Явления природы
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе | Примеры зимних явления в живой природе |
---|---|
|
|
Весенние явления природы
Названия весенних явлений в неживой природе | Названия весенних явлений в живой природе |
---|---|
|
|
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе | Осенние явления в живой природе |
|
|
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
- Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
- Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
- Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
- Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
- «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
- Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
- Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
- Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
- Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
- Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
- Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
- Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
- Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Источник
Действительно ли Солнце – живое?
«Солнце – в некотором смысле живой организм». Это образное выражение или научная позиция? Судя по тенденциям в современной науке – скорее последнее.
На сайте «Царьград» (https://tsargrad.tv/articles/solnechnaja-dubinka-ogrela-zemlju_84396) опубликовано интервью с главным научным сотрудником лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН (ФИАН) С. Богачевым. Оно посвящено крупнейшей солнечной вспышке 6.09.2017 года, но привлекает внимание характерным высказыванием С. Богачева: «Дело в том, что Солнце в каком-то смысле — живой объект. Живой не в плане биологическом, конечно, а в плане того, что оно меняется, имеет сложную эволюцию. Оно не работает как часы, оно работает довольно сложным способом, не до конца нам понятным. И в этом смысле, можно сказать, живёт. Известно из истории, что на Солнце бывали довольно крупные перерывы активности, когда оно сбивалось со своего ритма на десятилетия, и даже на столетия. И поэтому сам факт, что Солнце сработало как-то необычно, не является исключительным. Это не стало таким уж очень редким случаем. Это поведение нашего светила, скорее, свидетельство о том, что Солнце — это сложный организм, не до конца нам понятный».
Среди комментариев, как водится, были резкие выпады и отсылки к школьным учебникам. Но нам представляется, что высказывание ученого говорит о все более явственной тенденции смены сегодняшней научной парадигмы (вспомним Т. Куна!). Все еще господствующий механицизм постепенно уступает место целостному (холистическому) подходу. В его рамках, например, совершенно логично рассматривать Солнце – и подобные ему динамические неравновесные системы – как «организм», точнее, конечно, прото-организм. Здесь в качестве параллели можно вспомнить концепцию Геи (Земли как некоего супер-организма) Д.Лавлока и Л. Маргулис. По сути, в естествознание – через синергетику, универсальный эволюционизм, системный подход и пр. – возвращаются древнейшие идеи (приведем для примера лишь труды корифеев отечественной синергетики С.П. Курдюмова и Е.Н Князевой).
Говоря проще – искусственно сконструированная механистическим мышлением пропасть между «живым» и «неживым» все более теряет смысл. Это не значит, разумеется, что между ними нет разницы. Но они теперь действительно предстают как ступени единой эволюции (универсальный эволюционизм). Отсюда совершенно естественно предположить, что существуют некие единые механизмы эволюции, действующие на всех ее этапах; и уж, конечно, они куда сложнее, чем постулированные в неодарвинизме (который, к тому же, ограничен сферой традиционно «живого»). А это, в свою очередь, наводит на мысль о некоей единой «программе» развития Вселенной, о «цели» этой программы, а именно – развитие разума. Эта идея также буквально висит в воздухе, а от нее — считанное число шагов к какому-то новому осмыслению представлений об Абсолюте/Мировом Разуме. Завершим заметку показательным высказыванием д.ф/м наук В. Г. Буданова:
«Принципы гармонии отражают… своего рода правила суперотбора и кардинально сокращают время эволюции Вселенной… Фактически такой подход размывает понятие системы, слишком открыта она к обоим — мега- и микроуровням, слишком организмичным становится сам порождающий Универсум, а система — похожей на него. Система вступает в диалог со Вселенной,… возможно получение информации из целостного источника, синхронизация и гармонизация системы в согласии с космическими принципами» (Буданов В.Г. Синергия гармонии — ключ к эволюции формы и ритма. // Мир огненный № 3 (14). — М.,1997, с.23-25.)
И.В. Фотиева, док. фил.наук, профессор
Источник
Окружающий мир 2 класс 1 часть Явления природы стр. 28 – 31
1) Вспомни, что относится к неживой природе, а что — к живой.
К неживой природе относятся солнце, воздух, камни, вода.
К живой природе относятся растения, животные, человек.
2) Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?
Источником света и тепла на Земле является Солнце.
3) Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами.
Сосульки могут таять и превращаться в воду.
Туча может образоваться в небе и из неё пойдёт дождь.
Земля вращается вокруг солнца и на ней меняются времена года, происходит смена дня и ночи.
Головастик может превратиться в лягушку.
Ласточка может вывести птенцов, может расти, стареть и умереть.
Одуванчик прорастает весной, расцветает, облетает, его семена сеются в землю и снова прорастают.
Снег может таять, падать на землю.
Гусеница может стать бабочкой.
4) Приведи свои примеры явлений в неживой и живой природе.
Примеры явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детёнышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелёт птиц.
Примеры явлений в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.
5) Какие времена года (сезоны) показаны на рисунках? По каким признакам это можно определить?
На первом рисунке показана весна. Деревья стоят без листьев, кое-где лежит снег, но есть и проталины, небо яркое и голубое.
На втором рисунке показано лето. Все растения зелёные, цветут цветы.
На третьем рисунке осень. Листва на деревьях стала жёлтой, она опадает, засыхают травы.
На последнем рисунке зима. Всё укрыто толстым слоем снега.
6) Приведи примеры сезонных явлений в природе.
Примеры сезонных явлений в природе: отлет птиц на юг и возвращение их весной, зимняя спячка, листопад, снегопад, летние грозы, появление листочков весной, цветение цветов летом, вскрытие рек, гололёд, метель.
7) Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом учебном году.
Весной на деревьях набухают почки и появляются зелёные листочки. Потом дерево начинает цвести.
Летом цветение заканчивается, и дерево стоит зелёное. На нём появляются и начинают зреть плоды.
Осенью плоды созревают, листья становятся жёлтыми и опадают.
Зимой дерево стоит голое, оно спит.
Домашнее задание
1) Что такое явления природы? Приведи примеры.
Явления природы — это все изменения, которые в ней происходит. Например, сегодня солнечно и жарко, но набежали тучи, и пошёл дождь. Потом ударила молния, раздался гром, посыпался град. Всё это явления природы.
2) Что такое термометр?
Термометр показывает температуру.
3) Как записывают показания термометра?
Температуру записывают в градусах Цельсия. Если температура выше нуля, тепло, то записывают просто цифры с плюсом: +35 градусов. Если температура ниже нуля, мороз, то цифры записываются с минусом: -24 градуса.
Градус обозначается маленьким кружочком за последней цифрой.
Источник