Меню

Солнца ацтеков пятое солнце

Миф о создании ацтеков — легенда о пятом солнце — 2021

Время и Стекло Так выпала Карта HD VKlipe Net

  • Миф о создании ацтеков, который описывает происхождение мира, называется Легенда о Пятом Солнце. Существует несколько различных версий этого мифа, потому что истории были первоначально переданы устной традицией, а также потому, что ацтеки усыновляли и изменяли богов и мифы из других племен, которые они встречали и завоевывали.

    Согласно мифу о создании ацтеков, мир ацтеков во времена испанской колонизации был пятой эрой цикла создания и разрушения. Они верили, что их мир был создан и разрушен четыре раза раньше. Во время каждого из четырех предыдущих циклов разные боги сначала управляли землей через доминирующий элемент, а затем уничтожали ее. Эти миры назывались солнцами. В течение 16-го века — и периода, в котором мы все еще живем сегодня — ацтеки верили, что они жили на «пятом солнце», и это также закончится насилием в конце календарного цикла.

    В начале…

    Вначале, согласно ацтекской мифологии, пара создателей Тонакасиуатль и Тонакатеуктли (также известный как бог Ометеотль, который был как мужчиной, так и женщиной) родила четырех сыновей, тезкатлипок с востока, севера, юга и запада. Спустя 600 лет сыновья начали создавать вселенную, включая создание космического времени, называемого «солнцами». Эти боги в конечном итоге создали мир и всех других божеств.

    После того, как мир был создан, боги дали свет людям, но чтобы сделать это, одному из богов пришлось пожертвовать собой, прыгнув в огонь. Каждое последующее солнце было создано личной жертвой, по крайней мере, одного из богов, и ключевой элемент истории, как и всей ацтекской культуры, заключается в том, что жертва необходима, чтобы начать обновление.

    Четыре цикла

    Первым богом, который пожертвовал собой, был Тескатлипока, который прыгнул в огонь и начал Первое солнценазывается «4 тигра». Этот период был заселен гигантами, которые ели только желуди, и он подошел к концу, когда гиганты были поглощены ягуарами. Мир длился 676 лет, или 13 52-летних циклов в соответствии с пан-мезоамериканским календарем.

    Второе Солнцеили Солнце «4 Ветра» управлялось Кецалькоатлем (также известным как Белая Тескатлипока), а земля была населена людьми, которые ели только кедровые орехи. Тескатлипока хотел стать солнцем, превратился в тигра и сбросил Кецалькоатля с трона. Этот мир пришел к концу через катастрофические ураганы и наводнения. Немногие выжившие сбежали на вершину деревьев и превратились в обезьян. Этот мир также длился 676 лет.

    Третье Солнцеили «Солнце в 4 дождя», во власти воды: его правящим божеством был бог дождя Тлалок, а его люди ели семена, которые росли в воде. Этот мир пришел к концу, когда бог Кецалькоатль сделал его дождевым огнем и пеплом. Оставшиеся в живых стали индюками, бабочками или собаками. Индейки называются «пипил-пипил» на ацтекском языке, что означает «ребенок» или «принц». Этот мир закончился за 7 циклов или 364 года.

    Четвертое СолнцеСолнце «4 Воды» управлялось богиней Чальчиутлику, сестрой и женой Тлалока. Люди ели кукурузу. Великий потоп ознаменовал конец этого мира, и все люди были превращены в рыбу. 4 Водное Солнце просуществовало 676 лет.

    Создание Пятого Солнца

    В конце четвертого солнца боги собрались в Теотиуакане, чтобы решить, кто должен был принести себя в жертву, чтобы начать новый мир. Бог Huehuetéotl, старый бог огня, начал жертвенный костер, но ни один из самых важных богов не хотел прыгать в огонь. Богатый и гордый бог Tecuciztecatl, «Повелитель улиток», колебался, и во время этого колебания скромный и бедный Нанауацин, «Прыщавый или Плохой», прыгнул в пламя и стал новым солнцем.

    Tecuciztecatl вскочил после него и стал вторым солнцем. Боги поняли, что два солнца могут сокрушить мир, поэтому они бросили кролика в Текучицтекаль, и он стал луной — вот почему вы все еще можете видеть кролика на луне сегодня. Два небесных тела были приведены в движение Эхекатом, богом ветра, который яростно и яростно взорвал солнце.

    Читайте также:  Солнце высоко над землей днем или ночью

    Пятое Солнце

    Пятое солнце (называется 4-часть) управляется Тонатиу, богом солнца. Это пятое солнце характеризуется знаком Оллин, что означает движение. Согласно верованиям ацтеков, это указывало на то, что этот мир закончится землетрясениями, и все люди будут съедены небесными монстрами.

    Ацтеки считали себя «Народом Солнца», и поэтому их обязанностью было кормить бога Солнца посредством жертвоприношений крови и жертвоприношений. Невыполнение этого требования приведет к концу их мира и исчезновению солнца с неба.

    Версия этого мифа записана на знаменитом ацтекском Календарном камне, колоссальной каменной скульптуре, изображения которой относятся к одной версии этой истории создания, связанной с историей ацтеков.

    Церемония Нового Огня

    В конце каждого 52-летнего цикла священники ацтеков проводили церемонию Нового Огня, или «связывание лет». Миф о Пяти Солнцах предсказывал конец календарного цикла, но не было известно, какой цикл будет последним. Ацтеки убирали свои дома, отбрасывая всех домашних кумиров, кастрюли, одежду и коврики. В течение последних пяти дней пожары были потушены, и люди забрались на свои крыши, чтобы дождаться судьбы мира.

    В последний день календарного цикла священники поднимались на Звездную гору, известную сегодня по-испански как Серро-де-ла-Эстрелла, и наблюдали за подъемом Плеяд, чтобы убедиться, что он идет своим обычным путем. По словам мифа, в сердце жертвенной жертвы была установлена ​​пожарная дрель: если огонь не зажжет огонь, солнце будет уничтожено навсегда. Успешный огонь был затем принесен в Теночтитлан, чтобы зажечь очаги по всему городу. По словам испанского летописца Бернардо Саагуна, церемония Нового Огня проводилась каждые 52 года в деревнях по всему миру ацтеков.

    Обновлено К. Крисом Херстом

    • Адамс REW. 1991. Доисторическая Мезоамерика. Третье издание , Норман: Университет Оклахома Пресс.
    • Бердан Ф.Ф. 2014. Ацтекская археология и этноистория , Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета.
    • Читай КА. 1986. Мимолетный момент: космогония, эсхатология и этика в ацтекской религии и обществе. Журнал религиозной этики 14(1):113-138.
    • Смит МЕНЯ. 2013. Ацтеки , Оксфорд: Уайли-Блэквелл.
    • Таубе К.А. 1993. Мифы ацтеков и майя. Четвертое издание , Остин: Университет Техасской Прессы.
    • Van Tuerenhout DR. 2005. Ацтеки. Новые Перспективы , Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO Inc.

    Источник

    Пять Солнц — Five Suns

    В контексте мифов о творении термин « Пять солнц» описывает доктрину ацтеков и других народов науа, согласно которой нынешнему миру предшествовали четыре других цикла творения и разрушения. Это в первую очередь происходит из мифологических, космологических и эсхатологических верований и традиций более ранних культур центральной Мексики и мезоамериканского региона в целом. Late постклассических ацтеки общество унаследовало многие традиции , касающиеся счета создания Месоамериканских , а изменяя некоторые аспекты и поставку новых интерпретаций своего собственного.

    В мифах о творении, которые были известны ацтекам и другим народам науа в позднюю постклассическую эпоху, центральный постулат заключался в том, что до нынешней вселенной существовало четыре мира, или «Солнца». Эти более ранние миры и их обитатели были созданы, а затем уничтожены катастрофическим действием ведущих фигур божеств. Нынешний мир — это пятое солнце, и ацтеки считали себя «Людьми Солнца», чьей божественной обязанностью было вести космическую войну, чтобы обеспечить Солнцу его тлакскальтилизтли («питание»). Без него солнце исчезло бы с небес. Таким образом, благополучие и само выживание вселенной зависело от принесения солнцу крови и сердец .

    СОДЕРЖАНИЕ

    Легенда

    Из пустоты, которая была остальной частью вселенной, первый бог, Ометеотль , создал себя. Ометеотль был одновременно мужчиной и женщиной, добром и злом, светом и тьмой, огнем и водой, судом и прощением, богом двойственности. Ометеотль родила четырех детей, четырех тескатлипок , каждый из которых руководит одним из четырех сторон света. На Западе правит Белый Тескатлипока, Кецалькоатль , бог света, милосердия и ветра. На юге правит Голубая Тескатлипока, Уицилопочтли , бог войны. На Востоке правит Красный Тескатлипока, Шипе Тотек , бог золота, земледелия и весны. А на Севере правит Черная Тескатлипока, также называемая просто Тескатлипока , бог суда, ночи, обмана, колдовства и Земли.

    Читайте также:  Коляда бог молодого солнца славянский символ

    Первое солнце

    Это были четыре бога, которые в конечном итоге создали всех других богов и мир, который мы знаем сегодня, но прежде чем они смогли создать, им пришлось разрушить, каждый раз, когда они пытались создать что-то, оно падало в воду под ними и было съедено Чипактли. , гигантский земляной крокодил, который плыл по воде, держась за всех своих суставов. Четыре Tezcatlipocas произошли от первых людей, которые были гигантами. Они создали других богов, самыми важными из которых были боги воды: Тлалок , бог дождя и плодородия, и Чалчиутликуэ , богиня озер, рек и океанов, а также богиня красоты. Чтобы дать свет, им нужен был бог, который стал солнцем, и был выбран Черный Тескатлипока, но либо из-за того, что он потерял ногу, либо потому, что он был богом ночи, ему удалось стать только половиной солнца. В течение некоторого времени мир продолжался таким образом, но между Кецалькоатлем и его братом могущественным солнцем, которого Кецалькоатль сбил с неба каменной дубиной, росло соперничество между братьями и сестрами. Без солнца мир был полностью черным, и в гневе Тескатлипока приказал своим ягуарам съесть всех людей.

    Второе солнце

    Боги создали новую группу людей для заселения Земли, на этот раз они были нормального размера. Кецалькоатль стал новым солнцем, и с годами люди Земли становились все менее и менее цивилизованными и перестали оказывать должное почтение богам. В результате Тескатлипока продемонстрировал свою силу и авторитет как бога чародейства и суда, превратив животных-людей в обезьян. Кецалькоатль, который любил несовершенных людей такими, какими они были, был расстроен и снес всех обезьян с лица земли могучим ураганом. Затем он сошел как солнце, чтобы создать новых людей.

    Третье солнце

    Тлалок стал следующим солнцем, но Тескатлипока соблазнил и украл его жену Шочикецаль , богиню секса, цветов и кукурузы. Затем Тлалок отказался делать что-либо, кроме как погрязнуть в собственном горе, поэтому мир охватила великая засуха. Молитвы людей о дожде раздражали скорбящее солнце, и он отказывался допустить дождь, но люди продолжали умолять его. Затем в приступе гнева он ответил на их молитвы сильным ливнем огня. Он продолжал лить огненный дождь, пока не сгорела вся Земля. Затем богам пришлось построить из пепла целую новую Землю.

    Четвертое солнце

    Следующим солнцем и новой женой Тлалока была Чалчиутликуэ . Она очень любила людей, но Тескатлипока — нет. И люди, и Чалчиутликуэ почувствовали его осуждение, когда он сказал богине воды, что она не была по-настоящему любящей, и только из эгоизма симулировала доброту, чтобы заслужить похвалу народа. Чалчиутликуэ была так сокрушена этими словами, что она плакала кровью следующие пятьдесят два года, вызвав ужасное наводнение, затопившее всех на Земле. Люди стали рыбами, чтобы выжить.

    Пятое солнце

    Кецалькоатль не допустил уничтожения своего народа и отправился в подземный мир, где украл их кости у бога Миктлантекутли . Он окунул эти кости в свою кровь, чтобы воскресить свой народ, который снова открыл глаза на небо, освещенное текущим солнцем, Уицилопочтли.

    Tzitzimimeh , или звезды, стал завидовать их ярче, более важный брат Уицилопочтли. Их лидер, Койолксауки , богиня луны, ведет их в атаку на солнце, и каждую ночь они приближаются к победе, когда сияют по всему небу, но их отбивает могущественный Уицилопочтли, правящий дневным небом. Чтобы помочь этому важнейшему богу в его непрекращающейся войне, ацтеки предлагают ему пищу в виде человеческих жертвоприношений. Они также приносят человеческие жертвы Тескатлипоке, опасаясь его приговора, приносят свою кровь Кетцалькоатлю, который выступает против роковых жертв, в благодарность за его кровавую жертву за них и приносят подношения многим другим богам для многих целей. Если эти жертвоприношения прекратятся или человечество не сможет угодить богам по какой-либо другой причине, это пятое солнце станет черным, мир будет разрушен катастрофическим землетрясением, и Цицимитль убьет Уицилопочтли и все человечество.

    Читайте также:  Улыбнулось солнце минус 43 тихо опадают с веток снегири

    Вариации и альтернативные мифы

    Большая часть того, что известно о древних ацтеках, взято из нескольких кодексов, переживших испанское завоевание. Их мифы могут сбивать с толку не только из-за отсутствия документации, но и из-за того, что существует множество популярных мифов, которые, кажется, противоречат друг другу, потому что они изначально передавались из уст в уста и потому что ацтеки переняли многих своих богов у других племен. оба приписывают этим богам свои новые аспекты и наделяют их аспектами подобных богов из других культур. Старые мифы могут быть очень похожи на новые мифы, но при этом противоречить друг другу, утверждая, что другой бог совершил одно и то же действие, вероятно, потому, что мифы изменились в зависимости от популярности каждого из богов в данный момент.

    В других вариантах этого мифа говорится , что Коатликуэ , богиня земли, была матерью четырех Тескатлипок и Цицимитль. Некоторые версии говорят, что Кецалькоатль родился от нее первым, когда она была еще девственницей, часто упоминая его брата-близнеца Ксолотля , наставника мертвых и бога огня. Затем от обсидианового ножа у нее родилась Тескатлипока, за ней последовали Цицимитль, а затем Уицилопочтли. Самая популярная вариация, включая Коатликуэ, изображает ее первым рождением Цицимитля. Много позже она родила Уицилопочтли, когда ей явился таинственный шар из перьев. Затем цицимитль обезглавили беременную Коатликуэ, посчитав оскорбительным то, что она родила еще одного ребенка. Затем Уицилопочтли возник из ее чрева, вооруженный огненным змеем, и начал свою эпическую войну с цицимитлями, которых также называли центцон-уицнахуа . Иногда говорят, что он обезглавил Койолксауки и либо использовал ее голову, чтобы создать луну, либо бросил ее в каньон. Дальнейшие вариации изображают шар из перьев как отца Уицилопочтли или отца Кецалькоатля, а иногда и Ксолотля.

    Другие варианты этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока родились от Ометеотля, которого в этом мифе заменил Коатликуэ, вероятно, потому, что к моменту прибытия испанцев в нем не было ни прихожан, ни храмов. Иногда говорят, что мужская характеристика Ометеотля называется Ометекутли, а женская характеристика — Омециуальт. Дальнейшие вариации этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока разлучили Чипактли, также известного как Тлалтекутли , и что Зипе Тотек и Уицилопочтли затем сконструировали мир из ее тела. Некоторые версии утверждают, что Тескатлипока на самом деле использовал свою ногу в качестве приманки для Чипактли, прежде чем расчленить ее.

    Порядок первых четырех солнц также варьируется, хотя приведенная выше версия является наиболее распространенной. Каждый конец света во всех вариантах мифа постоянно соотносится с богом, который был солнцем в то время, хотя потеря Шочикецаль не всегда определяется как причина Тлалока, вызвавшего огненный дождь, о котором не говорится иначе, а иногда говорят. что Чальчиутликуэ наводнил мир намеренно, без участия Тескатлипоки. Также говорят, что Тескатлипока создал половину солнца, которую затем съели его ягуары, прежде чем съесть гигантов.

    Однако пятое солнце иногда называют богом по имени Нанауацин . В этой версии мифа боги собрались в темноте, чтобы выбрать новое солнце, которое должно было принести себя в жертву, прыгнув в гигантский костер. Двумя добровольцами были молодой сын Тлалока и Чальчиутликуэ, Текучстекатль и старый Нанауацин. Считалось, что Нанауацин слишком стар, чтобы зажечь хорошее солнышко, но обоим дали возможность прыгнуть в костер. Текучтекатль попытался первым, но не был достаточно храбрым, чтобы пройти через жару рядом с пламенем, и развернулся. Затем Нанауацин медленно подошел к огню, затем попал в огонь и был поглощен. Затем последовал Текучитекатль. Более храбрый Нанауацин стал тем, что сейчас является солнцем, а Текучтекатль стал гораздо менее впечатляющей луной. Бог, который преодолевает пропасть между Нанауацином и Уицилопочтли, — это Тонатиу , который был болен, но омолодился, сожгнув себя заживо, а затем стал воином-солнцем и странствовал по небу с душами тех, кто погиб в битве, отказываясь двигаться, если не принесли достаточно жертв.

    Источник

  • Adblock
    detector