Конспект урока по астрономии «Система Земля-Луна»
план-конспект урока по астрономии (11 класс)
Задачи урока: рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать понятия: «моря» и «материки» Луны, кратеры, лунный реголит, обратная сторона Луны и др.Сформировать представление о приливных действиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sistema_zemlya-_luna_.docx | 1.11 МБ |
prezentatsiya1.pptx_luna.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система Земля-Луна Учитель МОУ « Луховский лицей» Смирнова С.Г.
Земля – это третья по удаленности от Солнца планета. Среднее расстояние от Солнца до Земли 150 млн. км. Масса Земли — 6 · 10 24 кг. Средняя скорость движения вокруг Солнца 29,8 км/с.
Радиус 6378 км Средняя температура 15 °С Поверхность – камни Атмосфера – Азот, кислород, водяные пары, аргон, углекислый газ ЗЕМЛЯ
«Ты, как Земля, с которой сорван скальп…»
Масса Луны 7,35 10²² кг (1/81 массы Земли), средний радиус Луны 1738 км (1/4 радиуса Земли).
Земля на небе Луны
Внутренне строение Луны
Видимая и обратная сторона Луны
АМС «Луна-3» сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны в 1959 г
В 1609 году Галилео Галилей впервые наблюдал Луну в свой маленький самодельный телескоп. Он увидел огромные углубления с темной поверхностью и принял их за моря и океаны. С тех пор на картах Луны остались поэтические названия «Море дождей», «Море спокойствия», «Море облаков», «Океан бурь». Но, как выяснилось позже ни морей, ни облаков, ни бурь на Луне нет, так как нет ни атмосферы, ни воды. А вот горы и горные хребты на Луне настоящие. Они носят название Лунные Альпы, Лунные Апеннины, Кавказ.
Лунные моря и материки
Кратеры на Луне
Приливы и отливы
Приливы и отливы
Залив Фанди во время прилива и отлива
Основные сведения о Луне
Основные сведения о Луне
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученический проект в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся.
презентация по астрономии.
Технология «Развитие критического мышления» Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных об.
Интегрированный урок — «Система Земля-Луна».
КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 6 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.
Материал «Система Земля — Луеа» может быть использован на уроках физики при изучении раздела «Астрономия», а также при проведении факультативных, кружковых, внеклассных мероприятий. Презентация позвол.
Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему.
Источник
Урок. Астрономия.Система Земля-Луна.11 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система Земля — Луна
Луна движется вокруг Земли по почти эллиптической орбите со средней линейной скоростью 3683 км/ч (1,02 км/с). Минимальное расстояние от Земли 363300 км, максимальное — 405500 км. Движение Луны Период орбитального движения 27,32166 земных суток, что совпадает с периодом осевого обращения Луны, благодаря этому Луна всегда обращена к Земле одним и тем же полушарием (так называемая видимая сторона Луны). Из-за того что движение Луны по орбите не является равномерным, а также из-за наклона плоскости экватора к плоскости ее орбиты, с Земли можно наблюдать несколько более чем половину (59%) поверхности Луны.
Период обращения Луны относительно Солнца составляет 29,53 суток, так что лунный день и лунная ночь длятся почти по 15 суток. В течение лунного дня поверхность Луны нагревается, а ночью охлаждается, при этом температура на поверхности Луны меняется от 400 до 100*С. Различают 4 фазы луны: новолуние, первая четверть, полнолуние и последняя четверть.
Солнечное затмение. Покрытие нашей звезды Солнца Луной носит название солнечного затмения. Диск Солнца будет полностью закрыт только для наблюдателя, находящегося внутри конуса лунной тени, максимальный размер которого на поверхности Земли не превосходит 270 км. Это полное солнечное затмение. В областях, куда падает полутень, будет частичное солнечное затмение. Солнечный диск будет закрыт только частично.
Полная фаза солнечного затмения длится не более 7 минут. В этот момент яркая солнечная корона выступает во всем своем величии. На небе в момент затмения становится видны звезды и планеты. Очевидно, что солнечные затмения происходят только в период новолуния.
Так как диаметр земной тени может превышать диаметр Луны до 2,8 раза, то полное затмение может продолжаться до двух часов. Во время полного затмения Луна продолжает быть видимой, она светится буро-красным светом, который обусловлен солнечным светом, преломившимся и рассеявшимся в атмосфере Земли.
Приливы и отливы Периодические колебания уровня суши и моря, вызванные влиянием Луны, называют приливами и отливами. Гравитационное воздействие Земли на Луну и наоборот довольно велико.
Разные части Земли по разному подвергаются притяжению Луны: сторона, повернутая к Луне, – в большей степени, обратная сторона – в меньшей, так как дальше находится от нашего спутника. В результате, разные части Земли стремятся прийти в движение в направлении Луны с разными скоростями.
Номер материала: ДБ-1494567
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Более 500 человек были удалены с ЕГЭ-2021
Время чтения: 0 минут
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах
Время чтения: 0 минут
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок «Система Солнце — Луна»
Саранчина Наталья Анатольевна, МАОУ СОШ № 89 города Тюмени Урок по теме: Система Земля – Луна. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Изучение темы через исследовательскую работу. Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный. Цели урока: развитие знаний по астрономии, формирование представления о Солнечной системе и о связи Земля-Луна, об уникальности системы Земля-Луна, о Луне как части Вселенной; продолжить развивать исследовательские учебные действия. Оборудование к уроку: цифровой проектор, экран, компьютеры для учащихся. 2. Ориентировочно-мотивационный этап. 3.Поисково – исследовательский этап урока. 5. Домашнее задание. 6. Рефлексивно – оценочный этап I. Организационный этап. II. Ориентировочно-мотивационный этап. Стихотворение Юлии Мицар Под сводами звёздного храма Союз двух миров слишком прочен, Открой мне свой мир потаённый, Мы сегодня с вами будем говорить о Земле и ее спутнике Луне, нередко их называют двойной планетой. Так как они имеют редкое для планет соотношение масс центрального тела и спутника, а также общность происхождения. Слайд 3 Гипотезы о происхождении Земли и Луны Гипотеза возникновения Луны состоит в том, что на орбите пояса астероидов (между Юпитером и Марсом) возможно была ещё одна планета Фаэтон («охваченная огнём»), столкнувшаяся с крупной кометой или с одним из спутников Юпитера. Предположительно диаметром Фаэтон был даже больше Земли, но от сильного удара — раскололся. Так как он находился на нестабильной орбите, то видимо такая катастрофа была неизбежна. Крупные осколки устремились к Солнцу, один из них мог столкнуться с Землёй. В результате наша планета была тоже близка к гибели, но всё же смогла стабилизировать своё гравитационное равновесие, образовав систему со спутником — Луна. Согласно другой гипотезе — ядро Фаэтона не разрушилось, а лишь изменило свою орбиту — теперь это планета Венера, а Луна — это бывший спутник Фаэтона захваченый Землёй при изменении своей орбиты.. Видео о происхождении Земли и Луны. Это только одна из гипотез происхождения. III. Поисково – исследовательский этап Слайд 4 В ходе обсуждения вырабатываются критерии анализа любой планеты Солнечной системы. Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы) Физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжи-тельность суток, сидерический период). Характеристика рельефа планеты. Химический состав поверхности планеты. Особенности исследования планеты космическими автоматическими аппаратами/астронавтами (для Луны). Работа в группах (используя учебник, интернет) Группа 1. Охарактеризовать Землю как одну из планет Солнечной системы, используя представленный план (Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы); физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период). Группа 2. Охарактеризовать Землю как одну из планет Солнечной системы, используя представленный план (характеристика рельефа планеты; химический состав поверхности планеты; Группа 3. Охарактеризовать Луну – ближайшее к Земле планетоидное тело Солнечной системы. (Строение; физические характеристики (температура на поверхности, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период) Группа 2. Охарактеризовать Луну – ближайшее к Земле планетоидное тело Солнечной системы. (характеристика рельефа; химический состав поверхности; Выступление представителей групп Планета Земля состоит из 3-х основных оболочек: твердая (Литосфера), воздушная (Атмосфера), водная (Гидросфера). Твердая оболочка Земли — литосфера. Ее можно сравнить со скорлупой, охватывающей всю поверхность Земли. Данные о внутреннем строение Земли получены благодаря геофизике и сейсмологии. Состав Земли: Внутреннее ядро радиусом около 1 300 км, в котором вещество находится в твёрдом состоянии. Температура порядка 8 000 – 9 000 К, давление 350 Гпа, плотность около 12 000 кг/; Внешнее ядро с внешним радиусом примерно 3 400 км. Толщина слоя 2 100км, вещество находится в жидком состоянии; Оболочка или мантия, толщиной около 2 900 км, состоит из расплавленных базальтов и силикатов; Кора простирается от мантии до поверхности Земли. Её толщина под океаном достигает 6–10 км, а под материками – 35-70 км Гидросфера – это жидкая водная оболочка Земли, покрывающая почти 70% её поверхности. Вода на 97% сосредоточена в бассейнах океанов. Мощные океанические течения переносят тепло от экваториальных областей к полярным, тем самым регулируя климат на Земле. По современным представлениям наличие больших водоёмов сыграло решающую роль в возникновении жизни на Земле. Часть воды на Земле находится в твёрдом состоянии в виде льда и снега. Атмосфера – это оболочка, состоящая из смеси различных газов: азот- 78%, кислород — 21%, смесь других газов — 1% (из них углекислый газ — 0,045%.) Атмосфера рассеивает и поглощает солнечное излучение, определяет тепловой баланс планеты благодаря так называемому парниковому эффекту. Атмосфера прозрачна для солнечных лучей, поэтому они проникают к поверхности Земли и нагревают её и нижние слои воздуха. Тепловое инфракрасное излучение этими газами вверх не пропускается, поэтому тепло удерживается в приземном слое, тем самым повышая его температуру. Если бы в атмосфере не было углекислого газа и водяных паров, то температура на Земле была бы почти на 40° ниже. Основная масса атмосферы сосредоточена в приземном слое толщиной около 8 км, дальше плотность её постепенно уменьшается, но прослеживается она до высоты в сотни километров. Физические характеристики Земли: Температура на поверхности — По данным NASA, средняя температура на поверхности Земли составляет 15° C. Самая высокая температура за всю историю на нашей планете была 70.7 °C в пустыне Лут, Иран в 2005 году. На другом конце спектра самая холодная температура, зарегистрированная на Земле, была в Востоке, Антарктида — 89.2 C. Масса — 5,98*1024 кг. Экваториальный радиус — 6378,140 км. Полярный радиус — 6356 км. Средний радиус — 6371,004 км. Продолжительность суток – 24 ч Сидерический период — 365 дн. 6 ч. 9 мин. 10 сек. 2 группа Слайд 10 — 12 Характеристика рельефа Земли. Площадь поверхности Земли 510,073 млн. км2, из них суша составляет соответственно 29,2% (148,94 млн. км²) и образует шесть материков и острова. Она поднимается над уровнем моря в среднем на 875 м; наибольшая высота вершина горы Эверест в 8848 м. Химический состав поверхности Земли Она состоит в основном из железа (32,1 %), кислорода (30,1 %), кремния (15,1 %), магния (13,9 %), серы (2,9 %), никеля (1,8 %), кальция (1,5 %) и алюминия (1,4 %); на остальные элементы приходится 1,2 %. Из-за сегрегации по массе область ядра, предположительно, состоит из железа (88,8 %), небольшого количества никеля (5,8 %), серы (4,5 %) и около 1 % других элементов. Примечательно, что углерода , являющегося основой жизни, в земной коре всего 0,1 %. (3) 5. Отличительные особенности Земли: — оптимальный температурный режим для существования жизни; — наличие атмосферы, в которой есть кислород (для дыхания живых существ) и углекислый газ (для питания растений); 3 группа Слайд 13 — 15 Луна — силикатный планетоид, спутник планеты Земля. Кора толщиной 60 км на видимой и 100 км на обратной стороне Луны. Верхняя мантия толщиной до 250 км. Средняя мантия на глубинах 300-800 км. Нижняя мантия толщиной от 200 до 500 км. Металлическое (Fe, Fe-FeS) ядро диаметром до 320-420 километров. Астеносфера (внутренняя мантия и ядро Луны) находятся в частично расплавленном состоянии при температуре до 1800 К. Гидросфера – на поверхности Луны нет воды, т.к. она испаряется под воздействием солнечного света и затем рассеивается в космическом пространстве. Но под поверхностным слоем пород некоторых кратеров существуют немалые запасы льда. Атмосфера – Крайне разреженная — в 1013 раз по сравнению с земной — газовая оболочка Луны состоит из атомов и ионов водорода, гелия, неона, аргона, натрия, калия и кислорода. Физические характеристики Луны: Температура на лунном экваторе колеблется от +1300 С в полдень до -1700 С ночью. Масса — 7,348× 1022 кг. Экваториальный радиус: 1738,1 км Полярный радиус: 1736,0 км Синодический период: 29,53 дней (смена лунных фаз) 4 группа Слайд 16 — 17 Характеристика рельефа Луны. Площадь поверхности Луны — 37, 9 млн. км2. Светлые области лунных «материков» занимают 60 % поверхности лунного диска. Древние материковые районы Луны сложены преимущественно светлыми горными породами — анортозитами, почти целиком состоящими из плагиоклазов с примесью пироксена, оливина, магнетита, титаномагнетита. Лунные горные хребты, названные по аналогии с земными Кавказом, Альпами, Карпатами и т. д. имеют средние высоты 6-7 км. Темные «моря» занимают 40 % поверхности Луны и представляют собой равнинные области, наполненные темным веществом — базальтами, сложенными в основном минералами плагиоклазами и моноклинными пироксенами (авгитами). Основной формой лунного рельефа являются кратеры. Только на видимом полушарии Луны насчитывается свыше 300000 кратеров диаметром свыше 1 км. Их кольцевые валы высотой до несколько километров окружают большие круглые впадины диаметром до 200 км. Всем крупным кратерам даны названия в честь ученых и выдающихся деятелей. Химический состав поверхности Луны Образцы верхнего слоя лунного грунта — реголита, взятые космическими аппаратами и астронавтами, показали, что на поверхность Луны выходят магматические породы основного состава — базальты и анортозиты. Первые характерны для «морей», вторые — для «материков». По химическому составу лунные породы близки к земным и характеризуются следующими показателями (%): SiO2 — 49,1 — 46,1; MgO — 6,6-7,0; FeO — 12,1-2,5; А12О3 — 14,7-22,3; CaO -12,9- 18,3; Na2O — 0,6-0,7; ТiO2 — 3,5-0,1 (первые цифры для грунта лунных «морей», вторые — для материкового грунта) 5. Отличительные особенности Луны: — самая значимая особенность — многочисленные кратеры; — наличие ровных поверхностей, которые называются моря. IV. Этап первичного закрепления Заполнение таблицы. (заполняется во время выступления представителей групп) Источник ➤ Adblockdetector |