Сияла ночь луна блистала
ТЕБЯ ЛЮБИТЬ, ОБНЯТЬ И ПЛАКАТЬ НАД ТОБОЙ
Музыка Н. Ширяева
Слова А. Фета
Сияла ночь. Луной был полон сад. Сидели
Мы с тобой в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас, за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной.
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Прошли года, томительно и скучно.
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца и цели нет иной,
А только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
1877, слова
не позднее 1883, музыка
Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. — СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007.
У Фета стихотворение не озаглавлено. Текст посвящен Татьяне Берс (в замужестве – Кузминской), свояченице Льва Толстого, ставшей прототипом Наташи Ростовой. День, когда Афанасий Фет впервые увидел и услышал Берс, запомнился ему как один из самых прекрасных в его жизни. Однако стихотворение он написал лишь через 11 лет.
Романсы на это стихотворение создали также Б. В. Гродзкий (мелодекламация, 1891), А. Н. Алфераки (1894), Г. Э. Конюс (1898), М. Н. Офросимов (1901), Е. Б. Вильбушевич (мелодекламация, 1900-е гг.) и другие.
НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО (2 листа):
Старинный русский романс. 111 шедевров. Для голоса и фортепиано. В четырех выпусках. Вып. IV. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002.
АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Русская поэзия XIX – начала XX в. / Сост., вступ. статья, примеч. Н. Якушина. — М.: Худож. лит., 1987. – (Б-ка учителя)
Источник
Сияла ночь луна блистала
Сияла ночь, луна блистала,
Горели звёзды в тишине,
Слеза кристальная стекала
По тёплой, ласковой щеке
И даже ветра дуновенья
Не слышно было в этот миг,
Лишь мягкое прикосновенье,
Лишь сердцу этот милый лик.
Ах! Как загадочно и странно
Тогда проникли в грудь мою
С твоим дыханием, желанным,
Три слова: Я тебя люблю!
2 комментария
Похожие цитаты
Он говорил: «Не привыкай… Я не всерьез…
Ничто не вечно под луной — сгорит дотла,
Я не хочу, чтоб ты потом в потоке слез,
Я не хочу, чтоб ты вдоль вен куском стекла…
Не привыкай… Всему виной одна весна…
Предельно честно /чтоб себе ты не лгала/:
Причина нашего „безумия“ ясна —
Телам бывает недостаточно тепла…»
Хрипели ветры в оголенных проводах,
Душа металась, разбивая зеркала,
А Ей хотелось, чтобы раз и навсегда…
Однажды в дождь Она решилась и ушла…
… показать весь текст …
Ты знаешь, подруга, мужчинам не просто.
И можешь кидать в меня кучу камней.
Ты принца рисуешь высокого роста…
Чтоб молод, богат был и всех веселей.
«Мужчина — он должен …», а дальше по списку,
За нас написали уже в соцсетях:
Букеты из роз с романтичной запиской,
iPhone, кстати, новый вот вышел на днях…
От них в 25 ждут огромных успехов!
Машины, квартиры и где-нибудь дом.
И вовсе не важно какие помехи,
Cвоим ли он нажил все это трудом.
Ты знаешь, подруга, мужчинам не просто.
Им плакать нельзя, го…
… показать весь текст …
Счастливые бывшим не пишут,
И писем от них не хранят.
По пьяни когда сносят крышу
В угаре хмельном не звонят.
Счастливые бывшим не пишут,
Ночами в сети не сидят,
И, взглядом окинув афишу,
Не смотрят все фильмы подряд.
В контакте они не шпионят
Прикинувшись фейком киношным…
Счастливые просто хоронят
Любовь, что оставили в прошлом…
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- 1.рецепты из мяса (9)
- стихи светская_львица1 (7)
- Новый год (3)
- легенды (2)
- цветы (1)
- документальное (1)
- 10.рецепты из рыбы (2)
- 2.выпечка (0)
- 4.рецепты из лаваша (6)
- 5. рецепты из овощей (0)
- 6.сладкая выпечка (12)
- 7.рецепты из картофеля (7)
- 8.закуски (9)
- 9.напитки (3)
- ангел (34)
- афоризмы (9)
- блины и оладьи (2)
- боль (49)
- видео (90)
- виртуальная любовь (26)
- волки (32)
- ГЛАЗА (3)
- ЖЕНЩИНА И ЦВЕТЫ (3)
- заготовка на зиму (17)
- запеканки (15)
- ЗАСОЛКА (0)
- здоровье (7)
- измена (4)
- интернет (122)
- косметология (2)
- КОШКИ (19)
- кулинария (13)
- кулинария вторые блюда (11)
- кулинария салаты (3)
- МОРЕ (9)
- МУЖЧИНЫ (11)
- музыка (5)
- настойки (0)
- омар хайям РУБАКИ (8)
- оформлление дневника (7)
- пироги (3)
- пицца (3)
- плейлист (44)
- полезные советы (6)
- праздники (2)
- ПРИТЧА (23)
- РАЗНОЕ (3)
- РАМКИ (8)
- Рождество (4)
- СЕКС (10)
- стихи (35)
- стихи о нежнности (51)
- стихи женщине (121)
- стихи о жизни (258)
- стихи о любви (1955)
- стихи о цветах (19)
- ФАКТЫ О НЕВЕРОЯТНОМ (8)
- цитаты (8)
- чувства (267)
- эротика (48)
- юмор (30)
—Цитатник
Самые опасные пернатые хищники в мире Многие виды птиц по своей природе — безжалостные хищник.
Кто подталкивает Казахстан вслед за Украиной? Кто подталкивает Казахстан вслед за Украино.
Что ты знаешь, море, о смерти? В тишине пенье птиц не смолкает, и не громко так волны ш.
Картофельные рулеты http://i.ovkuse.ru &n.
Запеканка из пельменей «Ленивая жена» Необыкновенный рецепт быстрой запеканки для тех, кт.
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Сияла ночь, луна блистала
Сияла ночь, луна блистала,
Горели звёзды в тишине,
Слеза кристальная стекала
По тёплой, ласковой щеке
И даже ветра дуновенья
Не слышно было в этот миг,
Лишь мягкое прикосновенье,
Лишь сердцу этот милый лик.
Ах! Как загадочно и странно
Тогда проникли в грудь мою
С твоим дыханием, желанным,
Три слова: Я тебя люблю!
Источник
Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад: Стих
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета
В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).
Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).
Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.
Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.
В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.
Источник
«Сияла ночь» — анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета
Краткая история создания
В 1877 году родилось стихотворение Фета «Сияла ночь». История создания этого произведения необычна и трогательна. Строчки посвящены молодой девушке, почти ребёнку, в которую когда-то был влюблён Фет — Марии Лазич. Офицер был без ума от Мари, дочери мелкого, очень бедного помещика. Но обстоятельства, планы и положение А. Фета не позволили соединиться двум сердцам. Впоследствии девушка погибла при пожаре, а поэт навсегда сохранил в своей памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь.
Позднее, женившись на обеспеченной женщине, Фет признавал, что потерял самую большую любовь своей жизни. Раскаяние и легло в основу стихотворения «Сияла ночь».
В один воскресный вечер Фет с супругой были в гостях, и именно там поэт услышал старинный цыганский романс в исполнении Татьяны Бернс, сестры жены Л. Толстого и прототипа образа Наташи Ростовой.
Все гости расположились в большой зале, голос молодой девушки, исполнявшей романс, звучал завораживающе и таинственно, а в окно заглядывала полная луна. Её сияние отразилось в комнате и осветило поэта. Воспоминания нахлынули на уже пожилого Фета, и на следующий день строчки стихотворения были прочитаны гостям за утренним чаем.
Композиция и жанр стихотворения
Изначально текст получил название «Опять» и был опубликован в сборнике поэзии Вечерние огни».
Произведение состоит из четырёх четверостиший и характеризуется симметричным построением. Условно стихотворение можно разделить на две главные части:
- В двух первых четверостишиях слышно необычное и завораживающее пение девушки — они передают каждую секунду одного из таких вечеров, когда влюблённые оставались наедине.
- Вторые две строфы рассказывают о повторном вечере, когда вновь слышны чарующие звуки рояля и в окно вновь заглядывает сияние ночи. Именно в них автор чувствует раскаяние и сожаление о несостоявшейся любви. Его восприятие этого чудного вечера наполнено сильными эмоциями.
Повествование ведётся с постепенным эмоциональным нарастанием. Наивысшая точка сюжета приходится на конец стихотворения — четвёртую строфу. Особую глубину произведению придаёт кольцевая композиция. Строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показывают всю горечь разлуки героев.
Стихотворение написано в жанре любовной лирики — автор испытывает всю гамму переживаний и чувств от любви, которая несёт боль, грусть и страдание. Размер — шестистопный ямб, рифма — перекрёстная.
Тема и идея
Главная тема стихотворения «Сияла ночь» Фета — любовь, которая сопровождала поэта на протяжении всей его жизни, чувство, пронизанное светлой грустью. Лирический герой готов отдаться любви полностью, без остатка. Но когда этого не происходит, он жалеет об этом и тоскует. Именно звуки мелодии пробуждают воспоминания, помогают увидеть красоту и очарование ночи. Исполнитель и слушатель становятся единым целым. Лирический герой боится вторгнуться в эти чарующие аккорды и прервать полет не только своей души, но и души героини.
Идея произведения состоит в том, что если человек несёт в себе любовь сквозь годы и препятствия. Ни время, ни обстоятельства не способны вытеснить чувство из сердца. Любовь — всепобеждающая и бессмертная, могущественная и великая.
Построчный разбор
Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.
Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.
Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.
В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».
Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.
Художественные средства
Несмотря на лёгкость и кажущуюся простоту стихотворения, вчитываясь в строки, можно увидеть огромную работу со словом. Автор передаёт романтическое настроение, используя следующие изобразительно-выразительные средства:
- Эпитеты — «томительных и скучных», «звучные вздохи», «жгучая мука», «рыдающие звуки» — передают выразительное звучание.
- Олицетворение — «лежали лучи», «струны дрожали», «сияла ночь». Все окружающие предметы, природные явления оживают и производят очень сильное впечатление на читателя.
- Анафора — повтор союза «и» в третье строфе.
- Градация — «любить, обнять и плакать» показывает усиление чувств героя.
- Инверсия — «луной был полон сад» придаёт более чёткое значение, так как происходит большое интонационное выделение.
- Ассонанс — повторение гласных звуков «и», «а» дают особую певучесть.
- Аллитерация — повтор согласных звуков «ж» и «х» — «прошло», «тише», «слышу», «вздохах», «их». Особую мелодичность и волнение передают сонорные звуки «м» и «р».
- Использование сложносочинённых предложений свидетельствует о взаимодействии человека и природы. Здесь нет подчинения, есть только равенство и соединение.
Стихотворение Фета — очень живописное, интонационное и музыкальное. Неслучайно текст поэта положен на музыку многими композиторами. Любовная лирика помогает почувствовать всю глубину души и переживания, которые испытывает герой. Автор на закате жизни не опустошён, а наполнен невообразимым счастьем того, что когда-то любил.
За всю свою долгую жизнь Афанасий Афанасьевич Фет так и не смог побывать на могиле любимой. Поэт винил себя в её смерти, и это чувство вины, отчаяния и неподдельной тоски преследовало его до конца жизни. Но он верил, что на небесах любящие души обязательно соединятся.
Источник