Меню

Солнце это стечение согласных

§ 7. Орфограмма —

25. Спишите, подчеркивая в словах одной чертой орфограммы, т.е. написания не по произношению.

Д о ма, ду б , ска з ка, стол, трава, висел, л е сок, л и са, т о пор, т я нул, ч а сы, веч е р о м, ш и р о ко, звез д ный.


26. Прочитайте данные слова, и обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — гласных букв. Запишите слова под диктовку в два столбика: слева — с опознавательным признаком «гласные без ударения», справа — «гласные после шипящих и ц».

«гласные без ударения» «гласные после шипящих»
Роса,
весна,
ледовый,
кактить,
листок.
Чулок,
цирк,
часы,
щука,
циркуль.

27. Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — согласных букв. Запишите слова в два столбика: слева — с опознавательным признаком «стечение согласных», справа — «конец слова».

«стечение согласных» «конец слова»
Солнце,
катушка,
сережка,
вкусный,
лестница,
опасный,
пробка,
молотьба.
Дуб,
морковь,
плуг,
огород,
стриж,
мороз,
потоп,
топот.

28. Обозначьте значимые части слов, в которых есть орфограммы. Орфограммы подчеркните одной чертой, поставьте в словах ударение.

Источник

§ 7. Орфограмма

Звуковой состав сло́ва на письме передаётся с помощью букв: карандаш, бумага, клей. Различают два вида написаний: по произношению — пишу то, что слышу (например, дом, пар, стол, туман), и не по произношению — пишу не то, что слышу (например, слышу [вада], а пишу вода).

Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы являются точками применения правил.

Орфограмма (от греч. orthos — правильный и gramma — буква).

25. Спишите, подчёркивая в словак одной чертой орфограммы, т. е. написания не по произношению.

Дома́, дуб, ска́зка, столы́; трава́, висел́, лесо́к, лиса́, топо́р, тяну́л, часы́, ве́чером, широко́, звёздный.

Орфограммы в словах можно найти по особым «приметам», или опознавательным признакам, например:

  • для орфограмм — гласных букв это гласные без ударения (вено́к, лиса́, ве́тер и др.);
  • гласные после шипящих и ц (шёпот, цифра и др.);
  • для орфограмм — согласных букв это стечение согласных (бумажка, грустный, но ясный, прекрасный и др.), конец слова (сторож, мороз и др.).

26. Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — гласных букв. Запишите слова под диктовку в два столбика: слева — с опознавательным признаком «гласные без ударения», справа — «гласные после шипящих и ц».

Чулок, роса, цирк, весна, часы, ледовый, щука, катить, циркуль, листок.

27. Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — согласных букв. Запишите слова в два столбика: слева — с опознавательным признаком «стечение согласных», справа — «конец слова».

Солнце, дуб, катушка, морковь, серёжка, вкусный, плуг, лестница, огород, опасный, стриж, пробка, мороз, потоп, молотьба, топот.

Орфограммы-буквы (или буквенные орфограммы) могут находиться:

28. Обозначьте значимые части слов, в которых есть орфограммы. Орфограммы подчеркните одной чертой. Поставьте в словах ударения.

Капот, машина, масляный, рулевой, собрать, сдвинуть, отвинтить, о бензине, в масле, скорость.

Источник

Опознавательные признаки орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям

Тип буквенных орфограмм

  1. Гласные – (слабая позиция) безударность гласного [малако]; (сильная позиция) — наличие шипящего и ц перед гласными маш[ы]на, ц[ы]фры
  2. На согласные – (слабая позиция) -конец слова слог — сло[к]; — стечение согласных сердце – [с’эрцэ] (сильная позиция) — н перед суффиксом длинный, — н перед окончанием здоровенный
  3. ь неразделительный – (слабая позиция), -мягкие согласные — (сильная позиция) [ца] на конце глаголов, смеё[ц]а; -шипящие на конце слова спишь
  4. ь и ъ разделительные (сильная позиция) — звук [й] после согласных съем —[сй’эм] и перед гласными вьюга —[в’й’уга]

Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)
Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
Непроизносимые со­гласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё
Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в на­чале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
ь на конце имен суще­ствительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).

Источник

Что такое стечение согласных (с примерами)

Вслушайтесь в свою речь или в то, что говорят окружающие вас люди. Обратите внимание, что естественней воспринимаются те слова, в которых согласные и гласные звуки чередуются: весна, небо, работа, мода. Наряду с ними в нашей речи часто используются слова, где согласные идут подряд: вздор, друг, солнце, перчатка. В русском языке такое расположение букв называют стечением согласных или консонантным сочетанием.

В основном, стечение согласных встречается в следующих случаях.

  1. На стыке морфем приставка-корень или корень-суффикс. Здесь стоят либо две одинаковые согласные, либо глухая и звонкая. Примеры: рассмотреть, тридцать, находчивость.
  2. Когда в длинном сочетании один звук или совсем не произносится (праздновать, чувства, безмолвствовать), или слышится иной (баловство, нравственный, гигантский).
  3. В конце слова: быстр, жезл, пазл. Такие слова не просты в произношении. Интересно, что расположение аналогичных сочетаний в начале или в середине слова абсолютно не нарушает их восприятия: пленка, восходить, тлен.
  4. В корне слова. В некоторых случаях сочетание отчетливо слышно (ванна, труппа), а в других одна из согласных «прячется» (аккорд, суббота, корреспондент). Некоторые слова требуют отчетливого произношения консонантных согласных, иначе их смысл может измениться: например, «водить» вместо «вводить».
  5. В конце кратких прилагательных. Примеры: добр, черств, толст, бодр.
  6. В существительных, стоящих в родительном падеже и во множественном числе: достоинств, чувств, тумб.
  7. В аббревиатурах: Главцентрстрой, ДЮСШ;
  8. В словах с приставками вс-, вз-, чрез-, экс- : всплеск, взбежать, чрезмерный, экс-президент.
  9. В словах, заканчивающихся на –ство: вымогательство, доказательство и другие.

Русский язык, как и любой другой, требует благозвучия — речь должна быть приятной на слух. Неудачное построение предложений, затрудненная артикуляция при произношении слов с консонантными сочетаниями отвлекают внимание и мешают восприятию текста. Еще Аристотель говорил, что все написанное должно удобно читаться и произноситься. В зависимости от того, сколько согласных сочетается, можно выделить слова:

  • с двумя идущими подряд согласными (двучленное сочетание), встречаются чаще всего:

брат, ведро, кран, спорт;

  • три идущие подряд согласные — трехчленное сочетание:

взбить, солнце, радость, кастрюля;

  • с сочетанием четырех и более согласных:

бодрствование, наследственность, агентство, постскриптум, встрепенуться.

Как правило, неблагозвучными считаются слова, в которых сочетаются четыре согласных и более. Иногда нарушение удобства восприятия и произношения встречается в словах с двучленным и трехчленным сочетанием согласных. Сделать речь благозвучной можно несколькими способами, например:

  • изменить словоформу — не добр, а добрый, не много достоинств, а разные достоинства;
  • разбавить фразу другими словами: над головой — надо мной, конкурс взрослых — конкурс для взрослых;
  • использовать не сокращенные, а полные наименования: Детская и юношеская спортивная школа вместо ДЮСШ.

Интересное замечание. На первый взгляд кажется, что чем больше в словах гласных, тем «приятней» они звучат. На самом деле благозвучность достигается только характерным для каждого языка соотношением гласных и согласных букв. Так, в русской речи процент гласных даже меньше среднего — 42,4 %, тогда как согласных букв — 57,6 %.

Источник

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.

Например, в слове сер д це непроизносимым является согласный звук [д], в слове мес т ность — согласный [т], в слове здра в ствуйте — согласный [в], в слове со л нце — согласный [л].

При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными [в], [д], [л], [т] в корне требует проверки.

Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.

Звёз д ный — звез д а (после непроизносимого согласного звука [д] идет гласный звук [а]), грус т ный — грус т ь (непроизносимый согласный звук [т] слышится более ясно в конце слова).

Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.

  • существительное (в том числе с предлогом): счас т ливый — счас т ье, ус т ный — ус т а, безжалос т ный — без жалос т и
  • прилагательное: сер д це — сер д ечный
  • глагол: поз д ний — опоз д ать

Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.

Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.

Запомните: лес т ница (но лесенка), праз д ник, чу в ство.

Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним

Вес т ник — вес т ь, вес т очка

Влас т ный — влас т ь

Гиган т ский — гиган т ы

Громоз д кий — громоз д ить

Грус т ный — грус т ь, грус т ить

Доблес т ный — доблес т ь

Жалос т ливый, безжалос т ный — жалос т ь, без жалос т и

Завис т ливый — завис т ь

Звёз д ный — звез д а

Здра в ствовать — здра в ый

Злос т ный — злос т ь, от злос т и

Извес т ный — извес т ие

Капус т ный — капус т а

Кос т ный — кос т ь, кос т очка, окос т енеть

Крес т ник — крес т ить

Мес т ный — мес т о

Наез д ник — ез д а, ез д ить

Ненас т ный — ненас т ье

Облас т ной — облас т ь

Пас т бище — пас т и

Поз д ний, поз д но — опоз д ать

Пос т ный — пос т , пос т иться

Прелес т ный — прелес т ь

Свис т нуть — свис т , свис т еть

Радос т ный — радос т ь

Сер д це — сер д ечный, сер д ечко

Совес т ливый — совес т ь

Со л нце — со л нечный, со л нышко

Страс т ный — страс т ь

Счас т ливый — счас т ье

Трос т ник, трос т никовый — трос т ь, трос т очка, трос т инка

Ус т ный — ус т а

Учас т ник — учас т ие

Хвас т ливый — хвас т ать, хвас т ун

Хрус т нуть — хрус т , хрус т еть

Час т ный — час т ь

Чес т ный — чес т ь

Ше ф ствовать — ше ф ы

Ярос т ный — ярос т ь, в ярос т и

Обратите внимание! В этих словах НЕТ непроизносимых согласных:

вкусный, гнусный, интересный, искусный, напрасный, небесный, опасный, парусный, прекрасный, ровесник, словесный, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать («идти»), яства.

Читайте также темы:

Источник

Читайте также:  Кладовая солнца зачем отправились дети

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector