Солнце блистало это метафора
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу.
4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
5) Он приподнялся и вдруг остолбенел: за окном он неожиданно увидел маму.
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу. (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? — удивился Толя.
– (9)Меня. провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» — сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», — с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» — это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: — (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка. (40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. М. Шанского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: «Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка. Всё хорошо!»».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.1 Известный филолог Н. М. Шанский говорил: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь, тем односложнее предложения, им создаваемые. Безусловно, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а следовательно, и мыслит он последовательно, логично.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте Анатолия Алексина. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций, сложноподчиненных предложений. Так, предложение №2 (Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу) — сложная синтаксическая конструкция, в составе которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, причем подчинение придаточных в предложении и однородное, и неоднородное, что позволяет сформулировать мысль емко, последовательно, логично. Предложение 6 (Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов) также является сложноподчиненным с последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление.
Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.
9.2 Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.
Герой текста Анатолия Алексина любит свою маму, он не хотел, чтобы мама сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. А когда увидел её через окно, понял, насколько она его любит, поэтому ему захотелось ответить взаимностью. Именно об этом финальные строчки текста.
Когда мама собиралась провожать Толю в школу, он отказался, а мама покорно положила вещи в шкаф, потому что поняла своего ребёнка, потому что она дорожит его чувствами (предложения номер 7 — 11).
Толя бежал в школу, часто оглядываясь, чтобы мама не шла вслед за ним. Но показательным при этом является предложение номер 14 (На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу): маму герой узнаёт сразу — это говорит о том, что мальчик любит её, поэтому смог узнать на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!
Материнская любовь — это безопасность, покой, доверие, забота, но нельзя забывать, что в заботе и доверии нуждаются и наши мамы. Давайте почаще вспоминать об этом.
9.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.
Герой текста Анатолия Алексина любит свою маму, он не хотел, чтобы мама сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. А когда увидел её через окно, понял, насколько она его любит, поэтому ему захотелось ответить взаимностью. Мальчик любит маму, поэтому смог узнать на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!
С примерами материнской любви мы встречаемся в повседневной жизни, богата ими и русская литература. В произведении А. Н. Толстого «Русский характер» главный герой Дремов, награжденный отпуском, поехал домой, представившись другим человеком. Но не прожив там и дня, вернулся обратно в часть. Дремову казалось, что он стал чужой родителям. Но сердце матери подсказало ей, что приезжал сын. Маме не важно, красив или нет их сын, главное, чтобы он остался жив.
Любовь матери к своему ребёнку является бескорыстной, исцеляющей и охраняющей, потому что мама любит ни за что-то, а просто так, потому что она мама. Малое, что мы можем дать взамен, это отплатить ей своей любовью.
Источник
Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
1. История создания
Фрагмент строфы из 4 главы романа Пушкина «Евгений Онегин», посвящённый наступлению осени, многими воспринимается как отдельное стихотворение.
Однако это часть большой панорамы образов русской природы, представленных в произведении.
Роман «Евгений Онегин» создавался на протяжении 7 лет: с 1823 по 1830 год. А над данным фрагментом поэт работал поздней осенью в 1824 года в Михайловском.
2. Литературное направление
Данный стихотворный фрагмент, как и весь роман, написан в реализме.
Образы привязаны к реалиям русской природы: туману, караванам улетающих гусей, скуке окружающего пейзажа. Они описывают не отвлечённый романтический мир, а вполне узнаваемый среднерусский пейзаж.
3. Род
Отрывок представляет собой небольшое, чисто лирическое произведение и может восприниматься как образец пейзажной лирики.
4. Жанр
Данный фрагмент является строфой романа за вычетом из неё первого четверостишия. Формально назвать его стихотворением нельзя.
Однако в том виде, в котором он попадает в учебники, текст воспринимается как законченное лирическое стихотворение из 10 строк.
5. Проблематика
Стихотворный отрывок не называет прямо, но косвенно затрагивает проблему отношения человека к смерти. Он посвящён постепенному приходу осени и чувствам, которые она вызывает.
6. Тематика
В стихотворении присутствует тема наступления осени. Постепенное угасание природы ассоциируется с умиранием. Время словно замедляет ход, природа готовится к зиме.
7. Идея
Идея стихотворения заключается в том, что осенью мир становится печальнее и тише. Гаснут краски неба и земли, люди и животные ищут тёплые укрытия.
Мир природы уже не кажется лучезарным, как весной и летом. Он таит в себе угасание, становится скучным и грустным.
8. Пафос
Пафос стихотворения заключается в том, что поэт способен любоваться даже печальной картиной осени. Пушкин с нежностью передаёт нам весть о том, как трогательно и величественно стареет тронутая ноябрём земля, любуется караванами гусей и желтеющими лесами.
9. Система образов
Фрагмент содержит пейзажные образы: «ложился на поля туман», «лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «гусей крикливых караван тянулся к югу». Все они складываются в единый образ осени.
Они помогают живо ощутить изменения, происходящие в природе осенью и сравнить их с собственными воспоминаниями об этом времени года.
10. Центральные персонажи
Явления природы опоэтизированы Пушкиным. Можно сказать, что главный персонаж фрагмента – сама осень.
Её образ складывается из других художественных образов. Величественный и тихий приход осени подчёркивается «печальным шумом» лесов, криками отлетающих птиц, постепенным угасанием солнца.
11. Лирический герой
Лирическим героем является сам автор.
Поэт называет это время года «довольно скучной порой», из чего можно понять, что ноябрь, в отличие от более ранней «золотой осени» не является любимым месяцем Пушкина.
12. Сюжет
Сюжет поэтического фрагмента складывается из описания нескольких явлений.
В первой строфе говорится об общих изменениях в мире: убыванию светового дня, ином качестве воздуха и света.
Вторая строфа описывает более конкретные детали пейзажа: листопад и отлёт птиц.
В двух итоговых строках заключён вывод о том, что приближается ноябрь.
13. Композиция
Композиция стихотворения – линейная.
- Завязка присутствует в первой строфе,
- развитие действия – во второй,
- а вывод – в итоговом двустишии.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение «Уж небо осенью дышало» написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.
Так как оно представляет собой фрагмент одной строфы романа, сохраняется рифмовка, характерная для «онегинской строфы».
В первом четверостишии рифмовка параллельная, во втором – кольцевая. Итоговое двустишие имеет парную рифму.
Схема рифм выглядит так: ААББ ВГГВ ДД.
15. Художественное своеобразие произведения
Большую роль играет в данном фрагменте звукопись. Помимо прямой передачи звуков осени (крикливые караваны гусей, печальный шум леса), поэт использует:
- ассонансы («у», «о», «ы», «и»)
- и аллитерации («ж/ш», «з/с», «к», «л»).
Все это прорисовывает мрачный, угрюмый фон картины, замедляет поэтическую речь, делая её неторопливой и таинственной.
Лексика стихотворения понятна современному читателю. Вместе с общелитературными поэт использует книжные слова («сень», «обнажалась», «уж»). Так он слегка приподнимает предмет изображения над обыденностью, подчёркивает величие осени.
Пушкин выстраивает предложения с прямым порядком слов, но иногда прибегает к инверсии («лесов таинственная сень»). Такая перестановка слов подчёркивает прелесть и поэтичность этого образа, заставляет обратить на него особенное внимание.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин широко использует средства художественной выразительности.
Текст украшают эпитеты: «лесов таинственная сень», «с печальным шумом» и ёмкие определения с прямым значением «гусей крикливых караван», «довольно скучная пора».
Встречаются в нём и метафоры: «сень лесов», «солнышко блистало».
Важное место отведено олицетворениям: «небо дышало», сень лесов «обнажалась», туман «ложился», пора «приближалась», ноябрь «стоял». Благодаря их использованию, картина угасания не выглядит статичной. Даже умирая, природа живёт, движется и дышит.
17. Значение произведения
Стихотворение достоверно и точно описывает очень специфическое и, на первый взгляд, далёкое от поэзии время поздней осени.
Даже пасмурный ноябрь у Пушкина прекрасен. В угасании тоже есть своя прелесть.
18. Актуальность
Вечный мир природы наполняет нас радостью и печалью каждый раз, когда наступает то или иное время года. Именно поэтому стихотворение Пушкина о ноябре всегда будет актуальным.
19. Моё отношение
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» кажется мне грустным и немного унылым, но, несмотря на это, в нём чувствуются любовь и внимание Пушкина к русской природе.
Оно западает глубоко в память и остаётся там навсегда. Пушкин очень тонко почувствовал и передал в своей поэзии переход от осени к зиме.
20. Чему учит
Данное произведение учит находить прекрасное во всём. Любуясь картинами осенней природы, Пушкин выбирает самые поэтичные стороны бытия и заражает читателя своим восторгом, жизнелюбием, наблюдательностью.
Так и хочется побродить вместе с поэтом по опушкам осеннего леса, полюбоваться паутинками на ветках и жёлтыми травами…
Пушкин учит нас любить жизнь во всех её проявлениях.
Источник