Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 15:41
Свт. Иоанн Златоуст
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
См. Толкование на 1 Кор. 15:37
Свт. Феофан Затворник
Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе
Как выше, говоря о земных телах, не удовольствовался Апостол сказать вообще об них, но перечислил разные их роды; так, говоря о телах небесных, не удовольствовался сказать о них вообще, а тоже перечисляет их, как они представляются простому глазу: солнце, луна и звезды. Разных степеней они, но все одного ранга – светящие на земле тела. Перечисляет их, чтоб подольше подержать на них внимание и утвердить в мысли, что они совсем не то же, что земные. Небо с телами своими, в общем мнении, есть представитель всего лучшего и совершеннейшего, как земля – представительница всяких недостатков и немощей.
Во всех этих текстах (39–41) Апостол не имел намерения указывать различие в славе воскресших по нравственному их различию; цель его речи выяснить, что воскресшее тело будет хотя то же, но по совершенствам будет несравненно выше теперешнего. Это и обозначает он двумя родами тел земных и небесных. Но можно это место брать и как указание на различие будущих тел по нравственному состоянию. Так и толкуют все наши толковники. Земные тела, говорят они, представляют грешников, а небесные праведников; разные же виды тех и других – разные степени грешности и праведности. Святой Златоуст говорит: «Доказав истину воскресения, Апостол теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно. Разделив всех на два разряда, на праведников и грешников, он потом разделяет эти два разряда на многие части, показывая, что праведники и грешники получат не одинаковую участь, что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники с грешниками. Первое деление – праведников и грешников – он делает в словах: телеса небесная и телеса земная, разумея под земными последних, а под небесными первых. Потом показывает различие между самими грешниками в словах: не всяка плоть таже плоть, но ина убо плоть рыбам, ина же птицам и скотом: хотя все они суть тела, но одни более, другие менее маловажны, как в образе жизни, так и в устройстве. Сказав об этом, он обращается затем к небу и говорит: ина слава солнцу, ина слава луне. Как в земных телах есть различие, так и в небесных; есть различие не только между солнцем и луною, между луною и звездами, но и между самими звездами, ибо хотя все они на небе, но одни имеют более славы, другие менее. Чему же мы научаемся отсюда? – Тому, что хотя все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться. Потому он и присовокупляет: такожде и воскресение мертвых; так и тогда будет великое различие».
Наведши на мысль о различии будущих тел от нынешних, как разнятся небесные тела от земных, Апостол определенно высказывает самые черты различия.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
См. Толкование на 1 Кор. 15:40
Блаж. Августин
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
У тела глаза в большом почете, но имели бы меньший, если, кроме глаз, не было бы ничего или если бы у тела не было других частей, имеющих меньшее значение. На небе солнце превосходит своим светом луну, но ведь не порицает ее, ибо звезда от звезды разнится в славе, но не мерится с нею гордостью.
О благе вдовства.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
Как немного прежде сказал о различии в телах грешников, начав с людей и потом упомянув о птицах, скотах и рыбах, потому что и грешники, быв сначала людьми, ниспали потом до уподобления бессловесным (Пс. 48:21), так теперь показывает разности в праведниках. Все, говорит, в славе, но иной свет у солнца, иной у луны, и у какого ни случится тела; ибо и звезды от звезд разнятся в славе, то есть в свете; ибо славу звезд составляет свет. Некоторые под телами небесными разумели ангелов, но думаю, что это неверно. А из того, что привел солнце, луну и звезды, видно, что речь идет о них.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Блаж. Иероним Стридонский
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
Звезда со звездою разнится в славе, и в одном теле Церкви есть различные члены. Имеет солнце сияние свое, луна же умеряет темноту ночи, и пять других созвездий, которые называются блуждающими, проходят, пересекая, пробегая и освещая небо; бесчисленны другие звезды, которых свет мы различаем на небесном своде. По отдельности различны светила, и каждое по-своему так совершенно, что это совершенство лишь в сравнении с более совершенным никнет. Так же и в теле, части которого различны, одно глаз, другое рука, третье нога делает. Так говорит и апостол: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор. 12:21).
Беседы против пелагиан.
Лопухин А.П.
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
Источник
Толкование на 1 Коринфянам 15:41
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на 1 Коринфянам 15:41 / 1Кор 15:41
Феофан Затворник (1815−1894)
Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе
Как выше, говоря о земных телах, не удовольствовался Апостол сказать вообще об них, но перечислил разные их роды; так, говоря о телах небесных, не удовольствовался сказать о них вообще, а тоже перечисляет их, как они представляются простому глазу: солнце, луна и звезды. Разных степеней они, но все одного ранга — светящие на земле тела. Перечисляет их, чтоб подольше подержать на них внимание и утвердить в мысли, что они совсем не то же, что земные. Небо с телами своими, в общем мнении, есть представитель всего лучшего и совершеннейшего, как земля — представительница всяких недостатков и немощей.
Во всех этих текстах (39−41) Апостол не имел намерения указывать различие в славе воскресших по нравственному их различию; цель его речи выяснить, что воскресшее тело будет хотя то же, но по совершенствам будет несравненно выше теперешнего. Это и обозначает он двумя родами тел земных и небесных. Но можно это место брать и как указание на различие будущих тел по нравственному состоянию. Так и толкуют все наши толковники. Земные тела, говорят они, представляют грешников, а небесные праведников; разные же виды тех и других — разные степени грешности и праведности. Святой Златоуст говорит: «Доказав истину воскресения, Апостол теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно. Разделив всех на два разряда, на праведников и грешников, он потом разделяет эти два разряда на многие части, показывая, что праведники и грешники получат не одинаковую участь, что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники с грешниками. Первое деление — праведников и грешников — он делает в словах: телеса небесная и телеса земная, разумея под земными последних, а под небесными первых. Потом показывает различие между самими грешниками в словах: не всяка плоть таже плоть, но ина убо плоть рыбам, ина же птицам и скотом: хотя все они суть тела, но одни более, другие менее маловажны, как в образе жизни, так и в устройстве. Сказав об этом, он обращается затем к небу и говорит: ина слава солнцу, ина слава луне. Как в земных телах есть различие, так и в небесных; есть различие не только между солнцем и луною, между луною и звездами, но и между самими звездами, ибо хотя все они на небе, но одни имеют более славы, другие менее. Чему же мы научаемся отсюда? — Тому, что хотя все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться. Потому он и присовокупляет: такожде и воскресение мертвых; так и тогда будет великое различие».
Наведши на мысль о различии будущих тел от нынешних, как разнятся небесные тела от земных, Апостол определенно высказывает самые черты различия.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Августин (354−430)
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
У тела глаза в большом почете, но имели бы меньший, если, кроме глаз, не было бы ничего или если бы у тела не было других частей, имеющих меньшее значение. На небе солнце превосходит своим светом луну, но ведь не порицает ее, ибо звезда от звезды разнится в славе, но не мерится с нею гордостью.
Источник: О благе вдовства.
Феофилакт Болгарский (
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
Как немного прежде сказал о различии в телах грешников, начав с людей и потом упомянув о птицах, скотах и рыбах, потому что и грешники, быв сначала людьми, ниспали потом до уподобления бессловесным (Пс. 48:21), так теперь показывает разности в праведниках. Все, говорит, в славе, но иной свет у солнца, иной у луны, и у какого ни случится тела; ибо и звезды от звезд разнятся в славе, то есть в свете; ибо славу звезд составляет свет. Некоторые под телами небесными разумели ангелов, но думаю, что это неверно. А из того, что привел солнце, луну и звезды, видно, что речь идет о них.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Иероним Стридонский (
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе
Звезда со звездою разнится в славе, и в одном теле Церкви есть различные члены. Имеет солнце сияние свое, луна же умеряет темноту ночи, и пять других созвездий, которые называются блуждающими, проходят, пересекая, пробегая и освещая небо; бесчисленны другие звезды, которых свет мы различаем на небесном своде. По отдельности различны светила, и каждое по-своему так совершенно, что это совершенство лишь в сравнении с более совершенным никнет. Так же и в теле, части которого различны, одно глаз, другое рука, третье нога делает. Так говорит и апостол: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор. 12:21).
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкование на Ис. 24:23
Свт. Кирилл Александрийский
И истает плинфа и падет стена, и устыдится луна и посрамится солнце
См. Толкование на Ис. 24:21
Яко воцарится Господь в Сионе и во Иерусалиме: и пред старейшины славен будет
Сион толкуется высокий и место наблюдения, а Иерусалим – видение мира. Итак, Церковь Христова истинно есть место наблюдения и истинно есть видение мира. Ибо в ней обычно предлагается высочайшее созерцание божественных Его тайн и подлинно (в ней) видение мира. Миром же мы называем Христа, которого мы познаем из богодухновенного Писания, так как писал о Нем премудрый Моисей, а равно и святые пророки. Итак, когда истреблено было нечистое и ненавистное идолослужение, искоренено было поклонение твари, и когда жестоко угнетавшие поднебесную заключены были в крепость и темницу, когда разрушена была стена и уничтожена до самого основания, как уже было объяснено это прежде: тогда (сбылось сказанное, пророком): воцарится Господь в Сионе и пред старейшины славен будет. Старейшинами же, думаю, в сих словах называет совершенных духом и имеющих как-бы состарившийся ум, так что очами сердца они могут созерцать глубину касающихся Его тайн. Им и премудрый Иоанн пишет, говоря: пишу вам, отцы, яко познасте безначальнаго (1 Ин. 2:13). Но познавши, они прославляют Его и воздают Ему подобающую славу, исповедуя Его царем и Господом. А что по совершенном уничтожении тиранства диавола воцарился Христос, Он сам учит этому: когда Он в искупление за жизнь всех Себя самого принес Богу и Отцу, претерпевши за нас честный крест, то говорил: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Ин. 12:31-32). Итак, Он покорил своей власти всех живущих на земле, изгнав князя века сего; словом же изгнание хорошо обозначается уничижение тиранства (диавола) над всеми.
Толкование на пророка Исаию.
Прп. Ефрем Сирин
И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава
И устыдится луна и посрамится солнце. Луной и солнцем пророк называет или Ассирийских богов, на которых надеялись Ассирияне, или славу и могущество самих Ассириян. Яко воцарится Господь сильный в горе Сионе. Не иной Господь, но Тот, Который прославится поражением Ассириян, и пред святыми своими прославлен будет из-за тех чудес, которые совершит перед Езекией и его приближенными.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Блж. Иероним Стридонский
И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава
Луна краснее, солнце стыдится, и небо облекается во власяницу — а мы бесстрашно и весело, как будто свободные от всякого греха, встречаем величие Судии? Встретим, когда истают горы, то есть превознесенные гордыней, и все воинство небесное — звезды ли, или чины ангельские, — и когда будут согнуты, как книга, небеса!
Против пелагиан.
См. Толкование на Ис. 24:21
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.
Беда Достопочтенный
И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава
Звезды в день суда явятся мрачными не из-за уменьшения своей светлости, но из-за превосходства блистания Света истинного, то есть высшего Судии, когда Он придет в величии Своем, и Отца святых ангелов, хотя ничего не препятствует понимать это так, что, действительно, тогда солнце и луна со прочими звездами лишится на время своего света, что случилось с солнцем во время страдания Господа. А луна, поскольку была полной, в то время скрывалась под недрами земли. Посему до сих пор остается не совершившимся пророчество Иоиля, который, после того как сказал: солнце превратится во тьму, добавил: и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный (Иоил. 3:5). И вот что о дне суда говорит Исаия: И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь воинств воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и в виду старцев его будет прославлен.
Изложение Евангелия от Марка.
Лопухин А.П.
И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава
Солнце и луна, которым в древности воздавалось божеское почтение, должны будут со срамом уступить свое место на земле истинному Богу и Владыке мира.
Сион и Иерусалим здесь имеются в виду уже новые, о которых говорится в Апокалипсисе (Откр. 21:2).
Пред старейшинами. Пророк припоминает здесь старейшин Израилевых, видевших славу Господа на Синае (Исх 24:9 и сл.). Апостол Иоанн Богослов имел, вероятно, ввиду это место, когда говорил о старцах, сидевших на 24 престолах вокруг престола Божия (Откр. 4:4).
Толковая Библия.
Источник