Солнца в алхимии — Suns in alchemy
В алхимических и герметических традициях солнца ( ) используются для обозначения множества понятий, подобно солнцу в астрологии . Солнца могут соответствовать золоту , citrinitas , воспроизводящим мужским принципам, образам «царя» или Аполлона , огненному духу или сере , божественной искре в человеке, благородству или неподкупности. Повторяющиеся изображения определенных солнечных мотивов можно найти в форме «Темного» или «Черного Солнца» или зеленого льва, пожирающего солнце.
Sol niger
Sol niger (черное солнце) может относиться к первой стадии алхимического магнум opus , nigredo (почернение). В тексте, приписываемом Марсилио Фичино , описаны три солнца: черное, белое и красное, что соответствует трем наиболее часто используемым алхимическим стадиям цвета. О sol niger он пишет:
Тело должно раствориться в тончайшем срединном воздухе: тело также растворяется в собственном тепле и влажности; где душа, срединная природа удерживает первенство в цвете черноты, все в стекле: эту черноту Природы древние философы называли головой вороны или черным солнцем.
Черное солнце используется для освещения растворения тела, почернения материи или гниения в Splendor Solis и « Philosophia Reformata» Иоганна Даниэля Милиуса .
Источник
Алхимические символы
Алхимические символы
В алхимии символы играют особую, если не главную роль:
1. Символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).
2. Символ средство познания и Путь Истины, символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).
Natura incipit , ars dirigit , usus perficit — Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.
Лестница — путь к познанию в алхимии.
Василиск (кокатриса) – инициация в мудрость, знания.
Медведь – хаос, первоматерия, которую алхимия призвана привести в порядок.
Орел, взмывающий ввысь – освобожденная духовная часть первоматерии.
Алхимики используют знаки для обозначения времени преимущественно из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток.
3. Время суток (день, ночь)
5. Месяц (состоит из 40 дней)
Первичная материя — для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи.
Черное солнце — символ первичного материала.
Роза – символ тайны, мудрости.
Меч Фламберг, саламандра — тайный огонь — реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество.
Скелет — символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.
У алхимиков в изначальных процессах участвуют, как правило, 7 металлов, соответствующие 7 дням недели, их богам, металлам и соответствиям, из которых получаются другие соединения:
1) Луна, серебро, понедельник. Цвет – белый, серебристый.
Белый цветок – серебро
2) Марс, железо, вторник. Цвет – красно-розовый, оранжевый.(Воин с мечом).
Это дуальность и противоположность, солнце и луна, золото и серебро, соединение серы и ртути.
Жаба, орел, козлиная голова — сера .
Лиса – временно затвердевающая красная сера, противоположность петуха.
Лев, петух – ртуть, летучая часть вещества камня – живая, активная сухая вода.
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.
Король и королева — это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись первовеществом.
Первовещество — это (мужское) вещество, становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы, инь и ян в китайской алхимии.
Кацудей – мужская сера и женская ртуть, трансформация, растворение, иногда представляет символ юпитера.
Ключ — (познание), часто по форме не предназначенный для открывания.
Мост – трансформация одного в другое.
Герметический сосуд – получение из 2-х компонентов 3-го.
Философская Ртуть — душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская Ртуть изображалась в виде гермафродита, либо мужчины и женщины вместе.
Две соперничающие птицы, два орла, оленя, орел и лев – символ превращения, двойственная природа, философская ртуть.
Два дракона или змеи, кусающих друг друга (серу — бескрылой змеей, ртуть крылатой). Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию или первовещество.
3) Меркурий, среда, ртуть. Цвет – темно-синий.
Но, это, прежде всего, триада алхимиков — сера, ртуть и соль. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Человек рассматривался, как мир в миниатюре. Отсюда значение элементов: Сера — Дух, Ртуть — Душа, Соль — тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов — тела, души и духа.
Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Сера (сульфур) — бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.
Ртуть (меркурий) – душа, — то, что соединяет тело и дух.
Соль – тело, — то материальное что остается после обжига.
С химической точки зрения один из компонентов металл, другой — минерал содержащий ртуть, что дает философскую ртуть.
Драконом называли и селитру, и сулему, и огонь, все с чего начинались опыты, чаще бывает связанным с Меркурием – ртутью.
4) Юпитер, четверг, олово. Цвет – красно-коричневый.
Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого — холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.
Жезл – символ превращения.
Базой для всех алхимических теорий является теория 4-х элементов. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества, 4 элемента также представляются в четырех херувимах – человек (земля), бык (вода), орел (воздух), лев (огонь) .
5) Венера, пятница, медь. Цвет – золотистый, красный.
Аристотель определил соединение 4-х противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, и добавил к четырем элементам пятый — квинтэсенцию., которая изображалась 5-тилепестковым цветком, разрезанным яблоком или пентаграммой.
6) Суббота, Сатурн, свинец. Цвет – черный.
Сатурнова соль—ацетат свинца.
Старик с косой , Хронос, скелет — символ свинца.
Зеленый лев – мышьяк и свинец.
Красный лев — киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик.
Волк с раскрытой пастью — это сурьма.
7) Воскресенье, Солнце, золото. Цвет – желтый.
Основной принцип: ртуть и соль ведут к получению алхимического золота.
Солнце, красный лев, рыцарь в панцире – золото
Красный цветок – золото.
Солнце могут также символизировать – крылатая змея, орел со змеей, сокол, лебедь.
Лев пожирающий солнце — процесс растворения ртутью золота.
В своих трактатах алхимики описывали вещества различно, причем зачастую в одном и том же
трактате одно и то же вещество называлось по-разному.
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде оуробора – змея/дракона пожирающего свой хвост — символа Вечности и всей алхимической цели — поиска философского камня.
Ворон – изначальное состояние материи, будущий философский камень. Часто изображается с черным солнцем и скелетом, как символом свинца, в 1-й стадии нигредо.
Всего существуют три основные этапа Делания:
Нигредо (nigredo) — черная стадия, когда все компаненты были собраны и подверглись обжигу, то есть, сплавление, смешение всего воедино и прокаливание.
Альбедо (albedo) — белая стадия, — лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо — это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, металлы – серебро и ртуть. Растворение, смешивание, процесс застывания.
Рубедо (rubedo) – красная стадия, его металл — золото, застывшее солнечное пламя.Точка кипения.
Эти 3 этапа иногда изображаются так:
Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.
Женщина с вороном в руках – брожение.
Ворон на щите – очищение.
Девиз: «Visita Interiora Terra Rectificanto Inveniens Occultum Lapidem» , что означает «Посети внутренности Земли и очищением (ректификацией) обрети Камень». В алхимических трактатах широко используется аббревиатура из первых букв – V.I.T.R.I.O.L
Феникс – символ философского камня.
« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови» . —
Это рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймонду Луллию (XIII—XIV в.) и повторенный английским алхимиком XV столетия Джорджем Рипли в «Книге двенадцати врат» <ВСС, 2, с. 275—284)
Французский химик XIX века, Жан-Батист Андре Дюма, философскую ртуть называет свинцом. Прокалив его, Рипли получает массикот (желтую окись свинца) — это зеленый лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва—красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислый виноградным спиртом — винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода—«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или «черный дракон» — это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца: «черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва».
Источник