М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (Вопросы по содержанию повести)
материал по литературе (5 класс) на тему
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
(Вопросы по содержанию повести)
1. Как звали детей и по сколько им было лет?
(Митраше – 10, Насте – 12)
2. Как звали телушку и корову?
(телушку – Дочка, корову – Зорька)
3. Чем занималась Настя?
(работа по хозяйству)
4. Чем занимался Митраша?
(бондарством, делал деревянную посуду)
5. Были ли у них родители?
(нет, они – сироты: мать умерла от болезни, отец – погиб на войне)
6. Самый необходимый предмет в лесу, который не забыл взять с собой Митраша, идя за клюквой?
7. Как называлось опасное место в лесу?
8. Из-за чего поссорились дети?
(из-за тропинки, они хотели идти по разным дорогам)
9. Как звали охотника-сторожа и его собаку?
(Антипыч, собака Травка)
10. Был ли жив Антипыч, если нет – когда он умер?
(он умер 2 года назад)
11. Как звали волка в повести?
12. Как называлась трава – неизменный спутник человеческих троп?
13. Что случилось с Митрашей на болоте?
(его затянуло болото)
14. Кого встретила Настя, собирая клюкву?
15. Кем казался для Травки Митраша?
(Антипычем – её хозяином)
16. Кто помог Митраше выбраться из болота?
17. Кто пристрелил серого волка?
18. Кому отдала Настя целебную клюкву?
(эвакуированным из Ленинграда)
19. Какие у детей были прозвища?
(«Золотая курочка» — у Насти, «Мужичок в мешочке» — Митроша)
20. В каком месяце они пошли за клюквой?
21. Как звали отца Митроши?
Рассмотреть содержание сказки-были на приеме – антитеза
Поговорить о детях. Дать характеристику Митраше и Насте (вспомнить Платонова Васю – с малых лет он был полный человек).
Работать по вопросам в конце повести.
Озаглавить каждую главу (часть), их всего 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m.prishvin_-_kladovaya_solntsa.docx | 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
(Вопросы по содержанию повести)
- Как звали детей и по сколько им было лет?
(Митраше – 10, Насте – 12)
- Как звали телушку и корову?
(телушку – Дочка, корову – Зорька)
(работа по хозяйству)
(бондарством, делал деревянную посуду)
- Были ли у них родители?
(нет, они – сироты: мать умерла от болезни, отец – погиб на войне)
- Самый необходимый предмет в лесу, который не забыл взять с собой Митраша, идя за клюквой?
- Как называлось опасное место в лесу?
- Из-за чего поссорились дети?
(из-за тропинки, они хотели идти по разным дорогам)
- Как звали охотника-сторожа и его собаку?
(Антипыч, собака Травка)
- Был ли жив Антипыч, если нет – когда он умер?
(он умер 2 года назад)
- Как звали волка в повести?
- Как называлась трава – неизменный спутник человеческих троп?
- Что случилось с Митрашей на болоте?
(его затянуло болото)
- Кого встретила Настя, собирая клюкву?
- Кем казался для Травки Митраша?
(Антипычем – её хозяином)
- Кто помог Митраше выбраться из болота?
- Кто пристрелил серого волка?
- Кому отдала Настя целебную клюкву?
(эвакуированным из Ленинграда)
- Какие у детей были прозвища?
(«Золотая курочка» — у Насти, «Мужичок в мешочке» — Митроша)
- В каком месяце они пошли за клюквой?
Рассмотреть содержание сказки-были на приеме – антитеза
Поговорить о детях. Дать характеристику Митраше и Насте (вспомнить Платонова Васю – с малых лет он был полный человек).
Работать по вопросам в конце повести.
Озаглавить каждую главу (часть), их всего 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.
Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца» с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: «Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути». Учебник: Литерат.
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению.
Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Источник
Тест с ответами: М.Пришвин “Кладовая солнца”
I вариант.
1. Каков жанр данного произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка;
г) сказка-быль.+
2. На сколько по возрасту Настя старше своего брата Митраши?
а) на 2 года +
б) на 3 года
в) на 5 лет
г) на 7 лет
3. Почему Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев?
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.
4. Почему Настя не вспомнила о брате?
а) она была за него спокойна;
б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;+
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё;
г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас
5. Какую ягоду хотят найти Настя и Митраша?
а) брусника
б) голубика
в) клюква +
г) черника
6. Кто старик Антипыч по профессии?
а) столяром
б) лесником +
в) летчиком
г) сапером
7. От чьего лица ведется повествование в произведении?
а) Насти;
б)Митраши;
в) геологов; +
г) жителей деревни.
8. Что умеет делать юный Митраша?
а) Он делает деревянную посуду +
б) Он шьет сапоги
в) Он плетет веники
г) Он чинит часы
9. Для чего писатель включил историю ели и сосны в своё повествование?
а) чтобы рассказать о несчастной жизни деревьев;
б) чтобы предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;+
в) чтобы объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
г) чтобы сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.
10. Как учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».
11. Кого в лесу убивает Митраша?
а) кабана
б) медведя
в) шакала
г) волка +
12. Когда происходит действие произведения?
а) до Великой Отечественной войны;
б) во время Великой Отечественной войны; +
в) сразу после войны;
г) в 50-е годы.
13. Кому Настя отдает всю свою ягоду, которую они собрали в походе?
а) соседям по селу
б) больным детям из Ленинграда +
в) начальнику колхоза
г) местному доктору
14. Кого из крупных животных видит Настя в лесу?
а) медведь
б) лось +
в) конь
г) зубр
15. Как называют в лесу отменно-приятное место?
а) полянка,
б) палестинка, +
в) кудринка,
г) грибница
16. Какое полное имя у собаки Травки?
а) Златотравка
б) Милотравка
в) Затравка +
г) Краснотравка
17. С кем рассказчик сравнивает Настю?
а)с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в)с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;
18. Что Митраша берет с собой в поход по совету отца?
а) карту местности
б) рацию
в) свисток
г) компас +
19. Кто спас Митрашу из болота?
а) Антипыч
б) Настя
в) собака Травка +
г) дровосеки
20. Из-за чего поссорились дети в лесу ?
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; +
б) Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину;
г) Настя не разрешала брату стрелять из ружья
II вариант.
1. Как хотел идти Митраша?
а) по карте,
б) прямиком на Север по компасу, +
в) широкой проторенной дорогой,
г) лишь бы не с Настей
2. Что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+
3. Правда Антипыча заключалась в вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание,
б) за здоровье,
в) за любовь, +
г) за полезные ископаемые.
4. Какое из данных значений подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:
а) болото с залежами горючего торфа,
б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;
г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.+
5. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени;
б) природа выше человека и человеческих страстей;
в) главное в жизни – взаимоотношения между людьми;
г) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.+
6. Кто является повествователем в произведении?
а) Митраши
б) Насти
в) геологи, разведывающие богатства болота+
г) жителей села
7. Вспомните, почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев:
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.
8. Кого описывают в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
а) Митраша
б) Настя+
в) мать Митраши и Насти
г) соседка-подружка
9. Отметьте, что умеет Митраша в свои 10 лет:
а) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
б) печное дело: умел класть кирпичные печи
в) гончарство: мастерил глиняные горшки
г) сапожное дело: умел чинить обувь
10. Вспомните, кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
а) верный друг;
б) ружьё;
в) пёс;
г) компас.+
11. Как называется отменно-приятное место в лесу?
а) полянка,
б) палестинка,+
в) кудринка,
г) грибница
12. Определите, с кем сравнивает рассказчик Настю?
а) с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в) с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;
13. Выберите, кто спас Митраше жизнь?
а) Настя
б) собака Травка+
в) односельчане
г) ему самому удалось спастись
14. Вспомните, что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
а) прекрасное равенство+
б) главенство Насти
в) главенство Митраши
г) равнодушие друг к другу
15. Определите, как учителя называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».
16. Вспомните, что не нравится автору в Насте?
а) страх, который она испытала, увидев лося
б) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
в) равнодушие к судьбе брата
г) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+
17. Определите, в каком из предложений использовано олицетворение?
а) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
б) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
в) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
г) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.
18. Вспомните, что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+
19. Выберите, какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
а) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
б) в постоянном превосходстве людей над природой
в) в милосердном отношении людей к природе
г) в непрестанной связи человека и природы
20. Где точнее всего описывается смысл данного произведения?
а) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
б) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
в) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
г) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+
Источник
Пришвин «Кладовая солнца». Викторина с ответами
Игра викторина с ответами по произведению Михаила Михайловичи Пришвина «Кладовая солнца»
1-й тур.
1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю говорили, что она была «как Золотая Курочка на высоких ножках»? («Волосы у нее . отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».)
2. Как учителя называли между собой Митрашу? Почему?
(«Мужичок в мешочке». «Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».)
3. Как звали раньше собаку Травку? (Затравка.)
4. Какое прозвище дали жители деревни волку? Как возникло это прозвище? (Серый помещик.)
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, петух Петя, поросёнок Хрен.)
6. Почему болото называли Блудовым? (В нём можно было заблудиться.)
7. Что такое елань и почему она слепая?
(Елань — топкое место. В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями. Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее невозможно было узнать.)
2-й тур.
1. Какие деревья селятся в приболотце, какие — на сухих островах в болотном море?
(Кустарнички в приболотце; ели, сосны на сухих островах.)
2. Почему острова называются боринами? (Песчаные холмы, покрытые высоким бором.)
3. Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? (Брусника, подснежники, волчье лыко.)
4. Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика? (В лесу, на болоте.)
5. Как цветёт волчье лыко? (Мелкими лиловыми цветочками.)
6. Каких зверей и птиц встречаем мы, читая сказку-быль? (Глухарь, селезень, утка, кулик, тетерев, куропатка, журавль, вороны, совы.)
3-й тур.
1. Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? (Не было доверия к людям.)
2. Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? (Маленький Антипыч сказал: «Затравка».)
3. Почему почти одичавшая Травка пришла на помощь человеку? (Она увидела в Митраше Антипыча.)
4. Какую правду перешёптывал Антипыч и собакам, и людям? («Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».)
4-й тур. «Знаете ли вы?»
1. Кто оставил детям всё их крестьянское хозяйство? (Родители.)
2. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-ёлок? (Смельчак.)
3. Что случилось в жизни Травки два года назад? (Несчастье: умер обожаемый ею лесник Антипыч.)
4. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям? (Настя.)
5. Как звали Митрашу между собой учителя? («Мужичок в мешочке».)
6. Всех животных, которых выгоняла Настя с хворостинкой в руке в предрассветный час? (Стадо.)
7. Как называется топкое место в болоте, похожее на прорубь во льду? (Елань.)
8. Кто утром заревел на дворе так, что соседи пришли посмотреть, не случилось ли беды с детьми? (Скотина.)
9. Что хранилось в яме около сторожки Антипыча? (Картофель.)
10. Как называется повозка, на которой привезли мёртвого Серого помещика? (Санки.)
Источник