Меню

Сколько лет митраша моложе насти кладовая солнца

Настя и Митраша — сравнительная характеристика героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

В 1945 году Михаил Михайлович Пришвин написал на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, сказку-быль «Кладовая солнца». Книжка эта получила на нём первую премию. Действие сказки-были происходит в 1943 году. Её главные герои — брат и сестра, жившие в селе возле города Переславль-Залесского.

Историю о Насте и Митраше рассказывает один из исследователей болотных богатств (в болотах находят ценное горючее — торф). Село, где жили брат и сестра, находилось около Блудова болота, в котором, в основном, происходит действие сказки-были.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши поможет читателю лучше понять идею (основную мысль) этого произведения. В неё представлены сходные черты этих героев и их различия.

Судьба Насти и Митраши

Во время войны брат и сестра осиротели: отец их погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Война заставила этих детей рано повзрослеть. Насте было всего двенадцать лет, Митраша был моложе её на два года, но они научились сами справляться с большим крестьянским хозяйством, доставшимся им от родителей. Сначала соседи и дальние родственники помогали сиротам, но потом дети приобрели сноровку и умение вести своё хозяйство, а оно было немалое: изба, корова с тёлушкой, петух с курами, поросёнок, коза, овцы.

Настя, как раньше её мать, просыпалась очень рано от звука трубы пастуха, выгоняла своё стадо в общее стадо и принималась до ночи хлопотать по хозяйству.

На Митраше лежала вся мужская работа по хозяйству и общественное дело. Он бывал на всех собраниях, старался понять общественные заботы. Мальчик научился у отца бондарскому ремеслу: делал деревянную посуду для односельчан (бочонки, лохани, шайки, кадушки).

Кроме того, дети учились в школе, помогали колхозникам рыть противотанковые рвы, работать на скотном дворе, на лугах и колхозных полях. Рассказчик говорит, что не было в селе другого дома, где жили и работали так дружно, как Настя и Митраша.

Внешность

Митраша был мальчик невысокий, но крепкий, лобастый с широким затылком, курносым носом. На лице, кроме носика, была россыпь золотых веснушек. Носил он отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и казалось, что на него надет мешок, поэтому учителя между собой его прозвали «Мужичок в мешочке».

Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках. Всё лицо, кроме курносого носика, у неё было в веснушках, похожих на золотые монетки, а волосы отливали золотом.

Черты характера

Брат и сестра были очень трудолюбивые. Им были свойственны сноровка и умение, воспринятые от родителей. Митраша во всём подражал отцу: делал деревянную посуду, старался участвовать в общественной жизни. Настя, стараясь походить на мать, прилежно вела домашнее хозяйство.

Брат и сестра были умны и предусмотрительны. Собираясь на болото за клюквой, Митраша взял с собой топор, отцовское ружьё «Тулку», манки на рябчиков и компас. А Настя повесила себе через плечо на полотенце корзину (так делала мать, чтобы ручки корзины плечо не резали). Положила девочка в неё хлеб, бутылку молока, затем ещё и варёную картошку, чтобы не голодать, если вдруг она с братом заблудится.

Различия в характере у Насти и Митраши тоже были. Брат был упрямый, строптивый, а Настя отличалась спокойствием и миролюбием. Когда брат начинал хорохориться, она умела его успокоить. Но в походе за клюквой Настя не сумела уговорить брата идти вместе по плотной тропе, по которой ходило много народа. Девочка была благоразумна и доверяла опыту других людей. А Митраша очень доверял отцу, который когда-то говорил, что к палестинке, где много клюквы, нужно идти на север. Поэтому мальчик бесстрашно пошёл не по проторённой тропе, а по слабой тропинке. Нетерпеливость Митраши и его склонность к риску проявились в том, что он, увидев, что его тропа круто повернула на запад, не пошёл по ней. Митраша прошёл встретившуюся на пути полянку без кочек, хотел перескочить с неё на тропу и завяз в болоте.

Читайте также:  Солнце с hdri картой

Отношение автора к Насте и Митраше

Пришвин относится к своим героям с симпатией и сочувствием. Ему нравится упорство Митраши, который пошёл своим путём, а не по проторённой тропе. Но автор показал, что нетерпеливость и самонадеянность мальчика чуть его не погубила. Если бы он строго шёл по тропинке, а не сокращал путь, то с ним бы не случилось беды.

Пришвин симпатизирует и Насте. Ведь она была благоразумна, учитывала опыт других людей, которые предпочитали идти по прочной болотной тропе, а не по опасной слабой тропке.

Автор осуждает девочку за то, что, увлёкшись сбором клюквы, она забыла о брате. Но показал он и её совестливость: Настя потом стыдилась своей жадности, которая одолела её при сборе ягод. Она всю собранную клюкву отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.

Сравнительная характеристика Митраши и Насти (таблица)

Сравнительные параметры

Митраша

Настя

Возраст 10 лет 12 лет Прозвище Мужичок в мешочке Золотая Курочка на высоких ножках Внешность Невысок, крепок, лобаст, с широким затылком. Всё лицо, кроме курносого носика, в веснушках. Волосы её имеют золотой отлив. Крупные веснушки на лице похожи на золотые монетки, только на курносом носике их нет. Дела, которым научились у родителей У отца научился бондарскому ремеслу: делал кадушки, бочонки и т. п. Как отец, исполнял мужскую работу в своём хозяйстве, участвовал в общественной жизни села. У матери научилась вести домашнее хозяйство: топить печь, варить, ухаживать за огородом, скотиной и домашними птицами. Характер (различие) Митраша — мальчик упрямый, строптивый. Он нетерпелив, готов рисковать. Настя — благоразумная и рассудительная девочка. Она спокойная, миролюбивая, умеет успокоить задиристого брата. Сходные черты характера Митраша и Настя — самостоятельные, деловитые дети. От родителей к ним перешли трудолюбие, сноровка в работе, дружелюбие.

Вывод

Образ Насти и Митраши помогает понять основную мысль сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: несмотря на разные мнения, друзьям нужно договариваться, держаться вместе. Это произведение учит читателя не забывать друзей, в сложных ситуациях быть находчивым, не опускать руки.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Контрольный тест по литературе М.Пришвин «Кладовая солнца», (6 класс)

Контрольный тест по литературе.

М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)

Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

При выполнении заданий (А1-А17) выберите номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

А3. От чьего лица ведётся повествование?

2) разведчиков болотных богатств

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

3) ему самому удалось спастись

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

Ответом к заданиям этой части (В1-В2) является слово или слова.

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой . Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2- от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»

Источник

Характеристика Митраши в сказке-были «Кладовая солнца»: образ, описание внешности и характера

Митраша. «Кладовая солнца».
Художник Е. Рачев

Мальчик Митраша является одним из центральных героев сказки-были «Кладовая солнца» Михаила Пришвина.

Характеристика Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера

«. Видишь, Дмитрий Павлович, — отвечал отец. «

Возраст Митраши — 10 лет:
«. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. »
«. мальчик на одиннадцатом году жизни. «

О внешности Митраши известно следующее:
«. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. »
«. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх. »
«. носики такие задорные. »
«. маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата. »
«. Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли. » (одежда Митраши на охоте)
«. мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. »
«. Маленький человечек с двойным козырьком. »
«. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы. «

Митраша и его сестра Настя являются сиротами. Их отец погиб на войне, а мать умерла из-за болезни:
«. осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. »
«. деревенские сироты. «

Митраша и Настя живут в селе в своем доме:
«. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского. » (это город в Ярославской области)

Они сами ведут хозяйство. У них есть коровы, коза, овцы, куры и поросенок, за которыми они ухаживают. Также они сам выращивают овощи на своем огороде:
«. скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. »
«. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. »
«. Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть. «

Митраша и Настя являются простыми детьми:
«. И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша. «

Митраша и Настя — дружные дети. Они дружно живут и работают :
«. не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. »
«. Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. »
«. друзья стали греться у костра. »
«. друзья пошли по тропе, указанной стрелкой. «

Митраша является милым мальчиком:
«. Они были очень милые. «

Он — сильный и упрямый мальчик:
«. Это был мальчик упрямый и сильный. »
«. помучив строптивого брата. »
«. Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый «Мужичок в мешочке». «

В школе учителя называют Митрашу «мужичком в мешочке», видимо, за его характер:
«. А вот смеялись: дразнили: «Мужичок в мешочке». »
«. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. »

Митраша является умным мальчиком:
«. умненькие и дружные ребята. »
«. какие это были умные детишки. »
«. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть. »
«. в расчете своем маленький человек не ошибся. «

Митраша и Настя — трудолюбивые дети:
«. Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах. «

Митраша является маленьким хозяином в своем доме. Он выполняет все обязанности, которые обычно выполняют мужчины в хозяйстве:
«. на нем лежит и все мужское хозяйство. »
«. отцовский задор покидает хозяина. «

Также маленький Митраша умеет делать деревянную посуду — бочонки и проч.:
«. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок*, ладило** длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. »
(*фуганок — инструмент для обработки дерева,
**ладило — бондарный инструмент для изготовления бочек)

Он изготавливает деревянные изделия также и для жителей своего села:
«. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. «

Маленький Митраша ходит на сельские собрания как взрослый мужчина:
«. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает. «

Он является смелым мальчиком:
«. как будто хочет смельчака палкой ударить по голове. »
«. Митраша все это слышал, но ничуть не струсил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он. «

В свои 10 лет Митраша уже ходит на охоту:
«. охотник с двойным козырьком. «

Однажды, оказавшись в лесу, маленький Митраша убивает старого хитрого волка, которого никто из взрослых не мог убить:
«. Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор. »
«. мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. «

Иногда Митраша хорохорится и задирает нос:
«. Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос. »
«. Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра. «

Через 2 года маленький Митраша уже становится высоким и стройным парнем:
«. прежний «Мужичок в мешочке», правда, стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел — высокий, стройный. И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась. «

Это был цитатный образ Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: описание внешности и характера героя в цитатах.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector