Афанасий Фет «Сияла ночь, луной был полон сад»: история создания, анализ
Одно из лучших произведений, которые создал великий мастер лирики Афанасий Фет, – «Сияла ночь, луной был полон сад». Это стихотворение было написано уже на закате жизни поэта и посвящалось самому счастливому периоду в его жизни.
Одним из утонченных лириков XIX века является Фет. «Сияла ночь» – стихотворение, которое относится к позднему этапу творческого пути этого автора. Следует сказать, что, несмотря на большое количество трогательных и печальных произведений, которые создал великий русский романтик, был он в жизни довольно деловым и хватким человеком. Поэтическое творчество для Фета было спасительным средством, позволяющим скрыться от суеты и серости жизни. Но чей образ присутствует в произведении «Сияла ночь»? Фет стих, по мнению критиков и биографов, посвятил рано ушедшей из жизни Марии Лазич.
Мария Лазич
Она была дочерью мелкого помещика. Он – офицером, не лишенным романтики. Быть может, судьба сблизила их в неподходящий период. Произошло бы это знакомство чуть позже, не закончилась бы жизнь девушки трагично. А в русской культуре не было бы великого лирика. На всю жизнь запомнилась поручику последняя встреча с Марией, когда они пребывали в просторной гостиной, она играла на рояле, а за окном сияла ночь. Фет стих этот написал спустя много лет после памятного вечера.
Молодой офицер полюбил девушку с первого взгляда, но жениться не собирался. Материальные затруднения и желание вернуть дворянский титул оказались сильнее любви. Некоторые критики полагают, что большую часть произведений, поэт посвящал впоследствии именно Марии Лазич. Вершина его лирики – «Сияла ночь». Фет, анализ творчества которого стал темой большого количества литературных статей, всю жизнь корил себя за слабость, которую проявил в молодости. Раскаяние и легло в основу стихотворения.
«Лучи у наших ног…»
В первом четверостишии о последнем вечере с Марией говорит Фет. «Сияла ночь…» – в этих строках он переносится в обстановку особняка. Мария Лазич была девушкой музыкально одаренной. Лично для нее писал музыку сам Ференц Лист. Фет неоднократно просил ее сыграть что-нибудь из произведений этого композитора.
При первой встрече Мария заявила Фету, что сердце ее отдано другому. Но в действительности она давно была влюблена в поэта и его стихи. В одном из писем Фет говорил своему приятелю, что встретил девушку, которая является, пожалуй, единственной, с коей он бы мог прожить счастливо всю жизнью.
«Тебя любить и плакать над тобой»
Тихих романтических вечеров было много. Дом отца Марии отличался гостеприимством. Здесь нередко можно было встретить молодых офицеров. Но Фет и Лазич вели себя как-то обособленно, довольно редко участвуя в общем веселье. О своих чувствах он ей не говорил никогда. Свою любовь только в стихах выражал Фет. «Сияла ночь» – стихотворение, во второй строфе которого автор признается мысленно в любви своей собеседнице. В этих строках он передает желание не прекращать того счастливого мгновения: «жить, звуки не роняя».
Томительные годы
Мария была бесприданницей. Жениться на ней – значило обречь себя и свою будущую семью на вечную нищету. Похоронить свое будущее, прозябать в захолустье и иметь жену, увядшую раньше срока от бедности. К тому же их полк должен был переходить на военное положение и выступать к австрийской границе. Обо этом и сказал Фет Марии Лазич в последний вечер. Но на объяснения офицера девушка отреагировала сдержанно. Мария заявила, что не намерена посягать на свободу поэта, а лишь мечтает слушать его, говорить с ним.
Когда обстановка накалилась до такой степени, что возникла угроза запятнать репутацию девушки, Фет прекратил с ней всякое общение.
Жизнь возлюбленной поэта оборвалась трагически. Отец не позволял в доме курить, но она все же не отказывала себя в этом удовольствии. Однажды за чтением книги Мария закурила и вздремнула. Когда очнулась, пламя охватило значительную часть платья. Испугавшись, девушка лишь усугубила ситуацию: принялась бегать по особняку и выбежала на балкон. Пламя от прилива воздуха охватило все ее тело.
Мария Лазич умерла от тяжких ожогов и, как утверждали свидетели, перед смертью просила сохранить письма Фета. Поэт ни разу не посетил ее могилы. До конца жизни он считал себя виновным в ее смерти.
«Что ты одна – всю жизнь, что ты – любовь»
В последних строках автор передает сожаление о прошедшей жизни. Ему удалось вернуть дворянский титул. Он выгодно женился и прожил жизнь в достатке. Но о Марии Лазич так и не смог забыть. По прошествии более четверти века ему снова почудились чарующие звуки рояля и пение возлюбленной. В произведении используется повтор: «Тебя любить, обнять и плакать пред тобой». Эта фраза встречается в стихотворении дважды. С помощью этого художественного приема автор усиливает эмоциональный эффект.
Стихотворение Фета «Сияла ночь» – шедевр русской лирики, еще раз подтверждающий, что поэт не может стать истинным мастером слова, не познав истинной любви и не испытав ощущения утраты.
Источник
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (А.А. Фет)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020
Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский поэт, который творил, несмотря на пережитое личное горе. Под его пером родились лирические стихотворения, наполненные чувственными порывами, описаниями неповторимой природной красоты. Поэт «чистого искусства» был безупречным в своём мастерстве. Главными темами его стихотворений неизменно были природа, любовь и искусство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Разбор осуществлён по плану, в котором представлены история создания произведения, его жанр, особенности композиции, главные темы и идеи.
История создания
У литературоведов есть две версии на тему того, кому могло быть посвящено стихотворение «Сияла ночь…».
- Первая версия весьма трагична. В 1850 году трагически погибла любимая девушка А.А. Фета — Мария Лазич. Их чувства были взаимны, но брак так и не состоялся, так как поэт был лишён наследства и фамилии. А.А. Фет пожелал прервать все связи с девушкой, надеясь, что она встретит другого человека. Через несколько месяцев после их расставания, Мария Лазич погибла. До самого своего конца поэт винил себя в случившемся, понимая, что не смог сделать девушку счастливой. В поэзии А.А. Фета присутствует цикл стихотворений, посвящённых Марии. Стихотворение «Сияла ночь…» было написано в 1877 году и, как и многие другие, было посвящено любимой. Произведение вошло в сборник поэта «Мелодии».
- Упомянем и о существовании второй версии. Считается, что поэт посвятил своё стихотворение Татьяне Кузминской (в девичестве Берс), которая приходилась сестрой жены Л.Н. Толстого. Будучи на одном из музыкальных вечеров в 1866 году, А.А. Фета поразило замечательное пение женщины. Гости в тот день не расходились до поздней ночи. Спустя много лет А.А. Фет вновь услышал голос Т. Кузминской, под впечатлением которого написал своё произведение. Заново нахлынувшие эмоции поэта легли в основу произведения «Сияла ночь…». Первоначально данное стихотворение имело название «Опять».
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Сияла ночь…» – лирическое стихотворение о любви. Направление произведения – «чистое искусство». В рамках этого направления авторы не поднимали злободневных тем, а ограничивались воспеванием красоты и любви.
Произведение «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
В стихотворении А.А. Фета «Сияла ночь…» 4 строфы, каждая из которых несёт в себе законченную мысль. Произведение делится на 2 смысловые части, которые соотносятся друг с другом. И первая, и вторая часть описывают определённый период в жизни поэта.
- 1-я часть – первые две строфы, рисующие воспоминания автора об одном из вечеров, в котором влюблённые были рядом. Возможно, это был прощальный вечер, так как девушка пела и плакала, преисполненная горьких чувств. Во второй строфе нарастает тревога от предчувствия скорого прощания. Поэт будто бы сообщает девушке, что они не могут быть вместе, и та говорит ему в ответ, что она — одна его любовь, «что нет любви иной». Но он не меняет своего решения.
- 2-я часть – вторые две строфы, в которых описывается будущее без любимой. Прошло много лет, но он снова слышит её голос в тишине, голос из прошлого, которое не отпускает и не отпустит никогда. Чувства поэта к девушке остались вечными, несмотря на то, что былого не вернуть. Его любовь по-прежнему живёт, и она так же сильна. Поэт продолжает слушать и наслаждаться пением любимой после многих лет страдания, ведь она осталась в его мыслях и в образе, и в звуке. Он чувствует свою вину, и её плач звучит до сих пор в его голове. Благодаря воспоминаниям он вновь и вновь возвращается в пору своей юности, где трепетно любит и вторит своей любимой, что она – одна его любовь на всю жизнь. Так и произошло: всю жизнь поэт любил только её одну, но девушки больше нет, и у него осталась только память о былом и неутихающая боль.
Стихотворение А.А. Фета имеет зеркальную композицию. Симметрично описанные эпизоды прошлого и настоящего дают полную картину эмоционального состояния поэта, являющегося героем этого произведения.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Сияла ночь…» – сам автор, который переживает навечно ушедшую любовь. В стихотворении сплетены образы, открывающие перед читателем все краски чувств, пережитых поэтом. Он представлен в этом произведении как слушатель прекрасной музыки, как человек, любящий всей душой одну единственную.
- Природа – лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю.
- Музыка – дрожащие струны раскрытого рояля.
- Пение – голос девушки, рыдающее пение, «вздохи звучные».
- Любовь, в которой нашло отражение фраза «дрожащие сердца», «плач». Музыка, которую исполняла девушка, ещё сильнее возрождала в нём силу любви.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Сияла ночь…» представлены в списке:
- Основная тема стихотворения «Сияла ночь…» – возвышенная и светлая любовь, которая жила в сердце поэта всю его жизнь. Боль поэта выражена в каждой строке этого произведения. Красной нитью проходит в нём светлая грусть о былой любви. Автор переживает заново свои прошлые моменты жизни, связанные с любимой девушкой. Он надеется на встречу с ней после смерти.
- Тема одиночества тоже является неотъемлемой частью стихотворения. Лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями и болью, которые не дают ему покоя. После ухода милой сердцу девушки в мир иной, он остаётся один в эмоциональном плане.
- Тема смерти, бесспорно, присутствует в произведении А.А. Фета: ночь как метафора умирания; слёзы девушки, как слёзы скорби, которые он помнит на протяжении многих лет; желание вернуть свою любовь, но невозможность этого сделать потому, что она безвозвратно улетела на небеса.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Сияла ночь…», которую хотел донести в своём произведении А.А. Фет, – это вечная, бессмертная любовь, её неповторимость и ценность. Для такого чувства не существует времени и обстоятельств. Хотя время уже безвозвратно потеряно, в лирическом герое всё ещё живёт безмерная привязанность к любимому человеку. Автор верит в то, что сможет обязательно встретиться с девушкой в загробном мире, исправить свои ошибки после своей смерти.
Также в раскрытие идеи этого стихотворения вписывается и мотив искусства. Для поэта музыка была основой всего живого, и он смог мастерски передать свои эмоции в стихотворных строках. Само стихотворение звучит мелодично и нежно, как будто в нём самом заложена музыкальность, как будто оно само звучание. Не мудрено, что многие стихотворения А.А. Фета, в том числе и «Сияла ночь…», становились со временем романсами.
Средства выразительности
В стихотворении использованы тропы, которые помогают понять и прочувствовать тревожное настроение поэта в первой части произведения и гнетущую тоску во второй.
- Эпитеты: годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», «жгучая мука», «рыдающие звуки».
- Олицетворение: «лежали лучи», «струны дрожали».
- Метафора: «сияла ночь».
А.А. Фет использовал также стилистическую фигуру – эпифору: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» Эпифора присутствует в конце каждой смысловой части (конец 2-й строфы и 4-й строфы).
Синтаксический параллелизм рождает дополнительную силу стиха и подчеркивает его смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».
Источник
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад. .
История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.
Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.
Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – «сердца жгучая мука».
Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
История создания
Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.
В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Еёе трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.
Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Композиция
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.
Средства выразительности
Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты (« томительные», «звучные», «рыдающие »), олицетворения (« лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали »), метафоры (« сердца жгучая мука »).
Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.
Источник