Меню

Словарь это вселенная алфавитном порядке

«СЛОВАРЬ — ЭТО ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»
методическая разработка (6 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся с основными типами сло­варей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оборудование: орфографические, толковые, этимологи­ческие, фразеологические и другие словари (антонимов, синонимов, иностранных слов).

Скачать:

Вложение Размер
slovar_-eto_vselennaya.docx 20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«СЛОВАРЬ — ЭТО ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»

(познавательная игра по русскому языку для учащихся 6-х классов)

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оборудование: орфографические, толковые, этимологические, фразеологические и другие словари (антонимов, синонимов, иностранных слов).

Вступительное слово учителя

Перед вами ряд различных словарей. Как написать: «абракадабра»? «аброкадабра»? Или, может быть, «абракодаб-ра?» Незачем ломать голову, нужно просто открыть орфографический словарь. А если неизвестно значение слова, нужно посмотреть в толковый словарь. Если слово заимствовано из другого языка — берем словарь иностранных слов. А если понадобится заменить слово «абракадабра» другим, сходным по смыслу, — обращаемся к словарю синонимов. Словари бывают разные и посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словари терминов и т.д. Так что же такое словарь? Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык». Повторим мудрые слова Вольтера, великого мыслителя и великого писателя: «. словарь — это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее. »

Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей — орфографический. Но для того чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо хорошо знать алфавит.

Задание по орфографии

Расставьте слова в алфавитном порядке, август автор авиа (август, авиа, автор)

мастер март марево (марево, март, мастер)

1 1 Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».

А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных,— он называл их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» — труд всей жизни В. И. Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.

Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком (человек). А применительно к словарю — содержащий в себе толкование, объяснение. Перед вами «Толковый словарь СИ. Ожегова», неоднократно издававшийся и наиболее полный на сегодняшний день. Используя его, дайте объяснение словам: библиотекарь (работник библиотеки) и библиофил (любитель и собиратель книг).

Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что биб-лиофобия означает: ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

Когда испанские конкистадоры обрушились на Американский континент и начали войну с индейцами, они сожгли все книги народа майя.

Когда фашисты пришли к власти, то для людей у них были концлагеря, а для книг — костры. И в этих кострах горели книги многих писателей, в том числе и немецких.

Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.

Задание по этимологии

1. Давайте найдем в этимологическом словаре слова «медведь» и «ведьма». И определим, что же между ними общего? (Медведь — ведающий, где мед, или едящий мед. Ведьма — знающая, ведающая, ведь — знание.)

2. Что общего между дачей и подарком? (Дачу дарили.) 3.Между городом и огородом? (Город— ограда,забор,затем огражденное место.) 4. Между грядкой и грудью? (Оба слова обозначают возвышенное место.)

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, — врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов.

Задание на синонимы

Попробуйте к глаголу говорить подобрать синонимы (разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать. ).

К слову «ложь» подберите синонимы. (Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор.)

Как вы знаете, слова противоположного значения называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности речи, для сопоставления и противопоставления.

Задание на антонимы

В словаре антонимов найдите слово «учение» и вспомните пословицы о пользе учения, где употребляются антонимы. (Ученье — свет, а неученье — тьма. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень ученья горек, да плод его сладок.)

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, — когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега — много хлеба; Береги границу, как ока зеницу), другие появились в связи с историческими собы-тиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Задание по фразеологии

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. И заодно вспомним легенды, породившие их. (Если дети испытывают затруднение, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм.) Что же означают некоторые из них?

1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения). Ариадна — дочь критского царя — спасла Тесея, обреченного на съедение Минотавру, дав ему клубок ниток, чтобы он смог выйти из лабиринта.

2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд). Сизиф — сын повелителя ветров Эола — за разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место). У царя Авгия было три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течение тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл (у римлян он назывался Геркулесом) был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

4. Панический страх (безотчетный, непреодолимый страх). Пан — лесной бог, которого изображали обросшим шерстью, на голове — козлиные рожки, на ногах — козлиные копытца. Поверья рассказывают, что Пан очень любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к лесному убежищу Пана, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. От имени Пана в дальнейшем произошло слово «паника», означающее безотчетный, неудержимый страх, преимущественно массового характера, а также слово «паникер» — человек, легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи.

5. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место). Ахилл — непобедимый отважный герой множества легенд ДревнейГреции. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс, но держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений у стен легендарной Трои Парис — противник Ахилла пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Ахиллесова-пята значит слабое, уязвимое место человека.

6. Яблоко раздора (причина разногласий). На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью: «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначалось ей, и ни за что не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите — богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой Троя погибла. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий, спора яблоком раздора.

7. Титанический труд (огромный, колоссальный труд). Титаны — греческие божества старшего поколения — дети Урана и Геи (неба и земли) — были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.

8. Танталовы муки (близкая, но недостижимая цель). Это выражение родилось из древнегреческой легенды. Боги пили чудесные напитки — амброзию и нектар. Напитки эти обеспечивали вечную молодость, силу, здоровье. Тантал, согласно легенде, хотел похитить эти напитки со стола богов и принести их на Землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в ад и там подвергся страшным мукам. Его мучили голод и жажда, хотя рядом были роскошные плоды и сам он стоял по горло в воде. Как только он открывал рот, чтобы напиться, вода исчезала; как только он протягивал руки к плоду — ветка поднималась и плод становился недоступен.

О человеке, который перенес лишения и муки, очень часто говорят: «Он терпел танталовы муки». Означает близость желанной цели и невозможность ее достижения.

9. Прокрустово ложе (мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь). В Древней Греции был разбойник Прокруст, подстерегавший путников на дороге. Захваченных странников Прокруст укладывал на ложе: если они были малого роста, Прокруст растягивал их до величины ложа, если велики — то обрубал ноги.

В переносном смысле выражение «прокрустово ложе» — искусственная мерка, под которую стараются подогнать факты.

10. Ящик Пандоры (источник несчастий). В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину — Пандору, она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и выпустила все несчастья. На дне осталась только надежда, так как Пандора успела захлопнуть крышку. Употребляется в значении как источник несчастий, великих бедствий.

Заключительное слово учителя

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники — словари.

Источник

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке !

Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себе все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё… Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного … Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни всех тех, кто дышал … воздухом, которым мы дышим теперь в свою очередь; подумайте, что каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами множества людей; подумайте, что все эти собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества!»

Основным способом регистрации слов является составление словарей различных типов. Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов, словосочетаний, морфем и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания, например толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т.п. Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях объясняются предметы, явления окружающего мира, дается их характеристика, тогда как в лингвистических указываются нормы правописания и произношения слов, объясняются их лексические значения, стилистические и грамматические особенности.

Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации.

3. Ситуационная задача.Составьте микродиалог по теме «Беседа с пациентом».

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие — Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. — М. : Проспект, 2008. — 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. — Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части — Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, — Алматы, 2008. (электронный учебник)

1. Тема №57. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

2. Цель:проверить знания обучающихся по теме “Типы норм литературного языка”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по данной теме

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать:

— нормы литературного языка

  • Студент должен уметь:

практически применять знания по данной теме

4. Основные вопросы темы:

1. Типы норм литературного языка.

2. Практические задания по теме.

Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

Норма – совокупность правил, касающихся выбора и употребления языковых единиц.

(3) Какая точка зрения кажется вам более правильной? Аргументируйте свою позицию.

1. «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе» (Л.В. Щерба).

2. «Мне казалось смешным переживать из-за того, правильно ли ты написал что-то или нет, потому что английское правописание – это не более чем человеческая условность, которая никак не связана с чем-то реальным, с чем-то, что относится к природе. Любое слово можно написать по-другому, отчего оно не станет хуже» (Р. Фейнман. Какое тебе дело до того, что думают другие?).

«Типы норм литературного языка».

Типы норм по степени строгости Типы норм по языковому уровню Императивные (строго обязательные) Диспозитивные (вариантные)
орфоэпические Коне[ш]но, апостро́ф Було[ч]ная – було[ш]ная
лексические Свободная вакансия Электропоезд – разг. электричка
морфологические Ляг В отпуске – разг. в отпуску
синтаксические Оплатить проезд – заплатить за проезд Ждать отпуск – ждать отпуска

Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

Императивные нормы в языке – это обязательные реализации вытекающие из возможностей структуры. Нарушение их в речи выводят за пределы литературного языка. Например: нарушение норм склонения, спряжения, согласования в грамматическом роде, числе.

Диспозитивные нормы в языке – это те рекомендации, которые позволяют носителям языка иметь право выбора того или иного варианта; отражаются в современных нормативных словарях через пометы: «допустимо”, «разговорное”, «устарелое”, «специальное” и т.д. например: допустимо «творог” и «творог”, «иначе” и «иначе”.

5. Методы обучения и преподавания:работа с текстом,малая группа, ситуационная задача, лингвистическая игра

1. Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите типы норм языка в тексте.

Существуют полезные привычки, которые благотворно сказываются на состоянии наших зубов. Перечислить их не составляет особого труда: это чистка зубов два раза в день – утром и вечером, а также удаление остатков пищи после еды обычным полосканием ротовой полости, при помощи зубной нити или жевательной резинки без сахара. Но существуют и негативные привычки, которые пагубно сказываются на здоровье наших зубов. Причем такие привычки являются, как правило, бессознательными, то есть делаются «на автомате». Однако их не только можно, но и обязательно нужно контролировать, и стремится избавиться от них.

Наверное, привычка, которая знакома всем девушкам с детства – как только пришили очередную пуговицу, оторвали остатки нитки зубами. Существует и аналогичная мужская проблема: откусывание проводов. Ну и, конечно же, все мы отрываем бирки от новой одежды при помощи зубов. Довольно редко при этом задумываемся о том, что наши зубы от этого очень сильно страдают: эмаль постепенно стачивается, в результате чего может даже отломиться небольшой кусочек зуба.

Необходимо твердо избавиться от привычки что-либо грызть, в том числе ногти, карандаши или ручки: как под ногтями, так и на кончиках пишущих предметов, скапливается огромное количество вредных бактерий, которые со слюной попадают в ротовую полость. Это может привести к появлению ряда опасных заболеваний – образованию зубного камня или кариеса – со временем необходимо будет лечение зубов. Вылечить зубы, естественно, не составит большого труда для опытного стоматолога, однако до этого состояния лучше не доводить.

Даже пользование таким, казалось бы, безобидным предметом, как зубочистка, можно отнести к вредным привычкам:

после еды необходимо удалять остатки пищи. Многие для этого используют зубочистки, тем более что во многих заведениях их выдают бесплатно. Однако применение зубочисток после еды может быть опасно для десен.

зубочисткой мы удаляем остатки пищи после еды, в том числе задеваем зубной налет или зубной камень, который располагается между зубами. После этого на кончике деревянной палочки остаются микробы, если вы случайно травмируете десну острым концом, то эти самые бактерии могут вызвать серьезное воспаление десневых тканей, что впоследствии может привести к образованию гноя.

Семечки – это еще одна вредная привычка, которая приводит к разрушению эмали. Как правило, семечки мы предпочитаем грызть зубами, в результате чего стачивается либо один зуб (на который приходится вся основная нагрузка), либо несколько (если семечка попадает в щелку между зубами). Исправить такие недостатки можно будет только путем реставрации зубов. Также необходимо избавиться от привычки грызть зубами орехи. Твердая скорлупа может привести к тому, что зуб сломается. Зато употребление в пищу довольно твердых фруктов – таких, как яблоки, груши – очень благотворно сказывается на состоянии зубов и десен. Фрукты полны витаминов, которые укрепляют эмаль. Кроме того, большая жевательная нагрузка необходима для разминки корней зубов и укрепления десен (это предотвращает появление таких заболеваний, как пародонтит и гингивит).

Еще одной пагубной привычкой, которая сказывается на состоянии всего нашего организма, а не только зубов, является курение. Никотин скапливается на зубах, поэтому не удивляйтесь, если зубы приобретут неприятный желтоватый оттенок.

За своими привычками необходимо не только следить, но и избавляться от них. Это поможет сохранить здоровыми и белоснежными ваши зубы в течение долгих лет жизни.

Задания тексту.Озаглавьте текст. Перескажите текст.

2. Работа в малых группах. Задание 1.Прочитайте текст, вставляя окончания прилагательных. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст.

Помните слова А.Н. Толстого: “Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чистом, хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке”. Слово – одежда мысли.

Без высок… культуры речи, без соблюдения норм речев… этикета нет культурного человека.Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Этому поможет вдумчивое чтение произведений лучших писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений.Читайте научно-популярн… литературу о языке. Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.Неиссякаем… богатство речи – это народное достояние.

Задание 2.Поставьте ударение в следующих словах. Переведите на родной язык.

Диспансер, запломбировать, алкоголь, инсульт, коклюш, простыня, роженица, флюорография, соболезнование, стенокардия, умерший, наголо, орган, шприцы, некролог, генезис, биогенез, эксперт, горек, взята, взяты, начат, начата, начаты, кружится, тахикардия, мокрота, анамнез, рентгеноскопия, обеспечение, глазурованный.

Задание 3. Прочитайте текст. С какой информацией ознакомились? Выпишите словосочетания с именами числительными, записав их словами. Укажите разряд и падеж.

В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта – Всемирным днем борьбы с туберкулезом.

Наиболее частая легочная форма этой болезни развивается у людей с ослабленным иммунитетом – их организм неспособен противостоять инфекции. Заразиться же можно при контакте с больным человеком: микробактерии туберкулеза попадают в воздух с кашлем, чиханием больного. Особенно обостряется туберкулез весной и осенью, в эти периоды заражение наиболее вероятно.

Симптомами туберкулеза являются: постоянно повышенная температура (не выше 38С), головная боль, потеря веса, отсутствие аппетита, кашель (как сухой, так и с мокротой с кровью в мокроте), одышка, потение по ночам. Появляются перепады настроения, раздражительность, снижение работоспособности. Проявиться могут лишь 1 – 2 симптома, причем необязательно это будет кашель. Поэтому при появлении одного из перечисленных симптомов рекомендуется не лечиться самостоятельно, а обратиться к врачу, чтобы вовремя диагностировать возможный туберкулез и начать его своевременное лечение.

Самая простая проверка на туберкулез – реакция Манту. Через 72 часа после пробы Манту можно определить, есть ли в организме туберкулезная инфекция.

Наиболее эффективным методом борьбы против распространения туберкулеза – это своевременное выявление и контролируемое лечение, ведение здорового образа жизни. А также каждый человек должен проходить один раз в год рентгенологическое обследование легких.

Задание к тексту. Определите типы норма языка в тексте.

3. Ситуационная работа.Определите, на какой слог в каждом из рядов падает ударение: 1. Первый слог. 2. Второй слог. 3. Третий слог. 4. Четвертый слог. 5. Пятый слог.

1) Алиби, верба, задали. 2) Мусоропровод, аббревиатура, загримироваться.3) Агрономия, аргумент, безыдейный.4) Авиапочта, иммунитет, перипетии.5) Агентство, адаптер, атлет.

1) Вклеить, братья, втридорога.2) Аристократия, инициалы, избаловать.3) Светопреставление, инициативный, железоплавильный.4) Арест, двоюродный, бахча.5) Адъютант, алкоголь, наискось.

1) Дефис, исчерпать, намерение.2) Апелляция, каталог, алфавит.3) Орангутанг, непревзойденный, новорожденный.4) Вероисповедание, вагоновожатый, трехкилометровый.5) Взяты, засуха, наискось.

4. Лингвистическая игра«Скажите одним словом»

наука о языке

— нормы, которые предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения

— нормы произношения и ударения

— нормы, которые устанавливают правильность образования и употребления форм слова

— нормы, которые регулируют образование словосочетаний и предложений

правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях

— правила постановки знаков препинания

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие — Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. — М. : Проспект, 2008. — 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. — Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части — Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, — Алматы, 2008. (электронный учебник)

Источник

Читайте также:  Есть ли границы у вселенной сквозь кротовую нору с морганом фрименом
Adblock
detector