Образ природы в произведении «Тихий Дон»
Образ природы в произведении «Тихий Дон».
В статье рассмотрен образ природы в произведении «Тихий Дон». Проанализировано место описаний природы в сюжете произведения. Отображена взаимосвязь состояние природы с состоянием главных героев.
Ключевые слова : природа, образ, пейзаж.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — одно из самобытных произведений 20 века. В настоящее время изучение данного произведения ведется с учетом разных подходов, одним из которых является исследование предмета изобразительности, в том числе и пейзажа. Пейзажные особенности в романе «Тихий Дон», а именно основные образы-символы были рассмотрены в работах Т. В. Акиньшиной, А. М. Минаковой, Л. Г. Сатаровой и других. В работах данных исследователей присутствуют наблюдения над символической природой образов земли, степного простора, дороги, реки, солнца, дома.
В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки получают особую идеологическую и эстетическую ценность. Тонко и эмоционально Шолохов описывает родную природу. Все пейзажи романа соотносятся с человеком, с течением жизни. Своей красотой они раскрыли духовный мир героев, который покрыт высокими стремлениями и яркими эмоциями, а также несовершенством человеческого существования и человеческой жестокости.[1]
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны. «Люди как реки», — сказал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает традиции и сравнивает как судьбу человека, так и судьбу народной реки с извилистым руслом.
Цель работы — изучить образ природы в произведении «Тихий Дон»
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Описать взаимосвязь описания природы и переживаний персонажей.
2. Отобразить роль природы в раскрытии персонажей произведения «Тихий Дон».
Природа — важный герой в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Она отражает чувства и намерения персонажей, а также является индикатором настроения в определенной главе. Чтобы лучше понять замысел книги, необходимо проанализировать, что происходит на ее страницах во внешнем мире, где преобладают естественные законы существования.
Жители донских деревень настолько близки к внешнему миру, что чутко реагируют на каждое изменение настроения природы. Поэтому, когда Наталья проклинала отца своих детей и хотела умереть на поле битвы, прекрасный день внезапно сменился ветром и громом, и природа восстала против этого проклятия.
Наконец, казаки во внешнем мире увидели мир и счастье, которое они искали. Когда казаки увидели грубые поля, они грустили и ворчали на войне, как будто они нашли смысл жизни во взаимодействии с природой. Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Образы природы не безразличны к событиям человеческой жизни. В «Тихом Доне» Шолохов часто использует технику предвосхищения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, подготавливают читателя к восприятию и показывают направление, в котором развиваются события и их последствия. [3]
Прежде чем описать начало мировой войны, автор дает подробную картину природы, в которой, согласно общепринятым признакам, многие недружественные пейзажи предсказывают большие потери.
Пейзаж рассказывает читателю о морали казачества. Природа степи столь же безудержна и сильна, что в ее степи кого-либо было трудно завоевать. Дон распространяется мощно и полно, как персонаж казака, которого невозможно вытеснить. Так что Дон бежит с берега весной. Все времена года в степи экстремальные: зима холодная и снежная, лето жаркое и влажное, осень дождливая и ветреная, а весна теплая и несет в себе много воды. Даже сами казаки: если они любят, то до бессознательного, если они ненавидят, то до конца.
Это природа сопровождает любовную связь Григория с Аксиньей. Они приблизились во время шторма, когда соседи отправились на рыбалку. Гром и молния пугали людей, брызги дождя рассеивали волны, сам Дон пенился на ветру. Чувство в груди Григория и Аксиньи гремело в одной и той же буре, ее любовь была столь же мятежной, она испугала свое окружение и заставила всех страдать. Поэтому природа в романе наделена функцией психологизма. [2]
Впоследствии Шолохов последовательно дает сцены, которые показывают, что люди не хотят войны, и считают ее величайшей катастрофой. Образ природы помог понять отношение войны не отдельного человека, а многих людей. При этом обобщение чувства расстройства является одной из важнейших особенностей романа.
Тихий Дон — тонкий и проницательный, во всей своей яркой и дрожащей подлинности, Шолохов показывает свою родную натуру. Пейзаж природы всегда духовен. Он соотносится с человеком, с потоком жизни, затем с его красотой и величием, которое подчеркивает несовершенство человеческого существования, жестокость человека, а затем гармонично сочетается с душевным миром человека, для которого характерны высокие устремления, яркие эмоции.
Его картины разнообразны. Через лунный свет Григорий воспринимает чарующее великолепие луны, опьяненное радостью жизни и любовью. На этой картине — и живописная красота, и лирика, и психология.
В романе «Тихий Дон» образы природы приобретают особое идейно-эстетическое содержание. В описаниях природы Шолоховым достигнута высокая степень совершенства. Образ, описанный Шолоховым, визуально предстает перед читателем, поскольку он основывается на выразительной силе восприятия.
Список использованной литературы:
1. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»: учебное пособие по спецкурсу/Л.Г. Сатарова. Воронеж.: ВГПИ,1989. — С. 84
2. Кирпотин В.Я. «Тихий Дон». Тема природы// В.Я. Кирпотин. Пафос будущего. — М.:Советский писатель. 1963 г.
3. Бритиков А.Ф. Метафоры и символы к концепции «Тихого Дона»// Творчество М. Шолохова. — М. 1975 г.
4. Шолохов М.А. Тихий Дон. Книги 1-2 М.: Худож. лит., 1991. — 606 с.
Источник
Функции образа природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Критика сразу обратила внимание на взаимодействие между природой и человеком в эпосе Шолохова. Миры людей и природы даны как единый поток творящей жизни.
В шолоховский пейзаж вписываются люди и исторические события. Шолохову свойственно пантеистическое представление о природе, как о животворящей силе. Природа у Шолохова – независимая от человека и его желаний сила.
Шолоховские пейзажи критика связывала с традициями классики. Они, по мнению А. Бритикова, противопоставлены людям с их постоянной борьбой.
В композиции «Тихого Дона» пейзаж играет существенную роль. Пейзажные картины способствуют эпизации событий, помогают проследить их последовательность.
В развитии сюжета романа многие пейзажные картины выполняют функцию художественного предварения. Прием этот выступает как смысловая и лирическая прелюдия к драматическим событиям. В них звучит намек на грядущие страдания, жертвы. Перед описанием начала первой мировой войны писатель дает картину природы. в которой много недоброго, предвещающего смерть («Стояло сухое лето. Мелел Дон»).
В описании гражданской войны прием предварения событий имеет важное значение. Гибель отряда Подтелкова предваряет пейзаж: «блекло светилось зарево, травы излучали запах тлена». В поэтике пейзажей широко использована фольклорная символика.
В композиции романа пейзажи способствуют эпизации событий. Они часто выполняют роль эпического параллелизма, который включается в те моменты развития действия, когда повествование достигает своей кульминации. В эпических параллелизмах образ природы развертывается очень широко. Образы природы в эпических параллелизмах самостоятельны.
В 3-й книге образ бурного течения Дона, вливающегося из широкого русла в узкое горло, дан как параллель нарастающему возмущению хуторов при известии о расстреле арестованных казаков (цитата 3).
В эпических параллелизмах образ природы развертывается очень широко. Это делает его художественно значимым, безотносительно к его сюжетно-смысловой функции.
А. Бритиков отмечал, что «эпический параллелизм означает как бы сплошной поток образов природы, сливающихся в пейзажный фон, со своим самостоятельным сюжетом, и этот природный сюжет движется параллельно эпическому действию. Это, с одной стороны, подчеркивает самоценность природы, а с другой – делает пейзаж своеобразным зеркалом всего сложного сюжетно- композиционного движения романа».
В Тихом Доне велика роль философских пейзажей, которые адекватны трагическому состоянию мира. В сцене гибели и захоронения Валета природа выступает как активное действующее лицо (цитата 4). В этом пейзаже содержится мотив братоубийственной войны и мысль о жизни, торжествующей наперекор смерти: «И еще, в мае бились стрепета за самку, за право на жизнь».
Шолохов соотносит мир человеческих чувств с жизнью природы. К аналогиям с жизнью природы писатель прибегает часто в периоды духовного кризиса героев. Взаимоотношения человека и природы даны в эволюции. Ярче всего прослеживаются на образах женщин (Аксиньи, Натальи, Дарьи), а также — Григория.
В поэтике образа Аксиньи преобладает мотив цветения, мотив весны; в образе Натальи — мотив холода, льда, снега. Детали природного мира, окружающего Наталью, грустные: это тоскливо, мертвенно пахнущие травы.
Чувствам Аксиньи и Григория соответствуют такие образы природы, как ветер, лес, степь, Дон, ароматы цветов. Картины природы, связанные в конце с Григорием обретают трагический смысл: выжженная степь, черное солнце, символизирующее всю глубину горя Григория.
В описании природы уделено внимание цвету, звукам, температуре. Критика насчитывает в «Тихом Доне» около 250 описаний природы.
Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен темный, свидетельствующий о печали, утратах (черная туча, тишина, темный лес). Черный цвет от обозначения конкретного предмета вырастает до философского символа.
Многозначен образ Тихого Дона — и как реки (воды) и как донской земли, казачьего края. Один из сложнейших образов природы в «Тихом Доне» – это образ Солнца. Солнце воздействует на состояние героев. Показано как южное, жаркое, имеет власть над миром. Когда Мелихов хоронит Аксинью его лицо озарило какое-то превращение – «черный небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Художественным открытием Шолохова явилось описание донской степи, которая дана во все времена года. Образ простора создает в героях энергию мечты, желание изменить судьбу. Обращение к степи это одновременно и путь самопознания героев. Просто Тихого Дона это не пустота, не чисто физическая безлюдность.
Образ песни (протяжной, коллективной) сопровождает все деяния и перемещения героев. Песня оформляет их состояние, заставляет вспомнить, что «человек – это твое первое имя».
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Функции образа природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Функции образа природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Функции образа природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Источник
образ дона в романе «Тихий дон»
События в Тихом Доне начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, являются станица Вешенская, могучая река Дон.
Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название Тихий Дон полно символики оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины Родимая степь над низким донским небом!. , курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу.. . Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю.. . донской нержавеющей кровью полита степь. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ. С образом земли тесно связан и символический образ донской степи. Степь в романе одухотворена, она живет своей жизнью. Она покоряет своей красотой Григория Мелехова: “Григорий лежал.. . и жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь”.
Дон зимой
Жителей не было видно на улицах. Станица выжидающе таилась. В просветах переулков виднелась белая грудина заметенного снегом Дона. Лес за Доном чернел, как нарисованный тушью (Тихий Дон, 6, XII).
Дон весной
Местами, на быстринах, лед уже пронесло. Под ярким апрельским солнцем серебряной чешуей сверкала вода, но там, где была набитая зимняя дорога, на аршин возвышавшаяся над уровнем льда, Дон стоял нерушимо (Тихий Дон, 8, XIII).
Дон летом
Сухое тлело лето. Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался брод, на тот берег переходили быки, не замочив спины (Тихий Дон, 3, I).
Темны июньские ночи на Дону. На аспидно-черном небе в томительном безмолвии вспыхивают золотые зарницы, падают звезды, отражаясь в текучей быстрине Дона (Тихий Дон, 7, VIII).
Дон осенью
А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и, застекленный осенней прозрачно-зеленой лазурью, равнодушно шел к морю Дон (Тихий Дон, 2, III).
А чего стоит ловля сазанов семьей Мелеховых (темная, бархатная вода, тишина)
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Старинная казачья песня (1 часть)
Как ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
Старинная казачья песня (6 часть)
Создавая поэтический образ Дона Шолохов использует антропоморфную метафору
Прелью сырой и пресной дышал берег (Тихий Дон, 1, III);
Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада (Тихий Дон, 1, IV);
От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг (Тихий Дон, 1, IX);
Зеленый, дышащий волнами Дон (Тихий Дон, 1, XVI);
Зеленоватый, дышащий пресной влагой простор Дона (Тихий Дон, 7, XIII);
Источник
Функции образа природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Люди и реки
Сравнение автора уводит читателя далеко от сюжета романа. Реки можно сопоставить с историей семьи. Вот начало реки: широкое русло бежит шумно и многолюдно. Затем, «выметываясь из русла», вода разбивается на «множество рукавов». Это новые семьи, дети, внуки и правнуки. Каждый рукав выбирает свое направление. Одни плавно текут рядом с рекой, другие уходят в сторону, третьи поворачивают резко противоположно. Ход рукавов и реки хитер, лукав и, по мнению автора, вероломен. В чем такое поведение реки?
Интересно, как Шолохов описывает судьбы детей: одни мельчают настолько, «что видно поганенькую россыпь». Другие пробивают свое русло, бегут бурно, красиво и звонко. Человека волнует, по какому руслу плыть, где найти свое место в жизни. Странно переплетаются реки в гражданской войне, смутное время перемешивает водные потоки, Дон разливается и поглощает их, затягивает, не давая жить по-своему. Этим автор подчеркивает тяжесть войн. От них не спрятаться, придется выбрать свое место и тех, за кого готов будешь отдать жизнь.
Роль пейзажа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Картины природы небезразличны к событиями человеческой жизни. В эпических параллелях «Тихого Дона» Шолохов часто применяет прием предварения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, готовят читателя к восприятию, показывают, в каком направлении будут развиваться эти события, к каким последствиям они приведут.
Перед описанием начала мировой войны писатель дает развернутую картину природы, в которой, по народным
приметам, много недоброго, предвещающего смерть, тяжелые утраты. Стояло очень сухое лето. Мелел Дон: «На отводе горели сухостойные бурьяны, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем.
Ночами сгущались за Доном тучи… По ночам на колокольне ревел сыч. Страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище…». Приметы недоброго создают предчувствие общенародных бед.
Вслед за этим одну за другой Шолохов дает сцены, которые показывают, что народ не хотел войны, рассматривал ее как величайшее бедствие. Картина природы помогала понять отношение к войне не отдельного человека, а многих.
В этом обобщении чувства, нестроений — одна из важнейших особенностей романа.
В описании гражданской войны изображение природы особенно значительно. Взаимосвязь людей и природы раскрывается здесь в сложном единстве. Картины природы приобретают глубокий, обобщающий смысл.
В первых частях «Тихого Дона» параллели между чувствами людей и пейзажем очень явны. Для того, чтобы выразить всю тяжесть народных испытаний, Шолохов «смешивал» картины природы с образами войны: «На месяц бинтом легло облако»; «Ветер безжалостно сорвал с месяца хлопчатый бинт тучи». Луна сравнивается с рубленой раной: «Над местечком в выси — рубленой раной желтый развал молодого месяца».
Кровь, жертвы, тяжелые бои получали образное воплощение в развернутых пейзажных картинах: «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды; ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна стали…К исходу клонился август. В садах желтел лист, от черенка поливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат, умирая». Этими жуткими сравнениями автор передает кровавую тяжесть войны. В третьем томе после картины разгрома Красновского фронта следует рассказ, сходный с описанием примет недоброго накануне войны. Одни казаки бросали фронт, возвращались домой и ожидали прихода в хутора и станицы Красной армии, другие отступали с белогвардейскими частями, покидали родные курени.
Многое довелось испытать казакам, поднявшим оружие против Советской России. В будущем их ожидали еще большие трудности. Впереди было Верхнедонское восстание в тылу Красной Армии, участие в походе на Москву, страшный разгром, позорное отступление с деникинскими войсками к Новочеркасску.
И вот, словно предваряя будущее, Шолохов создает напряженную, грозную и тревожную картину: «Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло все Обддонье… И стало так, словно покрыла Обдонье туча густым, непросветно-черным крылом, распростерлась немо и страшно и вот-вот пригнет к земле тополя, полыхнет сухим, трескучим раскатом грома и пойдет крушить и корежить белый лес за Доном…» Короткие, обрывающиеся фразы вводного описания вызывают тревогу, недоброе предчувствие. Эту тревогу, напряженное ожидание Шолохов доводит до предельной остроты картиной вот-вот готовой разразиться грозы.
После следующих одна за другой зловещих примет рождается заключительный образ природы. Шолохов вновь идет от реальной картины к символическому образу. Мороз к заре прихватил ледком мокрые ветви деревьев: «Ветром сталкивало их, и они звенели, как стальные стремена.
Будто конная невидимая рать шла левобережьем Дона, темным лесом…». Да, именно так должны были чувствовать, слышать напуганные тревогой и ожиданием казачьи хутора и станицы. Только им мог почудиться в звоне замороженного леса шум идущей конной рати.
Картины природы, не теряя своей значимости, позволили автору передать чувства и настроения людей, эмоционально дополнить и описываемые в романе события.
Природа и Наталья
Напряжение судьбы несчастной Натальи сложно передать без пейзажных картин. Обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней. Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю. На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной». Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.
Сочинение: Природа в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)
(414 слов) Михаилу Александровичу Шолохову удалось мастерски показать неразрывную связь природы с человеком. Герои романа «Тихий Дон» очень эмоциональны и зависимы от окружающего пейзажа. Родная земля придает им сил, а чужие края, напротив, их отбирают. Чтобы показать влияние природы на человека в своем романе, Шолохов связал природные явления и важнейшие события в жизни персонажей воедино.
Так, Григорий и Аксинья сблизились во время бури. Окружающих напугали молния и гром. Порывы ветра вызвали волны на Дону. Такой же грозой бушевало чувство в груди у главных героев. Мятежная любовь Григория и Аксиньи тоже принесла боль и огорчение их близким.
Чтобы проследить влияние природы на героев, достаточно вспомнить эпизод с Аксиньей на природе. Восстановить силы и усталость главная героиня смогла, посидев на земле и вдохнув запахи леса. Красоту весеннего леса замечает идущий на смерть красный командир Лихачев. Автор описывает чувство безысходности героя, и в то же время чувство очарования от пробуждающейся весны. Природа откликается на проклятие Натальи, уставшей от измен. Григория настигает сильная гроза. Все герои произведения любят природу и трепетно относятся к ней. Когда Григорий Мелехов на сенокосе случайно поранил утенка, он не мог скрыть огорчения.
Характер Григория — неуправляемый и вольнолюбивый. Его образ подобен бурной реке. Переживания, душевные муки и поиски смысла жизни главного героя в романе переплетаются с описанием донских пейзажей. Люди и природа неразрывно между собой скреплены. Герои Шолохова замечают все краски и буйство природы. Они замечают пение птиц и молчание степи, холодную луну и красную зарю. Природа отражает чувства и намерения людей. Автор показывает, что в степи нет полутонов. Если зима, то очень холодная и снежная, если лето, то знойное и жаркое. Весна на берегах Дона полноводная и теплая. В нравах казаков тоже прослеживаются крайности. Любят безрассудно, до беспамятства, ненавидят лютой ненавистью.
Природа в жизни казаков играла и более материальную роль, была их кормилицей. Заброшенные поля, необработанные плодородные земли вызывали у казаков ропот и критику. Они находили смысл бытия во взаимодействии с природой, а не в войне. Она в романе «Тихий Дон» похожа на мать, укрывающую своих детей. Она утешает их горести. Красота пейзажей оттеняет душевный мир героев, их несовершенство и жестокость. Параллели, проводимые автором, наглядные и четкие. Достаточно вспомнить тревожное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен. В параллель автор показывает состояние казачьих хуторов, накануне Верхнедонского восстания. Иногда лиричное начало затмевает эпические моменты романа.
Какие бы поступки не совершали люди, природа в «Тихом Доне» вечна и неизменна. В самые тяжелые моменты герои романа припадают к родной земле и получают поддержку. Как и в реальной жизни, люди находят счастье и покой наедине с естественным окружающим миром.
Автор: Дионисия Вяземская
Пейзаж вокруг Аксиньи
Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.
Любовь к героине задевает за душу читателя. Аксинья после болезни выходит на крыльцо и пьянеет от свежего весеннего воздуха. Опять весна! Пейзаж «Тихого Дона» у образа Аксиньи связан с весной. Время пробуждения и оживания, это время вечно ждущей счастья души женщины. Ее блестящие глаза эмоциональны и внимательны. Она замечает вокруг себя все: туманная даль, затопленные деревья, мокрая изгородь, промытые колеи. Даже грязная дорога в глазах женщины густо цветет красками. Все красиво сияет на солнце, автор подбирает удивительное слово – «осиянное».
Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
— название роману о крупных исторических событиях дала река;
— обилие картин природы, описаний природных явлений в романе;
— роль, которую они играют в романе.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1) неразрывность казачьего уклада и природы:
— зависимость казаков от состояния природы (неурожаи, засухи, морозы, пожары и т. п.);
— природное, циклическое время: «солнцеворот»;
— умение казака ценить красоту природы (Прокофий Мелехов);
— эпическое спокойствие картин природы в «мирных» главах романа (кн. I, ч. I, гл. I);
2) природа и история:
— отрыв казаков от корней во время походов;
— земля под копытами боевых коней, посыпаемая осколками снарядов;
— описание природной жизни — антитеза человеческой жизни (кн. II, ч. VI, гл. XXI; кн. III, ч. VI, гл. ХIII);
— казачья песня «Не сохами-то славная зем-люшка распахана…»: социальное явление (война) изображено как явление природное («распахана… копытами»,«засеяна… головами» и т. д.) — природа в единстве с человеком;
3) отличие романтического пейзажа от «психологического параллелизма»:
— «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: картины природы подчинены задаче изображения внутреннего мира героя, имеют чисто иллюстративную роль; создают необходимую для развития романтического конфликта обстановку;
— «психологический параллелизм» в фольклоре: природные процессы и душевные состояния человека развиваются параллельно, но при наличии их глубокого сходства они внутренне независимы друг от друга; природа выступает как равновеликая человеку сила;
— примеры «психологического параллелизма» в романе М. Шолохова: см. кв. I, ч. II, гл. XIII и XVIII; кн. IV, ч. VII, гл. I; XVI.
Роман М. Шолохова посвящен судьбе русского казачества в переломный этап его истории. Давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов донцев, писатель не мог не обратить внимание на тесную связь их жизни как земледельцев с жизнью природы. Поэтому природа в его романе предстает в образе могучей стихии, ведущей свое, независимое от человека существование, и тем не менее тысячами невидимых нитей связанной с жизнью и судьбой казачества. Это проявляется в данных в романе пейзажных зарисовках и масштабных картинах природы, на фоне которых разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, по закону «психологического параллелизма» обнаруживающая неожиданные соответствия с процессами, происходящими в природе.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон». И в закладках появилось готовое сочинение.
Природа и человек в романе «Тихий Дон» Шолохова М.А.
В романе-эпопее противопоставляются естественная, нормальная жизнь вечной природы и взбаламученная, исполненная неразрешимых противоречий, ненадежная, всегда готовая оборваться жизнь людей. Название произведения — устойчивое фольклорное сочетание, использовавшееся литераторами и до Шолохова. Ho у него оно звучит с горькой иронией. Герои “Тихого Дона” связаны с землей, трудятся на земле и хотят трудиться. Однако в силу сложившихся исторических обстоятельств они оторваны от земли, в буквальном смысле слова потеряли почву под ногами. И уже природа наделяется чертами страшной, конечной человеческой жизни. Трижды — в связи с мнимой гибелью Григория, смертью Петра и его вдовы Дарьи, заразившейся дурной болезнью и утопившейся, — трупный запах назван васильковым (многообразными запахами вообще пронизано все произведение). Лед на Дону, “трупно синея, вздувался”. Ho эти штрихи не делают природу неестественной, тем более отвратительной. Вздувающийся лед упоминается в таком описании оттепели: “…сутки шел дождь, с обдонской горы по ерикам, шалая, неслась вода; на обнажившихся от снега мысах зазеленели прошлогодняя травка и мшистые плитняки мела; на Дону заедями пенились окраинцы… Невыразимо сладкий запах излучал оголенный чернозем” (кн. 2, ч. 4, гл. VI). Дарья, готовясь проститься с жизнью, впервые обращает внимание на красоту окружающей природы: “…кубыть глаза открылись! Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну — господи, красота-то какая! А я ее и не примечала…” Теперь ей бросается в глаза даже крохотный цветок повители, который “источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли. Дарья смотрела на него с жадностью и изумлением, словно впервые видела этот простенький и невзрачный цветок; понюхала его, широко раздувая вздрагивающие ноздри, потом бережно положила на взрыхленную, высушенную ветрами землю…” (кн. 4, ч. 7, гл. XIII).
Григорий после гибели Аксиньи, похоронив ее “при ярком утреннем свете”, “твердо веря, что расстаются они ненадолго”, чувствует на голове и лице солнечные лучи. “Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (кн. 4, ч. 8, гл. XVII). Образ черного солнца не раз встречается в мировой литературе, в том числе в XX в. (например, в стихах О. Мандельштама). В “Тихом Доне” это особенно емкий и мрачный символ. Для человека, окончательно прощающегося с жизнью, уже и величественная, прекрасная, светлая, сияющая природа одевается в единственный цвет — цвет траура. Григорий не может чувствовать ее красоту, как Дарья, потому что та еще только поняла ее, только начала жить по-настоящему — внутренне богатой жизнью, а у Григория, испытавшего все самое страшное, что мог испытать подобный ему человек, не осталось никаких внутренних сил для обычных, простых радостей.
«Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон»»
Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.
В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Тоска Григория, все сужающийся черный круг его жизни даны на фоне победной донской весны – с буйным разливом Дона, со сказочным цветением степи, сплошь покрывающейся фиалками и тюльпанами, с перелетными стаями птиц, с неутихающим шумом привольного ветра в затопленном талой водой обдонском лесу, с лебедями, которых видит Григорий на восходе солнца. В описаниях природы Шолохов достиг высокой степени совершенства. Описанная Шолоховым картина зримо встает перед читателем, так как строится на выразительной силе восприятия. Его образы многогранны. «Золотая дрема лунного света…» – чарующее сияние луны воспринимает Григорий, упоенный молодой радостью жизни, любви. В этом образе – и живописная красота, и лирика, и психология.
Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно, через субъективное восприятие этого мира его героями, он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав…» Томительный аромат ландыша пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: «И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь… Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо березки, сорвал ветку. «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». Можно ли представить ситуацию трагичнее этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошел к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.
Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью. На фоне надвигающейся грозы она проклинает Григория. Эта сцена предшествует её смерти. Природа вначале безразлична к тому, что должно случиться. Пейзаж нейтрален, ничто не предвещает бури, только на миг набегает тучка. Пейзаж меняется вместе с настроением самой Натальи. «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». И, наконец, когда Наталья, обратившись на восток, требует от Бога, чтобы наказал, сразил Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». С ужасом смотрела Ильинична на Наталью. «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».
Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.
О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты. Здесь тонко передан охотничий азарт, почти зримая панорама степных далей и на фоне степи – охотник, подкрадывающийся к осторожным птицам. Безразличная, казалось бы, к Григорию природа вдруг освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает и человеческие судьбы вообще, и особенно горькую долю самого стрелка: «…один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко шел на снижение… Гусь летел в сторону от встревожено вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Так образ сбитой птицы символически обобщает в сюжете природы судьбу Григория.
К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом. С интересом следил он «…за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой». Вряд ли случайно засияла красота тюльпана, напоминающая о жизни над «мертвым городищем». Вряд ли случайно остановил на ней взор человек, сеющий смерть. Снова возникают тюльпаны, когда Григорий уходит с бандой от красноармейских разъездов. «Срезанные лошадиными копытами, во все стороны летели, словно крупные капли крови, пунцовые головки тюльпанов. Григорий, скакавший позади Фомина, посмотрел на эти красные брызги и закрыл глаза…» Прекрасный цветок над мертвым городищем и тюльпаны – брызги крови – это единые звенья иносказания и символики, обращающие нас ко всему пройденному Григорием пути, наполненном страданиями и человеческими жертвами.
Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его – свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе, – вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».
Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, но и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся – начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.
Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова с первозданно-свежим, наивно-поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимое сияние, радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью. Весь окружающий человека мир – в движении, в работе… Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природы и мир человека соединяются, как проявление единого, вечно сущего – матери-жизни.
Источник