ГИА 9.Русский язык. Тренировочные материалы».
Для написания пробного (совместного) сочинения мы выбрали рассказ Н. В. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» из сборника А. Ю. Кузнецова.
ТЕКСТ
(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов. (3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.
(5) — Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, — говорит Мери. (6) — Вот послушай — это Галактион:
(7) В сердце мечта таится,
Небо — полоской ясной.
(8) Юноша: «Стой, девица!»
(9) Девушка: «Сгинь, несчастный!»
(10) — Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», — говорю я.
(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку — Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. (12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих.
(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.
(16) — Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплет?! — раздалось вдруг у самого моего уха.
(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.
(19) — Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!
(21) — Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь. (22) Ну, здравствуйте! — Илларион сел.
(23) — Как у вас идут дела?
(24) — Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, — ответила Мери.
(25) — Заканчиваете или только начинаете?
(26) — Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен! — сказал я.
(28) — Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! — улыбнулся Илларион.
(29) — Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу. (30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку. (31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места — силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки — это надежнее, вернее.
(35) — Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? — вдруг обратился Илларион к Мери.
(36) — Вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею.
(37) — Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город! (39) По жизни лучше идти вдвоём.
(По Н. В. Думбадзе)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
1 ЭТАП
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2)
С1К1
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса нет
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне
Варианты вступления
1) В. Г. Короленко, на мой взгляд, говорит о таких средствах художественного изображения, которые позволяют предать мысли и чувства человека. Разнообразие лексики русского позволяет раскрыть характеры героев художественного произведения, а грамматика позволяет создать мелодичное высказывание, текст, свойственный только данному персонажу, особенностям его поведения. Приведу примеры из рассказа Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
2) Смысл высказывания известного писателя В. Г. Короленко я понимаю так: в русском языке существуют такие средства изображения, которые помогают открыть самые сокровенные «тайники души» человека. К ним можно отнести как лексику (разговорные, просторечные слова, фразеологизмы и др.), так и грамматику, позволяющую связать словосочетания в предложение, а затем в текст, что делает речь человека благозвучной и мелодичной. Обратимся к произведению Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
3) Выдающийся русский писатель В. Г. Короленко писал: «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко прав, ведь лексика и грамматика русского языка делают речь яркой, красочной, выразительной, помогают передать самые разные чувства человека, их оттенки. И мы видим, как умело Н.Думбадзе в произведении «Я, бабушка, Илико и Илларион» использует эти художественные средства для изображения грузинского народа в годы Великой Отечественной войны.
4) «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли», — пишет В. Г. Короленко. Мы видим, как удивительно искусно Н. В. Думбадзе в приведённом выше произведении «Я, бабушка, Илико и Илларион», используя как лексику, так и грамматику русского языка рисует жизнь грузинской колхозной деревни в годы Великой Отечественной войны. Через средства художественного изображения автор передаёт лиризм, драматизм, юмор, комизм ситуаций. Приведём примеры из прочитанного нами текста.
ЭТАП 2
С1К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не
указав его роль в тексте.
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента из текста, не указав его роль в тексте. Или привел аргументы не по предложенному тексту
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Тропы
Понятие
Пример
1)стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий; 2)обозначение всякого содержательно-значимого контраста
Я царь -я раб, я червь — я бог! (Г.Державин)
…И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (А. С. Пушкин)
1)перенос по сходству с одного предмета на другой, скрытое сравнение
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А. С. Пушкин) Утро года — весна.
1)художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. Подчеркивает какие-либо свойства, качества, признаки предмета.
Невыразимое горе, тучи чёрные, красна девица, буйная головушка, багровый день и др.
1)художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (количественное усиление признаков предмета)
В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский)
1)изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением. Использование сравнительных союзов — как, словно, будто, точно, похож, ровно, как будто, что. Использование бессоюзных сравнений в форме тв.п.
Улица была — как буря.
Соловьём залётным юность пролетела. (тв.п)
Особый вид метафоры, перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
Терк воет, дик и злобен (М.Лермонтов)
Хотят в росе понежиться поля (А.Фет)
Варианты написания основной части (использование примеров-аргументов)
Для более полного раскрытия состояния героев автор использует в предложениях № 8 и 9 антитезу «Юноша: «Стой, девица!», «Девушка: «Сгинь, несчастный!», для того чтобы показать отношения возлюбленных.
Также в предложении № 14 автор использует метафору «стану горскою пепла в молниях жарких твоих», т. е. объятиях, для того чтобы показать настоящую силу любви.
Для передачи влюблённости героев автор использует в предложениях № 1 и 2 эпитеты «пробуждённая природа», «торжественные горы». Эти средства художественного изображения помогают увидеть зачатки первой светлой любви.
В предложении № 13 автор использует гиперболу «через тысячи лет я тебя призываю: иди», для того чтобы показать настоящую любовь, которая может прожить не одно десятилетие, а целую вечность.
Так в предложении № 29 автор использует сравнение «человеческая жизнь похожа на мельницу», для того чтобы показать круговорот событий, повторяемость процессов и явлений жизни.
Автор в предложении № 31 использует приём олицетворения «билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места». Именно олицетворение помогает передать состояние одиночества. Оно утверждает, что человек не может находиться один и бороться в одиночку.
Автор утверждает, что сила любого человека — это его друзья, родители, любимый человек. И только с ними он способен победить все невзгоды. Используя в предложениях № 32 и 33 метафору «две реки — это надёжнее, вернее», мы убеждаемся в силе настоящей дружбы и любви.
В предложении № 17 автор использует сравнение «словно ужаленный», для того чтобы показать испуг мальчика, непредсказуемость поступка героя.
ЭТАП 3
С1К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
Варианты заключения
1) Поистине бесконечны возможности русского слова, и в этом убеждаемся вновь и вновь, обращаясь к шедеврам русской литературы, созданным нашими классиками.
2) Таким образом, как истинный мастер слова Н. В. Думбадзе тонко и точно передал движение души персонажей, их влюблённость, показав всю сложность и драматичность внутреннего мира героев.
3) Благодаря удивительному владению русским словом, Н. В. Думбадзе приоткрывает занавес жизни героев. Мы наблюдаем за их поступками, движением мысли, разнообразием чувств.
4) Таким образом, широко используя лексику русского языка и опираясь на знания его грамматического строя, Н. В. Думбадзе расширяет наше представление о чувстве настоящей любви.
С1К4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С1К1–С1К4
1. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008, 784 стр.
2. Кузнецов А. Ю., Задорожная А. С., Кузнецова Л. И. ГИА 9. Русский язык. Тренировочные материалы. Издательство: МЦНМО, 2012
3. Драбкина С. И., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Москва: Интеллект-Центр, 2013,-208 стр.
Похожие статьи
Работа с художественным текстом на уроках русского языка
художественный текст, русский язык, текст, художественная литература, анализ текста, интерпретационная деятельность
Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня. Эмоциональное понимание художественного текста — это основа нравственного.
Абзац – предложение в зачине художественного текста
В художественном повествовании (монологический текст) абзац-предложение
Стилизация обеих диктем сильная; специфическое актуальное членение этих АП выделяет ключевые
Сопоставление диктемы как универсальной единицы текста с абзацем подтверждает тезис о.
Семантическая организация текста | Статья в журнале.
Семантическая членимость симилятивных фразеологизмов. Семантическая организация текста.
Понимание смысловых черт обеспечивает семантическое пространство художественного текста — ментальное образование, в организации которого задействовано.
Текст как единица общения и обучения опосредованному.
Как коммуникативной единице тексту свойственны такие признаки, как целостность, смысловая законченность, завершенность.
Художественный текст занимает особое место, ибо его цельность и делимитация основываются не на строгой логике рассуждений, а.
Подходы к трактовке текста и художественного концепта.
По мысли исследователя, наибольшую значимость при определении понятия «текст» имеет читательская интенция, т.е. «для
Художественный текст, по Ю.М. Лотману, – определенная модель мира, некоторое сообщение на языке искусства, обладающее свойством.
Связанность как лингвистическая категория текста
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, текст, смысловая связь, элемент, построение текста, начальная позиция, отдельное
Поэтому текст может состоять из одного и более предложений. Смысловая цельность текста заключается в единстве его темы.
Библионимы в творчестве В.П. Крапивина: семантика, типология
Преодоление трудностей понимания художественного текста на. 3. После прочтения текста.
На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факультете.
Интерпретация художественного текста | Статья в журнале.
Художественный текст сложен и многослоен. Задача его интерпретации — извлечь максимум заложенных в него мыслей и чувств писателя.
Смысловая и эстетическая информация художественного текста сконцентрирована в образе, и попытки проникнуть в нее следует.
Преодоление трудностей понимания художественного текста на.
Формирование смысловой стороной чтения «про себя». Для оценки понимания общего смысла текста учащимся были предложены вопросы о структуре текста, о последовательности.
Источник