Смертельная болезнь и самоубийство «товарища Сухова» Анатолия Кузнецова
Исполнитель главной роли в фильме «Белое солнце пустыни» был народным любимцем. Анатолию Кузнецову повезло в сердечных делах — он отпраздновал с избранницей золотую свадьбу. Но артист не смог победить страшную болезнь, с которой сражался два года.
Анатолий Кузнецов воплотил на экране и сцене театра множество персонажей, но самым известным из них остается красноармеец Федор Сухов. Образ мужественного героя покорил зрителей, которые по сей день пересматривают картину и восхищаются игрой актера.
Госпожа Удача не сразу улыбнулась артисту, к тому же изначально он не планировал становиться звездой кино. Жизнь Кузнецова была борьбой за признание, личное счастье и свободу выбора.
Историю его крепкой любви с супругой Александрой Ляпидевской считают примером для подражания, а споры о причинах гибели звезды не утихают до сих пор. 31 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Анатолия Кузнецова, и «СтарХит» вспоминает о самых значимых вехах его непростой жизни.
Между музыкой и кино
Детство Анатолия Борисовича омрачила Великая Отечественная война, во время которой он помогал матери вязать солдатам варежки. Родившись в семье певца, Анатолий Кузнецов планировал пойти по стопам родителя. Борис Сергеевич был известным музыкантом, пел в Большом театре и выступал с джазовым коллективом.
Немногие знают, что Кузнецов оказался на вокальном отделении Музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, но увлечение театром пересилило, и в 1951 году юноша поступил в Школу-студию МХАТ. Говорят, преподаватель сценического искусства дал студенту совет сменить вуз. Несмотря на отказ от карьеры певца, артист всю жизнь обожал русские народные и советские песни.
«У Толи был потрясающий голос, как и у отца, известного в СССР баса, исполнителя романсов Бориса Кузнецова. Но у Толи был баритон», — рассказывала вдова актера.
Анатолий Кузнецов впервые появился на экране, когда учился на третьем курсе. В картине «Опасные тропы» он сыграл молодого ученого Николая Желудева. Оценив талант начинающего актера, режиссеры начали приглашать его в кино.
После окончания вуза Кузнецова приняли в Театр-студию киноактера. За несколько последующих лет он успел проявить способности, исполнив роли в фильмах «К черному морю», «Гость с Кубани» и других. Но истинное признание ждало артиста впереди.
Товарищ Сухов
Многие считают, что настоящая слава пришла к Кузнецову в 1969 году с участием в фильме «Белое солнце пустыни». Культовую советскую картину, сочетающую бурное развитие сюжета с тонкой иронией, высоко оценила публика. Но, если бы не воля случая, Анатолий Борисович мог никогда не стать «товарищем Суховым».
Успешно пройдя пробы у режиссера Владимира Мотыля, Кузнецов неудачно упал и сломал ногу. Роль красноармейца передали Георгию Юматову. Однако вскоре случился неприятный инцидент: Юматов пришел на съемки пьяным и устроил скандал, который закончился дракой. После этого Мотыль отправил Анатолию Борисовичу телеграмму с просьбой вернуться. Травма на удивление быстро заживала, поэтому он согласился.
С премьерой фильма можно сказать, что актер проснулся знаменитым. Если раньше его узнавали, то теперь буквально начали боготворить. Космонавты брали запись в полеты и создали традицию пересматривать ее перед отправлением.
«Это был счастливый лотерейный билет!» — с улыбкой говорил Кузнецов о выпавшем шансе.
Спустя много лет артист повторил образ Сухова в эпизоде детского фильма Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина». Но зачастую актеру казалось, что персонажа переоценивали, забывая об остальных работах. А ведь Анатолий Борисович не только сыграл более 150 ролей в кино, но и работал на телевидении, например, в программе «Белый попугай».
«Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина, — перечислял Кузнецов. — А о товарище Сухове, когда меня спрашивают, отвечаю так: «А кто такой артист Бабочкин?» Они говорят: «Чапаев». «А кто такой Тихонов?» — «Штирлиц!» И потом я начинаю объяснять людям, что это были уникальные, великие актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве. Ведь у Леонардо сотни картин, а каждый человек в мире знает лишь «Мону Лизу».
Счастливый брак
Еще в студенческие годы в гостях у сокурсницы Галины Волчек Анатолий Борисович познакомился с дочерью легендарного летчика Александрой Ляпидевской. Это была любовь с первого взгляда, она училась на режиссера во ВГИКе, а Кузнецов мечтал покорить вершины кинематографа. Их цели пересекались, что было важно для Ляпидевской, расставшейся с первым супругом из-за его неприятия карьерных устремлений жены. Актер постоянно звал избранницу на свидания, и пара гуляла по заснеженным улочкам Москвы, держась за руки.
Первый муж, звезда картины «Летят журавли» Александр Шворин, убеждал бывшую возлюбленную, что Анатолий Борисович ненадежный партнер, ведь за ним закрепилась репутация донжуана. Но Александра Анатольевна не верила слухам.
«Знаю, что до встречи со мной у него даже романов толком не было. Толя оказался верным мужем, я в нем не ошиблась. С поклонницами был вежлив, но не более того», — вспоминала она впоследствии.
Какое-то время пара жила, не расписываясь, пока родители не настояли на законном оформлении брака. «В каком году это было? Весной или летом? Даже не помню. Наша дата — третье декабря. Мы все пятьдесят девять лет каждый год ее отмечали. Накрывали стол, откупоривали бутылочку шампанского или хорошего вина. И сидели вдвоем, обнявшись. Разговаривали, вспоминали. Дочка, когда уже выросла и жила отдельно, обязательно звонила: «Ну что, голубки, отмечаете?», — говорила Ляпидевская в интервью.
Вдова впоследствии рассказывала, что супруг был ревнив, и когда знакомил ее с красавцем-братом Михаилом, довольно серьезно предупредил, что убьет за кокетство. Но почти за 60 лет замужества Александра Анатольевна не помнила ни одной крупной ссоры с любимым. Они приобрели кооперативную квартиру и дачу, много путешествовали, воспитывали рожденную в 1974 году дочь Ирину. Однако Александра Ляпидевская не раз задавалась вопросом, почему судьба была так жестока с Кузнецовым в последние несколько лет.
Тяжелая болезнь
В первый раз здоровье подвело Анатолия Кузнецова в 1995 году, когда он перенес инфаркт. Тогда хирурги блестяще сделали операцию на сердце, поставив артиста на ноги. Он продолжал играть, критики хорошо оценили работы «Турецкий гамбит», «Последний приказ генерала» и «День победы». Но в 2012 году все оказалось гораздо хуже.
«Сдали анализы. Через несколько дней врач сообщил мне, сокрушенно качая головой: «Онкология. Но болезнь пока не запущена. Я рекомендую облучение». Раз рекомендуют — куда ж деваться?» — сетовала супруга Анатолия Борисовича.
Через три месяца после выписки Кузнецов весил всего 57 килограмм. «Скелет, обтянутый кожей», — сокрушалась жена. Без обезболивающего укола актер не мог заснуть, затем последовала операция. Появившийся на горизонте профессор предложил сделать томографию и перепроверить анализы. Оказалось, что у артиста нет рака, от которого его лечили два года. У звезды экрана был полип, от которого легко избавиться, но во время облучения задели почку и ослабили иммунную систему. Анатолию Борисовичу удалили часть прямой кишки и вновь положили в клинику.
В свой последний вечер с супругой артисту стало лучше. 7 марта 2014 года Кузнецов сказал возлюбленной, что они прожили яркую и интересную жизнь. У Ляпидевской не возникло мысли, что муж словно подводит черту, прощается. А затем Анатолий Борисович попросил жену срочно оплатить счета за газ, обещая дождаться ее прихода.
«Только потом поняла: Толя твердо решил поставить точку в своей жизни. Поэтому нашел предлог отослать меня. Как я не почувствовала, ничего не заподозрила?» — переживала Александра Анатольевна.
Вернувшись в больницу, супруга нашла Кузнецова в реанимации. Он лишь обмолвился, что не хочет жить инвалидом и волен сам решать судьбу. Любящая жена обняла и поцеловала мужа, который вскоре скончался. Вдова до сих пор винит в гибели 83-летнего возлюбленного докторов, допустивших ужасную ошибку в диагнозе. «В свидетельстве о смерти врачи все же почему-то написали: «рак прямой кишки». Вроде бы, ничего нельзя было сделать. Но я-то правду знаю. Толя умер не от болезни. Он покончил с собой», — делилась Ляпидевская с прессой.
Поклонники не забывали об артисте, пересматривали его фильмы, устанавливали памятники в честь персонажа Сухова. Но вдова Кузнецова осталась совсем одна. В 2016 году СМИ пестрели информацией о том, что дочь и зять разругались с Ляпидевской и выселили бедную женщину из московской квартиры. Последние годы Александра Анатольевна провела на даче, наедине со своими воспоминаниями. В интервью она не уставала повторять, что обязательно встретится с супругом, любовь к которому не способна разрушить даже смерть.
20 июля 2019-го 87-летняя Ляпидевская скончалась, и хочется верить, что встреча, которую она так долго ждала, состоялась.
Источник
Умер Абдулла из «Белого солнца пустыни»: «Не знали, что Кахи болен»
До последних дней он любил жизнь, театр и женщин
Не стало грузинского актера Кахи Кавсадзе, которого зрители знают в основном по фильму «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, где он сыграл роль басмача Абдуллы. Кахи умер в одной из тбилисских клиник. Врачи пару дней назад предупреждали, что его сердце может остановиться в любой момент. Кавсадзе госпитализировали еще в ноябре прошлого года с COVID-19. Он вылечился, но зимой 2021-го попал в реанимацию. Актеру было 85 лет.
Кахи Кавсадзе родился в Тбилиси в 1935 году. Его отец попал в плен, а потом его арестовали. Кахи Кавсадзе рассказывал «МК», что не знает, что с ним потом произошло: расстреляли в Сибири или умер своей смертью. Учился актер в Тбилисском театральном институте и с 1959 года выходил на сцену Тбилисского театра им. Шота Руставели. Он снялся в фильмах: «Мелодии Верийского квартала», «Ожерелье для моей любимой», «Покаяние», «Древо желания», «Житие Дон Кихота и Санчо», «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара». В 2014 году он снимался в российской картине «Ч/Б» Евгения Шелякина. А в 2016-м приезжал на ММКФ в Москву, чтобы представить «Тэли и Толи» Александра Амирова.
На съемках фильма «Тэли и Толи» Фото: Из личного архива
Продюсер Наталья Иванова, работавшая с Кахи Кавсадзе на «Тэли и Толи», вспоминает: «Мы поехали в Тбилиси уговаривать его поучаствовать в нашей картине. Ситуация непростая, потому что отношения между нашими странами были напряженными. Нам даже говорили, что Кахи не согласится. Но он назначил нам встречу в Театре им. Шота Руставели, рядом с которым жил. Мы не были знакомы. Я запомнила, как он появился — высокий, худой, выслушал наш рассказ о фильме, показал нам театр и пригласил на концерт Гии Канчели. Все происходило как в сказке. А потом он приехал на машине во Владикавказ, где проходили съемки. Мы знали, что у него режим, ограничения в питании. У Кахи после операции был перерыв в лечении. Пришлось немного сдвинуть график, чтобы он мог поехать к немецким врачам в Мюнхен. Мы бережно относились к его переездам, питанию, но все это было так незаметно. В группе никто и не знал, что Кахи болен. Он ни разу не опоздал на съемку из-за плохого самочувствия. Все строго, четко и даже педантично. Он был чудесным и простым человеком, никогда не звездил. Вместе со всеми завтракал и обедал, любил простую и свежую пищу. Кахи даже подчеркивал, что звездность — чуждый ему элемент. Нам было удивительно, но потом мы привыкли к тому, что он постоянно рассказывал анекдоты и матерился. Он так обаятельно это делал, с неотразимым грузинским акцентом! Его почти не гримировали. Он много привносил своего в текст роли и делал это замечательно. Особенно в сцене, где герои рассуждают про геморрой. В фильме много музыки, грузинской в том числе. Мы знали, что Кахи хорошо поет, и договорились с ансамблем в Тбилиси, чтобы они с Кахи в студии записали песни. Они вошли в «Тэли и Толи». Когда он приезжал на премьеру в Москву, зрители так ему аплодировали, так кричали «браво»! Кахи был счастлив, как ребенок. Я благодарна судьбе и нашим владикавказским друзьям за то, что они навели нас на мысль, что он может сыграть эту роль».
Фото: Борис Кремер
В фильме Наны Джанелидзе «А есть ли там театр?» Кахи Кавсадзе сыграл одну из самых сильных своих ролей, и название предложил режиссеру. Вспомнил, как грузинский актер Акакий Васадзе перед смертью, указывая в небо, спросил у внука: «Как ты думаешь, а там есть театр?» Теперь он и сам ушел на небеса и узнает, что там на самом деле.
Источник