Тест с ответами: “Солнечная система”
1. Какая планета не набрала достаточно массы, чтобы стать звездой?
А) Меркурий
Б) Нептун
В) Сатурн
Г) Юпитер+
2. Кто открыл законы движения планет?
А) Птолемей.
Б) Коперник.
В) Кеплер +
Г) Бруно
3. Как называется система отсчета, связанная с Солнцем, предложенная Николаем Коперником?
А) геоцентрическая +
Б) гелиоцентрическая
В) центрическая
Г) коперническая
4. Что такое облако Оорта ?
А) сферическая область Солнечной системы+
Б) самый большой ураган на Юпитере
В) грозовой фронт на Венере
5. У какой планеты нет спутника?
А) Меркурий +
Б) Венера +
В) Земля
Г) Марс
Д) Юпитер
Е) Сатурн
Ж) Уран
З) Нептун
6. Как называется самая высокая точка небесной сферы?
А) точка севера
Б) зенит
В) надир +
Г) точка востока
7. Какой самый крупный объект пояса Койпера?
А) Плутон+
Б) Церера
В) Макемаке
Г) Седна
8. Во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли?
А) 109 раз +
Б) 218 раз
В) 312 раз
9. Какой возраст Солнца?
А) 2 миллиарда лет
Б) 5 миллиардов лет +
В) 500 миллионов лет
10. Количество спутников Марса?
А) у Марса нет спутников
Б) один спутник
В) два спутника+
Г) три спутника
Д) четыре спутника
Е) пять спутников
11. Для чего служит годичный параллакс ?
А) определения расстояния до ближайших звезд +
Б) определения расстояния до планет
В) расстояния проходящего Землей за год
Г) доказательства конечности скорости света
12. Какая планета самая большая в Солнечной системе?
А) Уран
Б) Нептун
В)Плутон
Г) Церера
Д) Земля
Ж) Сатурн
З) Юпитер+
13. Как называется линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана?
А) полуденная линия +
Б) истинный горизонт
В) прямое восхождение
14.Наблюдая ночью за звездным небом в течение часа вы заметили, что звезды перемещаются по небу. Почему это происходит?
А) Земля движется вокруг Солнца
Б) Солнце движется по эклиптике
В) Земля вращается вокруг своей оси+
Г) звезды движутся вокруг Земли
15. Выберите верный ответ, в котором расположение планет-гигантов находится в порядке удаления от Солнца.
А) Уран, Сатурн, Юпитер, Нептун
Б) Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран
В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун +
Г) нет верного ответа
16. Частью чего является Солнечная система?
А) Галактики Млечный путь+
Б) Галактики Андромеда
Источник
Система мира Коперника
Гелиоцентрическая система мира — идея о том, что Солнце является центром мироздания и точкой, вокруг которой вращаются все планеты, в том числе и Земля. Данная система предполагает, что наша планета выполняет два вида движения: поступательное вокруг Солнца и вращательное вокруг своей оси. Положение самого же Солнца относительно других звезд считается неизменным.
Термин «гелиоцентризм» происходит от греческого слова «гелиос» (в переводе «Солнце»).
Cчитается, что впервые гелиоцентрическая система мира была изложена в III веке до н. э. Аристархом Самосским. Однако его идеи не приобрели широкого распространения в античности, где господствовала геоцентрическая теория.
В средние века гелиоцентризм почти не упоминался в научных трудах, кроме некоторых его идей, например, вращение Земли вокруг своей оси.
Научная революция Николая Коперника
Окончательно гелиоцентрическая система мира возродилась только в XVI веке, когда польский астроном Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца на основании принципа Пифагора о равномерных круговых движениях. Результаты своих трудов он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер», изданной в 1543 году.
Согласно его концепции смена дня и ночи, а также движение Солнца по небу объясняются вращением Земли вокруг своей оси. Точно также, при помощи движения Земли вокруг Солнца, объясняется движение нашего светила по небосводу в течение всего года.
Коперник объяснил следующие феномены:
- В результате перемещения Земли, которая поочередно, то приближается, то отдаляется от любой из планет нашей системы, эти планеты совершают т.н. попятное движение. То есть спустя какой-то отрезок времени они начинают перемещаться в обратную сторону от направления движения Солнца.
- Предварение равноденствий. На протяжении 18-ти веков ученые искали причины такого эффекта как предварение равноденствий, согласно которому с каждым годом весеннее равноденствие наступает несколько раньше. В своих трудах Николай Коперник смог описать данный эффект как следствие периодического смещения земной оси.
- Гелиоцентрическая система могла объяснить изменение блеска и размеров планет Солнечной системы, а также дать более точную оценку размеров планет и расстояний до них.
Гелиоцентрическая система Коперника может быть сформулирована в следующих утверждениях:
- орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
- центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
- все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
- расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
- суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
- Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;
- это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.
Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе.
Тем не менее, теория Коперника не может быть названа гелиоцентрической в полной мере, поскольку Земля в ней отчасти сохраняла особый статус:
- центром планетной системы было не Солнце, а центр земной орбиты;
- из всех планет Земля единственная двигалась по своей орбите равномерно, в то время как у остальных планет орбитальная скорость менялась.
По всей видимости, у Коперника сохранялась вера в существование небесных сфер, несущих на себе планеты. Таким образом, движение планет вокруг Солнца объяснялось вращением этих сфер вокруг своих осей.
Точность и простота новой системы
Система, предложенная Николаем Коперником, была точнее и проще системы Птолемея. Она сразу же получила широкое практическое применение. На основе данной системы были составлены «Прусские таблицы«, длина тропического года была рассчитана более точно.
В 1582 году была проведена долгожданная реформа календаря – появился новый стиль, григорианский.
Меньшая сложность новой теории, а также получавшаяся в первое время большая точность расчета положений планет на основе гелиоцентрических таблиц отнюдь не являются основными достоинствами системы Коперника.
Более того, при расчетах его теория оказалась лишь незначительно проще птолемеевской. Что касается точности вычислений положений планет, она практически от нее не отличалась, если необходимо было рассчитать изменения, наблюдаемые в длительном промежутке времени. В первое время «Прусские таблицы» давали несколько большую точность.
Это объяснялось, однако, не просто введением гелиоцентрического принципа. Дело в том, что Коперник пользовался более совершенным математическим аппаратом для своих вычислений.
Однако и «Прусские таблицы» в скором времени также разошлись с данными, полученными в ходе наблюдений.
Восторженное отношение к предложенной Коперником теории постепенно сменилось разочарованием в ней у тех, кто ожидал получить немедленный практический эффект. Более полувека, с момента возникновения системы Коперника и до открытия Галилеем фаз Венеры в 1616 году, не было прямых подтверждений того, что планеты движутся вокруг Солнца. Таким образом, истинность новой системы не была подтверждена наблюдениями.
Оценка теории Коперника современниками
Его ближайшими сторонниками первых трёх десятилетий после опубликования книги «О вращениях небесных сфер» был немецкий астроном Георг Иоахим Ретик, одно время сотрудничавший с Коперником, считавший себя его учеником, а также астроном и геодезист Гемма Фризий. Сторонником Коперника был и его друг, епископ Тидеман Гизе.
Книга «Об обращении небесных сфер» Коперник
Но большинство современников из теории Коперника «вырвали» только математический аппарат для астрономических вычислений и практически полное игнорирование его новой, гелиоцентрической космологии. Это произошло, возможно, потому, что предисловие для его книги писал лютеранский богослов, и в предисловии было сказано, что движение Земли является остроумным вычислительным приёмом, но понимать Коперника буквально не следует.
Многие в XVI веке так и считали, что это мнение самого Коперника. И только в 70-е — 90-е годы XVI в. астрономы стали проявлять интерес к новой системе мира. У Коперника появились как сторонники (в том числе философ Джордано Бруно; богослов Диего де Цунига, который использует представление о движении Земли для интерпретации некоторых слов Библии), так и оппоненты (астрономы Тихо Браге и Христофор Клавий, философ Фрэнсис Бэкон).
Противники системы Коперника утверждали, что если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то:
- Земля испытывала бы колоссальные центробежные силы, которые неминуемо разорвали бы её на части.
- Все находящиеся на её поверхности лёгкие предметы разлетелись бы во все стороны Космоса.
- Любой брошенный предмет отклонялся бы в сторону запада, а облака плыли бы, вместе с Солнцем, с востока на запад.
- Небесные тела движутся, потому что они состоят из невесомой тонкой материи, но какая сила может заставить двигаться огромную тяжёлую Землю?
Отношение церкви
Католическая церковь вначале не придала большого значения учению, предложенному Коперником. Но, когда выяснилось, что оно подрывает основы религии, его сторонники начали подвергаться преследованию.
За распространение учения Коперника в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно, итальянский мыслитель.
Сожжение Джордано Бруно
Научный спор между сторонниками Птолемея и Коперника превратился в борьбу между реакционными и прогрессивными силами. В конце концов победили последние.
Значение
В глобальном смысле теория Коперника определила появление новой методики познания природы, основанной на научном подходе.
Согласно схоластической традиции, которой придерживались его предшественники, для того чтобы познать сущность того или иного объекта, не нужно детально изучать его внешнюю сторону, а можно постичь его непосредственно разумом.
В отличие от них, Коперник показал, что ее можно понять лишь после тщательного изучения рассматриваемого явления, его противоречий и закономерностей. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника стала мощным толчком в развитии науки.
С научной точки зрения, гелиоцентрическая система мира, выдвинутая в III веке до н. э. Аристархом и возрождённая в XVI веке Коперником, позволила установить параметры планетной системы и открыть законы планетных движений. Обоснование гелиоцентризма потребовало создания классической механики и привело к открытию закона всемирного тяготения.
Эта теория открыла дорогу звёздной астрономии, когда было доказано, что звёзды — это далёкие солнца) и космологии бесконечной Вселенной. Далее гелиоцентрическая система мира все более утверждалась — основное содержание научной революции XVII века состояло в утверждении гелиоцентризма.
Видео
Источник
Тестовые задания «Дифференцированный зачет по астрономии»
ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ПО АСТРОНОМИИ
подвести итоги изучения предмета и усвоения материала.
Условия проведения зачета:
Дифференцированный зачет включает в себя два раздела ( тестовый и иллюстративный), учет результатов выполнения творческих заданий, и время, отведенное на подведение результатов обучения.
В первой тестовой части включено 14 вопросов. Время выполнения 30 минут.
Во второй части содержатся различные астрономические явления. Время выполнения 30 минут.
Третья часть — это время, отведенное на подведение итогов обучения, рефлексию изучения курса Астрономии ( до 30 минут).
Солнечная система. Строение Вселенной
1.Как называется 12 зодиакальных созвездий, через который проходит путь Солнца:
в) прямое восхождение;
2.Координаты светила в звездном небе определяются:
а) α — прямое восхождение; δ — склонение; б) α — долгота; δ — широта;
в) α — склонение; δ — прямое восхождение; г) α — широта; δ — долгота.
3.Система отсчета, связанная с Солнцем, предложенная Н. Коперником, называется:
4.Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется:
5.Линия, соединяющая какую-либо точку эллипса с фокусом, называется:
6.Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на сумму масс тел, есть величина постоянная. Какой закон Кеплера?
г) четвертый закон .
7.Интервал времени между двумя последовательными новолуниями, равный 29,5 сут., называется:
а) солнечное затмение;
б) синодический месяц;
в) лунное затмение;
8.За сколько суток Луна делает один оборот вокруг Земли :
9.Явление, при котором, Луна частично или полностью заслоняет Солнце, наз-ся:
в) лунное затмение;
г) солнечное затмение.
10.Во время Этого явления уровень воды плавно нарастает, достигая наибольшего значения, а затем постепенно снижается до низшего уровня:
а) солнечное затмение;
г) лунное затмение.
11.Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью, называются:
12.Небольшие бесформенное звездообразные тела, движущиеся вокруг Солнца, называются:
13.Протяженная оболочка кометы, которая образуется при приближении к Солнцу из-за таяния и испарения льда:
в) метеоритный поток;
14.Самый крупный астероид называется:
а) Паллада; б) Веста; в) Церера; г) Галлея.
15. Как называется наука, изучающая строение и эволюцию Вселенной :
Ответы: к 1 тесту
Вторая часть ( иллюстративная). Назови объекты, указанные на данных рисунках.
а). Это созвездие…
б) Это созвездие….
.
в) Это созвездие…..
г) В какой фазе находится Луна?
д). В какой фазе будет находиться Луна на 13 день от Новолуния.
е).Что за небесный объект перед нами?
ж). «Присвойте» имя этому небесному объекту
. з). Назовите полное имя этого человека.
и).Назовите этот космический аппарат
к). Как называется это тело космического происхождения?
Ответы ко второй части:
а).Лебедь. е). Планета Юпитер
б).Малая Медведица. ж).Комета Галлея
в).Кассиопея. з).Юрий Алексеевич Гагарин-первый космонавт планеты
г). Новолуние и). Космический аппарат Восток
д). Первая четверть. к). Метеорит
Номер материала: ДБ-1116815
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Принят закон о зачислении в одну школу братьев и сестер независимо от их прописки
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах
Время чтения: 1 минута
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник