Меню

Скандинавские волки поедающие луну

Хати и Сколь

Хати (др.-сканд. Hati — «ненавистник») — в скандинавской мифологии волк, каждую ночь преследующий луну, пытаясь её пожрать. Лунные затмения происходят, когда Хати слишком близко приближается к Мани (луне).

Сколь (др.-сканд. Sköll — «предатель») — волк, каждый день преследующий Соль (солнце) [1] , пытаясь сожрать её. По его вине происходят солнечные затмения.

Согласно прорицанию вёльвы, в день Рагнарёка они догонят и поглотят и Соль, и Мани. Сколь поглотит Солнце [2] , а Хати — Луну и звезды. Наступит тьма, землю будет трясти, скала, которая служит прикреплением для привязи Фенрира, рухнет и тот вырвется на свободу. Верхняя челюсть Фенрира будет доставать до неба, а нижняя — до земли, глаза его будут гореть и волк будет выдыхать огонь. Фенрир загрызет верховного бога Одина, но и сам падёт, истекая кровью.

Произведения [ править ]

  • Веб-комикс «Off-White» — основной сюжет закручивается вокруг небольшой волчьей стаи ищущей Чёрного Духа Волка.
  • Фильм «Молот богов». Сколь и Хати здесь просто оборотни.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ↑ В данном отрывке Хродвитнир — еще одно имя Фенрира. см. Старшая Эдда, «Речи Гримнира», строфа 39:

Сколль имя Волка,
За солнцем бежит он
До самого леса;
А Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.

(отрывок из текста Старшей Эдды)

Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.

Будет он грызть
трупы людей,
кровью зальет
жилище богов;
солнце померкнет
в летнюю пору,
бури взъярятся —
довольно ль вам этого?

Источник

Хати и Сколль

Хати и Сколль – в погоне за Солнцем и Луной

Хати и Сколль – варги (сверхъестественно большие волки), сыновья Фенрира, сына Локи, которому, согласно пророчеству вёльвы, суждено положить начало Рагнареку.

Хати («Hati») с древнескандинавского переводится как «тот, кто ненавидит» или «враг». В «Младшей Эдде» говорится, что Хати каждую ночь гонится за Мани (Луной), пытаясь съесть ее. Снорри Стурлусон упоминает второе имя Хати – Манагарм («Managarmr»), что можно перевести как «лунный пес». Манагарм, по словам Стурлусона, сильнейший из потомков Фенрира и в итоге он все же догонит и проглотил Луну. Так как местом обитания Манагарма указывается некое ущелье, очевидна аналогия с Гармом и Гнипахеллиром.

О происхождении Хати известно по его отчеству – Хрудвитниссон («Hróðvitnisson»), оно упоминается в «Речах Гримнира» и «Видении Гюльви» из «Старшей Эдды». Хрудвитниссон дословно переводится как «сын Хрудвитнира», в свою очередь Хрудвитнир («знаменитый волк» с древнескандинавского) – это одно из имен Фенрира. Также Стурлусон упоминает безымянную великаншу, что живет в лесу Ярнвид и воспитывает там потомство Фенрира. При этом неясно, где расположен Ярнвид, в одном эпизоде упоминается Хельхейм, в другом – Ётунхейм.

В «Прорицании Вёльвы», которое в «Младшей Эдде» цитирует Стурлусон, говорится о множестве волков, населяющих Ярнвид. Наряду с Хати называется Сколль, что и является основным подтверждением наличия между ними родственных уз. Указывается, что волки из Ярнвида питаются плотью мертвецов (как и Гарм, который, вероятно, также относится к роду Фенрира) и забрызгивают небеса кровью.

Про варга по имени Сколль известно меньше, чем про Хати. Его имя («Skoll») с древнескандинавского переводится как «предательство», согласно эддическим текстам он каждый день преследует колесницу Арвака и Альсвида, которые тянут по небу Солнце. Сколль несколько раз упоминается в качестве хейти, указывающих на его отца – Фенрира. Это создает некоторую путаницу, например, в «Речах Вафтруднира» говорится о том, что во время Рагнарека Солнце съест сам Фенрир, однако Р. Симек и К. Дали, анализируя оригинальные эддические тексты, говорят о том, что светило поглотит именно Сколль.

Таким образом, Сколль днем охотится за Солнцем, а Хати ночью пытается догнать Луну. По мнению Р. Симека, так древние скандинавы пытались объяснить движение светил по небосводу, причем когда одному из волков удавалось нагнать Солнце или Луну, наступало затмение, солнечное или лунное соответственно. По всей видимости, во время Рагнарека оба варга достигнут своей цели

Читайте также:  Кто больше луна или земля или солнце вокруг земли

Источник

Скандинавские волки поедающие луну

В скандинавской мифологии два волка, один из которых (Хати, сын Хродвитнира, иначе сын Фенрира) бежит впереди Солнца и преследует Луну, а другой (Сколл) бежит впереди Луны и преследует Солнце. В день Рагнарёка оба волка догонят своих жерт и проглотят их.

Был бы я с подпалинами волком
Грыз бы солнечные сладкие бока
Был бы я полночной вислоухой гончей
Лаял бы на хвост и яйца
Дикого поджарого лунного быка
Аий Оршуо

В богатой на волчьи мотивы скандинавской мифологии есть пара образов откровенно эсхатологического характера. Это два брата, два волка, которые в день северного Апокалипсиса, называемого Рагнарёк, пожрут светила — Солнце и Луну — тем самым дав сигнал к освобождению Фенриру и началу битвы с богами-асами. Волков, что сделают это, зовут Сколль и Хати. Считается, что они дети Фенрира, от которого их родила ведьма-великанша в Железном лесу. Помимо их она дала жизнь еще целому сонму волков, называемых «фенрира род». В Эддах ее имя не упоминается, но говорят, что это была или Ангрбода или Ярнвидур.

В свое время было предсказано, что Сколль ежедневно будет гнать по небу Соль-Солнце, а Хати по ночам станет преследовать Мани-Луну:

Сколль имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.
«Речи Гримнира», ст.39 (532)

Говорят, в этом и польза есть, так как светила обычно любопытны и любят наблюдать за тем, что происходит на земле. А это самым негативным образом сказывается на графике появления Солнца и Луны на небосводе. И вот чтобы этот график не нарушался, чтобы светила следовали раз и навсегда установленному порядку — за ними следят волки. И если либо Солнце, либо Луна забывают о своем пути, волки начинают стремительно их нагонять — и люди видят солнечные и лунные затмения.

На долю Хати выпало следить за Мани-луной, гнать Мани-луну по небосводу. Потому Хати, чье имя обозначает «тот, кто ненавидит» (532), еще называют Манагарм (Managarm, Managarmr), что переводится как «Лунный пес» или «Гончая Луны». По той причине, что имя «Хати» в германо-скандинавской мифологии оказывается достаточно распространенным, волка часто зовут по «отчеству» — Хродвитниссон (от такого наименования Фенрира как Hróðvitnir — «прославленный волк»).

Считается, что из пары братьев Хати более экспансивный, более эмоциональный, легко переходящий от веселья к ярости и обратно. Заклятие Одина, обязующее его и Сколля до конца времен контролировать светила, просто выводит Хати из себя. Потому Хати с нетерпением ожидает Рагнарёка, чтобы наконец-то добраться до Мани-Луны и разорвать его, чтобы разрушить заклинание Одина и освободить отца своего Фенрира.

Исследователи говорят, что образ братьев-волков восходит ко времени древнейшего индоевропейского единства и может быть связан, с одной стороны, с псами-братьями Шарбарами, стражами мира предков (Питрилока — мир предков, царство мертвых) и вестниками бога смерти, с другой стороны — с демоническими персонажами (например, с демоном Раху), которые время от времени устраивают солнечные затмения, проглатывая небесное светило. Забавно, но вот это вот смешение луноядства, адских стражей и псов-братьев привело к тому, что у некоторых исследователей путаются образы Хати и Гарма (457).

Однако все эти построения не выходят за рамки гипотез, а сам образ Хати остается в большинстве случаев достоянием знания небольшого круга тех, кто интересуется скандинавской мифологии. Правда, развитие игровых миров способствует распространению как минимум мифологических имен. Эта тенденция играет в пользу роста известности Хати, который уже «засветился» в таких играх как RuneScape и Ruins of the Lost Kingdom Online. Известно его имя и в культуре оборотней-вервольфов из мира Аниты Блейк:
Силовики назывались Сколль и Гати по имени волков, которые в норвежской мифологии гоняются за Солнцем и Луной. Когда догонят, тогда и наступит конец мира. Это кое-что говорит об обществе вервольфов — назвать помощников вожака по именам созданий, которые должны принести конец всему.
Лорел Гамильтон «Голубая луна» (569)

Читайте также:  Луна паука бук 24

P.S. Информация о Хати будет неполной без знакомства с его братом Сколлем.
P.P.S. И да, как и в случае с братом, в честь Хати назван один из спутников Сатурна.

У каждого народа свое небо, в каждой мифологии свои Солнце и Луна, и судьбы светил неисповедимы.
Вот и скандинавское небо с тамошними Солнцем-Соль и Луной-Мани — не исключение. Оказывается, очень уж они были в свое время любопытны и даже местами ленивы. Из-за этого дни и ночи далеко не всегда приходили в срок. И вот старик Один со свойственной ему практичностью придумал для этих светил чудную мотивацию — забросил им на небо двух чудовищных волков по имени Сколль и Хати, сыновей самого Фенрира. И от страшных монстров избавился (равно как от Хель с Ёрмунгандом), и светила получили клыкастые стимулы быстро и четко следовать по своим орбитам. Потому что если не быстро и не четко, то волки, которые до того могут быть и на земле, вдруг возникают за спинами светил и начинают стремительно их нагонять — и случаются затмения. Как напоминания о том, что случится в конечном итоге. Когда волки поглотят светила: Солнце Соль окажется в пасти у Сколля, а Мани-Луна — у его брата Хати.
Сколль и Хати действительно братья. По доминирующей версии их происхождения отцом обоих является демонический волк Фенрир (*). Относительно их матери известно лишь то, что она была ведьма. Предполагают, что это могла быть и Ангрбода. Или Ярнвидур (Jarnvidur) (**). Впрочем, в «Старшей Эдде» ее имя не называется:

Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.

«Прорицание Вёльвы», ст.40 (532)

«Мерзостный тролль, похититель солнца» — это, ясное дело, Сколль. Именно ему предназначено судьбой (в день Рагнарёка) и Одином (до того дня) гоняться за Арваком (ранний) и Альсвидом (быстрый) — лошадями скандинавской богини Солнца по имени Соль.
Само имя «Сколль» (Skoll) переводится как «обман, предательство». Потому по некоторым интерпретациям он предстает не самостоятельным персонажем, а эпитетом или иносказательным наименованием (хейти) для Фенрира. Такая версия не представляется состоятельной, так как в «Речах Гримнира» четко говорится, что есть два волка, преследующих светила:

Сколль имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.

«Речи Гримнира», ст.39 (532)

«Предшествует солнцу» — это значит бежит перед ним, то есть фактически за другим светилом, за Луной. Это уже о Хати.
Считается, что из пары братьев Сколль более тихий и спокойный. Он понимает, что его доля предпочтительнее той, которая выпала его отцу. Можно сказать, что погоня за Солнцем даже доставляет ему некоторое удовольствие, хотя он конечно не в восторге от ее принудительного характера. Потому он ждет своего часа — часа Рагнарёка.
В современной массовой культуре образ Сколля не является ни весьма популярным, ни даже особо известным. Однако те, кто интересуется германо-скандинавской мифологией, его знают. В вымышленных культурах (литературных, игровых) его имя используется в качестве, скажем, имен героев или обозначения статусных позиций:

Они были телохранителями Ричарда, его Сколь и Гати. Имена эти из норвежской мифологии — волки, преследующие луну и солнце. Когда они их поймают, наступит конец света. В сообществе оборотней они — охранники, которые оберегают Ульфрика, Царя волков.

Читайте также:  Нахождение времени по луне

Источник

Скандинавские варги — Фенрир, Сколь и Хати

В скандинавской мифологии главный варг — это гигантский волк Фенрир, сын бога Локи, отец Хати и Сколь. Видоизмененный образ нашел свое место в произведениях Толкиена и Дж. Мартина.

Что известно о варгах

В сказаниях указывается, что это существа, из плоти и крови. Но в других литературных источниках образ варгов искажали, их представляли как духов-волков.

Само слово vargr с древнескандинавского переводится как «волк». В прагерманском языке wargaz — это «душитель», «преступник». А warg в староанглийском языке имело значение «огромный медведь».

Знаменитыми существами из мифов считались огромные волки: Фенрир и двое его отпрысков. В древнеисландской Саге о Хервёр упоминается об этих животных и их непосредственных обязанностях. Использовались существа как помощники для других могущественных героев древних сказаний.

Похожие на варгов образы встречаются и в иных источниках – в тексте на руническом камне из Рёка. В нем есть именуемый волком конь, в «Песне о Хюндле» вельва Хайндла восседает на волке, а великанша Гирроккин ехала на волке на похороны Бальдра. Исследователи не исключают, что это варги.

Скандинавская мифология — гигантский волк Фенрир

Согласно мифам, Фенрир — древний огромный волк, отпрыск Локи и Ангрбоды (меньший из детей Локи). С его появлением на свет боги решили, что подобное существо опасным не станет, и разрешили ему жить вместе с ними, в царстве богов.

Существо росло и увеличилось до таких огромных размеров, что боги стали бояться его, не каждый мог приблизиться. Зверь подпускал к себе только бога воинской храбрости, который давал ему еду.

Дабы избежать нападений варга, божества приняли решение посадить Фенрира на цепь, но тот всегда разрывал ее в считанные секунды. Не смог одолеть он только магическую цепь Глейпнир. Создали ее из шума кошачьих шагов, медвежьих жил, женской бороды, дыхания рыбы и птичьей слюны. Мягкая, тонкая, но прочная.

Чтобы заковать чудище, кормившему его Тюру понадобилось положить руку в пасть (тем самым показав, что опасности нет). Но Фенрир понял, что находится в ловушке, и успел откусить богу руку. Приковали волка к горе под землёй, вставив кинжал в пасть. По легенде, в тот день, когда случится гибель богов и всего мироздания, Фенрир вызволится из заточения, убьёт Одина и падет от руки Видара.

Дети Фенрира — Сколь и Хати

Хати (переводится как «ненавистник») каждую ночь преследует луну и старается ее съесть. Скандинавы верили, что это он виновник лунного затмения.

Сколь — переводится как «предатель». Вместо месяца он охотится на солнце. Из-за него случаются солнечные затмения. По древним пророчествам, дети Фенрира в день Рагнарёка съедят светила. Наступит тьма, землю начнёт трясти, благодаря чему отец волков освободится от оков.

Образ варгов в литературе

Кадр из фильм «Путешествие Хоббита»

Подобно оркам, варги описывались в романах Толкина. Первые упоминания встречаются в Хоббите. Писатель изобразил их социальными животными, умными, обладающих примитивной культурой.

В романе Толкина «Хоббит» в Средиземье варги воевали на стороне сил зла и были союзниками с гоблинами. Выполняли роль лошадей, позволяли седлать себя во время боевых действий.

В киноленте «Властелин колец» образ варга значительно исказили и упростили. Здесь они просто дикие свирепые хищники без задатков разума и машины для убийства. В фильме могучие волки скорее похожи на гиен.

Отражение образа варга в литературе также находим в серии книг Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Варги – люди, входящие в сознание животных, видят то, что и они, контролируют их действия. Все дети Неда Старка варги.

Образ могущественных волков подробно описывается и в древних мифах, и в современной литературе. И могущественные, безжалостные убийцы наверняка еще станут героями различных литературных произведений.

Источник

Adblock
detector