Примеры простых распространённых предложений со словом — СОЛНЦЕ
ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО СЛОВОМ — СОЛНЦЕ
Жирным шрифтом выделены главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ СЛОВО – СОЛНЦЕ — ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ
1)Солнце согревает весь мир.
2)Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток.
3)На небе светит яркое солнце.
4)Из-за облака выглянуло солнце.
5)Солнце светит ярко.
6)Солнце слепило глаза.
7)В это мгновение взошло солнце.
8)Солнце всегда привлекало человека.
9)Солнце светит днем.
10)Солнце неожиданно выглянуло из-за туч.
11)Снова солнце выглянуло из-за туч.
12)Снова солнце выглянуло из-за облаков.
13)Летом солнце светит ярко.
14)Зимой солнце светит редко.
15)Солнце появилось на горизонте.
16)А на небе солнце появилось.
17)Солнце ушло за облака.
18)Солнце спряталось за облаками.
19)Утром выглянуло яркое солнце.
20)Весной солнышко стало греть сильнее.
21)Оранжевое солнце закатилось за тёмный лес.
22)Солнце закатилось за горизонт.
23)Солнце закатилось за синее море.
24)Солнце закатилось за гору.
25)Вечером солнце закатывается.
26)Вечером солнце уходит за горизонт.
27)Солнце скрылось за горизонтом.
28)Солнце светит весело.
29)Влияет ли солнце на нашу жизнь?
30)Солнце греет ласково.
31)Снег блестит на солнце.
32)Снег сверкает на солнце.
33)Солнце осветило лес.
34)Солнце освещало окрестность.
35)Ласковое весеннее солнце согревает своим теплом все вокруг.
36)Солнце сгоняет последний снег.
37)Скоро взойдет над рекой веселое солнце.
38)За лесом вставало золотистое солнце.
39)Выплыло из-за леса солнце.
40)И снова над лесом светит солнце.
41)Солнце посылает на землю яркие лучи. (По И.С.Соколову- Микитову)
42)Весеннее солнце растопило последний снег.
43)Летнее солнце освещает высокие деревья.
44)На небе опять сияет солнце.
45)Солнце уже опускается к горизонту. (По К.Г.Паустовскому)
46)Солнце ярко светило в окно.
47)Солнце редко показывается из-за туч.
48)Солнце уже не согревает озябшую землю.
49)К обеду солнце подсушило траву.
ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ СЛОВО — СОЛНЦЕ — ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ДОПОЛНЕНИЕМ
1)Учёные наблюдают за Солнцем.
наблюдают → за чем? → за Солнцем (твор. падеж)
2)Учёные исследуют затмения Солнца.
затмения → чего? → Солнца (род. падеж)
3)Человек грустит без солнышка.
грустит → без чего? → без солнышка (род.падеж)
4)Мы смотрим на солнце.
смотрим → на что? → на солнце (вин. падеж)
5)Солнцу радуются все.
радуются → чему? → солнцу (да. падеж)
6)Наблюдали ли вы восход солнца?
восход → чего? → солнца (род. падеж)
7)Многим нравится закат солнца.
закат → чего? → солнца (род. падеж)
8)Древние славяне почитали солнце как божество.
почитали → что? → солнце (вин. падеж)
9)Человек ждёт солнышка.
ждёт → чего? → солнышка (род. падеж)
10)Человек радуется восходу солнца.
восходу → чего? → солнца (род. падеж)
11)От солнца весной тает снег.
тает → от чего? → от солнца (род. падеж)
12)Человек смотрит на солнце.
смотрит → на что? → на солнце (вин. падеж)
13)Луч солнца выглядывает из-за туч.
луч → чего? → солнца (род. падеж)
14)Под солнцем подсолнух быстро подрос.
подрос → под чем? → под солнцем (твор. падеж)
15)Всё под солнцем цветёт.
цветёт → под чем? → под солнцем (твор. падеж)
16)Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
сверкали → под чем? → под солнцем (твор. падеж)
17)Сквозь листочки белых берёз пробиваются на траву лучи утреннего солнца.
лучи → чего? → солнца (род. падеж)
18)На нежной зелени блестит золотой луч солнца.
луч → чего? → солнца (род. падеж)
19)Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки. (По Н. Надеждиной)
протягивают → к чему? → к солнцу (дат. падеж)
20)Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок.
под лучами → чего? → солнца (род. падеж)
21)Из-за облаков появился бледный луч солнца. (По Н.Ефимовой)
луч → чего? → солнца (род. падеж)
22)В просветах облаков на некоторое время пробивается луч солнца.
луч → чего? → солнца (род. падеж)
23)Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.
луч → чего? → солнца (род. падеж)
24)В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (По И. Соколову-Микитову)
восход → чего? → солнца (род. падеж)
25)Серебряные росинки переливаются в лучах солнца. (По И. Соколову-Микитову)
в лучах → чего? → солнца (род. падеж)
26)Лучи осеннего солнца освещают жёлтые листочки на стройных берёзках.
лучи → чего? → солнца (род. падеж)
27)Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро.
лучами → чего? → солнца (род. падеж)
ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, В КОТОРЫХ СЛОВО — СОЛНЦЕ – ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ
Жирным шрифтом выделены главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
1)Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. (По Л.Н.Толстому)
2)Зимой солнце светит, но не греет.
3)Солнце утром восходит, а вечером заходит.
4)Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами.
5)Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
6)Взошло, заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко. (По И.Соколову-Микитову)
7)Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее.
8)Солнце уже осветило дальний лес и речку.
9)Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям.
10)Солнце выделяет огромное количество света и тепла.
ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ СО СЛОВОМ — СОЛНЦЕ, В КОТОРЫХ ЭТО СЛОВО ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ — ДОПОЛНЕНИЕМ
В предложениях выделены подлежащее и сказуемое.
1)Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. (По И. Соколову-Микитову)
восход → чего? → солнца (род.падеж)
2)Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. (По Д.Зуеву)
лучик → чего? → солнца (род. падеж)
3)Под яркими лучами солнца горит, сверкает голубое озеро.
лучами → чего? → солнца (род.падеж)
4)О целебной силе воздуха, воды и солнца знали египтяне, римляне и греки.
о силе → чего? → солнца (род.падеж)
5)Люди с давних времен преклонялись перед солнцем и воспевали его.
преклонялись → перед чем? → перед солнцем (твор.падеж)
6)Все растения и животные радуются солнцу.
Источник
Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ
В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
- Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
- Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
- Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
- Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
- На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
- Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
- Установите отношения внутри каждого блока.
- Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
- Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:
1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
2) с которой его посадили ;
3) она была такова ;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 .
Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;
б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 : она была такова / 3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .
Вертикальная схема сложного предложения:
[сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.] 3
опред. ↓ ↓ сказ.
(с которой – союз. сл.) 2 (какой – союз. сл.) 4
Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.
Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.
I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.
II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.
Горизонтальная схема предложения:
[сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.) 2 : [мест.-сказ.] 3 , (какой – союз. сл.) 4 .
Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).
В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .
Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:
1) мальчик был добрый ;
2) только калачнику всегда говорили ;
3) что с Селиваном требуется осторожность ;
4) потому что у него на лице была красная метинка ;
5) это даром не ставится .
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Мальчик был добрый / 1 но только калачнику всегда говорили / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .
Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1–2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;
б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;
в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
г) 4–5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;
д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5 ).
Вертикальная схема сложного предложения:
[ ] 1 , но [ гл.] 2
доп. ↓
(что – союз) 3
прич. ↓
(потому что – союз. сл.) 4 , а ( – ) 5
Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.
Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).
I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.
II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного
III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.
II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .
Горизонтальная схема предложения:
[ ] 1 , но [ гл.] 2 , (что – союз) 3 , (потому что – союз) 4 , а ( – ) 5 .
Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).
По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).
Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .
Горизонтальная схема: [ ] 1 , и, (когда – союз) 2 , [ ] 3 .
Вертикальная схема: [ ] 1 , и [ ] 3 .
врем. ↓
(когда – союз) 2
Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.
В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но .
План разбора сложного предложения с разными видами связи
- Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
- Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
- Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
- Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
- Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
- При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .
Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).
Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а .
Сочинительная связь связывает два блока.
I блок представлен предложением 1.
II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то ; придаточное стоит перед главным.
Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.
Горизонтальная схема: [ ] 1 , а (так как – с.) 2 , [то ] 3 .
Вертикальная схема: [ ] 1 , а [ ] 3 .
прич. ↓
(так как. то – союз) 2
Упражнения к теме «Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ»
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»
Источник