Разработка урока по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения.)
Ведущей задачей обучения русскому языку является развитие речи учащихся во всех ее формах – устной, письменной, диалогической, монологической. Именно в среднем звене (5–9-й кл.) закладываются основы грамотного письма. Известно, качество обученности, орфографическая зоркость, пунктуационные навыки, и, наконец, развитие речи учащихся оставляет желать лучшего. Тратится огромное количество времени, усилий, но, к сожалению, качество знаний улучшается ненамного. Поэтому возникает потребность искать новые способы и методы обучения русскому языку. С этой целью были разработаны уроки, где применялся нестандартный подход к моделированию уроков.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Класс был разделен на две группы, поскольку в данном учебном коллективе есть группа учениц, которая опережает остальных по качеству обученности, по восприимчивости нового материала. Для них урок был разработан отдельно. Для этой группы отдельно ставилась цель урока, что видно из учебного листа, отдельно определен объем учебного материала для освоения, отдельно отобраны задания, что они должны были выполнить за отведенное время. В конце урока данная группа должна была написать мини-сочинение на свободную или предложенную тему, состоящее только (максимально) из сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными образа действия, места, времени, причины и т.п. То, что не успели сделать за урок, оставалось на дом или на следующие уроки (в частности таблица). К учебному листу прилагались ответы, по которым самостоятельно проверялась правильность выполнения задания. Эффект был значительным. Группа справилась практически со всеми заданиями, в том числе был составлен рассказ, предложения в котором – только сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными:
ВЕСНА
Когда пришла весна, наступили теплые дни. Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы.
Остальные учащиеся работали с учителем. Каждому был дан учебный лист, где была прописана цель урока, основные понятия, которые предстояло усвоить, задания различного характера. Материал, который использовался для объяснения новой темы (предложение для анализа) были одновременно записаны учителем на доске. Материал для закрепления новой темы носил творческий характер: а) дописать предложение так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия, б) закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и т.п. Присутствовал среди заданий и взаимодиктант. Как итог урока послужила таблица, которую начали заполнять в классе на первом уроке по теме, и продолжилось заполнение дома и на последующих уроках. Нужно сказать, что при проверочных заданиях и на контрольных диктантах стало меньше пунктуационных ошибок. Постановка знаков препинания стала более осознанной.
Разработка урока
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения).
Цели:
- учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различное между ними;
- выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
- совершенствовать навык постановки знаков препинания.
1. Сообщение цели урока и порядка работы.
Учебный лист для первой группы
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Цели:
1. Для усвоения новой темы воспользуйтесь учебником, & 8, “Теорией 5–9”, & 215.
1) Проанализируйте предложения:
- Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
- Куда ни взглянешь всюду холмы.
- Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
- Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
- Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
- Выясните вопросы, на которые отвечает каждое предложение. С какими второстепенными членами предложения можно сопоставить придаточные обстоятельственные?
- Назовите средства связи отметьте союзы и союзные слова, соединяющие части сложного предложения.
- Сопоставив со второстепенными членами предложения, сделайте вывод о видах придаточных обстоятельственных.
2) Укажите придаточные предложения и их значения. Раставьте знаки препинания с упр.68 (пред. 2–4). Упр.104, (пред. 1–2).
3) а) Задание на составление предложений. Упр.69. б) Составьте предложения по данным схемам.
[… так + глагол], (союзное слово как) [… такой + полн. прил.], что ( ).
4) Закончить начатые предложения, используя придаточные сравнительные.
Оделась елка в зимнюю шубу будто …
Звезды в небе мерцают как …
Снег блестит и сверкает на солнце словно …
Вокруг было так тихо как будто …
5) Составьте СПП (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем…тем.
Ночь – звезды. Лена – Волга. Буран – опасность заблудиться.
6) Придумайте связный рассказ на свободную тему, используя придаточные обстоятельственные. (Времена года. Музыка. Картины родной природы. И т.д.)
Не забывайте о знаках препинания! Желаю успеха!
Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.
Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными
Виды придаточных предложений | На какой вопрос отвечает придаточное предложение | Что поясняет придаточное предложение | Союзы и союзные слова, их значение | Указательные слова | Примеры |
Домашнее задание: Занести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах, образа действия, степени, сравнения. & 8, & 215 (теория 5–9).
Закончить упражнение 68, 104.
Учебный лист для второй группы
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными. (Образа действия, степени, сравнения.)
Цели:
Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.
1. Анализ предложений:
- Я поступлю так как велит мне долг.
- Ветер дул так сильно что устоять на ногах было невозможно.
- Засмеялась она точно колокольчик зазвенел.
- Над его синевой проступали нежно золотые и розовые облака будто на небе сверкала сказочная страна.
2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия:
- Мальчик крикнул так громко что …
- Письмо было написано так мелко что…
- Море под лучами заходящего солнца так блестело …
- Липы благоухали так сильно…
3. Закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные с придаточными сравнительными.
- Оделась елка в зимнюю шубу будто …
- Звезды и небе мерцают как …
- Снег блестит и сверкает на солнце как …
Вы не забыли про запятые?!
4. Взаимодиктант с последующей взаимопроверкой.
- Из ельника пополз вдруг молочный туман будто кто то зажег там невидимые костры.
- Маленький узкий овод жжет словно кто то прижимает к телу тлеющую спичку.
Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.
Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными
Виды придаточных обстоятельственных | Вопросы | Союзы и союзные слова | Примеры |
Домашнее задание: & 8. Внести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах образа действия, степени, сравнения. Упр. 68 (1–4 предложение), 104 (1–4 предложение)
5. Работа по учебным листам.
6. Отчет представителя первой группы о выполненной работе (мини-сочинение).
7. Подведение итогов, оценки.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- необходим поиск новых форм и методов на уроках русского языка и литературы;
- необходима мотивация к восприятию нового материала;
- уроки должны строиться так, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся;
- уроки словесности должны быть уроками, которые учат добру, пониманию, милосердию, должны воспитывать духовный мир ребенка;
- уроки должны быть личностно-ориентированными, должны дать возможность раскрыть творческий потенциал каждому ребенку, каждый должен что-то уяснить и взять для себя;
- формы и методы таких уроков могут быть различными, но в центре всегда должна быть личность учащегося, спроецированная на соотнесение литературного материала и современных условий;
- должна повышаться речевая культура школьника, которая предполагает свободное владение языковыми средствами в соответствии с литературными нормами.
Источник
Наши сочинения «Зимой»
На уроках русского языка мы учимся рисовать словесную картину, то есть рисовать словами. Тема картины — волшебница зима. С каким интересом и удовольствием третьеАклассники слушали сочинения своих одноклассников. Словесные картины получились прекрасными. Некоторые особенно хочется отметить…
Начало словесной зарисовки у всех было общее…
Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите!
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Всё вокруг покрыто белоснежным пушистым снежком. Деревья давно уже сбросили свои оранжево-багровые платья и надели пышные белые шубки. А трава укрылась, искрящимся на солнце, сливочно-белым пледом. Прозрачной коркой покрылись пруды, лужицы и озёра. Из бело-серых облачков сыпется снежок, словно блистающий бриллиант. Вот такая волшебная, изливающая блеском солнечных лучей, красивая и незабываемая зима!»
Зимой (автор София Чистякова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Весь лес сверкает белоснежными снежинками. На ветках деревьев уютно лежит снег. Повсюду лежат снежные сугробы, как пуховые подушки. Словно маленькие алмазики падают снежинки. Вокруг тишина. Зимой всегда как в сказочном царстве!»
Зимой (автор Слава Хромушин)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Как всё вокруг устлано белым пуховым ковром. Стройная берёза как арка согнулась над дрогой. А вон на ветках как снегири висят гроздья рябины. С крыши дома свисают волшебные сосульки. Всё замерло в белоснежном одеянии!»
Зимой (автор Аня Баровская)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Все деревья покрыты снегом, словно белым пушистым одеялом. А сугробы как пуховые подушки, в которые хочется упасть. Рябина клонилась до земли от тяжести снега. Её ягодки сверкают на морозе. Всё вокруг блестит и сияет. Зима — волшебное время года!»
Зимой (автор Таисия Дачишина)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Белым пушистым покрывалом укрыла зима всю землю. Кусты нарядила в снежные шубки, а деревья в мохнатые снеговые шапки. Гроздья рябины, как ярко-красные фонарики, горят на белоснежном фоне. А на крышах домов зима развесила гирлянды из сосулек. Зима рисует для людей настоящую сказку!»
Зимой (автор Вова Музыка)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! В это сказочное время года природа становится нарядной. Снег укрывает землю белым покрывалом. Преобразились деревья. Теперь у них вместо листьев белый пушистый снег, который укрыл от холодов ветви деревьев. А вон искрятся сосульки на крышах домов! А какие сказочные и неповторимые рисунки на наших окнах зимой! санки, игры в снежки, снеговики создают весёлое настроение. зима у многих людей вызывает чувство радости и восхищения!»
Зимой (автор Надя Акопян)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Волшебница — зима превратила тёмный лес в белоснежный дворец. Вот могучие ели нарядились в снежные шубы. А вон блестящий иней украсил белоствольные берёзки. На ярко-красные кисти рябины зима одела белые шапочки снега. Молодые сосёнки стали похожи на снежных медведей. Зима покрыла кусты снегом и превратила их в волшебные домики. Как красиво всё в этом волшебном царстве!»
Зимой (автор Аня Логунова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! На веточках деревьев блестит как серебро иней. Снег падает белоснежными лёгкими хлопьями. Крыши украшают светящиеся сосульки. Серебристый гладкий лёд сверкает на морозе. Весело хрустит снег под ногами. Он искрится, блестит на солнце. Вся земля покрылась белым и пушистым ковром, а деревья на себя одели мягкие шубки.»
Зимой (автор Саша Тюрников)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Всё вокруг покрыто белым покрывалом. на деревьях блестит иней. Под ногами скрипит белый изумительной красоты хрустальный снег. Сугробы похожи на сказочных заморских зверей. Зима нарядила деревья в белые одежды. На ветках сирени сидят снегири и о чём-то разговаривают.»
Зимой (автор Полина Шаламова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Вот стоят серые многоэтажные дома. Осенью они кажутся унылыми, а зимой преображаются на фоне великолепия зимы. Деревья и кусты будто уснули, укрылись белоснежным одеялом. Лишь иногда налетает ветерок и пытается стянуть эти теплые одеялки. И такая снежная кутерьма начинается. Мороз украсил окна моей комнаты удивительными узорами. А за окном с неба падают крупными хлопьями, тихо опускаясь, снежинки на земля. Торжественно красиво украшена улица зимой. Прогулка в ближайший парк прибавляет мне много удовольствия. Как же там уютно и хорошо!»
Зимой (автор Лера Губарова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Как заботливо она укрыла лес былым пушистым снегом, точно одеялом. Все ёлки одели на зелёные платья белые шубки. На грозди красной рябины лёг снег, точно белая шапочка. Льдом покрыла реки и озёра. Словно гирлянды повесила зима на крыши домов ледяные сосульки. Дети любят зиму! Ребята лепят снеговиков, катаются с ледяной горы на санках и прыгают в огромные сугробы. Время зимой можно провести весело и с пользой.»
Зимой (автор Егор Усенко)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Зима покрывает землю белым снежным покрывалом. Искрятся на солнце снежинки, сосульки свисают с крыши домов. Деревья одеты в белоснежные наряды. Красными рубинами выделяются спелые ягоды рябины на белом фоне. Под пушистые мягкие одеяла спрятались пеньки и кустики.
Зимой так много развлечений! Можно играть с друзьями в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков и строить снежные замки.
Как прекрасно зимой!»
Зимой (автор Полина Сухарева)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Рябины все покрыты снегом, а их ягоды горят оранжевым светом. Утренняя капель прекрасна своим звоном. Капельки воды стекают по длинным сосулькам. В лесу все деревья одели пушистые белый наряд. Ветки деревьев как будто одели белые шубы. Снег блестит под лучами солнца. От это в лесу очень светло. Глядя на эту красоту , понимаешь, что зима — самое прекрасное время года!
Зимой (автор Полина Смирнова)
«Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите! Снег искрится и блестит на лучах солнца. А когда гуляешь по снегу, то под ногами он так удивительно хрустит. Иногда мороз разукрашивает окна в домах разными зимними рисунками, а деревья укутывает в шубы. Зимой есть множество развлечений. Можно кататься на лыжах, на коньках, на санках. Можно из снега лепить снеговиков. Но не надо забывать про птиц, надо их подкармливать. Мне очень нравится зима!
Источник