Слияние двух лун. Подробный разбор. Часть 22
И начинается очередное безумие. Перри гасит фары машины и уводит возлюбленную в «слияние двух лун». Он показывает ей сюрприз – щенка по имени Макс, которого он завел вместо трагически погибшего Тома. Камера попутно обрисовывает заброшенное гнездышко, в котором когда-то что-то происходило. Повсюду видна старая мебель, высвеченная призрачными лучами синеватых прожекторов. Эйприл берет одно из лежащих на боку плетеных кресел и ставит его на ноги. Тем самым она символично восстанавливает прошлое. И начинает о нем говорить…
Когда она была маленькой, у нее были два брата – кузена. Они дружили и часто бегали в это местечко. Когда родители здесь занимались любовью, они за ними подсматривали, а потом раздевались сами и начинали прикасаться друг к другу… Однажды братья напились, взяли машину отца и разбились на ней. Один из них, Тимати, выжил, но спустя два месяца застрелился.
«Ты напомнил мне их,» – говорит Эйприл и скидывает с себя платье… Я не знаю, как это комментировать. Это космос. Это Зигмунд Фрейд, Платон и Кастанеда в одном флаконе. На этот раз она обнажилась перед ним не только физически. Она раскрылась полностью. Перед ним теперь не только голое тело, но и вся ее душа словно вывернута наизнанку.
Она поведала ему свою самую сокровенную тайну, уходящую корнями в детство. Она была близка со своими кузенами, когда еще была ребенком… Так вот откуда в ней эта гибельность. Если у вас, дорогие читатели, не было опыта близости в детстве, вам, можно сказать, повезло, но вы в таком случае никогда не поймете героиню этого фильма. У вашего покорного слуги таковой опыт имеется, и могу сказать вам только одно: этот опыт не вытравить никакими психотехниками, никакими гипнозами, никакой магией. Он, как клеймо, врезается в самую глубинную часть сознания, и единственное, что можно с ним сделать: это постараться его не замечать, сделать нейтральным и безвредным. Но вытравить его нельзя. Теперь становится понятным, какую загадку скрывала в себе эта южная женщина. Ее природная сексуальность, ее первобытная суть воспалена и многократно усилена опытом, полученным в детстве (сколько ей тогда было лет, можно только догадываться).
Эйприл завязывает себе глаза повязкой и продолжает признание: «У нас была такая игра. Братья завязывали мне глаза, а я должна была угадать, кто из них рядом». И она, кружась, будто ждет, что ее опять обнимет Тимати. Призрак Тимати…
Да, от этого избавиться невозможно. Можно лишь найти то, что сможет это заменить. И она находит. Перри – единственный человек, который способен заменить призрачного Тимати (уж не его ли она себе представляла, предаваясь мастурбации в бассейне?).
«Я не твои братья,» – говорит Перри.
«Какие еще братья?» – шепчет Эйприл и сползает на колени. Всё. Происходит синтез, катарсис. Умершие братья высвобождаются из недр сознания девушки и сливаются с живым Перри. Теперь всё ее либидо будет принадлежать ему безраздельно. О братьях она больше и не вспомнит.
«Что ты хочешь?» – спрашивает Перри, окончательно запутавшийся в этой удивительной женщине.
Она ничего не отвечает. Вместо ответа впивается в его губы. Да, действительно, у нее больше нет тайн, и хочет она теперь только его одного…
Кульминационная эротическая сцена снята изумительно. Ни грамма пошлости. Этим Залман Кинг блистает во многих своих фильмах. По этой части к нему ходили за консультацией даже куда более именитые и «серьезные» режиссеры. Безупречно поставленный свет, великолепные ракурсы, непредсказуемые движения камеры и смена кадров и, конечно же, гениальная музыка Джонатана Элиаса. Кульминацию усиливают перебивки кадров с мальчишника, на котором с друзьями и шерифом гуляет жених Чет. Чету приготовили сюрприз – стриптизершу. Все уже в хорошем подпитии. Его приковывают к стулу наручниками и заставляют смотреть стриптиз. Чет поначалу немного смущен, но потом мы читаем по его лицу: а почему бы и нет? Да, парень, почему бы и нет? Эйприл – не та женщина, с которой ты найдешь выход всем своим тайным желаниям. Она будет принадлежать тебе лишь формально. Так выгодно двум кланам, но никак ни вашим писькам! О них придется позаботиться отдельно. И зрителю уже понятно, что довольно скоро после свадьбы этот парень будет находить выход своему либидо не на супружеском ложе, а в публичных домах и стриптиз-клубах.
Источник
Слияние двух лун. Подробный разбор. Часть 23
Сцена венчания. Сюжетная кульминация и развязка драмы.
Собор. Величественная органная музыка. Величественная оркестровая музыка в начале фильма и органная в конце образуют красивую композиционную арку.
Всё готово к торжественной церемонии. Подъезжает ЧЕРНЫЙ «кадиллак», из него выходит Эйприл в БЕЛОМ подвенечном наряде. ЧЕРНЫЙ «кадиллак». Что это? В данном контексте это катафалк. Катафалк любви, катафалк всего подлинного и настоящего, что было в этой женщине. Всё это скоро будет похоронено. Таким образом черная нить, проходя через фильм, трансформируется из символа темной затаенной страсти в трагическую безысходность и смертельную предопределенность, вспыхнув напоследок КРАСНЫМ огнем последнего свободного выплеска страсти (надпись на зеркале).
Отец закрывает лицо Эйприл фатой, заводит в храм, и тут она встречается глазами с будущим мужем. С ним, с Четом, ей предстоит идти до конца жизни. Так решили их кланы. Возможно даже, что Чет ее искренне любит. Пока любит… Но она… разве она может любить этого несмышленого щенка? Да дело даже не в том, кто он. Просто ее сердце уже занято. Навсегда. Сначала это были умершие кузены, теперь это бродяга Перри. В нем нет места Чету. Эйприл останавливается, отходит в сторону, утыкается в стенку и начинает рыдать. Происходит заминка. Органная музыка прерывается. Мама Эйприл теряется и зовет на помощь бабушку Белл. Тем временем на Перри надвигается СМЕРТЬ. Помощник шерифа с винтовкой, оснащенной оптическим прицелом, крадется к его грузовику. Напряжение растет с каждым кадром. Белл понимает, что настал час икс. Либо ей сейчас удастся уговорить строптивую внучку пойти под венец, либо их династию ждет крах. Ставки слишком высоки. Нужно идти ва банк. Белл подходит к внучке вплотную, и начинается их диалог.
Времени для рассусоливания нет, потому Белл сразу дает понять, что прекрасно осведомлена о тайной страсти своей наследницы.
«Страсть проходит, поверь мне! Я не дам тебе разрушить твое будущее!» – твердит Белл. Для Белл отказ Эйприл от выгодного замужества означает только одно – крах династии. Видимо, могущество клана давно в прошлом, и продолжает существовать он лишь по остаточному принципу. Брак Эйприл – последняя надежда. И бабку совершенно не волнует, что любой династии, любому клану, сколько бы он ни сохранял свое могущество и влияние, рано или поздно наступит конец. Ибо нет ничего вечного под этой луной. Но Белл делает всё возможное, чтобы это случилось не при ней. А страсть… Возможно, здесь она не лжет, возможно, что она действительно знает, что это такое. Но если она знает, что такое страсть, то прекрасно знает и том, какие жертвы ей нужно приносить, чтобы она продолжала пылать. Видимо, Белл когда-то переборола свою страсть. И теперь она должна помочь справиться с ней своей наследнице. Ради чего? Ради будущего. Точнее, ради этой наиглупейшей из придуманных людьми абстракций, именуемой БУДУЩИМ…
Это немного философия, но всё же – вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое будущее? Правильно, это нечто такое, чего все ждут, о чем все заботятся, на что все надеются, но что фактически никогда не наступает. Будущее – это болезненная сублимативная фантазия человеческих индивидов, призванная отвлечь их внимание от единственного, что происходит на самом деле в реальности – от настоящего. И вот ради этого эфемерного будущего, которое никогда не наступит, бабка и отрывает свою внучку от настоящего, в котором у нее уже все есть. Есть ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС (придумал Экхард Толле, но фраза уже широко растиражирована и присутствует даже в некоторых рекламах). Надо жить этим настоящим. Надо отдаться порыву! Надо бежать из этого стерильного храма, вырваться, наконец, из этого белого заколдованного круга, бежать к своему потному бродяге, прыгать к нему на мотоцикл и лететь куда глаза глядят! Как советовала та смуглая подруга! Навстречу облакам, свободе, навстречу не будущему своему, а своему настоящему, которое уже есть. ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! Давай, Эйприл, беги нахуй от них! Но…
«Поверь, ты больше никогда не встретишься с этим парнем,» – холодно говорит Белл.
«Что ты с ним сделала?» – испуганно спрашивает Эйприл.
«Я дала ему денег, чтобы он оставил тебя в покое,» – врет старуха совершенно наглым образом, даже глазом не моргнув. Но Эйприл ей не верит, на что Белл отвечает:
«У каждого есть своя цена».
«Только не у него», – уверена Эйприл.
И тут Белл произносит единственную фразу из тысячи возможных, которая заставляет внучку всё же ей поверить и двинуться под венец:
«Внученька, разве я, твоя бабушка, тебе когда-нибудь лгала?»
Вот такое все мы бессмысленное человеческое отродье. Ложь – чудовищная, смертельная, сокрушительная, беспрецендентная ложь во спасение. Только во спасение чего? Во спасение того самого – БУДУЩЕГО, которого нет…
Не знаю, как вам, а мне противно. Просто противно жить в таком мире. Я давно уже ненавижу этот мир, состоящий из нагромождения чудовищной, непостижимо агрессивной лжи. В юности я пытался его изменить, но однажды, чуть не сломавшись, понял, что это бесполезно. Единственный выход – изменить себя и перестать быть частью этого мира. Впрочем, это уже совсем другая тема, к фильму не относящаяся. Ладно, проехали…
Источник
Слияние двух лун. Подробный разбор. Часть 27
Отдельно хочется отметить работу постановщика света. Какую сцену ни возьми, какой кадр не посмотри, свет поставлен безупречно. Даже в дневных уличных сценах используются дополнительные световые приборы, сглаживающие избыточное солнечное освещение, возможно, какие-то отражатели и прочие специальные приспособления. При этом работа осветителя не бросается в глаза зрителю, ее замечает лишь наметанный глаз специалиста. Классический контраст теплых желтоватых тонов (человеческое тепло) и холодных синеватых (холод и равнодушие окружающего мира), набивший оскомину и используемый современными режиссерами во всех подряд сценах без всякой необходимости — просто потому что «так правильно» и «так все снимают» — в данной картине используется грамотно. На примере кадра из сцены свидания в «Слиянии двух лун» мы видим безупречно прописанную фактуру обнаженного тела Эйприл.
Мягкий теплый свет заливает сцену слева, белый холодный прожектор — сверху. Мешки и тело женщины образуют теплое пятно в композиции, за спиной Эйприл начинается холодное враждебное пятно. Накануне свадьбы, которая противна как будто самой человеческой природе, заплаканная обнаженная женщина лежит на грубых старых мешках. Что в этих мешках? Догадаться нетрудно: в них та жизнь, которую ей предстоит тянуть начиная с завтрашнего дня и до самой смерти. Жизнь, заботливо приготовленная для нее ее аристократическими предками, которая лишь поверхностному уму может показаться со стороны сладкой и счастливой. Нет. Между этими старыми пыльными мешками, набитыми каким-то мусором, и жизнью «принцессы» нет никакой разницы. Это хлам, бремя, ярмо, бессмысленная тяжесть, которую ей предстоит тащить на себе до гробовой доски без малейших шансов на освобождение. А синеватая мгла, спрятавшаяся за ее спиной — терпеливый страж небытия. Она дождется, когда принцесса закончит свой путь, и поглотит ее, как и всех, независимо от статуса и благосостояния.
Залман Кинг создал уникальную картину, которая будет оставаться непревзойденной в жанре эротической мелодрамы еще многие-многие годы. То последнее, что я видел в этом жанре (впрочем, и в других жанрах), создает ощущение надвигающегося апокалипсиса кинематографа. Режиссеры разучились придавать значение КАЖДОЙ детали в кадре. Актеры разучились играть БЕЗ СЛОВ.
Я где-то читал, что фильм был «напрочь разнесен» серьезными кинокритиками, что кто-то получил премию за худшую роль и т. д. При этом ссылок на разносные статьи кинокритиков приведено не было. Интересно было бы ознакомиться.
Залман Кинг уже покинул этот мир, но, как я считаю, свое предназначение на земле он полностью выполнил. «Слияние двух лун» — та вещь, после которой можно уже ничего не снимать и сидеть, курить бамбук до самой смерти. Однако, после «Слияния» мастер выпустил в свет еще несколько интересных работ, среди которых я бы выделил картину «Озеро любви» (1992). Хоть она по тонкости и точности попадания «туда» явно не дотягивает до «Слияния», но в ней так же есть нечто такое, что захватывает и не отпускает. Волшебство режиссера чувствуется и в ней. Если моя статья найдет отклик в сердцах поклонников фильма и тех, кому фильм просто пришелся по вкусу и по душе, я обязательно сделаю разбор «Озера любви».
Источник
Соединение двух лун — Two Moon Junction
Залман Кинг
Компания Сэмюэля Голдвина