Меню

Скороговорка гроздья рябины солнце горят

Скороговорки на букву Р.

Скороговорки на букву Р поэтов России.

В броню закован рыцарь-рак,
Но раку рак – совсем не враг!

Если с дерева упала макаронина,
Значит эта макаронина – воронина.
Проворонила ворона макаронину,
Съела галка макаронину воронину.

Заклинатель ловок был –
Кобру в торбу посадил.
– Спрячь-ка торбу, будь так добр,
Не люблю я этих кобр!

Скоро год, как у кухарки
Сковородки, скороварки,
Редкий тостер, просто тёрка –
Вот и вся скороговорка.

На корове ворона,
На вороне корона.
Сбрось ворону, корова!
Сбрось корону, ворона!

Раз спросили у меня
– Раки рыбам – родня?
Думал я четыре дня:
– Рыбы ракам – родня?
А по-твоему, как:
Не родня ли рыбе рак?

Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.

Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что посажен на крючок.

Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход.
Ровно выровнял проход
На осенний огород…

Гроздья рябины на солнце горят.
Рябит от рябины в глазах у ребят.

Серый ворон стар, стар, стар.
Утром рано встал, встал, встал.
Говорит он:
– Кар, кар, кар,
Как я долго спал, спал, спал!
Мне приснился пир, пир, пир –
Ароматный сыр, сыр, сыр,
Только жаль, что в нём,
– Кыр, кыр,
Было столько дыр,
Дыр, дыр!

Тигры время коротали –
Вместе с громом рокотали…

Боится идти
На рыбалку рыбак.
– Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак.
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба… клюёт.

У Егора – огород,
Там есть редька и горох
Рядом – огород Фёдоры,
Там на грядках – помидоры.

У реки росла рябина,
А река текла – рябила.
Посредине – глубина,
Там гуляла ры-би-на…
Рыба-глыба, рыбий царь –
Называется пескарь.

Скороговорки на букву Р русские народные.

На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова,
Посреди двора.

Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Росла за горой, за пригорочком
Сосёночка с подприсосёночком.

1. Детский журнал “Непоседа”. Картинки художника С. Хушану.
2. “Тридцать три пирога”. М. Булатов.
3. “500 скороговорок, пословиц и поговорок для детей”. Составитель И.А. Мазнин. Авторы скороговорок: И.Гамазкова, П.Синявский, В.Лившиц,
М.Яснов, Г.Сапгир, Т.Белозёров, В.Татаринов, Л.Ульяницкая.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

2500 скороговорок. Для детей 4–6 лет

Вступление

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно…

С раннего детства нам запомнились веселые скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Карл у Клары украл кораллы.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своем речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.

А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Веселая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.

Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в веселые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырехстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.

Читайте также:  Солнце свет давать устало над тайгою ночь настала

Многие детские поэты берут за основу своего творчества принцип скороговорки: используют аллитерацию в соединении с разнообразным ритмом и мелодикой стиха. И дети, подчиняясь этим магическим, гипнотическим свойствам звукового построения, зачастую не улавливая смысла, мгновенно запоминают и с упоением повторяют:

По хамбер-джамбер я шагал, По хамбер-джамбер-джони. И вдруг увидел — риг-ма-джиг За шею тащит бони. Ах, будь со мною хоб-ма-гог, Мой хоб-ма-гог-ма-гони, Я застрелил бы риг-ма-джиг За кражу бедной бони.

Скороговорка будит фантазию ребенка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.

Но проходит время, ребенок подрастает и встает перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.

Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговорить с налета почти всегда оканчивается неудачей.

Еще до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как ПТКУ-ПТКО-ПТКА, КПТУ-КПТО-КПТА, ЖЗДРУ-ЖЗДРО-ЖЗДРА, ВРЛУВРЛ-ВРЛОВРЛ-ВРЛАВРЛ и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой, гимнастической палкой.

Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках. Для этого подбираются тексты с повышенным содержанием «больных» звуков.

Для лучшего усвоения скороговорки, мысленно проговаривая, отхлопывают, чтобы уловить ритмическую структуру и разобраться в расстановке фонем. Затем медленно произносят вслух, вслед за этим дается время на самостоятельную тренировку. При произнесении скороговорок учитываются замечания педагога и товарищей, которые на примере говорящего улавливают, отмечают и понимают свои ошибки. В конце занятия можно провести небольшое состязание на быстроту и правильность выговаривания вновь выученных скороговорок. Но подчеркнем: о скорости, о повышенном темпе проговаривания речь может идти только тогда, когда отработаны предыдущие этапы.

На каждом занятии добавляются новые скороговорки, в них изменяется местоположение проверяемых отрабатываемых звуков, увеличивается количество слов и их трудность.

Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, но на каждом этапе она имеет свой облик, трансформируется. Сначала ее можно охарактеризовать как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гоняясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто повторяющийся звук. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка или языколомка, как назвал ее поэт С. Погореловский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Трудноговорка требует подвижности артикуляционного аппарата, быстрого осмысления длинных и запутанных слов.

Есть еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха и владение перспективой фразы.

В данном пособии чистоговорки и скороговорки не разделяются, так как зачастую они взаимозаменяемы. В разряд чистоговорок здесь включены пословицы и поговорки, а порой и загадки, изобилующие повторяющимися звуками. А с длинноговорками объединены стихотворения, рассказывающие в одном предложении короткую историю. Кроме того, отдельно существует подборка скороговорок, используемых при исправлении так называемых «дзяканий» и «тсяканий».

Надеемся, что этот сборник будет интересен всем, кто желает улучшить свою дикцию.

Заранее приносим извинения, если не будет указано чье-то авторство, так как Многие скороговорки передаются из уст в уста и становятся уже истинно народными.

Читайте также:  Ритуал твое солнце ушло

Скороговорки, помеченные знаком *, принадлежат М. Смирновой и С. Смирнову, также в книге

Источник

Скороговорка гроздья рябины солнце горят

И не знал, что на обед

Горный проглотил хребет!

Дал Макару Роман карамель, а Макар Роману — карандаш.

В небе громко гром гремит.

Грозно нам гроза грозит.

Не гремите, не грозите,

Дождём грядки напоите.

Пришёл Прокоп — кипел укроп,

Ушёл Прокоп — кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

И спит Прокоп — кипит укроп.

Откуда на просеке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса всё просо склевали.

Прорычал медведь в берлоге,

Промолчал сурок в норе.

И проснулись на заре.

Как сверлом, сверлил сверчок.

Просверлил — и вдруг молчок.

Почему сверлить не стал.

Может быть, сверло сломал?

С утра в реке у рыб урок.

Директор рак сердит и строг.

Ох, сколько мороки,

Друзья, у сороки:

Где, что, когда, зачем, и рассказать —

Всё по секрету всем.

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

И из них лишь три сороки

Прилетело на урок?

Раз, два, три, повтори:

Рыла свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

На то Хавронье и дано рыло,

Чтобы она им рыла.

Какой волшебник превратил

В красивую и вкусную

Всё это Миша натворил —

Он просто «Р» не говорил.

Макару в карман комарик попал.

Комар у Макара в кармане пропал.

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей! Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны,

И от холода нет обороны.

Ворон рвал во рву ревень,

Рвал проворно целый день.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку:

Велика для норки корка.

У восьми осьминогов по восемь миножек,

У сорока сорок по сорок сороконожек.

Комар Макар Летал в Дакар.

На горе, на пригорке Тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка… Тридцать три Егорки.

Источник

Чистоговорки на букву Р

Чистоговорки на букву Р

Рю-рю-рю, рю-рю-рю — как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре — о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря — про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю — говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря — обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Говорила сорока сороке:
— Я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.

Шли три попа, три Прокопия попа,
Три Прокопьевича.
Гговорили про попа, про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.

Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали? !
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора —
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!
Не руби дрова на траве двора!

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок —
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Читайте также:  Сентябрьское солнце ярко осиновые кусты

Радик здоровый подрался с коровой!

Автоматизация звука Р в словах

1. Гроздья рябины на солнце горят.

Горят от рябины в глазах у ребят.
2. Сыворотка из-под простокваши.
3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
4. Проворонила ворона вороненка.
5. Приготовила Лариса для Бориса уп из риса.
6. В аквариуме у Харитона четырерака два тритона.
7. На горе Арарат растет крупный виноград.
8. У реки росла рябина, а река текла, рябила.
9. Орел на горе, перо на орле.
10.Брат с братом брели по Арбату.
11.Улов у Поликартпа – три карася, три карпа.
12.Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала.
13.У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
14.Тридцать три корабля лавировали,лавировали, да не вылавировали
(идти под парусами так, чтобы встречный ветер был то с правой, то с левой стороны).
15.От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
16.Съел молодец тридцать три пирога с пирогом и все со сметаной и с творогом.
17.Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
18.Марк наклеил на Тамаркин конверт не ту марку. Та марка Марку не нравится,
а Тамарка Марку нравится.
19.Варвара нарвала в овраге травы, а наврала, что не рвала.
20.У Клары и Валерки вареники в тарелке.
21.Боря напрасно рвал траву под ивой – очень кусача под ивой крапива.
22.Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал, а стал дорапортовывать да зарапортовался.
23.Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
24.У деревни на дереве – тетерев Терентий.
25.Рано утром три барана барабанят в барабаны. Барабанят в барабаны три барана утром ранним.
26.Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
27.Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорила про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
28.По ремешку, по бревнышку боком проведу кобылку.
29.Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
30.Лера, отремонтируй карбюратор и отрегулируй клапаны.
31.Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
32.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
33.Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
34.Из-под Костромы, из-под Костромщины, шли с коробами четыре мужчины, четыре мужчины; говорили они про торги, про покупки, про крупу, да про подкрупки.
35.Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
36.Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
37.Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
38.Собирала Маргаритка маргаритки на горе. Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
39.Три сороки-тараторки тараторили на горке (тр-).
40.Задали в школе детям урок: прыгают в поле сорок сорок. Десять взлетели, сели на ели. Сколько осталось в поле сорок?
41.Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отгоняли сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
42.Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
43.Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.
44.На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Леша-забияка снова в воду бросил рака.
45.Курьера курьер обгоняет в карьер.
46.Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал карась: «Раскрась, карасенок, сказку». На раскраске карасенка три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят.
47.Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару карандаш ( Л. Ульяницкая).
48.Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу (Н. Мельчакова).
Сухих Г.И., Сухина Л.А.
49.Рая и Рома рады граду и грому. Граду ограда не преграда.
50.Георгий Маргарите дарит георгины, а Маргарита Георгию дарит маргаритки.
51.Варя верит, что Вера варит.
52.Три пирата – горбаты, три пирата – бородаты, три пирата друг другу не рады.
53.Барыня не рабыня, рабыня не барыня.
54.Одни бобры бодры и добры.
55.Территория террариума.
56.Друг против друга — друг и подруга.
57.У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Источник

Adblock
detector