Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово
получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы
под ними и только после этого читает получившееся слово.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё
мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
Источник
Космические уроки
Русский язык. 3 класс
I. Организационный момент
II. Чистописание
Дети пишут: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун*.
Учитель. Что мы с вами записали?
Дети. Названия планет.
III. Словарный диктант
Дети записывают отгадки:
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?
Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится.
Чудо-птица – алый хвост Прилетела в стаю звезд.
Рассыпалось ночью зерно, А утром – нет ничего.
Бродит одиноко огненное око, Всюду, где бывает, Взглядом согревает.
Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит.
Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не съели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька.
У. Найдите однокоренные слова.
Д. Луна, луноход; космос, космонавт.
У. Найдите сложные слова.
Д. Самолет, луноход.
У. Найдите слово с непроизносимой согласной, подберите к нему проверочное.
Д. Солнце – солнышко.
IV. Игровая часть урока
1. Проверка космической внимательности
У. Спишите с доски текст.
Посмотрите, луноход По Луне легко идет. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный.
– Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Подчеркните опасные места, устно объясните написание слов.
2. Работа с космическим компьютером
У. Введите в бортовой компьютер нужные буквы.
Четвертая буква алфавита. (Г) Чем кончается слово ракета? (А) Пара буквы к. (Г) Второй слог в слове уа. (А) Буква, стоящая в алфавите перед с. (Р) Союз, перед которым запятая не ставится. (И) Какая буква стоит в середине слова конец? (Н)
Дети. 12 апреля 1961 года человек полетел в космос; 108 минут длился первый полет; 9 планет в Солнечной системе; 7 звезд в созвездии Большая Медведица.
III. Математический диктант
Ракета за 3 сек пролетает 18 км. Сколько километром она пролетит за 1 сек? (6)
В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)
Баба Яга пролетела на метле за 10 мин 16 км, а Гарри Поттер – 40 км. На сколько километров больше пролетел Гарри Поттер? (24)
Маленький Принц путешествовал 3 года, а Иван-царевич – на 5 лет больше. Сколько лет путешествовал Иван-царевич? (8)
IV. Работа по теме урока
У. Решите задачу.
В отряде космонавтов было 94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?
– А теперь – игра «Чья ракета быстрее?».
Соревнование проводится по командам – 6 рядов класса, каждый ученик решает по 1 примеру, начинают решать снизу. Последний ученик прикрепляет ракету к верхнему примеру.
– Сложите из 6 палочек дом. Добавьте 3 палочки так, чтобы получилась ракета.
Решите примеры, воспользуйтесь ключом и замените ответы буквами.
54 – 26 – 9; 100 – 94;
13 + 7; 22 – 9;
2 + 15 + 6 – 5; 4 . 3; 19 : 19;
Ключ: А – 1, Б – 2, Е – 6, И – 9, К – 12, Л – 13, Р – 18, С – 19, Т – 20.
– Какое слово получилось?
У. Что оно обозначает?
Д. Кличка собаки, летавшей в космос.
У. Рассмотрите фигурку космического человечка. Из каких геометрических фигур она составлена? Сколько здесь кругов, треугольников, квадратов, отрезков?
– Попробуйте придумать свои космические предметы, которые можно выложить из геометрических фигур.
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
Придумать космическую задачу.
* Съезд Международного астрономического союза (МАС) в 2006 г. ввел новый класс небесных тел: планеты-карлики, к которому отнес Плутон. Теперь принято считать, что в нашей Солнечной системе восемь планет.
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос . Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас :
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Мы видим луну только ночью.
Кометами называют ледяные тела, выделяющие в пространство газ и пыль. Очень часто их называют «грязными снежками», обладающими шарообразной формой.
Если в ясную ночь поднять в небо глаза, то можно увидеть множество сверкающих, различных по размеру огоньков, которые словно россыпь бриллиантов, украшают небосвод. Эти огоньки называются звезды. Часть из них как будто собраны в скопления и при длительном рассматривании их можно разделить на определенные группы. Такие группы человек назвал «созвездия».Некоторые из них могут напоминать форму ковша или затейливые очертания животных, однако, во многом, это лишь плод воображения.
Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Самолетом до космоса нельзя долететь. Юрий Гагарин летел на космическом корабле. Таких летчиком называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!»
Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей.
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
– Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
– Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
– Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
– Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
– Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
– Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
– Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
– Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
– Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в. (телескоп)
Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный . (спутник)
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля)
У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной — . (комета)
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, Ей не до сна, В небе светит нам . (Луна)
8. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаемпальцына каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
9. Выучить стихотворение. Цель: Развитие памяти, работа над четкостью речи.
Мы лети к другим планетам! Объявляем всем об этом! Весь игрушечный народ C нами просится в полет. Жмется Заинька к ракете: — Полечу я с вами, дети, На любую из планет, Где волков зубастых нет. Мышки-крошки засмеялись: — Мы летали, не боялись, Высота-красота, Ни единого кота! Даже плюшевый медведь Хочет к звездам полететь. И с Большой медведицей В синем небе встретиться.
10.Упражнение:«Подбери слово-признак»
КОСМОНАВТ – выносливый, смелый, бесстрашный и т.д.
11. Упражнение«Сосчитай до пяти».
Цель: согласование числительных с существительным.
Один искусственный спутник, два искусственных …
Одна большая звезда, две большие звезды, …
Одно яркое созвездие, два ярких созвездия, …
Одна космическая станция, две космические станции, …
Цель: Развитие слухового внимания, памяти. Задание: Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить.
«Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он. «Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не смогу!» Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?» — «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».
Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «
Вопросы после прочтения.
— Что наблюдал Звездочет ночью?
— Что он наблюдал днем?
— Куда решил полететь Звездочет?
— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
13. Рисование по представлению.
Цель:Развитие мелкой моторки.
Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему космоса.