Меню

Славяне символы солнце луна

Амулет «Солнце и Луна» — славянский символ гармонии

Дневное и ночное светило издревле «соперничали» за свою власть над умами и душами людей. Считалось, что солнце дарит человеку силы, успех и отвагу, а луна — мудрость, гибкость, развитую интуицию. Талисманы небесных покровителей носили люди разных полов и возрастов, выбирая себе защитника согласно собственным мечтам и амбициям.

  • В этом смысле амулет «Солнце и Луна» был уникальным оберегом — он подходил каждому.

Сакральный смысл талисмана солнца и луны

Единство противоположностей

В верованиях древних славян Солнце олицетворяло мужскую энергетику, а его ночная спутница-Луна — женскую. Сразу два светила, заключенные в круг, символизировали бесконечность мира, обновление и гармонию. Иначе говоря, единство противоположностей: страсти и спокойствия, могущества и нежности, активности и рассудительности. Предки были уверены, что такой амулет обеспечит постоянный приток жизненных сил, защитив от черного колдовства, потусторонней нежити и прочего зла.

Молодоженам

Парные обереги «Луна и Солнце» часто дарили молодым на свадьбу, дабы в семье не существовало борьбы за лидерство и связанных с ней конфликтов. Славяне были убеждены: амулет позволит человеку гармонично развиваться, укрепит физическое и душевное здоровье, поможет находить общий язык с другими людьми, прислушиваться одновременно и к разуму, и к сердцу.

Из чего делать? Как активировать?

По традиции талисманы делали из двух металлов: «солнечного» золота и «лунного» серебра. Для активации полагалось зарядить оберег силой сразу двух светил: перед началом ношения его оставляли на целый день под яркими лучами, а ночью клали на окно, залитое таинственным серебряным светом. Выполнялись ритуалы либо в полнолуние, либо на растущий месяц, желательно — в пятницу. В дальнейшем «подзарядку» осуществляли не менее 2-3 раз в год, предварительно омывая оберег водой и обжигая огнем.

Значение амулета «Солнце и Луна» в наши дни

Корректировка судьбы

Талисман будет особенно полезен людям, которые хотят кардинально изменить свою жизнь, подняться к новым вершинам. Он поможет вычислять недругов и успешно нейтрализовать их негатив, находиться в согласии с близкими родственниками, оберегать семью от бед и проблем. Такой амулет, как и прочие сакральные символы, не носят напоказ — его прячут под одеждой, подвесив на серебряную цепочку или кожаный шнур.

Преобладание светил

Наполнена тайным смыслом и форма оберега — на нем всегда присутствуют оба светила, но их роли распределяются по-разному.

  • Если Солнце явно доминирует, занимая большую часть круга или заметно возвышаясь над Месяцем, владелец талисмана будет активнее развиваться, искать место в этом мире.
  • Подчеркнутое равновесие — признак гармоничной личности, которая уже состоялась. В этом случае Луна щедро поделится с «подопечным» мудростью, невозмутимостью, верой в себя. Такой амулет хорошо подходит людям, желающим развить творческие способности или врожденный магический дар.

Источник

Лунные знаки у восточных славян.

Оглавление

Небесные светила.


Иллюстрация Дэна Морриса.

Солнце и Луна. Оба эти светила освещают землю. Солнце днем, Луна ночью. В языческой мифологии скандинавов, в Младшей Эдде ( подробнее см. Младшая Эдда 11,12) Солнце и Луна это прекрасные сестра и брат, помещенные богами на небо. Они скачут каждый в своей повозке, спасаясь от преследующих их волков. Похожие мифы существовали и у других древних народов. Представление луны и солнца как мчащихся по небу повозок, управляемых богами, характерно для язычества. У славян Солнце везли по небу кони или большие птицы, например гуси..

Солнце дневное светило, дарящее земле тепло и свет. Луна — светило ночное, освещает но не греет. Луна восходит на небе в беспокойную ночную пору, в ту пору когда все людские страхи выходят наружу и бродят по земле, в ту пору когда начинает твориться темная, скрытая волшба. Несмотря на свет, который дает полная луна ночью, ее обычно связывают с темными сторонами жизни. День-дневной для светлых, ясных, добрых дел, а темень ночная для тайных и скрытых дел.

Интересно, что помимо Луны самостоятельно существует ее ипостась Месяц. Причем если Луна женского рода, то Месяц обычно мужского. Месяц присутствует на ночном небе большую часть времени, чем полная Луна.

Лунарные символы.


Изображение фаз Луны.

Луна не постоянна. Все время в динамике. Динамика эта строго периодична. Считается что раньше люди жили именно по лунному календарю – быстрая периодичность смены циклов, позволяла легче следить за временем. 4х7= месяц. Но видимо именно эта периодичность и смена фаз создавала трудности в графическом изображении Луны.

Читайте также:  Солнце тату значение у женщины

В соответствии со своими особенностями луна имеет некие «интернациональные» варианты изображения. Например Луна в «динамике».

Куда подевались лунные знаки?

Предполагая огромную важность для древнего человека символов небесных светил мы легко находим символы Солнца. В статье «Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение» описано как при помощи солярных символов славяне выстраивали обереговую защиту.

С лунарными символами все обстоит гораздо сложнее. Мы не встречаем не то что бы какого либо изобилия лунарных символов в орнаменталистике или народном искусстве славян и древнерусских людей, мы вообще редко встречаем символы которые можем интерпретировать однозначно как изображения Луны – Месяца. Судя по всему, то что Луна светит ночью, ее связь с темными силами ночной поры и ее постоянная изменчивость наложили свой отпечаток на попытки и желание ее изображать.

Некоторые ученые, например Бадер О. Н. в статье « Элементы культа светил в палеолите», в книге «Древняя Русь и славяне», задается вопросом почему все что круглое, с радиальными лучами или отверстиями мы автоматически причисляем с солярным символам? Ведь четыре отверстия на круглом диске могут соответствовать не только положениям солнца – Рассвет, Полуденное, Закат и Полуночное, но и четырем фазам Луны – Новолуние, Половина Луны рост, Полнолуние, Половина Луны убывание. Есть диски, орнаментальный рисунок на которых можно соотносить с числами 7 и 4. Т. е. возможно, не все изображения, которые традиционно считаются солярными надо соотносить с Солнцем, возможно некоторые из них нужно соотносить с Луной. На сколько верна эта точка зрения нам остается только гадать.

Лунницы.


Лунницы. Гнездово. X в..

Несмотря на меньшее распространение лунных знаков по сравнению с солярными, историки имеют вещественные археологические находки, которые напрямую связывают с изображением Луны. Это женские украшения, так называемые лунницы. Они, несмотря на свое название, имеют вид месяца, рога которого ( что совершенно не характерно для широт на которых жили славяне) направлены вниз.

Лунниц на местах проживания восточных славянских племен найдено большое количество. Это одно из самых распространенных женских украшений в X-XIII вв.. И, что важно для нас, ученые напрямую связывают форму лунниц с изображением месяца.

Найденные лунницы поражают большим разнообразием. Попытку их классификация предприняла Гольмстен Вера Владимировна (Гольмстен В.В. Лунницы Императорского Российского Исторического Музея. – Отчет Исторического Музея за1913 год). Она классифицировала лунницы исходя из внешних признаков, материалов и техники изготовления. Этой классификацией и продолжают пользоваться по сей день. Но, создав классификацию, Гольмстейн практически не коснулась семантики этих украшений.

Краткую и интересную попытку компиляции мнений ученых по лунницам и их классификации предприняла Наталья Хамайко в своей работе «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛУННИЦЫ XI-XIII ВВ.: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СЕМАНТИКИ». Всем кто интересуется лунницами настоятельно рекомендую к прочтению.

Итак, можно сказать, что мнения ученых о лунницах сходятся в следующем:

Лунницы (талисман, женское украшение) попадают в восточнославянскую культуры извне. Считается что это произошло в первой половине X в. Откуда именно? Тут мнения расходятся (Восток, Византия).

Форма лунниц определенно соотносится с ночным светилом – Месяцем. Рога направленные вниз говорят о том что возможно данное украшение попало на Древнюю Русь с далекого Юга.

Лунница несомненно является чисто женским украшением. Часто обязательной частью женского головного убора или в качестве подвески на ожерелье.

Большинство ученых склоняется к той версии что лунница является языческим амулетом. Споры возникают при попытках смыслового наполнения.

Время существования лунниц на Древней Руси с X по XIII вв.

Вот в этой, скажем так вещественной части, у ученых особых расхождений нет. Расхождения начинаются при поиске смысла и попытках объяснения семантики лунниц. Были ли лунницы модным женским украшением с далекого юга или представляли собой языческий амулет, связанный с Луной и женским началом? С этим вопросом вроде бы все ясно, хотя можно подвергать сомнению существование такого языческого амулета в христианское время, скажем в XII веке и позднее на Руси. Возможно, в это время лунницы становятся не более чем просто женским украшением. Наверное к этому времени существования лунниц относятся попытки соединить языческое с православным. Именно при такой попытке русские мастера создают крестовключенные лунницы. Читайте об этом в статье «Вещественные артефакты двоеверия».

Академик Рыбаков Б. А. придерживаясь своей теории видел в орнаменте лунниц изображение небосвода со светилами, знаки земли и дождя. С другой стороны он говорил о несомненной связи лунниц с луной и полагал лунницы амулетом девушек и молодых женщин.

Даркевич В. П. то же предполагал несомненную связь лунниц с Луной, возможным семантическим наполнением считал связь с аграрной магией – ростом растений. Крестовключенные лунницы Даркевич полагал принадлежностью замужних женщин.

Предпринимались попытки прочесть тем или иным способом орнаментальный узор на лунницах, попытки свзязать орнамент с лунными циклами. В итоге можно сказать – что лунницы это наиболее часто встречающийся символ Луны в славянской и древнерусской культуре.

Что же еще?

Где еще мы можем увидеть изображения Луны – Месяца? На самом деле мало где. Как луна ведет скрытую, ночную жизнь, так и лунные знаки не спешат показываться нам на глаза. При неком допущении можно рассмотреть наличие лунарных символов на предметах связанных с созданием ткани. Например на вальках, прялках.


Височные кольца. Верхний ряд, слева-направо : семилучевое, семилопастное, семилопастное. Нижний ряд — лунничные височные кольца.

Но, особый интерес представляют в плане изображения лунарных знаков представляют для нас все те же женские украшения. Это лунницеобразные (лунничные) височные кольца и, особенно, интересные семилучевые (у Радимичей) и семилопастные (у Вятичей) височные кольца.

В лунницеобразных ( это уже ясно из названия) височных кольцах можно увидеть излображение лунницы, только перевернутой вверх рогами. Являлись ли эти кольца изображением Луны не известно, но следуя логике рассуждений – форма и принадлежность к женскому головному убору – такое вполне можно предположить. Лунничные височные кольца принадлежали культуре Смоленско-Полоцких длинных курганов и датируются VIII – X вв.

Более запутанный случай представляют из себя семилучевые и семилопастные височные кольца. Рыбаков Б. А. напрямую соотносит эти кольца с солярным культом, говоря об этих височных кольцах, как о солнечных знаках. В качестве обоснования он говорит о наличии «лучей» и круглой форме. Не дело любителю спорить с академиком, но давайте подумаем вот над чем – Луна у славян традиционно связана с женским естеством ( женские месячные циклы например), поэтому легко предположить что в украшении головного убора могут уча в стовать как солярные так и лунарные символы. У Луны как и Месяца могут быть лучи, пусть и не такие яркие как у Солнца. Плюс ко всему не надо очень внимательно рассматривать эти височные кольца что бы легко вычленить изображение Месяца, повернутого рогами вверх. Да и число лучей – 7 легко коррелируется с продолжительностью лунных фаз. Так что не будет ничего странного в версии о том что семилучевые и семилопастные височные кольца являют собой лунарные знаки.

Луна и Месяц в устной народной традиции.

В различных народных заговорах иногда Месяц упоминается вместе с Солнцем, звездами, зорями и входит в стандартную устную форму в которой призывают в свидетели и помощники небесные силы. В заговоре ночное светило может присутствовать одновременно и в двух своих ипостасях и как Месяц, и как Луна.

Заговор от колдунов, злых людей и порчи

Говор(и) в ыванскую пят(ницу) поутру на замок.

Господи, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб имярек, стану благословя(сь), пойду перекрестяс(ь), оболоку на себя красное солнце, опояшус(ь) светлой зорей, поттычюс(ь) частыми звездами, возму в руке млад светел месяць, и пойду в чистое поле, и стречю своего аггела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюс(ь) и плачюс(ь): Покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуниц(ы), от ведуна и от вещ(ицы), и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

КОЛОВРАТ И ЛУННИЦА — СОЛЯРНЫЕ СИМВОЛЫ СЛАВЯН

Суббота, 08 Февраля 2014 г. 23:06 + в цитатник


Коловрат или солнцеворот – один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы.

От слова «коло» – солнце и произошло название символа.

Жизнь наших предков подчинялась исключительно солнечному круговороту – все праздники и важные события были связаны с солнцем.
Считалось, что именно солнце играет самую важную роль в мироздании, оно – средоточие силы, жизни, кипучей энергии и плодородия.

Потому-то самым распространенным символом, использовавшимся в различных ювелирных изделиях и украшавших одежду русичей, был коловрат, считавшийся мужским символом.
Его вышивали на стягах и кружевах, вырезали на дереве и металле, его использовали в древних Ведических обрядах.

Коловрат олицетворяет собой не что иное, как Ярило-солнце, без которого невозможна сама жизнь на Земле.

Не зря этот символ, вышитый на воинских знаменах повергал в ужас вражеские племена и обращал их в бегство.

Никто и ничто не могло противостоять силе древнерусских воинов под знаком Солнцеворота.

Недавно астрологи смогли полностью объяснить, наконец, значение Коловрата. Если рассмотреть на звездной карте расположение созвездий Большой и Малой медведицы в 00.00 ч/мин 22 декабря и 22 июня, а также 21 марта и 23 сентября (это время зимнего и летнего солнцестояния, и время весеннего и осеннего равноденствия).

Если провести воображаемую линию от этих созвездий к полярной звезде, то получатся элементы коловрата.

А если соединить на одной картинке положения созвездий 22 декабря, 22 июня, 21 марта и 23 сентября, перед вами появится не что иное как изображение коловрата.
Вероятно, наши предки первоначально использовали коловрат для определения местонахождения по звездам.


А вот русские женщины и девушки носили лунницы. Если коловрат – символ Солнца, то лунница олицетворяет Луну.

По большей части это женский символ, представляющий собой повернутый рогами вниз серебряный полумесяц.
В Древней Руси такие украшения носила каждая женщина.

Солнцеворот же изготовляли из золота или другого желтого металла, например, латуни или бронзы.

Это вполне логично, ведь золото – это солнечный металл, а серебро – металл Луны.

Такие обереги носили обычно в ожерелье по нескольку штук.

Иногда ими украшалась нижняя часть одежды. Особенно часто эти обереги встречались у вятичей и смоленских кривичей, но они попадаются и в северозападных и северо-восточных районах Древней Руси.

Известны сотни таких оберегов. Датируются они XI-XIII вв. На прорезных подвесках-оберегах из славянских курганов встречаются различные изображения креста: простого, косого с перекладинами, креста, заключенного в двойной круг. Последние обереги имели широчайший ареал.

В XII-ХIII вв. они известны на всех землях, где к этому времени расселились восточные славяне.

Мотив свастики (коловрата) как обережная символика широко использовалась в вышивке, ткачестве.
Изображениями свастик и коловратов украшили наличники и ставни окон в домах. Украшали такими орнаментами и гончарные изделия.
Такие изделия уже играли оберега для дома и его хозяина.

3.

Разнообразны и многочисленны женские славянские обереги лунницы, в которых отразилось поклонение луне.
Древнейшие — широкорогие, штампованно-филигранные, датируются X-XI вв. Они выполнены из серебра и найдены как в погребениях, так и в кладах.
Они встречены повсеместно и датируются концом X — началом XI в. — первой половиной XII в.

В XI-XII вв. входят в моду узкорогие лунницы, отличавшиеся разнообразием орнамента и размеров.
Интересны также обереги лунницы с крестом. Такие обереги были особенно распространены на территории Ленингродской области и вятической земле в X-XIII вв. Эти тип оберегов лунниц представляют собой единый солярно-лунарный символ.

В языческих представлениях луна как женское начало, а солнце как мужское являются космической брачной парой и покровителями супружества. Солнце и Луна благоприятствовали жизни, здоровью и благополучию человека; отсюда охранительное значение их символов на оберегах.

Амулет с изображением символа солнца волхвы использовали как мощный оберег, да и в настоящее время такие талисманы используются с той же целью.

Ношение такого символа защищает владельца от всевозможных невзгод и несчастий, придает ей в сложных ситуациях сил, охраняет его счастье.

Причем символ может быть исполнен в следующих вариациях:
восьмилучевой коловрат
Означает силу солнечного огня,
шестилучевой коловрат
Являет собой Перуново колесо, символ бога Перуна,
четырехлучевой коловрат
Означает огонь, горящий на Земле

Надо сказать, этот символ можно встретить практически во всех древних религиях и верованиях, но больше всего разновидностей этого солярного знака встречается у древних славян.

Наши предки изображали коловраты на одежде, вышивали их на воинских знаменах, отливали на оружии. Они верили, что солнце принесет им победу и славу. В большинстве случаев это оказывалось так.

Солнечные лучи-символы могут быть загнуты по часовой стрелке и против, а могут быть заключены в круг, олицетворяющие собой вселенную.
В последнем случае коловрат символизирует вечный круговорот во Вселенной.

Обереги, отражавшие космогонические представления славян, по своему происхождению связаны с аграрной магией.

Славяне-земледельцы придавали важнейшее значение стихийным силам природы (солнцу, грозе, дождю).

Поэтому в оберегах славян символы небесных сил сохраняли свое магическое значение и после принятия христианства.

Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Adblock
detector