Меню

Сияла ночь луной был полон сад фет анализ стихотворения 10 класс по плану

«Сияла ночь луной» анализ стихотворения Фета по плану кратко – история создания, лирический герой, жанр, композиция

Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков эпохи «золотого века». Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь луной», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь луной» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад.

История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблен в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается ее пением, но уже много лет спустя. Четвертая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «жгучая мука».

Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».

Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».

История создания

Афанасий Афанасьевич написал свое стихотворение «Сияла ночь луной» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни, и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением.

В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь луной» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь луной» является одним из популярных русских романсов.

Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь луной» состоит из четырех четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукозаписью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке сюжета – четвертой строфе.

Произведение относится к жанру любовной лирики, поскольку автор выражает в нем всю глубину своих чувств и переживаний.

Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Так, автор в своем стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («жгучая мука»).

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счет применения ассонанса и аллитерации.

Источник

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (А.А. Фет)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский поэт, который творил, несмотря на пережитое личное горе. Под его пером родились лирические стихотворения, наполненные чувственными порывами, описаниями неповторимой природной красоты. Поэт «чистого искусства» был безупречным в своём мастерстве. Главными темами его стихотворений неизменно были природа, любовь и искусство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Разбор осуществлён по плану, в котором представлены история создания произведения, его жанр, особенности композиции, главные темы и идеи.

История создания

У литературоведов есть две версии на тему того, кому могло быть посвящено стихотворение «Сияла ночь…».

  1. Первая версия весьма трагична. В 1850 году трагически погибла любимая девушка А.А. Фета — Мария Лазич. Их чувства были взаимны, но брак так и не состоялся, так как поэт был лишён наследства и фамилии. А.А. Фет пожелал прервать все связи с девушкой, надеясь, что она встретит другого человека. Через несколько месяцев после их расставания, Мария Лазич погибла. До самого своего конца поэт винил себя в случившемся, понимая, что не смог сделать девушку счастливой. В поэзии А.А. Фета присутствует цикл стихотворений, посвящённых Марии. Стихотворение «Сияла ночь…» было написано в 1877 году и, как и многие другие, было посвящено любимой. Произведение вошло в сборник поэта «Мелодии».
  2. Упомянем и о существовании второй версии. Считается, что поэт посвятил своё стихотворение Татьяне Кузминской (в девичестве Берс), которая приходилась сестрой жены Л.Н. Толстого. Будучи на одном из музыкальных вечеров в 1866 году, А.А. Фета поразило замечательное пение женщины. Гости в тот день не расходились до поздней ночи. Спустя много лет А.А. Фет вновь услышал голос Т. Кузминской, под впечатлением которого написал своё произведение. Заново нахлынувшие эмоции поэта легли в основу произведения «Сияла ночь…». Первоначально данное стихотворение имело название «Опять».
Читайте также:  Кто поет шансоньетка заведенная луна

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Сияла ночь…» – лирическое стихотворение о любви. Направление произведения – «чистое искусство». В рамках этого направления авторы не поднимали злободневных тем, а ограничивались воспеванием красоты и любви.

Произведение «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

В стихотворении А.А. Фета «Сияла ночь…» 4 строфы, каждая из которых несёт в себе законченную мысль. Произведение делится на 2 смысловые части, которые соотносятся друг с другом. И первая, и вторая часть описывают определённый период в жизни поэта.

  1. 1-я часть – первые две строфы, рисующие воспоминания автора об одном из вечеров, в котором влюблённые были рядом. Возможно, это был прощальный вечер, так как девушка пела и плакала, преисполненная горьких чувств. Во второй строфе нарастает тревога от предчувствия скорого прощания. Поэт будто бы сообщает девушке, что они не могут быть вместе, и та говорит ему в ответ, что она — одна его любовь, «что нет любви иной». Но он не меняет своего решения.
  2. 2-я часть – вторые две строфы, в которых описывается будущее без любимой. Прошло много лет, но он снова слышит её голос в тишине, голос из прошлого, которое не отпускает и не отпустит никогда. Чувства поэта к девушке остались вечными, несмотря на то, что былого не вернуть. Его любовь по-прежнему живёт, и она так же сильна. Поэт продолжает слушать и наслаждаться пением любимой после многих лет страдания, ведь она осталась в его мыслях и в образе, и в звуке. Он чувствует свою вину, и её плач звучит до сих пор в его голове. Благодаря воспоминаниям он вновь и вновь возвращается в пору своей юности, где трепетно любит и вторит своей любимой, что она – одна его любовь на всю жизнь. Так и произошло: всю жизнь поэт любил только её одну, но девушки больше нет, и у него осталась только память о былом и неутихающая боль.

Стихотворение А.А. Фета имеет зеркальную композицию. Симметрично описанные эпизоды прошлого и настоящего дают полную картину эмоционального состояния поэта, являющегося героем этого произведения.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Сияла ночь…» – сам автор, который переживает навечно ушедшую любовь. В стихотворении сплетены образы, открывающие перед читателем все краски чувств, пережитых поэтом. Он представлен в этом произведении как слушатель прекрасной музыки, как человек, любящий всей душой одну единственную.

  • Природа – лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю.
  • Музыка – дрожащие струны раскрытого рояля.
  • Пение – голос девушки, рыдающее пение, «вздохи звучные».
  • Любовь, в которой нашло отражение фраза «дрожащие сердца», «плач». Музыка, которую исполняла девушка, ещё сильнее возрождала в нём силу любви.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Сияла ночь…» представлены в списке:

  • Основная тема стихотворения «Сияла ночь…» – возвышенная и светлая любовь, которая жила в сердце поэта всю его жизнь. Боль поэта выражена в каждой строке этого произведения. Красной нитью проходит в нём светлая грусть о былой любви. Автор переживает заново свои прошлые моменты жизни, связанные с любимой девушкой. Он надеется на встречу с ней после смерти.
  • Тема одиночества тоже является неотъемлемой частью стихотворения. Лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями и болью, которые не дают ему покоя. После ухода милой сердцу девушки в мир иной, он остаётся один в эмоциональном плане.
  • Тема смерти, бесспорно, присутствует в произведении А.А. Фета: ночь как метафора умирания; слёзы девушки, как слёзы скорби, которые он помнит на протяжении многих лет; желание вернуть свою любовь, но невозможность этого сделать потому, что она безвозвратно улетела на небеса.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сияла ночь…», которую хотел донести в своём произведении А.А. Фет, – это вечная, бессмертная любовь, её неповторимость и ценность. Для такого чувства не существует времени и обстоятельств. Хотя время уже безвозвратно потеряно, в лирическом герое всё ещё живёт безмерная привязанность к любимому человеку. Автор верит в то, что сможет обязательно встретиться с девушкой в загробном мире, исправить свои ошибки после своей смерти.

Также в раскрытие идеи этого стихотворения вписывается и мотив искусства. Для поэта музыка была основой всего живого, и он смог мастерски передать свои эмоции в стихотворных строках. Само стихотворение звучит мелодично и нежно, как будто в нём самом заложена музыкальность, как будто оно само звучание. Не мудрено, что многие стихотворения А.А. Фета, в том числе и «Сияла ночь…», становились со временем романсами.

Читайте также:  Что называется орбитой луны

Средства выразительности

В стихотворении использованы тропы, которые помогают понять и прочувствовать тревожное настроение поэта в первой части произведения и гнетущую тоску во второй.

  1. Эпитеты: годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», «жгучая мука», «рыдающие звуки».
  2. Олицетворение: «лежали лучи», «струны дрожали».
  3. Метафора: «сияла ночь».

А.А. Фет использовал также стилистическую фигуру – эпифору: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» Эпифора присутствует в конце каждой смысловой части (конец 2-й строфы и 4-й строфы).

Синтаксический параллелизм рождает дополнительную силу стиха и подчеркивает его смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».

Источник

Урок по литературе в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Данный урок посвящён творчеству А.Фета. Рассматривается анализ стихотворения «Сияла ночь. » А.Фета

Скачать:

Вложение Размер
a.a.fet_siyala_noch.zip 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебство звуков в творчестве А.А.Фета» (на основе стихотворения «Сияла ночь. »)

1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества А. А.Фета.

2.Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета, и их отображением в его поэтических произведениях.

З.Совершенствовать умения отыскивать характерные темы, образы, художественные приёмы в стихотворениях А. Фета.

4.Формировать у учащихся умения слушать и анализировать романс, написанный композитором к данному стихотворению.

5.Воспитывать через поэзию А. Фета нравственные качества учащихся.

Оборудование. Портрет, сборники стихов, компьютер, мультимедийная презентация.

Метод . Рассказ учителя, сообщения учащихся с чтением стихов поэта.

а) слово учителя.

И личность, и судьба, и творческая биография А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далёкая от реальной жизни, тонкий лиризм, жизнь поэта — всё это переплетается в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность Фета и сейчас велика. Вчитываясь в стихотворения поэта, понимаешь, как непостижимы тайны природы к человеческой сущности.

Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.

б) сообщения учащихся о жизни А. Фета.

в) краткое сообщение учителя об истории создания стихотворения.

— Есть интересная книга — «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Ее написала Татьяна Андреевна Кузьминская, в девичестве Берс, — младшая сестра жены Л. Н. Толстого — Софьи Андреевны. Танечка Берс, как называл ее Л. Н. Толстой в письмах, была живой, обаятельной девушкой, хорошо пела. «У нее было довольно большое, немного вибрирующее сопрано с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».

В своих воспоминаниях Т.А. Кузьминская рассказывает об одном вечере, на котором присутствовал Фет:

«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить.

Подали чай, и мы пошли в залу. Это чудная большая зала, с большими окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

— Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно. Было два часа ночи, когда мы разошлись.

На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мной небольшой листок бумаги с написанными стихами и сказал: «В память вчерашнего Эдемского вечера!» Я поблагодарила Фета и просила его прочесть стихи, что Афанасий Афанасьевич исполнил. Этот листок до сих пор у меня».

Подчеркнем: в основе стихотворения Фета лежит реальный случай: но оно не является зеркальным отражением происшедшего.

В конечном счете, это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви вообще.

г) чтение стихотворения учителем (обязательно наизусть).

Просим учеников мысленно «увидеть» и «услышать» картины, которые рисует поэт:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна любовь, что нет любви иной

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

д) чтение стихотворения учениками.

З. Филологический анализ стихотворения (в этой работе участвует весь класс под руководством учителя)

— Что является темой стихотворения?

В стихотворении — две взаимосвязанные темы: искусство и любовь. Заметим, что этому посвящены многие стихи Фета. В лирическом стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» эти темы слиты воедино.

— Как композиционно построено стихотворение?

Композиционно стихотворение делится на две смысловые части.

Первая передает картину музыкального вечера, искусство певицы, вызвавшее восторженный отклик в душе лирического героя.

Выразительно, зримо уже самое начало стихотворения. Живо представляются гостиная и за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. В первой строфе о

музыке прямо не говорится, зато говорится о рояле:

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали.

Поэт, описывая инструмент, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.

Вторая часть стихотворения Фета вызывает в нашей памяти пушкинский шедевр «я помню чудное мгновенье». Легко просматриваются параллели:

между двумя встречами с лирическими героями — «много лет прошло, томительных и скучных»; новая встреча — миг духовного озарения, восторг кратковременный, но по силе своего влияния на жизнь — вечный. Вспомните две последние строфы стихотворений А. А. Фета и А. С. Пушкина и вдумайтесь в их содержание. Красота, одухотворенность искусства и чувства любви позволяют забыть, вычеркнуть из памяти томительные и скучные годы, «обиды судьбы», «жгучие муки сердца». Заключительные строки говорят о том, что искусство и любовь — самое возвышенное в жизни человека. В этом основной смысл, идея стихотворения.

— Сколько времени проходит в стихотворении?

В стихотворении Фета два времени: время обычное, «томительное и скучное», и время необычное — миг духовного озарения, кратковременный восторг, который по природе своей вечен — «жизни нет конца». Временных планов в стихотворении тоже два: план прошедшего времени (в первой части и в первой строке второй части) и план настоящего времени (во второй части), который выражен глаголами — слышу, веет и нулевой связкой:

ты одна — вся жизнь, ты одна — любовь.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. » совершенно по своей художественной форме. В нем тонко сочетаются живописность и музыкальность. Живописность создается описаниями природы, обстановки, пения лирической героини, взволнованного отклика на него в душе поэта. В создании этих образов участвуют поэтизмы (жгучей муки, веровать) и образные средства: сравнения (струны дрожали, как и сердца у нас; веет, как тогда); метафоры (Сияла ночь. Луной был полон сад); эпитеты (лет, томительных и скучных; во вздохах звучных; рыдающие звуки)

— Как создаётся музыкальность стихотворения?

Музыкальность стихотворения создается разными средствами. Отметим наиболее важные из них.

На повторе сонорных [л], [л’], [н] строится звуковой образ.

2. Чередование ударных и безударных слогов.

Запишем первую строфу и отметим в нем ударные и безударные слоги:

Стихотворение написано шестистопным ямбом, причем в нечетных сроках есть добавочные безударные слоги (в данной строфе — ли); во второй строке пятая стопа, а в четвертой первая — облегчённая.

Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был вёсь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Такой размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкое, с живыми переходами и движением свободное повествование. Отчасти это достигается и паузами, которые возникают в разных строках стихотворения, создавал живую, эмоциональную речь.

3. Разнообразие синтаксических конструкций.

Две первые строки своеобразный зачин, который состоит из трех простых, но постепенно увеличивающихся по количеству слов предложений: два слова, четыре слова, девять слов.

Две следующие строки — сложносочиненное предложение. Остальные строфы состоят из сложных предложений с различными видами связи.

4. Сообщение учителя на тему «Поэзия А. Фета и музыка»

«Фет, — писал П. И. Чайковский, — в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а скорее поэт- музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». «Чайковский, — пишет Фет по поводу этого отзыва, — как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня постоянно тянуло. Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». Неудивительно, что творчество Фета разнообразно представлено в музыке. Музыку на его стихи написали более ста композиторов, среди которых можно назвать П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. П. Бородина, Ц.А. Кюн, М. А. Балакирева.

5. Подготовка к первому прослушиванию романса на стиха А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

К стихотворению «Сняла ночь. Луной был полон сад…» писали музыку двенадцать композиторов, в их числе П. И. Чайковский, А. С. Аренский, Н. Ширяев. Мы будем слушать романс на музыку Н.Ширяева.

Среди многих известных исполнителей романса есть и Валерий Агафонов (1941—1984), выдающийся мастер русского романса. Услышав звук его голоса, богатые интонации, слушатель никогда не остается равнодушным. Пение В. Агафонова покоряет. Послушаем романс.

6. Написание черновика миниатюры.

7. Слушаем романс еще раз.

8. Редактирование черновика и оформление сочинения.

Источник

Adblock
detector