Меню

Символика сказки были кладовая солнца

«Своеобразие творчества М. Пришвина на примере сказки были «Кладовая солнца»»

Михаил Михайлович Пришвин родился в Орлов­ской губернии. Гимназическое образование получил в России, дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. В Россию он вернулся агрономом и некоторое время работал по специальности, но, по словам его коллег, «почувствовал особое тяготение к русскому языку». Чтобы оценить Пришвина как пи­сателя и мыслителя, достаточно процитировать слова А. М. Горького из письма к Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знато­ка природы и чистейшего поэта ее, как Вы, М. М. в нашей литературе — не было. у многих природа рус­ская порою вызывала сердечные слова, но ни у кого не находил я все охватывающей, пронзительной и ли­кующей любви к земле нашей, ко всему живому и якобы смертному. ».

В. А. Солоухин писал: «Фотографическая точность в прозе сочетается с высокой поэзией, и это-то сочета­ние является главной отличительной чертой При­швина как художника». Нужно отметить и еще одну особенность пришвинской прозы. Как правило, у пи­сателя описание природы, пейзаж имеет вспомога­тельное значение, помогает воссоздать обстановку, создать настроение, объяснить или выявить душевное состояние героев. В произведениях Пришвина природа живет еще и самостоятельно, рождая движение души и мысль. Не каждому даны такой душевный на­строй, тонкая наблюдательность, чтобы перенести свои ощущения в чистый простой язык.

Главное действующее лицо в рассказах М. М. При­швина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды. В своем дневнике Михаил Михайлович писал: «Чувство при­роды есть чувство жизни личной, отражаемой в при­роде: природа это я. Труднее всего говорить о себе, от­того так и трудно говорить о природе».

Наиболее известное произведение Пришвина — сказка-быль «Кладовая солнца». «Кладовая солн­ца» — волшебное название. Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: «В од­ном селе, возле Блудова болота. ». Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, об­стоятельств повествования. В сказках часто дети ос­таются сиротами и живут самостоятельно. Сказочной кажется «чудесная вещь» — компас. В сказках часто встречаются такие предметы, которые помогают геро­ям в трудных ситуациях: волшебный клубок, яблоч­ко, сапоги-скороходы. Но мы знаем, что компас дей­ствительно необходимая вещь, реальный помощник. Как и в русских сказках представлены образы живот­ных и птиц. Волку и тетереву автор дает прозвища — Серый помещик и Косач. Ели, встречающиеся на пути Митраше, предстают в образе старушек: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот она голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а в другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок. ». Да и сам сюжет является тради­ционно сказочным: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

Как же сам автор определяет жанр своего произве­дения? Для него «сказка-быль» — это неделимое по­нятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведения Пришвина. Сказочные образы метафоричны, богаты сравнениями. Когда же автор говорит о реальных событиях, то подчеркивает вол­шебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы.
В описании детей чувствуется авторская любовь и нежность: «Они были очень милые». Портретным описаниям придана сказочная прелесть: «волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом», «вес­нушки по всему лицу были крупные, как золотые мо­нетки. Только носик один был чистенький и глядел вверх». Часто упоминается эпитет «золотой», напо­минающий о солнце — символе тепла и жизни.

Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хоть и невелик пока, но уже обладал каче­ствами «мужичка».

Мы не видим детских игр и развлечений, на плечи детей легла забота о хозяйстве. На протяжении всего текста автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!».

Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы доб­рые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.

О своеобразии творчества М. М. Пришвина очень емко сказал В. А. Солоухин: «Основная тема творче­ства Пришвина, основной объект его художественно­го исследования — человек. Человек и природа. Вос­приятие природы человеком, влияние природы на че­ловека, взаимодействие человеческой души и природы, тончайшие и глубокие движения человече­ской души в ответ на те или иные проявления приро­ды».

Источник

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Читайте также:  Контактные линзы защита от солнца

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

Читайте также:  Как рисовать символ солнца

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Конспект урока литературы 5 класс по теме «Образы-символы как модель человеческих отношений в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе.

Тема: «Кладовая солнца» М. Пришвина на современный лад…образы-символы как модель человеческих отношений в обществе.

Цель: формировать умение детей раскрывать значение образов-символов через содержание произведения, развивать речевые навыки учащихся, умение излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, интерпретировать художественный текст; воспитывать дружеские отношения, уважение к друг другу, умение выслушать товарища в процессе групповой работы, любовь к родным и близким людям, дому, Родине.

Образовательные задачи: учить умению анализировать текст, мотивировать свои суждения.

Развивающие задачи: развивать речь, творческие способности учащихся, расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).

Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения, любовь к близким и родным людям, дому, Родине, к родной природе.

Предварительная работа: чтение сказки-были «Кладовая солнца», сравнительная характеристика героев произведения, карточки-задания для групповой работы, презентация, выполненная в Power Pointe .

Тип урока: игра с элементами инсценировки.

Читайте также:  Дарк соулс персонаж с солнцем

Оборудование: интерактивная доска, таблицы с правилами ведения дискуссии.

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: умение понимать тему, идею литературного произведения, сверхзадачу писателя, умение пересказывать фрагменты сказки-были, отвечать на вопросы;

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

Личностные: развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося, обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Добрый день, дорогие гости, ребята! Сегодня мы проводим заключительный урок по изучению замечательного произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».

Сам Михаил Пришвин оценил свой жизненный путь так: «Весь мой путь был из одиночества в люди». Я предлагаю вам сегодня, ребята, вместе совершить путь в мир игры, не поодиночке, а вместе…ведь мы будем говорить о дружбе, верности, отзывчивости, сочувствии и сострадании. То есть, мы должны либо доказать, либо опровергнуть правильность наших суждений.

А, как вы думаете, что нам может помочь увидеть в произведении о природе эти человеческие качества? (дружбу, любовь, сострадание)

Конечно же, образы-символы! Что же такое образы-символы? Как понимать это слово? (образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме; например, ветер – символ тревоги, хлеб-соль – символ гостеприимства).

Ребята, помогите мне сформулировать тему урока, ведь вы уже знаете, что сегодня мы работаем с образами-символами. Будет ли звучать сказка-быль как-то по-новому, по-особенному, на ваш взгляд?

Тема урока: сказка-быль Михаила Пришвина «Кладовая солнца» на современный лад…образы-символы в произведении как модель человеческих отношений.

— Урок будет проходить в форме игры. Как вы думаете, какие цели нашего урока?

— Правильно, в умении работать в команде, отвечать правильно на поставленные вопросы, уважать друг друга, не перебивать…

— И самое главное, мы должны показать, что автор, М. Пришвин в произведении «Кладовая солнца» хотел раскрыть модель тех человеческих отношений, о которых мечтает каждый: добрые отношения близких, понимание окружающих, взаимопомощь и взаимовыручка в трудной жизненной ситуации.

Образ-символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме; например, ветер – символ тревоги, хлеб-соль – символ гостеприимства.

Тема урока: сказка-быль Михаила Пришвина «Кладовая солнца» на современный лад…образы-символы в произведении как модель человеческих отношений.

— Ой, Митраша, а помнишь, как нам было хорошо жить, когда папа и мама еще были с нами…

— И я вспоминаю (чуть тише)… запах вареной картошечки с зеленым луком…парное молоко…

— А еще теплые мамины руки, бывало прижмешься к ним, и так приятно становиться…дома всегда пахло блинами, горячими, прямо с пылу с жару…уютно было в доме…по-домашнему все устроено…

Цели урока: показать, что автор, М. Пришвин в произведении «Кладовая солнца» хотел раскрыть модель тех человеческих отношений, о которых мечтает каждый: добрые отношения близких, понимание окружающих, взаимопомощь и взаимовыручка в трудной жизненной ситуации.

-Итак, начинаем…каждой команде дано задание, вы можете обсудить его в группе (не более двух минут), вопросы распечатаны на карточках.

I группа – «Лингвисты» — проведите наблюдения над текстом и выделите в нем образы-символы, перечислите их вслух;

II группа – «Поисковики» — проведите наблюдение над текстом и раскройте значение образов-символов, используя примеры из сказки-были «Кладовая солнца»;

III группа – «Рассказчики» — домашнее задание, инсценировки из произведения модель «на современный лад» и авторское прочтение…; покажите модель человеческих отношений – любовь к родным и близким, ссора между братом и сестрой;

IV ГРУППА «Архитекторы» — сконструировать домик из деталей (из каких элементов состоит понятие «человечность»: сострадание, сочувствие, понимание, забота, взаимовыручка, взаимопомощь).

— ВОТ И ПОЛУЧИЛОСЬ У НАС САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ, К КОТОРОМУ МЫ ШЛИ, ВЫПОЛНЯЯ ВСЕ ЗАДАНИЕ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

— Мы побывали в пришвинской сокровищнице. Надеюсь, что вы возьмете в свой жизненный путь: и доброту, и любовь, и сострадание, и умение сочувствовать, сопереживать ближнему. Эти понятия и создают уют в доме и спокойствие на душе!

— Как вы оцениваете свое участие в игре? Зеленые кружки – «отлично», желтые — «надо еще потрудиться», красные – «недоволен своей работой»…

— Таким образом, мы завершаем игру…С каким чувством вы покидаете сегодня этот необычной урок литературы…Что хотели бы сказать напоследок?! Все ли цели достигнуты? Что было наиболее удачным в игре? Чему еще надо учиться? Что, может быть, не получилось?

— Урок окончен. Спасибо за понимание и сотрудничество.

Источник

Adblock
detector