Правила фотографии
Как хочется «вписать» творческий процесс в какие-то определенные рамки, найти учебник с четко изложенными попунктно правилами получения идеальной фотографии! Творчество не вписывается в рамки и редко подчиняется правилам.
Тем не менее, существует некоторое количество правил-подсказок, если не указывающих путь, так хотя бы помогающих обойти ямы и ловушки. На этой страничке я попробую собрать некий «Свод фотографических правил».
Основное правило, оно же Правило № 0.
The always rule (Правило «всегда»). Банально: ВСЕГДА носите с собой фотоаппарат и ВСЕГДА будьте готовы к съемке. Без комментариев.
Правило №1.
F/8 and be there (Ставь восьмерку и будь на месте): пользующееся популярностью среди фотографов-репортеров правило, авторство которого приписывают Аллену Хопкинсу (Allen Hopkins). Говорит о том, что если Вы не уверены, то на репортаже ставьте диафрагму на 8, но главное — окажитесь там, где есть что «репортировать».
Правило №2.
Expose for the Highlights (Экспонируйте по светам). Для цифровых фотографов рекомендуется экспонировать «по светам». Считается, что «выбитые» белые участки смотрятся значительно уродливее полностью черных, да и в фоторедакторах «тени» тянутся легче, чем света.
При съемке на негативную пленку наоборот — экспонируйтесь по теням.
Правило №3
Rule of Thirds (Правило третей). Многие источники утверждают, что это «переиначивание» правила «Золотого сечения» применительно к фотографии. Считается, что, мысленно разделив кадр на 9 равных участков двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и разместив смысловой центр на одно из пересечений этих линий, а значимые предметы — вдоль них, можно добиться сбалансированной и динамичной композиции.
Правило №4.
Less is More (Меньше — на самом деле Больше). Правило относится к портретной фотографии: сконцентрируйте акцент снимка на модели. Меньше антуража, меньше окружающей обстановки, ничего не отвлекает от объекта — делает портрет значительнее. Убирайте лишнее.
Правило №5.
Sunny 16 rule (Солнечно — 16). Правило, облегчающее выбор правильной экспозиции в зависимости от освещения. Состоит в том, что в яркий солнечный день значению диафрагмы f/16 будет соответствовать выдержка равная чуствительности пленки (или выставленному в цифровом фотоаппарате ISO). Например, при ISO 100 и диафрагме f/16 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/16 и выдержка 1/250 сек.
Существует также мнение, что для центральной полосы России правило должно звучать «Солнечно — f/11).
Правило № 6.
Dynamic symmetry rule (правило динамической симметрии). Еще одно правило построения композиции кадра и размещения смыслового центра. Проведите диагональ от угла кадра к углу, а затем еще одну линию, перпендикулярно первой к 3му углу. Точка их пересечения — удачное место размещения смыслового центра снимка.
Правило № 7.
Times three tripod rule (Правило трехкратной «грузоподъемности» штатива). Состоит в утверждении о том, что заявленная допустимая максимальная нагрузка штатива и штативной головки должна минимум в три раза превышать вес самого тяжелого комплекта оборудования, планируемого к установке на штатив.
Правило № 8
Короче выдержка — прямее руки. Не ставьте выдержки длинее чем 1/фокусное расстояние объектива, чтобы избежать нерезких фотографий. Соответственно, для объектива с фокусным расстоянием 100мм рекомендуются выдержки 1/100 и короче.
Снимая на зеркальный цифровой фотоаппарат, не забывайте вносить поправку на кроп-фактор — укорачивать выдержку еще на величину кроп-фактора.
Если объект съемки движется — делайте выдержку еще в два раза короче (для примера с объективом 100 мм рекомендуемая выдержка будет 1/250).
Если движетесь Вы (например, фотографируя с плывущей лодки), делайте выдержку в три раза короче рекомендуемой.
Правило № 9.
Moony 11 rule (Полная луна — 11). Правило, облегчающее выбор правильной экспозиции при съемке Луны. Состоит в том, что при ясно видимой полной луне значению диафрагмы f/11 будет соответствовать выдержка равная 1/чуствительности пленки (или выставленному в цифровом фотоаппарате ISO). Например, при ISO 100 и диафрагме f/11 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/11 и выдержка 1/250 сек. В зависимости от фазы Луны правило меняется: f/8 — при половинке Луны, f/5.6 — при четверти.
Правило № 10.
DOF rule (Правило одной трети). Состоит в том, что нужно фокусироваться на одной трети поля, которое Вы хотите получить резким. Объясняется тем, что РИП («резко изображаемое пространство») позади точки фокусировки в 2 раза больше, чем перед ней.
Правило № 11.
Правило среднесерой ладони. Нет серой карты? – меряйте экспозицию по тыльной стороне ладони и снимайте, открыв диафрагму на 1 ступень.
Правило № 12.
«Два и белое-черное». Чтобы белое было белым вводите положительную коррекцию на 2 1/3 стопа, а черное – черным – отрицательную на 2 2/3 стопа. Правило помогает передать белое — белым, а черное — черным, если важна передача именно этих цветов.
Правило № 13. (частный случай Правила « 12)
«Плюс/минус зима». Много снега в кадре – положительная экспокоррекция; мало – отрицательная.
Правило № 14.
«Правило ближнего репортажного боя». Для репортажа в гуще событий нужны 24мм, f/5.6, 1/250 с.
Правило № 15.
Солнце нету или есть — диафрагма пять и шесть.
Правило № 16.
«Закатное» (Sunset Rule). Снимая закат, экспонируйтесь по области прямо над Солнцем (не включая само светило). Потом перекадрируйтесь. Прикройте диафрагму на одну ступень, если хотите, чтобы фотография выглядела сделанной «на час позже».
Правило № 17.
«Солнце за плечом» (Sun Over Yr Shoulder Rule). Снимая портрет в солнечный день, располагайтесь так, чтобы Солнце находилось у Вас за спиной по диагонали («за плечом»). Если фотографируете с заполняющей вспышкой, то — по диагонали за спиной фотографируемого.
Правило № 18.
600 без звезд ( The Rule of «600»). При съемке звездного неба самая длинная возможная выдержка, позволяющая сделать снимок без появления следов от движения звезд, рассчитывается делением 600 на фокусное расстояние используемого объектива (правило для 35 мм формата). Например, для объектива с фокусным расстоянием 24 мм на полнокадровом фотоаппарате максимальная выдержка, при которой звезды останутся «точками», составляет 25 секунд (600/24=25).
Правило заключительное.
Любое правило можно и должно нарушать, если знать ЧТО нарушаешь и ЗАЧЕМ.
Источник
Заметки о моей работе
Заставка для статьи
Мысли, которыми я часто руководствуюсь, фразы, которые часто использую (часто – шуточные):
- Любимый фотоаппарат – тот, который в руках.
- Любимый снимок – снимок любимой.
- Фотограф быстро и качественно определяет движение всей съемки.
- Фотограф берет на себя всю ответственность за свои действия и решения.
- Контраст убивает цвет.
- Nikon или Canon? Это не важно, когда есть деньги.
- Nikon или Canon? Правильный ответ – ‘иди в фотошколу’.
- Nikon или Canon? Побеждает всегда Фотошоп!
- Фотограф оценивается по пяти худшим снимкам (это меня Рысь научил).
- Холодно? Учись снимать в перчатках.
- Холодно? Снимай в студии.
- Снимаешь невесту зимой, на морозе, и все замерзли – ты неудачник!
- Снимаешь беременную невесту зимой и только загс – поздравляю, ты докатился!
- Лучшая моя фотография была снята ‘не чем’, а ‘с кем!’. (Ищите кого снимать!)
- Лучшие мои фотографии были сняты ‘не чем’, а ‘где и когда!’. (Ищите место и время съемки!)
- В большинстве случаев фотографируешь то и так, что у тебя внутри и как у тебя внутри.
- Да, я фотографирую цветочки и птички – у меня внутри цветочки и птички.
- Клиент всегда прав. Это сфера услуг детка! Если клиент говорит, что у него нет второго подбородка – убирай второй подбородок! На фотографиях с DSC_1987.JРG по DSC_9000.JРG включительно!
- Зачем делать одну фотографию если можно сделать две? (это мое любимое изречение).
- Летом – плэнер, зимой – студия.
- Свадебная фотография в начале пути – красивая иллюзия.
- Стать свадебным фотографом в Украине может мечтать разве что идиот. Мечтать нужно о том, чтобы стать очень хорошим свадебным фотографом. Я же мечтаю чаще всего о том, как бы дописать очередной обзор.
- Я прикладной математик по образованию и знаю какой процент отдавать за клиента.
- Клиенту – шарп! Клиента шарпь!
- Шумит – в печать!
- Фотошопы до попы, если у тебя обычный TN.
- Отвратительно смотреть на свои снимки, обработанные на плохом мониторе. Купил крутую камеру? Купи крутой монитор!
- 100 свадеб – и ты циник!
- Я как хирург – режу людей пачками.
- Мне кажется, опытный хирург больше всего похож на опытного фотографа. Оба знают о внутренностях людей.
- Мой оператор Коля всегда говорит – солнце есть и солнца нет – диафpагма пять и шесть!
- Мой оператор знает в фотографии толк лучше всех этих фото-гуру. Он говорит – снимаешь людей? Будь психологом!
- Я два года не мог увидеть как ложится свет на некоторых фотографиях, всегда удивлялся, что другие профи сразу видят и распознают сложный или интересный свет на фото. Те кто начинает заниматься фотографией – слепцы, им предстоит научиться видеть.
- Могу ходить на обычные фильмы и смотреть их в 3D. Чертовы догадки мозга об источниках света.
- Модели смотрят на выражение лица, форумчане – на фон или резкость, бомбилы – на бюджет, профи знают же поведение первых трех типов.
- Не люблю ‘мыло’, ‘дырку’, ‘тушку’. Пользуюсь другими словами.
- Первая ошибка многих начинающих фотографов в наших странах – адовые пресеты лайтрума.
- Мир! Труд! Фикc!
- Мне стыдно за 99% моих снимков.
- За день я удаляю больше фотографий, чем некоторые снимают за всю свою жизнь.
- Из головы не выходит мысль, что много доморощенных фотографов могут рассчитать объектив с хрустальными линзами с нулевыми аберрациями, но попроси их показать хоть один снимок – растворяются как туман.
- Одна из моих любимых фотографий – Pale Blue Dot и ее описание Карлом Саганом.
Здесь на сайте комментарии не требуют никакой регистрации. В комментариях можно задать вопрос по теме, или оставить свой отзыв, или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую E-katalog. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Добавить комментарий:
Комментарии: 73, на тему: Заметки о моей работе
O tempora! O more!
Мне понравилось,действительно понравилось, однако, п.31 (старинное правило, насколько я знаю) перевран, ибо не в рифму. Солнца нету или есть – диафрагма 5 и 6. Вроде так должно быть))
Спасибо за мудрые высказывания!
половина на писаного просто мишура,
40. пункт относится не к фотографу,
а так обще есть интересные мысли.
Источник
Солнца нет, солнце есть — диафрагма 5 и 6!
Да, есть такая старая поговорка среди фотолюбителей. Половина фоторепортеров и операторов ТВ, которые были сегодня на судебном процессе Лосицкого/Кравчёнка, наверняка ее знают. Под их объективами оба обвиняемых ждали своей участи. Ранее прокурор требовал, чтобы дали как раз 5 и 6 лет. И вот что в итоге из этого вышло.
Итак. Мингорсуд объявил приговор по делу бывшего заместителя министра здравоохранения Лосицкого и стоматолога Кравчёнка. По идее им должны были «скостить» сроки, ведь оба заключили досудебные соглашения. И вот недавно прокурор попросил дать Лосицкому 6 лет колонии, а Кравчёнку — 5. Ничего им суд не «срезал». Наверное, так и надо. Обвинение серьезное — коррупция. Суммы «вкусные». Ценник за «решение вопросов» доходил до 15 тыс. евро. Как говорится, «тебя посодют, а ты не воруй».
А пока в стране суды усиленно разбирают тома «дела врачей» (не только Лосицкий и Кравчёнок брали взятки), аптеки развивают свою сеть. Аптечные сети ADEL и «Добрыя лекi», которые входят в «Аптека групп», решили стимулировать своих сотрудников с помощью «тайных покупателей». Подробности тут.
Кадровые перестановки произошли в Республиканском союзе туристических организаций: председателем совета стал Иван Чура (учредитель компании «Топ-Тур»), председателем правления — Руслан Сегенюк (директор компании «Тайм Вояж»).
Один из ветеранов белорусской строительной сферы — компания «Арэса-Сервис» раскрыла механизм формирования цен на жилье. Да, не позавидуешь застройщикам: $400 настолько обрастают издержками, что получается аж $1,1 тыс.
Еще о деньгах. Один из лидеров рынка организации корпоративных заимствований — ЗАО «Айгенис» — пошел на крупную сделку с Паритетбанком. Сделка проходит в два этапа и предусматривает обмен валют.
Закончим на той же ноте, что и начали. Милиция сообщила, что задержан генеральный директор ОАО «Минский завод шестерен». Его взяли с поличным: при получении взятки в размере 20 тыс. евро от представителя иностранной фирмы. Значит, будет новый суд, новая история обогащения, новый приговор.
Источник