Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
Пейзажная лирика А.С. Пушкина – это не только воплощение образов природы, но и выражение собственных переживаний поэта. В стихотворении «Зимняя дорога» описывается долгий зимний путь, в котором есть отражение состояния лирического героя. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога», который поможет подготовиться к уроку литературы в 4 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.
История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.
Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».
Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».
Эпитеты – «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты».
История создания
Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе под образом таинственной Нины скрывается София.
Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина, находившегося в ссылке в селе Михайловское, уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту своё покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряжённым.
Впервые «Зимний вечер» появился в печати в 1828 г. в журнале «Московский вестник».
Как у многих поэтов, пишущих пейзажную лирику, стихотворения Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы – красота зимней природы и «сердечная тоска».
Лирический герой едет по зимней дороге. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.
Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничто не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» , только верстовые столбы попадаются и ещё больше угнетают героя.
Скука немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что герой влюблён, ведь он говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.
В последней строфе путник оставляет грёзы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.
После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: печальные, однообразные заснеженные равнины наводят на героя тоску, и он мечтает о встрече с любимой.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.
Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль; в стихах, обращённых к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, чередуются мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Зимний пейзаж создаётся при помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры-олицетворения: «сквозь туманы пробирается луна», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .
Для того чтобы передать печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.
Источник
«Зимняя дорога» — анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
История создания
В лирической поэзии всегда отражается неповторимая особенность личности автора, часто воспроизводится отношение к конкретным событиям его жизни. Нет поэта, какого бы уровня таланта он не был, в творческом наследии которого отсутствует, часто очень объёмный лирический стихотворный пласт. Лирику любого поэта можно считать своеобразным дневником его жизни. Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимняя дорога»также является частью такого «дневника» знаменитого поэта.
Время написания этого произведения — конец 1826 г. Достоверно никто не знает, что конкретно послужило поводом для его создания. Биографы А. С. Пушкина имеют на этот счёт два мнения. Первое из них объясняет появление стихотворения обстоятельствами личной жизни писателя, никак не связанными с его политическими убеждениями.
По этой версии стихотворение было посвящено дальней родственнице Александра Сергеевича Софии Пушкиной. Мало кто знает, что А. С. Пушкин собирался жениться на ней и даже сделал ей предложение зимой 1826 г. Может быть, под именем таинственной Нины, к которой обращается лирический герой этого литературного произведения, скрывалась именно София.
Ещё одна группа исследователей имеет об истории происхождения этого поэтического произведения другое мнение. Эти литературоведы считают, что стихотворение было написано во время возвращения поэта в Псковскую губернию после поездки в Москву. Александр Сергеевич был вызван туда через псковского губернатора для разговора с императором Николаем I.
Хотя царь и пообещал ему во время аудиенции освобождение от цензуры и личное покровительство, но разговор получился напряжённым, и этот визит к самодержцу оставил у Пушкина тяжёлое впечатление. Отсюда появилось и тоскливое угнетённое настроение, которое описывает поэт словами своего лирического героя в тексте стихотворения.
Произведение было напечатано не сразу. Впервые на суд читающей публике оно было предоставлено «Московским вестником» в1828 г. Может быть, эта пауза между написанием и публикацией стиха объясняется его глубоко личным содержанием.
Тематическое наполнение
Зима в русской природе занимает значительную часть года, что отразилось на мировосприятии русских людей, на их культуре. Поэтому неудивительно, что зимняя тема присутствует в творчестве большинства русских поэтов. Было бы странно, если бы она отсутствовала в произведениях А. Пушкина.
Пушкин в своём лирическом стихотворении не просто описывает холодную красоту русской зимы, её суровость. Описание русской зимы у него всегда связано с личными переживаниями, все явления, происходящие в это время в природе, оцениваются автором как символы происходящих в его жизни событий.
Долгое путешествие лирического героя по застывшей зимней дороге на встречу с родным человеком не превратилось для него в зимнюю сказку. Уже после прочтения первых катренов стихотворения становится понятно, что настроение у путешественника грустное. А монотонный пейзаж по обе стороны дороги только усиливает тоску. Всё кажется ему печальным — и луна, и лесные поляны, через которые проезжает повозка ямщика.
Всё на этой дороге раздражает путника, даже звук колокольчика повозки для него не звенит, а гремит. Лишь мысли о будущей встрече с Ниной, по-видимому, любимой путешественника, к которой он держит путь, ненадолго разгоняют тоскливое настроение героя этой элегии.
Уже стихла и не слышится заунывная песнь задремавшего от монотонного движения ямщика. Но грустные мысли так и не покинули путешественника, и в последних строках стихотворения он мысленно обращается к Нине, жалуясь на вернувшуюся скуку.
Структура стихотворения
Это небольшое лирическое стихотворение имеет очень чёткую структуру, как и любое гармонично написанное литературное произведение, где каждый отрывок занимает своё неповторимое место. Основные её составляющие:
- композиция;
- жанр;
- средства выразительности.
Композиция и жанр произведения
Жанр, в котором написано это стихотворение, называется элегией. Построение его композиции несложно. Она состоит из семи фрагментов-катренов и делится на три части:
- вводное описание ночного зимнего пейзажа, который тянется вдоль столбовой дороги;
- мысленное обращение лирического героя к некоей девушке Нине;
- краткий эпилог, содержание которого эмоционально смыкается с первой частью.
Кроме зимней природы и дороги, которые являются полноценными персонажами произведения, и которые можно считать вполне одушевлёнными, судя по их воздействию на главного героя, здесь есть три действующих лица. Это сам путешественник, таинственная девушка Нина, где-то далеко ожидающая его приезда и безмолвный ямщик.
От первой до последней строфы стихотворение пронизано печалью. Тоска ощущается даже в строчках, обращённых к Нине и наполненных радостью ожидания конца пути, где путника ждёт родной человек. И всё это на фоне застывшей от холода равнодушной природы.
Средства выразительности
Описывая переживания главного героя, автор часто использует эпитеты, такие как «колокольчик однозвучный», «волнистые туманы», «вёрсты полосаты» и др., которые передают отношение путешественника к окружающей действительности, пропитанное грустью, но при этом всё-таки романтически-возвышенное.
В стихотворении есть точные метафоры («отуманен лунный лик», «полночь нас не разлучит»), которые усиливают выразительность поэтического произведения. Используется много эпитетов («дорога скучная», «раздолье удалое»); антитезы; в нескольких местах текст резко обрывается, чтобы тут же начать новую тему, что усиливает ощущение печали. А вот прямые сравнения в стихотворении «Зимняя дорога» Пушкин не применяет.
Душевные переживания путешественника раскрывает частое употребление глаголов («Колокольчик однозвучный утомительно гремит», «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»). Размер стиха в произведении — четырёхстопный хорей, его ритмика усиливает ощущение тоскливой монотонности жизни, олицетворением которой здесь является зимняя дорога, где изредка встречающиеся полосатые верстовые столбы только усиливают грустные размышления героя («Только вёрсты полосаты попадаются одне»).
Зимняя дорога в иллюстрациях
Любое популярное произведение литературы всегда привлекает внимание художников-иллюстраторов. Иллюстраций к стихотворению «Зимняя дорога» очень много, и создаются всё новые, что свидетельствует о непрекращающемся читательском интересе к нему поклонников творчества А. С. Пушкина.
Сюжет произведения построен на описании монотонного пути, окружённого унылыми пейзажами, который нужно проехать главному герою стихотворения, чтобы оказаться рядом с любимой. Поэтому во всех иллюстрациях так или иначе присутствует русская тройка и заснеженная равнина.
У многих наиболее талантливых иллюстраторов этот простой снежный пейзаж, который часто не даёт возможности ни за что зацепиться взглядом, становится метафорой исторического пути России, хотя сам поэт едва ли вкладывал однозначно такой смысл в свою грустную элегию.
«Зимняя дорога» была и есть популярна не только у художников-иллюстраторов. Это поэтическое произведение всегда привлекало внимание композиторов, оно неоднократно было положено на музыку и давно превратилось в народный романс. Ведь основная его идея, что разлука с близким человеком может превратить жизнь в унылое прозябание, близка и понятна всем людям.
Источник
Основы стиховедения
Познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_stihoslozheniya.doc | 44.5 КБ |
osnovy_stihovedeniya_.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
239-875-948 Глушань Наталья
239-876-089 Корнеева Алёна
102-206-072 Руководитель Ефимова Ольга Александровна
1-й слайд Основы стиховедения . Поэзия — песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчества. Работу подготовили учащиеся 8 класса
МОУ «Ушаковская СОШ» Глушань Наталья, Корнеева Алена
2-й слайд В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая, силлабическая, тоническая ,практикуются и смешанные формы
3-й слайд Стихотворный размер. Двусложный ( один ударный и один безударный слог). Трёхсложный ( один ударный и два безударных)
4-й сайд Двусложные размеры. Ямб двусложный размер стиха — с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский
Я знаю — город будет, 2,4,6
Я знаю — саду цвесть, 2,4,6
Когда такие люди 2,4,6
В стране советской есть. 2,4,6
— хорей — двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы 1,3,7
Пробирается луна, 3,7
На печальные поляны 1,3,7
Льет печально свет она. 1,3,5,7
5-й слайд трёхсложные.
l — U U l — дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10
Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l — амфибрахий – трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11
Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l — анапест — трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог. Пример (А. Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9
И колодцы земных городов! 3,6,9
6- слайд Стопа. СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l l
Пример: Буря l мглою l небоl кроет l – l — U l — 4 стопы
7-й слайд Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Рифма делится по:
1.расположению 2. Ударению 3. Звучанию 4. Составу (гиперссылка)
8-й слайд Строфа. Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
1. двустишие 2. трёхстишие или терцина 3. четверостишие или катрен 4. октава- это восьмистишие 5. сонет 6. «онегинская строфа» (гиперссылка)
9 слайд- Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики
1.Пронумеровать гласные в строке; 2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на стопы, указать его стопность; 4.Характеристика рифмы
а) по расположению; б) по ударению; в) по звучанию; г) по составу; 5. Вид строфы
10-й слайд «Летний вечер» (А. Блок)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПоследІ ниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная ; ІААІ – женская ,точная, простая; ІББІ – мужская ,точная, простая. Катрен. (гиперссылка)
11-й слайд Метрическая
Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U. (гиперссылка)
12-й слайд Силлабическая
Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия. (гиперссылка)
13 –й слайд. Тоническая система
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов
Система получила своё название от греческого tonos – напряжение, тон, ударение. (гиперссылка)
14-й слайд Силлабо-тоническая система
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным. (гиперссылка)
15-й слайд По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ, когда рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А (гиперссылка)
16-й слайд По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)
Пример: вода — беда
весло — унесло
2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка — нитка
3. Дактилическая — ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается – называется (гиперссылка)
17-й слайд По звучанию
1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словах
2. неточные- это несовпадение
18-й слайд По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами
Лет до ста расти
Нам без старости (гиперссылка)
19-й слайд Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl Пример:
-Би-би-би! – гудит машина. А
-Не поеду без бензина! А (гиперссылка)
20-й слайд Трёхстишие
или Терцина — это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте Алигьери) Пример:
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А (гиперссылка)
21-й слайд Четверостишие или катрен -это строфа, состоящая из 4-х стихов Пример (Н. Некрасов)
1.Задумав правдивую повесть
2.Без всяких эффектных затей,
3.Я взять не решаюсь на совесть
4.Погибель крестьянки моей, (гиперссылка)
22-й слайд Октава — это восьмистишие Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха божественные тайны
2.Не думай разгадать по книгам мудрецов:
3.У брега сонных вод, один бродя, случайно,
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный
6.Прочувствуй и пойми. В созвучии стихов
7.Невольно с уст твоих размерные октавы
8.Польются, звучные, как музыка дубравы (гиперссылка)
23-й слайд Сонет -четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и с определённым способом рифмовки Пример (И. Анненский)
1.Есть книга чудная, где с каждою страницей
2.Галлюцинации таинственно свиты:
3.Там полон старый сад луной и небылицей,
4.Там клен бумажные заворожил листы,
5.Там в очертаниях тревожной пустоты,
6.Упившись чарами луны зеленолицей,
7.Менады белою мятутся вереницей,
8.И десять реет их по клавишам мечты.
9.Но, изумрудами запястий залитая,
10.Меня волнует дев мучительная стая:
11.Кристально чистые так бешено горды.
12.И я порвать хочу серебряные звенья.
13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
14.И режут сердце мне их узкие следы. (гиперссылка)
24-й слайд Онегинская строфа Состоит из 3-х катренов и двустишия (Пример (А. С. Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А
2.Когда не в шутку занемог, Б
3.Он уважать себя заставил А
4.И лучше выдумать не мог. Б
5.Его пример — другим наука; В
6.Но, Боже мой, какая скука В
7.С больным сидеть и день и ночь, Г
8.Не отходя ни шагу прочь! Г
9.Какое низкое коварство Д
10.Полуживого забавлять, Е
11.Ему подушки поправлять, Е
12.Печально подносить лекарство, Д
13.Вздыхать и думать про себя: Ж
14.Когда же черт возьмет тебя! Ж (гиперссылка)
25-й слайд «Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом» (А. Фет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1314
Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж
1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке 2. 5-ти стопный дактиль 3.Характеристика рифмы:
а)IААI — парная, б) женская в) точная г) простая 4. Двустишие
26-й слайд Литература
• Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. — 448 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. — 360 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. — 488 с.
• Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. — 5-е издание. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». — 208 с.
Источник