Меню

Сирень под солнцем клод моне

NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

Коллекция Клод Моне Сирень на солнце

Происхождение

Приобретена Иваном Щукиным в парижской галерее Дюран-Рюэля для Сергея Щукина 25 апреля 1899 за 8000 франков. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.

Инв.: Ж-3311

Инв. ГМНЗИ: 137

Небольшая работа «Сирень на солнце» относится к числу первых покупок импрессионистов Щукина. Долгое время она ошибочно считалась и первым произведением Клода Моне в его собрании. Щукин остановил свой выбор на традиционной композиции, совмещающей пейзаж с жанровой сценой, представляющей собой двух дам, укрывшихся в тени куста.
Произведение было создано в саду первого дома Моне в Аржантейе. Известно, что в 1872–1873 годах мастер как минимум трижды обращался к этому сюжету, как бы предвосхищая свои более поздние обширные живописные серии. Одна из вариаций на тему цветущей сирени — «Сирень. Пасмурная погода» из музея Орсе — очень близка по композиции «московской» работе, но совершенно другая по характеру освещения.
«Сирень на солнце» подписана самим художником 1873 годом, хотя автор каталога-резоне Вильденстайн считает, что произведение было выполнено раньше, в 1872 году. Можно предположить, что Моне закончил этот вариант в самом начале 1873 года. Известно, что картина «Сирень на солнце» дважды побывала в галерее Дюран-Рюэля: в первый раз она попала туда еще до 1877 года, а во второй — в 1891-м. Лишь спустя восемь лет ее приобрел московский коллекционер. Похожая судьба сложилась и у картины «Сирень. Пасмурная погода». Дюран-Рюэль купил ее у автора в 1873 году, но лишь в 1899-м она была продана в частное собрание.

Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни

Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.

Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.

Щукин Сергей Иванович
27 июня (10 июля) 1854, Москва — 10 января 1936, Париж

Потомственный купец-фабрикант, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

© Музей нового западного искусства. Все права защищены.
Использование материалов регламентируется соглашением.

Источник

Описание картины «Сирень на солнце» Клода Моне

Пейзажная картина Сирень на солнце, которую Клод Моне написал в ранний период своего творчества, содержит элементы сюжетной композиции. Однако, главным в произведении «Сирень на солнце», как и в других работах импрессиониста, остается цвет и отображение падающих на объекты солнечных лучей.

Читайте также:  Диктант лучик солнца коснулся верхушек деревьев

История картины

Картина «Сирень на солнце» создана в 1872-1873 гг. Клод Моне работал над полотном в первом доме, где он жил после женитьбы на Камилле Донсье – под Парижем, в Аржантее. По жанру картина относится к пейзажам, форма ее – горизонтально расположенный прямоугольник. Существует и другая работа, которую Клод Моне писал с той же композицией, но при более темном освещении, в пасмурную погоду.

За год до написания произведения «Сирень на солнце» Клод Моне вернулся из путешествия по Англии, где видел много выполненных на пленере пейзажей, в результате чего окончательно утвердился в выборе собственного художественного метода. Эта картина – одно из первых характерных импрессионистских произведений художника. Впоследствии Клод Моне будет работать и совершенствовать в своем творчестве именно это направление.

История полотна: «Сирень на солнце» после написания типична для работ создателя импрессионизма:

  1. Сразу после завершения картины Клод Моне продал ее своему постоянному посреднику Дюран-Рюэлю.
  2. «Сирень на солнце» выставлялась в галерее своего нового хозяина дважды – в 1877 г., затем в 1891 г.
  3. В 1899 г. холст был выкуплен у Дюран Рюэля российским коллекционером Щукиным, давним поклонником импрессионизма.
  4. В 1918 г. революционное правительство национализировало галерею Щукина и отправило ее в музей. На сегодняшний день «Сирень на солнце» хранится и выставляется в галерее музея им. Пушкина.

Описание картины

Над полотном «Сирень на солнце» его автор, Клод Моне, работал при ярком естественном освещении. Композиция ее проста: в центре пейзажа – пышные, раскидистые цветущие кусты, размером напоминающие деревья, чистое прозрачно-голубое небо и два женских силуэта в тени ветвей. Обеих женщин Клод Моне писал со своей жены – она была моделью для большинства его картин этого периода. Последние замечаются не сразу – так сильно фигуры, выполненные более темными красками, оттеняют красочные гроздья цветов, сияющая в полуденных лучах зелень листьев и густая трава. Луч солнечного света падает прямо перед ними, окрашивая молодую траву в насыщенный, изумрудно-зеленый цвет.

Этим контрастом Клод Моне заставляет все, что остается позади, прятаться в тени.

Оригинальные размеры картины «Сирень на солнце» совсем небольшие — 50×65. Это не характерно для манеры художника, чаще Клод Моне писал более масштабные полотна. Маленький размер холста «Сирень на солнце» говорит о том, что это произведение было до некоторой степени экспериментом. Манера его исполнения была вдохновлена английскими пейзажами. Клод Моне оттачивал на этой картине свое мастерство передачи света и тени, работы с чистым цветом и разным освещением.

Контекст

«Сирень на солнце» характерный пример раннего импрессионистского творчества ее автора. Как и в других картинах, созданных в Аржантее, Клод Моне делает главным акцентом композиции цвет. Очертания объектов на холсте – расплывчатые, силуэты только обозначены. В работе «Сирень на солнце» он использует следующие оттенки:

  • Бледно-голубой.
  • Изумрудно-зеленый.
  • Розовато-сиреневый..
  • Фиолетовый.
  • Светло-бежевый.

Цветовая палитра на большей части произведения «Сирень на солнце» — светлая, темные пятна обнаруживаются только внизу, в тени ветвей. В центре композиции – роскошные кусты, густо усыпанные крупными цветами. На переднем плане холста «Сирень на солнце» соцветия розоватые, в правом углу – с сине-фиолетовым оттенком. Эта часть картины освещена лучше всего, лучи дневного светила играют на листьях и лепестках ослепительно-яркими переливами. На этом фоне две женских фигуры почти не заметны – Клод Моне хотел, чтобы они только оттеняли основные объекты полотна. Силуэты оттягивают на себя часть внимания, уравновешивая композицию, придавая ей чуть больше разнообразия и гармонии.

Читайте также:  Не греет холодное зимнее солнце

Источник

Сирень под солнцем клод моне

Клод Моне. Сирень на солнце. 1872

Когда цветет сирень, то понятно: так природа встречает лето. Провожает его — рябина со своими ярко-красными горькими плодами. Как два верстовых столба по краям лета, сирень и рябина, обрамляют его: одна — в начале, другая — в конце. И в сирене, и в рябине поэты и художники находят образы человеческой жизни и судьбы.

Рябина — ее результат, ее горечь, а сирень — жизнь, пьянящая и манящая, душистая и обещающая, молодость, любовь, свежесть и ожидание счастья. Она пленяет девственной красотой и таинственностью, но только на миг, ее волшебство тает так же быстро, как первый снег. Есть древнегреческий миф о сирени.

Жила в давние времена прекрасная нимфа Сиринга, в которую влюбился бог Пан, друг бога Диониса. Но Пан был настолько страшным, что даже повитухи при его рождении испугались: он родился с рогами, ногами и бородой козла. Мать от страха бросила младенца на произвол судьбы и убежала. Его отец, Гермес, пожалел сына и принес его к богам на Олимп. Там его полюбили.

Но Пан захотел вернуться на землю и стал жить в лесу, ублажая лесных жителей своей игрой на свирели. И все бы хорошо, но однажды он встретил прекрасную нимфу Сирингу, в которую без ума влюбился. Увидев нимфу на охоте в своем лесу, он был покорен ее красотой и пошел за ней, чтобы сказать, какая она красивая.

Но гордая и капризная нимфа, давшая клятву оставаться целомудренной, потому что считала, что никто не достоин ее красоты, увидев козлобородого Пана, бросилась от него бежать. Когда Пан был совсем близко, она увидела речку и взмолилась речным богам, чтобы те ее спрятали. Боги превратили девушку в тростник, который получил название сирени.

Пан обучает Дафниса игре на сиринге (римская копия греческой скульптуры, найденная в Помпеях)

Несчастный влюбленный Пан от горя и желания не расставаться с возлюбленной, сделал из нескольких тростиночек куста сирени свирель, которая напоминала ему о прекрасной нимфе.

По форме она была похожа на трубочки цветков сирени. Трубочку он так и назвал — Сиринга, которая в народе получила название флейты Пана (syrinx по-гречески — «трубка). Сиринга стала символом безмятежной радости, чистоты и идиллии.

В этом мифе – вся правда о сирени-Сиринге, таинственном образе романтической веры в воздушную мечту, фантом, выдуманный мир, который никогда не сбывается и рассеивается, как мираж, как только к нему приближаешься.

Не случайно цветет сирень белым, синим, лиловым и фиолетовым – цветами мечты, тайны и загадочности.

Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу.

Куст Врубель писал с натуры, но сказочная идея рождения живого из неживого, воплощения души природы в осмысленный образ, была подсказана ему его фантазией. Картина – воплощение древнегреческого мифа о Сиринге, только наоборот.

Образ девушки — не образ человека на фоне кустов сирени, как у Клода Моне в «Сирени на солнце», а фантастически-сказочное рождение прекрасной девушки-души цветущей сирени. Она несет на себе ее черты: голубые блики и волосы – цвета ветвей кустарника. Девушка еще не полностью воплотилась, процесс не завершен. Художник назвал свою героиню Татьяной в честь Пушкинского образа души поэта. Душа сирени — это и есть душа Татьяны.

Читайте также:  Можно беременным быть солнцем

В картине передана любовь художника к природе, к которой он относится как к живому существу. Современник Врубеля как-то сказал о его картинах: «Природа ослепила его. за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Написание картины «Сирень» была связана с пребыванием Михаила Александровича в гостях у Николая Ге в Чернигове.

Михаил Врубель Сирень 1900

Здесь он увидел заросли сирени во всей ее цветущей красоте. Так возникла идея, которую он воплотил в самой сложной своей картине. Михаил Врубель пытался высказать в ней свою философию и свое творческое кредо: художник должен каждый раз стремиться преодолеть видимость формы, прорваться сквозь нее к смыслу.

Главное — стремление, процесс преодоления. Поэтому на картине процесс воплощения души в человеческий образ-смысл еще не завершен. Завершение будет означать смерть, т.к. дальше завершения движения нет. Но в мире процесс воплощения никогда не заканчивается. Возникают бесконечные острова смыслов, порождаемые каждым человеком из хаоса Бытия снова и снова.

Картина «Сирень» выполнена в излюбленной цветовой гамме Врубеля со всеми оттенками синего, присутствующими в цветах сирени: от голубого до фиолетового. Черты лица выступающей из куста сирени нимфы напоминают черты любимой жены – оперной певицы Надежды Забелы, его излюбленной модели. И в ее лице, кроме Черниговского куста сирени, явно присутствует мотив романса Рахманинова «Сирень» на слова Е.Бекетовой, который исполняла Надежда Ивановна на концертах.

Захаров Евгений, Сирень

Сирень завораживает и очаровывает не только художников, но и поэтов. Она вызывает у них самые разные ассоциации, но в основном жизнеутверждающие, восторженные, любовные. Привожу в заключение только самые-самые понравившиеся любимых поэтов.

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.
Раздышались цветы — и на тёмный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
(Александр Блок)

Клонясь под волнами ветров,
Сирень глядит в мое окно,
Она моих не слышит слов,
Ей все равно, ей все равно.
Ни снов и радостей и бед,
Она, смеясь, стучит в стекло,
В ней вовсе состраданья нет,
Ей все равно, ей все равно.
Она беспечна и нежна,
В ней есть и солнце и тепло,
Но не поймет меня она,
Ей все равно, ей все равно.
Опять настанет новый день,
И все, что было, то прошло,
Тебе ведь нравится сирень,
И все равно, и все равно
(Николай Гумилёв)

Козлов Дмитрий, Сирень

Положим,- гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод, —
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
(Сирень, Б.Пастернак )

Валентин Серов. Открытое Окно. Сирень. 1886

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, —
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
(Импрессионизм, О.Мандельштам)

Источник

Adblock
detector